ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1774/2022 от 16.08.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Буланкова Р.В. Дело №66а-1774/2022

(номер дела в суде первой инстанции3а-219/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 16 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сорокина М.С.

судей Буруновой С.В., Рогачёвой Ю.А.,

при секретаре З.А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части Порядка предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиями из бюджета Пермского края,

по апелляционному представлению заместителя прокурора Пермского края и апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 25 апреля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А., объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А., представителя административного ответчика Правительства Пермского края - ФИО11., заинтересованного лица Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края – ФИО12, судебная коллегия

установила:

Постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года № 791-п утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиями из бюджета Пермского края (далее - Порядок предоставления грантов № 791-п).

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просит признать недействующим:

- пункт 2.1 Порядка, в той части, в какой субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о признании которых социальными предприятиями внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с октября по декабрь текущего года, не гарантируется возможность участия в конкурсном отборе на предоставление грантов при наличии выделенных на эти цели бюджетных средств;

- пункт 2.4.6, которым установлены дополнительные требования, не предусмотренные нормативными правовыми актами федерального уровня, возлагающие обязанность по предоставлению документов, подтверждающих наличие собственных либо заемных денежных средств на реализацию социального проекта.

По мнению прокурора, федеральным законодателем предусмотрена обязанность получателя гранта обеспечить софинансирование в определенном проценте от расходов проекта в процессе его реализации, и отсутствует какое-либо требование о необходимости наличия денежных средств на момент участия в отборе в качестве обязательного условия для участия в конкурсе на получение гранта.

Полагает, что оспариваемые нормы противоречат положениям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Требованиям к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от26марта2021года № 142.

Решением Пермского краевого суда от 25 апреля 2022 года административные исковые требования удовлетворены в части.

Признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.1 Порядка предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиям из бюджета Пермского края, в той мере, в какой субъектам малого и среднего предпринимательства сведения о признании которых социальными предприятиями внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с октября по декабрь текущего года, не гарантируется возможность участия в конкурсном отборе на предоставление грантов при наличии выделенных на эти цели бюджетных средств.

В остальной части в удовлетворении требований отказано.

На решение суда прокурором подано апелляционное представление, административным ответчиком – Правительством Пермского края – апелляционная жалоба.

В апелляционном представлении прокурор просит отменить судебное решение в части отказа в удовлетворении требований, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Доводы представления аналогичны доводам административного иска.

В апелляционной жалобе Правительством Пермского края ставится вопрос об отмене решения суда в той части, в которой требования удовлетворены. Ссылаются на отсутствие неопределённости оспариваемой нормы, на ее соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Относительно доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы сторонами представлены возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А апелляционное представление поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Правительства Пермского края.

Представитель административного ответчика ФИО13 возражала против удовлетворения представления прокурора, просила удовлетворить апелляционную жалобу, по доводам, изложенным в ней.

Представитель заинтересованного лица Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края ФИО14 поддержала апелляционную жалобу и позицию административного ответчика, в удовлетворении представления прокурора просила отказать.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (часть 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционного представления и жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.

Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ).

В соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также в силу положений статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты.

В силу требований части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых может быть принят нормативный правовой акт; процедуру принятия и правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если она предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую сил.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

Положениями части 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ предусмотрено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных и муниципальных программ (подпрограмм).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от26марта2021года № 142 утверждены основные требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, такой меры государственной поддержки, предусмотренной федеральной программой развития малого и среднего предпринимательства, как гранты социальным предприятиям (далее – Требования №142).

Разделом V указанных Требований № 142 определено, что предоставление субсидии субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятия, направленного на предоставление комплекса услуг и (или) предоставление финансовой поддержки в виде грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр социальных предпринимателей, или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно (далее - молодые предприниматели), осуществляется в целях предоставления грантов в форме субсидий социальным предприятиям на реализацию проекта в сфере социального предпринимательства или молодым предпринимателям на реализацию проекта в сфере предпринимательской деятельности (далее - грант).

