ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1802/2023 от 19.09.2023 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Кинчарова О.Е. Дело № 66а-1802/2023

(номер дела в суде первой инстанции 3а-181/2023)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 19 сентября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Батялова В.А.,

судей Красновой Н.П., Рогачёвой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО14,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузина ФИО15 о признании недействующим постановления Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2019 года № 182-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 год № 256-П» по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 22 мая 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П., объяснения представителей Правительства Ульяновской области – ФИО16, ФИО17, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Кузин В.И. обратился с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2019 года № 182-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П», в обоснование требований указал, что постановлением Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» с описанием указанных границ (Приложение № 1), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» (Приложение № 2).

30 апреля 2019 года Правительством Ульяновской области принято Постановление № 182-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П».

В первоначальной редакции постановлением Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П были утверждены ОЗР – объединенная охранная зона объектов культурного наследия регионального значения «Типография А.Т.Токарева (<адрес>). «Жилой дом второй половины ХIХ в.» (<адрес>) и ЗРЗ Р-3 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности указанных объектов культурного наследия регионального или муниципального значения.

Оспариваемым постановлением Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2019 года № 182-П внесены изменения в объединенную охранную зону объектов культурного наследия – ОЗР и зону регулирования застройки – ЗРЗ Р-3, а именно: объединенная охранная зона разделена на две отдельные зоны охраны для каждого объекта и зона регулирования застройки ЗРЗ Р-3 разделена на три зоны ЗРЗ Р-3, ЗРЗ Р-5, ЗРЗ Р-7.

Административный истец полагает, что в нарушение части 3 статьи 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональным органом охраны объектов культурного наследия при принятии решения об изменении объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения г. Ульяновска не соблюдена процедура согласования проекта с Министерством культуры Российской Федерации.

Считает, что в силу п. 21 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 (далее – Положение), законные основания для корректировки объединенной охранной зоны объектов и зоны регулирования застройки отсутствовали. Проект корректировки границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия города Ульяновска был разработан незаконно и необоснованно. Экспертами в нарушение принципов проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее – ГИКЭ) не были проверены и установлены законные основания для корректировки объединенной зоны охраны объектов культурного наследия и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Внесение в постановление Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П изменений на основании указанной государственной историко-культурной экспертизы не соответствует требованиям п.п. «а, в» п. 10 Положения об ограничении строительства и обеспечении визуального восприятия объекта культурного наследия при установлении режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

Кроме того полагает, что утверждение зон охраны объектов культурного наследия повлекло увеличение высотности строительства на сопряженной территории и, как следствие, утрату исторической среды объектов.

Решением Ульяновского областного суда от 22 мая 2023 года административное исковое заявление Кузина В.И. удовлетворено, постановление Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2019 года № 182-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П» признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с принятым решением, Правительством Ульяновской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных требований.

Прокуратурой Ульяновской области, административным истцом Кузиным В.И. поданы возражения на апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Правительства Ульяновской области – ФИО19, ФИО20 просили об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных требований. В обоснование позиции указали, что порядок принятия, опубликования и вступления в силу оспариваемого постановления Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2019 года № 182-П соблюден. Указанное постановление принято Правительством Ульяновской области в соответствии с предоставленными полномочиями и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не нарушает прав и законных интересов административного истца. Отметили, что оспариваемым постановлением на основании пункта 3 статьи 34 Закона № 73-ФЗ прекращена объединенная охранная зона объектов культурного наследия регионального значения «Типография А.Т.Токарева» (<адрес>), «Жилой дом второй половины ХIХ в.» (<адрес>) путем установления двух отдельных зон охраны.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителей Правительства Ульяновской области – ФИО21, ФИО22, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Вопросы охраны памятников истории и культуры регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» (далее – Закон № 73-ФЗ).

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 1, 3, 4 статьи 9.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», пунктом 9 части 1 статьи 3 Закона от 9 марта 2006 года № 24-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области», пунктом 1.3, 4.4 Правил подготовки и издания правовых актов Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области, утвержденных постановлением Губернатора Ульяновской области от 2 декабря 2016 года № 113, частями 1, 3 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, форма и вид оспариваемого нормативного правового акта, а также правила введения его в действие соблюдены.

Положениями пункта 1 статьи 34 Закона №73-ФЗ предусматривается, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

При этом под охранной зоной понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности – это территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (пункт 2).

Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ пункт 1 статьи 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дополнен абзацами третьим и четвертым, согласно которым в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта. Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3).

Отношения, возникающие в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области, в случаях и пределах, установленных законодательством Российской Федерации регулирует Закон Ульяновской области от 9 марта 2006 года № 24-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области» (далее – Закон № 24-ЗО).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 3 Закона № 24-ЗО, к полномочиям Правительства Ульяновской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, в том числе границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок принятия решений об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения определен в статье 9 Закона № 24-ЗО, согласно которой границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам к границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения региональным органом охраны объектов культурного наследия по согласованию с органами местного самоуправления городских округов, городских поселений и муниципальных районов Ульяновской области, на территориях которых расположены данные объекты культурного наследия.

