ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1828/20 от 06.10.2020 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Калинникова О.А. Дело № 66а- 1828 /2020

(номер дела в суде первой инстанции 3а-947/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 6 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Ходус Ю.А.,

судей Красновой Н.П., Калугина Д.М.

при секретаре ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тольяттинский завод растворителей и масел» о признании не действующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления по апелляционным жалобам администрации городского округа Тольятти и Думы городского округа Тольятти на решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Тольяттинский завод растворителей и масел» удовлетворены.

Заслушав доклад судьи ФИО1 апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П., выслушав объяснения представителя администрации городского округа Тольятти ФИО2, представителя Думы городского округа Тольятти ФИО3, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Тольяттинский завод растворителей и масел» (далее по тексту - ООО «ТЗРМ», Общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просило признать недействующим с момента принятия:

пункт 9.3.2 Приложения № 1 к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти» в редакции решения Думы городского округа Тольятти от 5 марта 2014 года № 217 в части, устанавливающей значение коэффициента вида разрешенного использования (для) земельного участка баз и складов временного складирования строительных материалов, в размере 0, 0426.

В обоснование требований административный истец указал, что с 20 февраля 2017 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации склада и производства растворителей эмалей, моторных и трансмиссионных масел, расположенного по адресу: <адрес>. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Общества в пользу администрации г.о. Тольятти взыскана задолженность по договору аренды за период с 1 мая 2019 года по 31 июля 2019 года, размер арендной платы исчислен с применением коэффициента 0, 0426, утвержденного оспариваемым решением Думы в соответствии с видом использования «земельные участки баз и складов временного складирования строительных материалов». До внесения указанных изменений значение коэффициента вида использования для указанного вида разрешенного использования участков составляло 0, 03. Указал, что установленный в указанном пункте коэффициент- 0,0426 является экономически необоснованным, принятым с нарушением положений статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) и основных принципов определения арендной платы, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее также - Постановление № 582).

Решением Самарского областного суда от 2 июля 2020 года административное исковое заявление ООО «ТЗРМ» о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления удовлетворено. Признан недействующим пункт 9.3.2 Приложения № 1 к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 5 марта 2014 года № 217 в части, устанавливающей коэффициент вида использования земельных участков баз и складов временного складирования строительных материалов в размере 0, 0426, со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо - администрация городского округа Тольятти просит отменить решение Самарского областного суда от 2 июля 2020 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года № 972 принято в пределах предоставленных органом местного самоуправления полномочий. Ссылается на то, что формула, используемая для расчета арендной платы, включает в себя кадастровую стоимость земельного участка, которая подразумевает и учет рыночных факторов, влияющих на ее величину, в том числе доходность земельного участка, характеризующую экономическую ценность и доходность земельного участка. Следовательно, при расчете арендной платы соблюден принцип экономической обоснованности.

В апелляционной жалобе административный ответчик - Дума городского округа Тольятти просит отменить решение Самарского областного суда от 2 июля 2020 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года № 972 принято в пределах предоставленных органом местного самоуправления полномочий. Формула, используемая для расчета арендной платы, включает в себя величину, характеризующую экономическую ценность и доходность земельного участка. Следовательно, при расчете арендной платы соблюден принцип экономической обоснованности.

Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, ООО «Тольяттинский завод растворителей и масел», прокуратурой Самарской области представлены возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Думы городского округа Тольятти ФИО3 (с использованием систем видеоконференц-связи) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий с соблюдением процедуры его принятия, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает чьих-либо прав и законных интересов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица - администрации городского округа Тольятти Самарской области ФИО7 (с использованием систем видеоконференц-связи) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поддержала позицию административного ответчика.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов, определен постановлением Правительства Самарской области от 6 июня 2008 года № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов».

Пунктом 3 Постановления № 308 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, предусмотрено, что определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с методикой определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, содержащейся в приложении 1 к настоящему Порядку (далее - методика).

Согласно пункту 1 Методики размер арендной платы за использование земельного участка определяется по формуле Ап = Скад x Кв x Ки, на основании кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента вида использования земельного участка, коэффициента инфляции расчетного года в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для целей не связанных со строительством.

Коэффициент вида использования земельного участка, утверждается правовым актом представительного органа муниципального образования.

Из материалов административного дела следует, что 1 октября 2008 года Думой городского округа Тольятти Самарской области принято решение № 972 «О коэффициентах, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти» (далее также Решение Думы № 972), которым утверждены коэффициенты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для целей, не связанных со строительством (Приложение № 1).

Пунктом 7.3.2 Приложения № 1 к вышеуказанному решению Думы коэффициент вида земельных участков баз и складов временного складирования строительных материалов (Кв) был установлен в размере 0,03.

Решение Думы г.о. Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 официально опубликовано в издании «Городские ведомости» 18 октября 2008 года № 118 (883).

Решением Думы городского округа Тольятти от 26 июня 2013 года № 1247 в соответствии с изменениями, внесенными в постановление Правительства Самарской области от 6 июня 2008 года № 308, внесены изменения в Решение Думы № 972, изменено наименование решения, которое изложено в следующей редакции: «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти».

Решением Думы г.о. Тольятти от 5 марта 2014 года № 217 внесены изменения в Решение Думы № 972: Приложение № 1 «Коэффициент вида использования земельного участка, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для целей, не связанных со строительством» изложено в новой редакции.

Пунктом 9.3.2 Приложения № 1 коэффициент вида использования земельных участков баз и складов временного складирования строительных материалов установлен в размере 0,0426.

Решение Думы г.о. Тольятти от 5 марта 2014 года № 217 опубликовано в официальном печатном издании «Городские ведомости», № 29(1627), 18 марта 2014 года и вступило в силу с момента его официального опубликования.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции и с соблюдением требований к порядку его опубликования.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Тольяттинский завод растворителей и масел» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 19 561 кв. м, с видом разрешенного использования «для дальнейшей эксплуатации склада и производства растворителей эмалей, моторных и трансмиссионных масел», расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного администрацией городского округа Тольятти по договору аренды № 716 от 7 июля 2003 года, что подтверждается дополнительными соглашениями к договору аренды от 3 мая 2012 года, 1 сентября 2017 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15 март 2020 года.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2019 года с ООО «Тольяттинский завод растворителей и масел» взыскана задолженность по договору аренды от 7 июля 2003 года № 716 за период с 1 мая 2019 года по 31 июля 2019 года в размере 171 793 рублей 38 копеек с применением в расчетах коэффициента вида использования земельного участка, установленного п. 9.3.2 Приложения № 1 к решению Думы от 1 октября 2008 года № 972 в редакции решения от 5 марта 2014 года № 217.

В обоснование заявленного требования общество указало на то, что установление оспариваемой частью нормативного правового акта повышенного размера коэффициента вида использования земельного участка, предоставленного для размещения баз и складов, нарушаются права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в отсутствие анализа доходности земельного участка, расчетов и экономического обоснования, противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 и статьи 39.7 Земельного кодекса РФ.

Судом первой инстанции установлено, что с 18 марта 2014 года, то есть с момента официального опубликования изменений в решение Думы № 972 и вступления их в силу, у арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставленных для указанного ранее вида использования, возникла обязанность по внесению арендной платы в повышенном размере.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при установлении оспариваемой ставки арендной платы один из основных принципов определения арендной платы-принцип экономической обоснованности не был соблюден, в связи с чем пришел к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Давая оценку представленным Думой городского округа Тольятти в подтверждение своих возражений документам, суд первой инстанции исходил из того, что существо указанных документов сводится исключительно к необходимости увеличения ранее действующих коэффициентов видов использования земельных участков, предоставленных для целей не связанных со строительством, в целях компенсации выпадающих доходов городского округа Тольятти. Перерасчет коэффициента вида использования для отдельных видов земельных участков (Кв) в Приложении № 1 произведен исходя из средних значений кадастровой стоимости земельных участков в разрезе видов функционального использования земель, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» путем арифметических действий, результатом которых является приведение среднего размера арендной платы по видам использования земельных участков к уровню размера по состоянию на 1 января 2013 года и с учетом планируемых показателей инфляции.

Между тем финансово-экономическое обоснование не содержит анализа и оценки экономических, природных и иных факторов для земельных участков баз и складов временного складирования строительных материалов, включая местоположение, уровень коммерческой привлекательности, потребительского спроса на землю, развитие инфраструктуры, влияющих на уровень доходности исследуемого вида земельных участков, расположенных на территории городского округа Тольятти, с учетом в том числе их категории и разрешенного использования.

В финансово-экономическом обосновании не приведено каких-либо расчетов, которые возможно проверить, и позволяющих убедиться, что значение коэффициента вышеуказанного вида использования земельных участков установлено в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков и действительно призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Обоснование введения дифференциации (увеличения) размера коэффициента вида использования земельных участков, предоставленных под базы и склады временного складирования строительных материалов, в тексте пояснительной записки и финансово-экономического обоснования отсутствует.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные документы не могут заменить мотивированного экономического обоснования и по существу содержат лишь финансовую составляющую, тогда как экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ, оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности указанных выше земельных участков.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из принципов определения арендной платы Постановление № 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Пунктом 9.3.2 Приложения № 1 к оспариваемому решению Думы городского округа Тольятти предусмотрено, что при расчете размера арендной платы применяется коэффициент вида разрешенного использования земельных участков баз и складов временного складирования строительных материалов - 0,0426.

В качестве доказательства экономической обоснованности установления указанной величины коэффициента вида использования земельных участков, административным ответчиком представлены: пояснительная записка к материалам, направляемым для рассмотрения на заседании Думы г.о. Тольятти и финансово-экономическое обоснование к указанным материалам за подписью мэра города Тольятти.

Судом первой инстанции установлено, что предусмотренная пунктом 9.3.2 Приложения № 1 ставка арендной платы в размере 0,0426, в отношении земельных участков, предоставляемых без проведения торгов и предназначенных для использования баз и складов временного складирования строительных материалов определена без финансово-экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень их доходности, без учета государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Как правильно указано судом первой инстанции, установление оспариваемого размера коэффициента вида использования земельных участков, повлекшего увеличение арендной платы, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень их доходности, без учета государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, не отвечает принципу экономической обоснованности.

Само по себе использование при расчете арендной платы кадастровой стоимости в качестве показателя оценки экономических, природных и иных факторов, а также характеризующего доходность и экономическую ценность земельного участка, не может рассматриваться как соблюдение принципа экономической обоснованности.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении значений оспариваемого коэффициента не подтверждают.

Вопрос о признании нормативного правового акта недействующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Судебная коллегия полагает правомерным признание судом оспариваемого пункта Приложения № 1 к Решению № 972 (в редакции решения от 5 марта 2014 года № 217) недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку пункт 9.3.2 Решения № 972, которым установлен оспариваемый коэффициент согласно Приложению, применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций.

Основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции отсутствуют.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Самарского областного суда от 2 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа Тольятти и Думы городского округа Тольятти – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.

Председательствующий

Судьи