ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1821/2022 от 06.09.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Юрченко И.В. Дело № 66а-1821/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3а-9/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

6 сентября 2022 года

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П.,

при секретаре Защитниковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костиной Нины Геннадьевны к Правительству Пермского края о признании не действующими со дня принятия пункт 2328 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 375 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 1131 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 4910 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» по частной жалобе Костиной Нины Геннадьевны на определение Пермского краевого суда от 18 апреля 2022 года о прекращении производства по делу,

установил:

На основании статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» Правительством Пермского края принято постановление от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п).

Нормативный правовой акт опубликован 4 декабря 2017 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за № 48, а также размещен 30 ноября 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктами 2328, 2286 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п включены соответственно здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: , а также здание с кадастровым номером расположенное по адресу:

Правительством Пермского края принято Постановление от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п).

Нормативный правовой акт опубликован 3 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, часть 2, а также размещен 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктами 375, 3411 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п включены соответственно здание с кадастровым номером расположенное по адресу: а также здание с кадастровым номером расположенное по адресу:

Также Правительством Пермского края принято постановление от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п).

Нормативный правовой акт опубликован 9 декабря 2019 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, том 2, а также размещен 2 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктом 1131 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу:

Кроме того, Правительством Пермского края принято постановление от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п).

Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2020 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 49, том 1, а также размещен 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктами 4910 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п включено здание с кадастровым номером расположенное по адресу:

Костина Н.Г. обратилась в Пермский краевой суд с административным иском о признании не действующими со дня принятия пункт 1131 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 4910 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункты 2286, 2328 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», и пункты 375, 3411 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное в здании с кадастровым номером , наименование: теплая стоянка, общей площадью 3 410,7 кв.м, расположенное по адресу:

Вместе с тем, как следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 25 марта 2021 года № 4877-2.7 в ходе анализа сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, Управлением установлено, что кадастровым инженером, подготовившим технический план от 17 июня 2016 года в результате образования помещений при проведении кадастровых работ допущена ошибка – неверно установлена связь со зданием с кадастровым номером . По результатам анализа технической документации выявлено, что помещения с кадастровыми номерами не могут входить в здание с кадастровым номером , поскольку конфигурация здания не соответствует конфигурации помещений в нем, помещения фактически находятся в здании, ранее поставленном на кадастровый учет с кадастровым номером При этом, данное здание, согласно сведениям ЕГРН имеет адрес: Пермский край, Большесосновский район, ул. Октябрьская, д. 81, которое по результатам обследования было снято Управлением с кадастрового учета 21 марта 2019 года.

Считает, что включение в оспариваемые Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы объектов недвижимости, в состав которого входит нежилое помещение, принадлежащее административному истцу на праве собственности, является незаконным и необоснованным, поскольку здания не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечни противоречит статье 378.2 НК РФ, нарушает права и законные интересы, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.

Определением Пермского краевого суда от 18 апреля 2022 года производство по административному делу по административному иску Костиной Н.Г. к Правительству Пермского края в части признания не действующими со дня принятия пункт 2328 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 375 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 1131 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 4910 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» прекращено.

Костиной Н.Г. подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене определения Пермского краевого суда от 18 апреля 2022 года, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.

Относительно частной жалобы административного истца прокуратурой Пермского края представлены возражения о необоснованности доводов частной жалобы и законности определения суда первой инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции старший прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым отменить определение суда как необоснованное и незаконное.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Учитывая требования статьи КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С., оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, возражений относительно частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Прекращая производство по делу в части признания не действующим со дня принятия пункт 2328 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 375 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 1131 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 4910 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих применение к нему оспариваемой правовой нормы, а равно и доказательств, безусловно подтверждающих наличие нарушения или реальной угрозы нарушения его прав, свобод и законных интересов, при этом суд исходил из того, что принадлежащее административному истцу помещение фактически расположено в здании с кадастровым номером и принимая во внимание положения п. 2 ст. 22 НК РФ, устанавливающие обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону, суд счел, что в отношении административного истца налог на имущество подлежит исчислению с учетом фактического расположения принадлежащего административному истцу помещения, поскольку сам по себе факт наличия в сведениях ЕГРН связи помещения с иным зданием, что, как установлено судом, является реестровой ошибкой, не может являться основанием для исчисления и уплаты налога с учетом сведений ЕГРН о связи помещения со зданием с кадастровым номером

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

В соответствии с положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 196,1 кв.м, расположенное по адресу: расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером (том 1, л.д. 28-30). Объект недвижимости с кадастровым номером представляет собой нежилое здание теплой стоянки, общей площадью 3410, 7 кв.м., расположенное по адресу: расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером в здании расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: (том 1, л.д. 21-25). Объект недвижимости с кадастровым номером представляет собой земельный участок, общей площадью 1110 кв.м, расположенный по адресу: в пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером (том 1 л.д. 26-27).

Из письменных пояснений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером представляющем собой нежилое здание теплой стоянки площадью 3410.7 кв.м, расположенное по адресу: и состоящим из: лит. А - теплой стоянки, лит. А1 - склада, лит. А2, А4, А7 - мастерские, лит. АЗ, А5, А6 - гараж. Сведения об указанном объекте внесены в государственный кадастр недвижимости 26 мая 2012 года в рамках исполнения требований Приказа Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 года № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости» (далее- Приказ № 1) на основании технического паспорта от 29 августа 2003 года инв. номер 3173, изготовленного Большесосновским отделом Нытвенского филиала ГУП ЦТИ.

По сведениям ЕГРН в здании с кадастровым номером расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами (собственник-Костина Н.Г.), собственником которых является ЗАО «Черновская ПМК-14». Государственный кадастровый учет данных помещений осуществлён 22 августа 2016 года на основании заявления от 2 августа 2016 года № 35-4042663, технического плана от 2 августа 2016 года, подготовленного в целях раздела нежилого помещения с кадастровым номером на три помещения, которым впоследствии присвоены кадастровые номера В качестве документа – основания в состав приложения технического плана от 2 августа 2016 года включен технический паспорт МУП «Верещагинское БТИ» от 4 мая 2021 года, инв. номер 267.

В результате анализа технической документации выявлено, что образованные помещения с кадастровыми номерами не являются частью объема здания с кадастровым номером так как конфигурация здания и его внутренняя планировка не соответствуют конфигурации помещений в нем. Фактически рассматриваемые помещения расположены в здании с кадастровым номером , имеющим следующие характеристики: наименование - административное здание; площадь 3 172 кв.м, количество этажей – 2, адрес: ; статус записи об объекте - «архивная». Сведения об указанном объекте недвижимого имущества внесены в государственный кадастр недвижимости 29 сентября 2012 года в рамках исполнения Приказа №1 в соответствии с техническим паспортом МУП Верещагинское БТИ от 04.05.2012, инв. номер отсутствует.

Помимо помещений с кадастровыми номерами в здании располагаются помещения с кадастровыми номерами (собственниками которых являются ФИО1 у которых в настоящее время не установлена связь с «родительским объектом».

Объект с кадастровым номером снят с кадастрового учета 21 марта 2019 года по результатам административного обследования, а также на основании представленных ответов ГБУ «ЦТИ ПК» и органа местного самоуправления.

По сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером располагается в границах земельного участка с кадастровым номером (), собственником которого является ЗАО «Черновское ПМК-14). Связь объектов установлена на основании межевого плана от 23 августа 2016 года.

Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 5 марта 2022 года (исх-21-26/127-2022) следует, что при анализе воспроизведенных на публичной кадастровой карте сведений о земельном участке с кадастровым номером можно сделать вывод, что находящееся в его границах здание соответствует объекту с кадастровым номером а не объекту с кадастровым номером

Кроме того, в ЕГРН также содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером , расположенном по адресу: Указанный объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером

Исходя из анализа технической документации на здание с кадастровым номером и здание с кадастровым номером в том числе сравнения графических сведений в виде планов этажей, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю сделан вывод, что указанные объекты являются одним и тем же объектом недвижимости.

Кроме того, в своем ответе органом указано на наличие реестровой ошибки в части установления связи между помещениями со зданием , а также в части установления связи здания с кадастровым номером с земельным участком . При этом, в целях возможности установления корректной связи Управлением проведены работы по внесению сведений о здании с характеристиками, соответствующими объекту недвижимости с кадастровым номером , как о ранее учтенном объекте недвижимости. Зданию присвоен кадастровый номер

В административном деле также содержатся материалы реестрового дела № в котором имеется служебная записка от 20 октября 2021 года №2.7-1422 «О необходимости внесения сведений о ранее учтенном здании в рамках рассмотрения обращения от 20 сентября 2021 года № 993-Ж», подтверждающая обстоятельства, изложенные ранее, в том числе необходимость установления корректной связи между объектами.

Из заключения, содержащегося в служебной записке от 28 декабря 2021 года №2.2-1311 следует, что в ходе работы с поручением Росреестра наличие реестровых ошибок подтвердилось, при анализе сведений ЕГРН, сопоставлении технической документации в отношении объектов недвижимости, указанных в поручении Росреестра, анализа данных публичной кадастровой карты было установлено следующее:

На земельном участке с кадастровым номером находится здание, которое по своей конфигурации соответствует объекту с кадастровым номером (ошибочно снятое с учета и восстановленное в рамках рассмотрения обращений Костиной Н.Г. с кадастровым номером В указанном здании расположены помещения с кадастровыми номерами

В целях возможности разрешения сложившей ситуации и установления корректной связи между помещением принадлежащим Костиной Н.Г., и зданием, в котором оно расположено, в рамках рассмотрения обращения от 20.09.2021 № 993-ж проведены работы по внесению сведений о здании с характеристиками, соответствующими объекту недвижимости с кадастровым номером как о ранее учтенном объекте недвижимости с присвоением кадастрового номера

Также установлено, что в ЕГРН содержатся помещения с кадастровыми номерами у которых в настоящее время не установлена связь с родительским объектом, однако они также расположены в здании с кадастровым номером Указанные объекты являются жилыми помещениями (квартирами), находятся в собственности физических лиц.

Кроме того, было выявлено, что объект недвижимости с кадастровым номером является бесправным дублем объекта недвижимости с кадастровым номером , права на который зарегистрированы в ЕГРН.

Объект с кадастровым номером должен быть снят с государственного учета, однако это невозможно сделать до тех пор, пока он имеет актуальные связи с иными объектами недвижимости.

Учитывая, что у здания была установлена связь с земельным участком по результатам кадастровых работ, судом сделан вывод о нахождении объекта с кадастровым номером также на земельном участке с кадастровым номером

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что помещения с кадастровыми номерами не могут входить в состав здания с кадастровым номером (дубль объекта В свою очередь здание с кадастровым номером не может находиться на земельном участке с кадастровым номером

Наличие реестровой ошибки Управлением не отрицается.

Как следует из материалов дела, с целью исправления реестровых ошибок в записях ЕГРН Костиной Н.Г. письмом Управления от 03.11.2021 № 993-ж-доп-27-32-12 было рекомендовано обратиться с заявлением об исправлении реестровой ошибки и техническим планом, подготовленным в отношении помещения с кадастровым номером для установления корректной связи между помещением и зданием; подготовить технический план для изменения основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером в котором будет содержаться описание его местонахождения на земельном участке посредством координат характерных точек контура, и установлена связь со всеми расположенными в нём помещениями. В указанном случае заявление должно быть представлено собственниками помещений с кадастровыми номерами

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства суд пришел к выводу о том, что помещение, принадлежащее административному истцу, на момент принятия перечней фактически находилось в здании с кадастровым номером , а не в здании с кадастровым номером в связи с чем оспариваемые пункты перечней на 2018-2021 годы не могут затрагивать права и обязанности административного истца как налогоплательщика.

Кроме того суд указал, что в целях исполнения рекомендаций Управления Росреестра, административный истец 17 января 2022 года обратилась к кадастровому инженеру Бушуеву А.А., которым проводились кадастровые работы по образованию нежилых помещений в спорном здании. После отказа кадастрового инженера от подготовки технического паспорта, административный истец обратилась в Большесосновский районный суд Пермского края с исковым заявлением об исправлении реестровой ошибки.

Как следует из материалов дела, определением Очерского районного суда Пермского края от16 августа 2022 года исковое заявление Костиной Н.Г. об устранении реестровой ошибки на основании статьи 222 ГПК РФ оставлено без рассмотрения.

Таким образом, установив, что принадлежащее административному истцу помещение фактически расположено в здании с кадастровым номером и принимая во внимание положения пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса РФ, устанавливающие обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону, суд пришел к выводу, что в отношении административного истца налог на имущество подлежит исчислению с учетом фактического расположения принадлежащего административному истцу помещения, поскольку сам по себе факт наличия в сведениях ЕГРН связи помещения с иным зданием, что, как установлено судом, является реестровой ошибкой, не может являться основанием для исчисления и уплаты налога с учетом сведений ЕГРН о связи помещения со зданием с кадастровым номером

Между тем, как следует из ответа Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, представленного по запросу суда апелляционной инстанции, расчет суммы налога на имущество Костиной Н.Г. с кадастровым номером за 2018 год произведен исходя из налоговой ставки 1,5; за 2019 год- 1,6; за 2020, 2021 годы-1,8 и с учетом расположения принадлежащего административному истцу объекта с кадастровым номером , являющего объектом налогообложения налога на имущество физических лиц, в составе объекта недвижимости с кадастровым номером

Указанное обстоятельство также подтверждается и ответом Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 17.01.2022 года, представленного на запрос суда первой инстанции (л.д. 75-76 т.3).

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих применение к нему оспариваемой правовой нормы, а равно и доказательств, безусловно подтверждающих наличие нарушения или реальной угрозы нарушения его прав, свобод и законных интересов, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В данном случае из материалов дела усматривается, что оспариваемые в части нормативные правовые акты были применены в отношении административного истца и не перестали затрагивать права и законные интересы административного истца.

Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушения или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Между тем, ссылка суда первой инстанции на положения пункта 1 части 1 статьи 194, пункта 1 части 1 статьи 214 КАС РФ и разъяснения, приведенные в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» является ошибочной и не основанной на требовании закона.

При рассмотрении настоящего административного дела установлено применение оспариваемых пунктов Перечня в отношении административного истца и нарушение ее прав, предусмотренных действующим законодательством, что исключало прекращении производства по делу и указывает на необходимость разрешения административного дела по существу.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что прекращение производства по административному делу по данному основанию является незаконным и необоснованным.

В связи с допущенными судом первой инстанций существенными нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход административного дела, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, он подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л:

определение Пермского краевого суда от 18 апреля 2022 года отменить.

Направить административное дело по административному исковому заявлению Костиной Нины Геннадьевны к Правительству Пермского края о признании не действующими со дня принятия пункт 2328 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 375 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 1131 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 4910 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» на новое рассмотрение в Пермский краевой суд.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2022 года.

Судья Н.П. Краснова