Давая толкование приведенным нормам материального права, суд пришел к выводу, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об определении, изменении границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия следует признавать принятым компетентным органом субъекта Российской Федерации, если оно согласовано с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Удовлетворяя требования административного истца, суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры его принятия и не соответствует требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 2, 6 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает, в том числе проведение историко-культурной экспертизы, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 (далее – Положение № 972 от 12 сентября 2015 года).

Пунктом 4 Положения № 972 от 12 сентября 2015 года предусмотрено, что состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон (пункт 6 Положения N 972 от 12 сентября 2015 года).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» установлены:

57. ОЗР – объединенная охранная зона объектов культурного наследия регионального значения «Типография А.Т.Токарева» (<адрес>), «Жилой дом второй половины ХIХ в.» (<адрес>). Северо-западная граница зоны проходит по линии <адрес>, северо-восточная – по линии <адрес>, юго-восточная – по линиям <адрес>, юго-западная - по линии <адрес>;

107. ЗРЗ Р-3 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения. Район <адрес><адрес>. Северо-западная граница зоны проходит по юго-восточной границе участков домов <адрес>, северо-восточная – от юго-восточной границы охранной зоны дома <адрес> в направлении с севера–востока на юго-восток, юго-восточная граница зоны проходит вдоль северо-западной границы здания <адрес> до пересечения с <адрес>, включая первую линию застройки чётной и нечётной сторон с отступом от красной линии на расстояние около 20 м.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по заказу ФИО18, являвшейся на тот период времени собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , расположенных в <адрес>, <данные изъяты> был разработан проект зон охраны объектов культурного наследия регионального значения «Типография А.Т.Токарева, 1910-е годы, гражданский инженер Ф.Е.Вольсов», расположенного по адресу: <адрес>, и «Жилой дом второй половины ХIХ в. (образцовый фасад)», расположенного по адресу: <адрес>, включая установление режимов использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия.

На указанный проект 14 декабря 2018 года дано положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы экспертной комиссии <данные изъяты>, что нашло свое отражение в акте государственной историко-культурной экспертизы от 17 декабря 2018 года.

Проект зон охраны объектов культурного наследия прошел общественное обсуждение в период с 15 ноября по 14 декабря 2018 года на сайте управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновкой области (nasledie73.ulgov.ru).

Проект постановления Правительства Ульяновской области прошел общественное обсуждение в период с 5 по 15 апреля 2019 года. Данный проект был рассмотрен государственно-правовым управлением администрации Губернатора Ульяновской области, которое дало по нему правовое заключение. Он был согласован с прокуратурой Ульяновской области, Законодательным Собранием Ульяновской области.

30 апреля 2019 года Правительством Ульяновской области было принято постановление № 182-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П, которым внесены в приложение №1 к постановлению от 2 июля 2009 года № 256-П следующие изменения:

лист 8 картографического изображения (карты) границ зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» изложен в другой редакции;

пункт 57 изложен в следующей редакции:

ОЗР – охранная зона объекта культурного наследия регионального значения «Типография А.Т.Токарева, 1910 годы, гражданский инженер Ф.Е.Вольсов» (<адрес>). Описаны границы охранной зоны, в том числе и путем указания координат характерных точек;

дополнено пунктом 57-1 следующего содержания:

ОЗР – охранная зона объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом второй половины ХIХ в. (образцовый фасад)» <адрес>). Описаны границы охранной зоны, в том числе и путем указания координат характерных точек;

пункт 107 изложен в следующей редакции:

ЗРЗ Р-3 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения. <адрес> Описаны границы зоны, в том числе и путем указания координат характерных точек;

дополнено пунктом 124-2 следующего содержания:

ЗРЗ Р-5 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального наследия или муниципального значения. Участок <адрес> Описаны границы зоны, в том числе и путем указания координат характерных точек;

дополнено пунктом 134-5 следующего содержания:

ЗРЗ Р-7 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения. Участок <адрес> с отступом вглубь квартала. Описаны границы зоны, в том числе и путем указания координат характерных точек.

Проанализировав проект зон охраны объектов культурного наследия регионального значения «Типография А.Т.Токарева, 1910 годы, гражданский инженер Ф.Е.Вольсов» (<адрес>) и «Жилой дом второй половины ХIХ в. (образцовый фасад)» (<адрес>), разработанный <данные изъяты>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данный проект фактически изменил объединенную зону охраны объектов культурного наследия, изменил режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности указанных объектов культурного наследия, а именно: установил большую высотность строительства в зоне ЗРЗ Р-5 и ЗРЗ Р-7, что явилось основанием для выдачи <данные изъяты>, собственнику земельного участка с кадастровым номером , на который распространяются указанные зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, разрешения на строительство на данном земельном участке семиэтажного многоквартирного жилого дома.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до принятия оспариваемого постановления Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2019 года № 182-П необходимо было согласование указанного нового проекта зон охраны объектов культурного наследия с Министерством культуры Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Правительством Ульяновской области принятием оспариваемого нормативного правового акта было принято решение о прекращении объединенной зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения и установлении двух отдельных зон охраны, соответственно, согласования с Министерством культуры Российской Федерации не требовалось, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Как верно отмечено судом первой инстанции, действующее в период издания оспариваемого постановления Правительства Ульяновской области законодательство допускало установление объединенных охранных зон объектов культурного наследия для различных объектов культурного наследия.

Так, Правила установления границ охранных зон на момент принятия оспариваемого постановления регулировались, в том числе, Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33 (далее – Инструкция от 24 января 1986 года № 33), которые прекратили свое действие в связи с принятием постановления Правительства РФ от 13 июня 2020 года № 857 (в редакции от 11 июля 2020 года) «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 4.1.2 – 4.1.4 Инструкции в границы охранной зоны включаются связанные с памятником участки исторически и художественно ценной застройки, ландшафта, открытых пространств.

При рассредоточенном расположении памятников, не имеющих между собой композиционных связей, границами выделяется отдельная охранная зона для каждого памятника.

При близком расположении нескольких не связанных между собой памятников целесообразна объединенная охранная зона, своими границами охватывающая всю группу памятников.

Границы охранной зоны следует совмещать с планировочными или природными рубежами: габаритами кварталов, улицами, площадями, дорогами, берегами рек, оврагами, лесными опушками и т.п. и, по возможности, обозначать на местности охранными досками установленного образца.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года N 33 (далее – Инструкция от 24 января 1986 года N 33), действующими на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, пришел к правильному выводу, что в ходе разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия, на основании материалов историко-культурных исследований, сведений о местоположении объектов культурного наследия каждого в отдельности и их совместного расположения относительно друг друга, происходит обоснование необходимости разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Принимая во внимание смежное расположение объектов культурного наследия регионального значения «Типография А.Т.Токарева, 1910 годы, гражданский инженер Ф.Е.Вольсов» (<адрес>) и «Жилой дом второй половины ХIХ в. (образцовый водствуясь фасад)» (<адрес>), установление для данных объектов культурного наследия единой зоны ЗРЗ Р-3 – регулирования застройки и хозяйственной деятельности, суд обоснованно не усмотрел в представленном проекте зон охраны этих объектов культурного наследия обоснования целесообразности установления вместо объединенной зоны охраны объектов культурного наследия двух отдельных зон охраны, при установлении проектом единых зон ЗРЗ Р-3, ЗРЗ Р-5, ЗРЗ Р-7 для данных объектов культурного наследия. С учетом чего, наличие ранее установленной объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должно было быть учтено при разработке нового проекта зон охраны объектов культурного наследия.

Доводы представителей Правительства Ульяновской области о том, что охранная зона объектов культурного наследия регионального значения «Типография А.Т.Токарева» (<адрес>), «Жилой дом второй половины ХIХ в.» (<адрес>) – не является объединенной, суд первой инстанции также обоснованно счел несостоятельными, поскольку, как правильно на это указано судом первой инстанции, это опровергается прямым указанием в постановлении Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года № 256-П.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972.

Согласно пункту 21 Положения изменение объединенной зоны охраны, в том числе ее границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем корректировки только в случае отнесения объекта недвижимого имущества, расположенного в пределах территории объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, к памятникам истории и культуры.

Доказательств отнесения какого-либо недвижимого имущества к памятникам истории и культуры на территории объединенной зоны охраны объектов культурного наследия не представлено.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2019 года № 182-П не соответствует статье 34 Закона 73-ФЗ и пункту 21 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, и нарушает права административного истца.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что оспариваемым нормативным правовым актом не нарушаются права и законные интересы административного истца, суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельными, поскольку сохранение объектов культурного наследия, представляющих собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, затрагивает права каждого гражданина. Кузин В.И., являясь жителем города Ульяновска, членом Ульяновского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», вправе был обратиться с вышеуказанным административным иском в суд, обосновывая его указанием на нарушения действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры его принятия и не соответствует требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд пришел к обоснованному выводу о том, что административное исковое требование Кузина В.И. о признании недействующим постановления Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2019 года № 182-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П» подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд, принимая во внимание, что он применялся до принятия судом решения, на основании него реализовывались права граждан и организаций, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», обоснованно признал его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

При разрешении дела, судом нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, а потому принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ульяновского областного суда от 22 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 сентября 2023 года.

Председательствующий

Судьи