При этом пунктом 5.1.1 Требований № 142 предусмотрено, что Гранты предоставляются социальным предприятиям, соответствующим следующим требованиям:

- сведения о том, что субъект малого и среднего предпринимательства признан социальным предприятием в порядке, установленном в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Федерального закона № 209-ФЗ, внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года;

- субъект малого и среднего предпринимательства, впервые признанный социальным предприятием, прошел обучение в рамках обучающей программы или акселерационнои программы в течение года до момента получения гранта по направлению осуществления деятельности в сфере социального предпринимательства, проведение которой организовано ЦПП, ЦИСС или Корпорацией МСП, или субъект малого и среднего предпринимательства, подтвердивший статус социального предприятия, реализует ранее созданный проект в сфере социального предпринимательства;

- по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующего дате подачи документов для получения гранта, у субъекта малого и среднего предпринимательства отсутствует просроченная задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающая 1 тыс. рублей.

Пунктом 5.1.2 Требований закреплено, что Грант предоставляется при условии софинансирования социальным предприятием расходов, связанных с реализацией проекта в сфере социального предпринимательства, или молодым предпринимателем расходов, связанных с реализацией проекта в сфере предпринимательской деятельности, в размере не менее 25% от размера расходов, предусмотренных на реализацию таких проектов и указанных в пунктах 5.1.6 и 5.1.7 настоящих Требований (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 24 марта 2022 № 149, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения и в настоящее время).

Постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года № 791-п утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиям из бюджета Пермского края.

Постановление опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42 (682), 18 октября 2021 года, размещено на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 октября 2021 года.

Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие и по данным основаниям не оспаривается.

Настоящий Порядок предоставления грантов № 791-п определяет цели, условия, порядок предоставления грантов в форме субсидий социальным предприятиям из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, порядок проведения конкурсного отбора, категории и критерии конкурсного отбора получателей грантов, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий, целей и порядка предоставления гранта, а также порядок возврата грантов.

Пунктом 2.4 Порядка предоставления грантов № 791-п в первоначальной редакции, действовавшей на момент предъявления настоящего административного искового заявления, было предусмотрено, что для участия в конкурсном отборе участник конкурсного отбора в течение срока, указанного в объявлении о конкурсном отборе, представляет в Агентство следующие документы:

- документы, подтверждающие наличие денежных средств в размере не менее 50% от размера расходов, предусмотренных на реализацию Социального проекта: заверенная кредитной организацией, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, выписка с расчетного счета субъекта МСП и (или) кредитный договор (договор займа) или решение российской кредитной организации о намерении кредитовать данный проект (представляется в случае, если в соответствии с представленным Социальным проектом предусматривается привлечение заемных средств) (пункт 2.4.6).

Постановлением Правительства Пермского края от 30 марта 2022 года №234-п в Порядок предоставления грантов № 791-п внесены изменения, оспариваемый пункт 2.4.6 изложен новой редакции:

- документы, подтверждающие наличие денежных средств в размере не менее 50% от размера расходов, предусмотренных на реализацию Социального проекта, заверенные кредитной организацией, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации: выписка с расчетного счета субъекта МСП и (или) кредитный договор.

Указанная редакция действовала на момент принятия решения судом первой инстанции и действует в настоящее время.

Порядком № 791-п предусмотрено, что представление документов в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2.4 настоящего Порядка, в сроки, указанные в объявлении о конкурсном отборе, является условием предоставления гранта.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления в части признания недействующим пункт 2.4.6, возлагающего обязанность по предоставлению документов, подтверждающих наличие у соискателя гранта собственных либо заемных денежных средств на реализацию социального проекта, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемая часть нормативного правового акта соответствует нормам федерального законодательства.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренное пунктом 2.4.6 Порядка № 791-п предоставление соискателем гранта дополнительных документов направлено на документальное подтверждение соблюдения принципа софинансирования, который поименован в федеральной программе.

Судебная коллегия находит данные вывода суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Как уже отмечено ранее, на федеральном уровне определены основные требования к социальным предприятиям – соискателям гранта, а также условие предоставление гранта - софинансирование социальным предприятием расходов, связанных с реализацией проекта, в размере не менее 25% от размера расходов, предусмотренных на реализацию таких проектов (Требования, утверждённые Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от26марта2021года № 142).

