Судья Старшая Ю.А. Дело № 66а-1766/2021
(номер дела в суде первой инстанции 3а-358/2021)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 17 июня 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рогожиной Е.В.
при секретаре Кощеевой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТрейдСквер» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, по частной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на определение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 апреля 2021 года о назначении судебной экспертизы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ТрейдСквер» (далее ООО «ТрейдСквер») обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, ссылаясь на то, что результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих ему как собственнику объектов недвижимости, значительно превышающую их рыночную стоимость.
Административный истец просит определить кадастровую стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые объекты, за исключением рынков; объекты спорта; объекты развлекательного назначения (объекты досуга) (код 4.2) – для реконструкции и реновации не использующихся промышленных зданий и территорий открытого акционерного общества «кмпо» в зоне обслуживания населения (д2), под иными объектами специального назначения), площадью 231 101 квадратный метр, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 469 423 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2017 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения административно-производственного назначения, для объектов общественно-делового значения), площадью 2 161 квадратный метр, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 4 255 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 14 декабря 2016 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые объекты, за исключением рынков; объекты спорта, для иных видов жилой застройки), площадью 3 534 квадратных метра, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 20 253 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 19 сентября 2018 года.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 6 апреля 2021 года по делу была назначена судебная экспертиза, обязанность по ее оплате возложена на Кабинет Министров Республики Татарстан, на время проведения экспертизы производство по делу приостановлено.
В частной жалобе Кабинет Министров Республики Татарстан просит определение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 апреля 2021 года в части распределения судебных расходов на производство судебной экспертизы отменить как незаконное и необоснованное.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Частями 1, 2, 6 статьи 77 КАС РФ предусмотрено, что в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. На время проведения экспертизы производство по административному делу может быть приостановлено.
Как разъяснено в пунктах 19, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые, они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось (статья 56 ГПК РФ, статья 62 КАС РФ). В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Проанализировав приведенные положения КАС РФ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по их применению, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для назначения по делу судебной экспертизы.
Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Из материалов дела следует, что ООО «ТрейдСквер» является собственником:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые объекты, за исключением рынков; объекты спорта; объекты развлекательного назначения (объекты досуга) (код 4.2) – для реконструкции и реновации не использующихся промышленных зданий и территорий открытого акционерного общества «кмпо» в зоне обслуживания населения (д2), под иными объектами специального назначения), площадью 231 101 квадратный метр, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения административно-производственного назначения, для объектов общественно-делового значения), площадью 2 161 квадратный метр, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые объекты, за исключением рынков; объекты спорта, для иных видов жилой застройки), площадью 3 534 квадратных метра, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, ООО «ТрейдСквер» обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с требованиями об установлении их кадастровой стоимости равной рыночной стоимости.
В подтверждение своих доводов административный истец представил в суд отчеты № от 24 сентября 2020 года, №, № от 5 октября 2020 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».
Согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 9 августа 2017 года составила 469 423 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 14 декабря 2016 года составила 4 255 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 19 сентября 2018 года составила 20 253 000 рублей.
Полагая указанную в отчетах об оценке рыночную стоимость объектов недвижимости существенно заниженной, реализуя бремя административного ответчика по доказыванию недостоверности сведений, о величине представленной административным истцом их рыночной стоимости, представитель Кабинета Министров Республики Татарстан заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Рассмотрев данное ходатайство, суд первой инстанции нашел его заслуживающим внимания и пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку для определения рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные знания в области оценочной деятельности, то имеются основания для его удовлетворения и назначения по делу судебной экспертизы с приостановлением производства по делу на период ее проведения.
При этом суд первой инстанции возложил на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность в срок не позднее 27 апреля 2021 года внести на счет для временного распоряжения денежными средствами Верховного Суда Республики Татарстан денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, в размере 127 100 рублей, предоставив в суд копию платежного документа, со ссылкой на то, что в соответствии с положениями статьи 109 КАС РФ такие расходы предварительно подлежат возложению на сторону, заявившую соответствующее ходатайство.
Не согласившись с определением Верховного Суда Республики Татарстан от 6 апреля 2021 года в данной части, Кабинет Министров Республики Татарстан подал частную жалобу с указанием на то, что действующим административно-процессуальным законодательством обязанность по предоставлению доказательств несоответствия кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости возлагается на административного истца, в связи с чем, учитывая, что административным истцом реализуется право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере его рыночной стоимости, судебные расходы на производство судебной экспертизы подлежали взысканию с административного истца.
Вместе с тем, данные доводы не могут повлечь отмену обжалуемого определения в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 78 КАС РФ, если экспертиза назначена по ходатайству лица, участвующего в деле, не освобожденного от уплаты сумм за проведение экспертизы, в определении указывается на обязанность этого лица внести в срок, установленный судом, на счет, определяемый в соответствии со статьей 109 настоящего Кодекса, денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, в размере, определенном судом на основании соглашения сторон и эксперта.
Согласно положениям части 1 статьи 109 КАС РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если такая просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
В соответствии с указанными нормами КАС РФ Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, заявив ходатайство о проведении судебной экспертизы, тем самым выразило согласие на несение расходов на ее проведение, в связи с чем, оснований полагать выводы суда первой инстанции о возложении на него обязанности по ее оплате противоречащими статьям 78, 109 КАС РФ не имеется.
Более того, приведенные положения административного процессуального законодательства свидетельствуют об обязательности авансирования (предварительного внесения) судебных расходов в части сумм, подлежащих выплате экспертам. При этом они не регулируют вопросы распределения судебных издержек по итогам рассмотрения спора. Порядок распределения судебных издержек, понесенных судом при рассмотрении дела, урегулирован положениями статьи 111 КАС РФ.
Общим принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу, что следует из содержания главы 10 КАС РФ и разъясняется в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».
Следовательно, расходы на проведение судебной экспертизы наряду с иными понесенными по делу судебными расходами подлежат окончательному распределению между сторонами по итогам разрешения настоящего спора по существу с учетом специфики его предмета и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П, независимо от того, по чьей инициативе она была назначена и кто предварительно внес денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, на депозитный счет суда.
При таких обстоятельствах оснований для возложения на административного истца вышеназванных судебных расходов вопреки доводам частной жалобы не имеется, притом, что Кабинет Министров Республики Татарстан не лишено возможности при наличии на то оснований впоследствии обратиться в суд с заявлением о распределении судебных расходов в порядке статьи 111 КАС РФ.
Таким образом, обжалуемое определение вынесено с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
определение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 июня 2021 года.
Судья Е.В. Рогожина