Судья Ибрагимов Р.С. | Дело № 66а-1840/2020(номер дела в суде первой инстанции 3а-175/2020) |
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород |
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Мироновой Н.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕКО» к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования города Казани Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по частной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2020 года о возвращении апелляционной жалобы,
установил:
административный истец общество с ограниченной ответственностью «ИНТЕКО» обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ИНТЕКО» удовлетворено частично. Определена кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:19304 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 22 853 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Приволжский район, улица Учительская, дом 10/12, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 21 июля 2015 года в размере 42 309 000 рублей.
Не согласившись с решением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года Кабинет Министров Республики Татарстан подал апелляционную жалобу на указанное решение.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2020 года апелляционная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (апелляционная жалоба возвращается, если истек срок на апелляционное обжалование, и в жалобе отсутствует просьба о его восстановлении).
С указанным определением не согласился Кабинет Министров Республики Татарстан, предъявив частную жалобу, в которой просят определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2020 года о возвращении апелляционной жалобы отменить.
В обоснование доводов, изложенных в частной жалобе, указано, что определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2020 года о возвращении апелляционной жалобы в связи с пропуском срока на апелляционное обжалование и отсутствии просьбы о восстановлении указанного срока постановлено с нарушением норм процессуального права, поскольку апелляционная жалоба на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года направлена в адрес Верховного Суда Республики Татарстан, согласно списку почтовых отправлений 26 июня 2020 года, т.е. в установленный законом срок. Заявитель частной жалобы считает, что процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года не пропущен.
Относительно доводов частной жалобы, представителем административного истца представлены возражения о их необоснованности и законности судебного акта.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на данное определение судьи первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 статьи 315 КАС РФ предусмотрено, что частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 310 часть 2 пункты 1-4 КАС РФ).
Такие нарушения при принятии решения о возврате апелляционной жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан было допущено судьей первой инстанции.
Возвращая апелляционную жалобу, судья установил, что апелляционная жалоба на решение суда от 22 мая 2020 года направлена в адрес Верховного Суда Республики Татарстан по почте 30 июня 2020 года, т.е. с пропуском процессуального срока, ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения суда в апелляционной жалобе не содержится.
Установив указанные обстоятельства, судья пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных законом, для возврата апелляционной жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года.
С указанными выводами судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может, и, как следствие, не может согласиться с решением о возвращении апелляционной жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан.
В соответствии с частью 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены данным кодексом.
Частью 2 статьи 177 КАС РФ предусмотрено, что по сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, если истек срок на апелляционное обжалование и в апелляционной жалобе отсутствует просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано.
Частью 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 1 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года установленного процессуального срока. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.
Частью 2 статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.
Таким образом, из вышеприведенных норм процессуального права следует, что течение процессуального срока на апелляционное обжалование решения суда исчисляется со следующего дня после наступления события, которым определено его начало - принятие решения в окончательной форме, длится месяц и оканчивается в число, соответствующее событию, которым определено начало этого срока, то есть в число, соответствующее дате принятия решения в окончательной форме.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу судебного заседания от 22 мая 2020 года резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2020 года, разъяснено, что стороны могут ознакомиться с мотивированным решением суда 29 мая 2020 года (л.д.31 т.2).
Мотивированное решение суда составлено 29 мая 2020 года (л.д.39 т.2), следовательно, срок на предъявление апелляционной жалобы на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года истекал – 29 июня 2020 года.
Вместе с тем апелляционная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан на указанное решение направлена в Верховный Суд Республики Татарстан посредством почтовой связи 30 июня 2020 года, то есть за пределами установленного частью 1 статьи 298 КАС РФ процессуального срока. К апелляционной жалобе приложен конверт, на котором имеется штамп «Почта России Казань 420060» с датой 30.06.2020 и указан идентификатор почтового отправления 42006046005197 (л.д.53 т.2), а также квитанции об отправке копий апелляционных жалоб лицам, участвующим в деле, датированные 30 июня 2020 года (л.д.49-52 т.2).
При проверке идентификатора 42006046005197 установлено, что почтовое отправление поступило в отделение почты 30 июня 2020 года.
Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2020 года апелляционная жалоба Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года возвращена, в связи с истечением срока на апелляционное обжалование.
На вышеуказанное определение Кабинетом Министров Республики Татарстан подана частная жалоба, в обоснование которой приложен список заказных писем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 26 июня 2020 года, в соответствии с которым в адрес Верховного Суда Республики Татарстан Кабинетом Министров Республики Татарстан направлена апелляционная жалоба на вышеуказанное решение. На списке заказных писем имеется штамп «Почта России Казань 420060», в соответствии с которым апелляционная жалоба на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года направлена в суд 26.06.2020 года (л.д.67 т.2).
В связи с имеющимися противоречиями в представленных документах, а также в целях оценки приложенных доказательств и правильного разрешения настоящего административного дела, суд апелляционной инстанции на основании статьи 306 КАС РФ в порядке подготовки административного дела к рассмотрению в соответствии со статьей 63 КАС РФ запросил в Городском отделении почтовой связи «Казань 60» сведения о дате поступления в отделение почтовой связи 420060 почтового отправления с идентификатором 42006046005197 отправленного по адресу: г. Казань, ул. Пушкина, д. 72/2 Верховный Суд Республики Татарстан и объяснения по факту расхождения в датах, имеющихся на почтовом отправлении с идентификатором 42006046005197 (30.06.2020) и списком заказных писем (26.06.2020).
Согласно ответу на запрос от 01.10.2020 года № Ф16-08/1931, список заказных писем от 26 июня 2020 года с почтовыми отправлениями от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан был принят в отделение почтовой связи Казань 420060 (далее – ОПС) 26 июня 2020 года. Сдача почтовых отправлений по списку была осуществлена в конце рабочего дня ОПС 26 июня 2020 года (пятница). Из-за увеличенной загруженности сотрудника обработка и отправка РПО № 42006046005197 осуществлена 30 июня 2020 года (вторник).
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ приобщил к материалам дела ответ на запрос и принял в качестве доказательств по делу, поскольку данные доказательства необходимы для правильного разрешения настоящего административного дела.
Согласно части 4 статьи 93 КАС РФ, процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Давая толкование приведенным нормам процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 мая 2020 года подана Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах установленного законом срока.
Следовательно, указанных судьей оснований для возвращения апелляционной жалобы не имелось.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судьей первой инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, в связи с чем, в соответствии со статьей 310 КАС РФ, обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции,
определил:
определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2020 года о возвращении апелляционной жалобы отменить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Н.В. Миронова