Изменения относительно размера процента софинансирования социальным предприятием расходов, связанных с реализацией проекта (25%), внесены в Требования № 142 Приказом Минэкономразвития России от 24 марта 2022 года № 149, и действовали на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции и принятия по делу итого судебного акта.

По смыслу положений пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и действующим на момент рассмотрения административного дела.

Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, суд проверяет соответствие оспариваемых норм законодательству, имеющему большую юридическую силу и действующему на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Возлагая на соискателя гранта обязанность иметь на момент подачи заявления на участие в конкурсе денежные средства в размере не менее 50% от размера расходов, предусмотренных на реализацию Социального проекта (в редакции постановления Правительства Пермского края от 30 марта 2022 года №234-п), административный ответчик фактически вводит дополнительные обременительные условия оказания меры финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Во-первых, оспариваемое положение обязывает участника конкурсного отбора иметь денежные средства в размере не менее 50% от размера расходов, предусмотренных на реализацию проектов, тогда как федеральный законодатель предусматривает софинансирование социальным предприятием расходов, связанных с реализацией проекта, в размере не менее 25%, а, во-вторых, ограничивает возможность подтверждения наличия денежных средств только двумя документами: выпиской с расчетного счета субъекта МСП и (или) кредитным договором.

Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является, согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1, 2 пункта 3 статьи 78).

Из анализа приведенных федеральных норм следует вывод о том, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации на территории Российской Федерации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области развития малого и среднего предпринимательства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе, поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления. При этом такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещается создание дискриминационных условий: условий доступа на товарный рынок, условий производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4, пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

При проверке того, являются ли созданные для хозяйствующих субъектов и подлежащие применению (применяемые) к ним условия деятельности дискриминационными (нарушающими принцип равенства), судам необходимо давать оценку объективности критериев, по которым проводится дифференциация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, наличию законной цели в действиях органов публичной власти при установлении различий в условиях деятельности хозяйствующих субъектов и реализации их прав.

Установление (предоставление) правовым актом прав и вытекающих из них преимуществ на рынке для определенной категории хозяйствующих субъектов само по себе не свидетельствует о создании дискриминационных условий, если это допускается законодательством и обусловлено публичным интересом, например, необходимо для предоставления поддержки отдельным категориям хозяйствующих субъектов, определенным законодательством, для обеспечения социально-экономического развития региона.

В частности, не является созданием дискриминационных условий как таковое предоставление хозяйствующим субъектам поддержки (например, имущественной, финансовой) в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Однако нарушением запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона, может быть признано создание неравных условий доступа к фактическому получению указанной поддержки среди лиц, имеющих согласно закону право на ее получение.

Судебная коллегия не может согласиться с суждением административного ответчика, поддержанным судом первой инстанции, что введение оспариваемым положением необходимости подтверждения кандидатом наличия у него денежных средств на момент участия в конкурсном отборе обеспечивает соблюдение условия о софинансировании проекта.

Само по себе наличие денежных средств у кандидата на момент подачи заявки на участие в конкурсе не является гарантией выполнения последним условия получения гранта о софинансировании проекта.

В то же время, получатель гранта, ставший победителем конкурсного отбора, имеет право в течение года реализовать проект и, соответственно, на любой стадии его реализации осуществлять его софинансирование.

Кроме того, использование для софинансировния заёмных денежных средств, в случае выполнения соискателем гранта требований пункта 2.4.6 Порядка № 791-п, возлагает на последнего необходимость несения дополнительных финансовых затрат на выплату процентов по кредиту за период, предшествующий проведению конкурсного отбора и в отсутствие сведений о его результатах.

Судебная коллегия также отмечает, что последствия неисполнения получателем гранта условий его предоставления, в частности софинансирования, прямо предусмотрены действующим законодательством и отражаются в соглашении о предоставлении гранта.

Суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы прокурора, что оспариваемые положения пункта 2.4.6 Порядка № 791-п, предусматривающие способы подтверждения наличия у предпринимателя средств для софинансирования только выпиской с расчетного счета и (или) кредитным договором с российской кредитной организаций, фактически ограничивают соискателя гранта в выборе иных, предусмотренных действующим законодательством, способов финансирования.

При этом абзац 5 пункта 5.1.3 Требований №142, регламентируя условие о предоставлении гранта при софинансировании его получателем расходов по социальному проекту, не содержит каких-либо положений, обязывающих предпринимателя обеспечить такое софинансирование конкретным образом, либо ограничивающих его в выборе способов финансирования.

При изложенных обстоятельствах, в силу требований вышеприведённых правовых норм, принимая во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые положения пункта 2.4.6 Порядка № 791-п, которыми установлены дополнительные требования, не предусмотренные нормативными правовыми актами федерального уровня, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы социальных предприятий, претендующих на получение мер государственной поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства.

Исходя из изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда и принятия в отмененной части нового решения, об удовлетворении требований административного искового заявления и признании недействующим пункта 2.4.6 Порядка предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиям из бюджета Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года № 791-п.

Определяя момент, с которого в оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, считает, что она подлежит признанию не действующей с даты принятия настоящего апелляционного определения.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания недействующим пункта 2.1 Порядка предоставления грантов № 791-п.

Так, пунктом 1.4 Порядка № 791-п определено, что главным распорядителем средств бюджета Пермского края, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на текущий финансовый год, является Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края.

Пунктом 2.1 Порядка № 791-п предусмотрено, что Агентство ежегодно в срок до 1 сентября, а в 2021 году до 20 октября, размещает на едином портале, официальном сайте Агентства и официальном сайте информационной поддержки субъектов МСП объявление о конкурсном отборе с указанием перечисленных сведений, в том числе даты начала подачи или окончания приема заявок участников конкурсного отбора.

Удовлетворяя требования административного искового заявления в указанной части и признавая недействующим пункт 2.1 Порядка № 791-п, суд первой инстанции пришел к выводу о правовой неопределенности названного положения.

Судебная коллегия находит данное суждение ошибочным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).

Настоящий документ определяет общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 Общих требований предусмотрено, что правовые акты должны содержат следующие положения: общие положения о предоставлении субсидий; порядок проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора); условия и порядок предоставления субсидий; требования к отчетности; требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

При этом подпунктом «б» пункта 4 Общих требований непосредственно предписано, что в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте указываются, в частности:

дата размещения объявления о проведении отбора на едином портале (в случае проведения отбора в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") или на ином сайте, на котором обеспечивается проведение отбора (с размещением указателя страницы сайта на едином портале), а также при необходимости на официальном сайте главного распорядителя как получателя бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием в объявлении о проведении отбора.

Во исполнение указанных предписаний оспариваемым положением пункта 2.1 Порядка № 791-п определена дата размещения объявления о проведении отбора - «ежегодно, в срок до 1 сентября, а в 2021 году до 20 октября».

Таким образом, положение пункта 2.1 Порядка № 791-п не противоречит нормативным правым актам, имеющим большую юридическую силу, является точным, ясным и недвусмысленным, само по себе прав участников конкурсного отбора не нарушает.

При этом пункт 2.1 Порядка № 791-п дату начала или окончания приема непосредственно заявок на участие в отборе не устанавливает и не ограничивает, как ошибочно полагает прокурор.

Вопреки выводам суда первой инстанции судебная коллегия полагает, что содержание оспариваемой нормы не имеет признаков правовой неопределённости.

При изложенных обстоятельствах решение суда в указанной части также подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 2.1 Порядка предоставления грантов № 791-п.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» в течение одного месяца с даты принятия апелляционного определения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Пермского краевого суда от 25 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия настоящего апелляционного определения пункт 2.4.6 Порядка предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиям из бюджета Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года № 791-п.

В удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 2.1 Порядка предоставления грантов в форме субсидии социальным предприятиям из бюджета Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14 октября 2021 года № 791-п, – отказать.

Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» в течение одного месяца с даты принятия апелляционного определения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.

Мотивированное апелляционное определение оставлено 29 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи