ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1748/2021 от 02.12.2021 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-1748/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи 2 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Катанаевой А.С. и Печуриной Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-60/2021 (УИД 15OS0000-01-2021-000024-48) по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания о ликвидации Северо-Осетинской региональной общественной организации «Общественный совет Дигории» («Дигори нихас»),

по апелляционной жалобе административного ответчика Северо-Осетинской региональной общественной организации «Общественный совет Дигории» («Дигори нихас»)

на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2021 г., которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., объяснения представителей административного ответчика Северо-Осетинской региональной общественной организации «Общественный совет Дигории» («Дигори нихас») ФИО1, ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания ФИО4, ФИО5, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Северо-Осетинская региональная общественная организация «Общественный совет Дигории» («Дигори нихас») (далее – СОРОО «Общественный совет Дигории», Организация) зарегистрирована в качестве юридического лица Министерством юстиции Республики Северная Осетия-Алания 31 марта 2020 г., с присвоением учетного номера 1512010831 от 25 марта 2020 г.

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 31 марта 2020 г. за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1201500002021. Юридический адрес Организации: <...>; лицом, имеющим право действовать от имени Организации без доверенности, является ФИО1

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило ликвидировать Организацию, ссылаясь на допущенные ею неоднократные и грубые нарушения требований действующего законодательства, и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании требования прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания от 28 января 2021 г. и распоряжения Управления от 1 февраля 2021 г. в период с 5 февраля 2021 г. по 9 февраля 2021 г. в отношении СОРОО «Общественный совет Дигории» проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что Организацией допущены нарушения статьи 15 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения Управлением в адрес Организации письменных предупреждений от 9 февраля 2021 г. и от 8 апреля 2021 г., содержащих требования об устранении в установленный срок нарушений действующего законодательства. Направленные Управлением предупреждения Организацией оставлены без исполнения, установленные в ходе проверки нарушения не устранены. Допущенные Организацией неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства в силу абзаца третьего части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» являются основанием для ее ликвидации.

Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2021 г. административное исковое заявление Управления удовлетворено; Организация ликвидирована с исключением данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Не согласившись с решением суда, оспаривая его законность и обоснованность, административный ответчик в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установленные судом обстоятельства не подтверждены доказательствами, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Управлением представлены письменные возражения.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях), которым урегулированы общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (часть 1 статьи 5 Закона об общественных объединениях).

Одной из организационно-правовых форм общественных объединений, является общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан, высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание, постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (статья 7, части 1 и 3 статьи 8 Закона об общественных объединениях).

Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям являются основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности (абзац третий части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях, подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705, и пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 26, к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Из материалов административного дела следует, что СОРОО «Общественный совет Дигории» осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного общим собранием учредителей 17 января 2020 г., зарегистрированного Управлением 25 марта 2020 г. (далее - Устав).

В соответствии со статьей 28 Закона об общественных объединениях официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (часть 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях).

Судом установлено, что прокуратурой Республики Северная Осетия-Алания проведена проверка Устава СОРОО «Общественный совет Дигории», в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Так, в нарушение статьи 15 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, определяющей, что государственными языками Республики Северная Осетия-Алания являются русский язык и осетинский язык (иронский и дигорский диалекты), пункты 1.6, 1.9, 1.10, подпункт 2 пункта 2.1, подпункты 13, 14 пункта 2.2 Устава содержат такие понятия как «дигорский язык», «дигорский народ»; в нарушение статьи 28 Закона об общественных объединениях наименование организации не содержит указания на характер деятельности; в Уставе организации не содержится описание символики общественного объединения.

В адрес руководителя Организации прокуратурой республики вынесено представление об устранении нарушений закона и приведении Устава в соответствие с действующим законодательством, которое административным ответчиком оставлено без удовлетворения.

На основании требования прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания от 28 января 2021 г. № 27-231-21 и в соответствии с распоряжением Управления от 1 февраля 2021 г. № 18-р «О проведении внеплановой документарной проверки Северо-Осетинской региональной общественной организации «Общественный совет Дигории» («Дигори нихас») в период с 5 февраля 2021 г. по 9 февраля 2021 г. Управлением проведена внеплановая документарная проверка деятельности Организации.

Результаты проверки оформлены актом от 9 февраля 2021 г., из которого следует, что в нарушение статьи 15 Конституции Республики Северная Осетия-Алания пункты 1.6, 1.9, 1.10, подпункт 2 пункта 2.1, подпункты 13, 14 пункта 2.2 Устава Организации содержат такие понятия как «дигорский язык», «дигорский народ»; в нарушение статьи 28 Закона об общественных объединениях наименование организации не содержит указания на характер деятельности; в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о дополнительных видах экономической деятельности Организации: 91.04.2 (Деятельность государственных природных заповедников (в том числе биосферных); 91.04.3 (Деятельность национальных парков); 94.11 (Деятельность коммерческих и предпринимательских членских организаций); 96.09 (Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки), которые не соответствуют целям, предусмотренным Уставом, и влечет нарушение статьи 24 Закона о некоммерческих организациях.

