ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1859/2021 от 22.06.2021 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Кощеев А.В. Дело № 66а-1859/2021

(номер дела в суде первой инстанции 3а-25/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Ходус Ю.А.

судей Мироновой Н.В., Красновой Н.П.,

при секретаре судебного заседания ФИО5

с участием прокурора ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Кировской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Правительству Кировской области о признании недействующим пункт «эксплуатационные леса» таблицы № 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» подраздела 1.1.6 раздела 1.1 главы Лесохозяйственного регламента Суводского лесничества Кировской области на 2019-2028 годы, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 5 сентября 2018 года № 425-П, в редакции постановления Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 года № 636-П, в части отнесения лесов, расположенных в квартале 56 Советского сельского участкового лесничества Суводского лесничества Кировской области, к категории эксплуатационных лесов, с момента вступления в законную силу решения суда,

по апелляционной жалобе Правительства Кировской области, Министерства лесного хозяйства Кировской области на решение Кировского областного суда от 13 апреля 2021 года, которым в административный иск был удовлетворен, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В.,

установила:

Постановлением Правительства Кировской области от 5 сентября 2018 года № 425-П утвержден лесохозяйственный регламент Суводского лесничества Кировской области на 2019-2018 годы (далее также - Регламент, Регламент Суводского лесничества).

Текст документа опубликован на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, 12.09.2018 года.

Постановлением Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 года № 636-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 5 сентября 2018 года № 425-П» внесены изменения в постановление Правительства Кировской области от 5 сентября 2018 года № 425-П «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств на территории Кировской области», а именно: утвержден лесохозяйственный регламент Суводского лесничества Кировской области в новой редакции согласно приложению № 33.

Текст документа опубликован на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, 01.12.2020 года.

Согласно пункту 1.1.8 Регламента на территории Суводского лесничества расположена особо охраняемая природная территория регионального значения, а именно: Государственный природный заказник «Пижеский» (л.д. 8-11).

В структуре Регламента имеется таблица № 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», в которой приведено распределение лесов в границах Суводского лесничества по целевому назначению и категориям на защитные и эксплуатационные леса.

При этом к эксплуатационным лесам отнесены, в том числе и лесные участки указанной выше особо охраняемой природной территории. Так, в границах государственного природного заказника регионального значения «Пижемский» к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки, расположенные в квартале 56 Советского сельского участкового лесничества Суводского лесничества Кировской области

Прокуратура Кировской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункт «эксплуатационные леса» таблицы № 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» подраздела 1.1.6 раздела 1.1 главы Лесохозяйственного регламента Суводского лесничества Кировской области на 2019-2028 годы, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 5 сентября 2018 года № 425-П, в редакции постановления Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 года № 636-П, в части отнесения лесов, расположенных в квартале 56 Советского сельского участкового лесничества Суводского лесничества Кировской области, к категории эксплуатационных лесов, с момента вступления в законную силу решения суда. (л.д. 4-8, 85).

В обоснование заявленных требований прокуратура Кировской области указала, что на особо охраняемой природной территории регионального значения, то есть на территории природного заказника «Пижемский» постоянно или временно ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания природного заказника «Пижемский» или причиняет вред его природным комплексам и их компонентам. Однако, в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом, леса, расположенные в квартале 56 Советского сельского участкового лесничества Суводского лесничества Кировской области, входящие в состав природного заказника «Пижемский» были отнесены к эксплуатационным лесам, противоречит положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий. Данные нарушения законодательства, как указала прокуратура Кировской области, напрямую затрагивают интересы Российской Федерации как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают в Кировской области, на сохранение благоприятной окружающей среды.

Решением Кировского областного суда от 12 апреля 2021 года административные исковые требования прокуратуры Кировской области удовлетворены.

Признан недействующим пункт «Эксплуатационные леса» таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» подраздела 1.1.6 раздела 1.1 главы 1 Лесохозяйственного регламента Суводского лесничества Кировской области на 2019-2028 годы, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 5 сентября 2018 года № 425-П в редакции постановления Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 года № 636-П, в части отнесения лесов, расположенных в квартале 56 Советского сельского участкового лесничества Суводского лесничества Кировской области, к категории эксплуатационных лесов с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением также постановлено, что сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Кировской области.

В апелляционной жалобе Правительство Кировской области, Министерство лесного хозяйства Кировской области ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

На апелляционную жалобу Правительства Кировской области, Министерства лесного хозяйства Кировской области прокуратурой Кировской области представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного акта.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. с требованиями, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, административные исковые требования прокуратуры Кировской области поддержал, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд, сославшись на положения статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, правильно указал, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, и в этой связи пришел к обоснованному выводу о превышении административным ответчиком, утвердившим оспариваемый в части Регламент, предоставленных ему полномочий.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Кировской области, которое утверждено Постановлением Правительства Кировской от 28 марта 2012 года № 145/167 Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах лесных отношений и лесной промышленности, охраны, воспроизводства, рационального использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что на территории Суводского лесничества располагается особо охраняемая природная территория регионального значения – природный заказник «Пижемский»:

Таким образом, Министерство лесного хозяйства Кировской области, являющееся исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждая Регламент Суводского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышел за пределы предоставленных ему полномочий, что являлось основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

Кроме того, разрешая дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения Регламента Суводского лесничества в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника «Пижемский» к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Подпункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации к категории защитных лесов относит леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ).

В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Постановлением Правительством Кировской области от 22 сентября 2009 года № 25\318 утверждено Положение о государственном природном заказнике «Пижемский» регионального значения, пунктом 5.1 которого предусмотрено, что в соответствии со статусом особо охраняемой природной территории регионального значения на территории природного заказника "Пижемский" постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания природного заказника "Пижемский" или причиняет вред его природным комплексам и их компонентам.

Кроме этого, в пределах территории природного заказника "Пижемский" полностью запрещаются следующие виды деятельности: осуществление сплошных рубок лесных насаждений (подпункт 5.2.17 пункта 5.2 названного Положения).

Как следует из материалов дела перечень особо охраняемых природных территорий в границах Суводского лесничества определен в таблице 1.1.1 подраздела 1.1.8. раздела 1.1 главы 1 Лесохозяйственного регламента Суводского лесничества Кировской области на 2019-2028 годы, из которой следует, что на территории указанного лесничества имеется 13 особо охраняемых территорий, к которым отнесен государственный природный заказник регионального значения «Пижемский», расположенный на территории Советского (сельского) участкового лесничества, в том числе в квартале 56.

Между тем на территории лесничества не выделена категория защитных лесов «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях», лесные участки, расположенные на таких территориях, отнесены к эксплуатационным лесам, что противоречит, как правильно указал суд, положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим, вывод суда о том, что в результате отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав государственного природного заказника «Пижемский», к эксплуатационным лесам, в границах названных особо охраняемых природных территорий разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что противоречит целям создания заказника и нарушает права лиц, проживающих на территории Кировской области, на сохранение благоприятной окружающей среды.

Доводам административного ответчика, приведенные в суде первой инстанции, а также повторно изложенные в апелляционной жалобе, о том, что оспариваемый Регламент принят во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 30 ноября 2011 года № 506 «Об отнесении лесов на территории Кировской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ», которым установлена принадлежность лесных участков лесов Суводского лесничества к категории эксплуатационных лесов, судом первой инстанции дана, надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у судебной коллегии не имеется, поскольку судом установлено противоречие оспариваемых норм Регламента федеральным законам.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно признал его не действующим с указанного в решении суда времени.

Суд принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании, его выводы подробно мотивированы.

Учитывая, что до вынесения решения судом оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд правомерно признал его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

Другие доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда они не опровергают, в связи с чем не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Кировского областного суда от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Кировской области, Министерства лесного хозяйства Кировской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Кировский областной суд.

Председательствующий

Судьи