За нарушение требований законодательства Российской Федерации в адрес Организацией Управлением вынесены предупреждения от 9 февраля 2021 г. и от 8 апреля 2021 г., которые административным ответчиком получены 13 февраля 2021 г. и 8 апреля 2021 г. соответственно.

Обоснованность вынесенных Управлением предупреждений, за исключением указания в них на необходимость устранения несоответствия положений Устава, содержащих понятия «дигорский язык», «дигорский народ», Конституции Республики Северная Осетия-Алания, административным ответчиком не оспаривалась.

Данные предупреждения незаконными вышестоящим органом не признаны, в судебном порядке не обжаловались.

Вместе с тем, несмотря на неоднократные предупреждения, административный ответчик в течение длительного времени не принял необходимых и достаточных мер к устранению выявленных нарушений закона.

На основании заключений Управления от 8 апреля 2021 г., от 18 мая 2021 г. распоряжениями Управления от этих же дат № 115-р и № 163-р СОРОО «Общественный совет Дигории» отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об общественных объединениях.

Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений, административным ответчиком не представлено.

Приведенные распоряжения Управления об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы СОРОО «Общественный совет Дигории», в судебном или административном порядке обжалованы не были.

По результатам разрешения заявленных требований судом первой инстанции дана правовая оценка несоответствию пунктов 1.6, 1.9, 1.10, подпункта 2 пункта 2.1, подпунктов 13, 14 пункта 2.2 Устава Организации в части содержащихся в них понятий «дигорский язык», «дигорский народ» положениям Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Соответствующие выводы суда, построенные на анализе норм Конституции Российской Федерации (статьи 29 и 68), статьи 3, части 1 и 4 статьи 4 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», мотивированно приведены в обжалуемом решении, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.

Закрепленные в перечисленных пунктах Устава Организации понятия «дигорский язык», «дигорский народ» не отвечают положениям статьи 15 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частями 1 и 2 которой определено, что государственными языками Республики Северная Осетия-Алания являются осетинский и русский. Осетинский язык (иронский и дигорский диалекты) является основой национального самосознания осетинского народа. Сохранение и развитие осетинского языка является одной из важнейших задач органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.

Доводы административного ответчика о том, что обжалуемое решение суда, а также действия Управления содержат элементы дискриминации по национальному и языковому принципу являются несостоятельными. Требование органа государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций об устранении нарушений закона, допущенных в уставных положениях, не ограничивает в использовании дигорского диалекта гражданами и членами Организации и направлено на приведение Устава в соответствие с действующим законодательством, в том числе Конституцией Республики Северная Осетия-Алания.

Утверждение представителей Организации о неверном применении в рассматриваемых правоотношениях понятия «дигорский диалект» вместо понятия «дигорский язык» не свидетельствует об ошибочности выводов суда, а указывает на несогласие с положениями, закрепленными в Конституции Республики Северная Осетия-Алания, не являющимися предметом судебной проверки.

Помимо указанного не может повлечь отмену решения суда довод административного ответчика о том, что отражение в Уставе понятий «дигорский язык», «дигорский народ» в целом не может расцениваться как нарушение, ввиду неустранения Организацией иных установленных в ходе проверки нарушений закона.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Суд первой инстанции, принимая во внимание, что Устав Организации содержит положения, несоответствующие Закону об общественных объединениях, Закону о некоммерческих организациях, Конституции Республики Северная Осетия-Алания, устранить которые законным способом не представляется возможным, обоснованно отнес эти нарушения к грубым.

С учетом изложенного судебная коллегия не может не согласиться с суждением суда первой инстанции о том, что допущенные административным ответчиком нарушения являются существенными и грубыми, достаточными для ликвидации общественного объединения на основании абзаца третьего части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

Материалы дела, вопреки утверждению административного ответчика, исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка на мнения специалистов, подтверждающих правильность позиции административного ответчика относительно правомерности указания в Уставе понятий «дигорский язык», «дигорский народ», которые, по мнению автора апелляционной жалобы, не были исследованы судом, не исключает несоответствия положений Устава Конституции Республики Северная Осетия-Алания.

Предусмотренных процессуальным законом оснований для направления настоящего административного дела по территориальной подсудности либо на рассмотрение в Конституционный Суд Российской Федерации не имеется.

В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 23 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Осетинской региональной общественной организации «Общественный совет Дигории» («Дигори нихас») – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 декабря 2021 г.

Председательствующий

Судьи