ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1870/2023 от 10.10.2023 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Кинчарова О.Е. Дело № 66а-1870/2023

(номер дела в суде первой инстанции

3а-210/2023)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 10 октября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Ходус Ю.А.,

судей Буруновой С.В.., Калугина Д.М.,

при секретаре ФИО5,

с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» о признании недействующими в части пункта 2 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 101-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области», в части подпункта 1.1 пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год», пункта 20 приложения к приказу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2022 года № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год»,

по апелляционной жалобе Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 15 июня 2023 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А., объяснения представителя административного истца АО «Оборонэнерго» - ФИО8, представителя административного ответчика Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - ФИО7, представителя заинтересованного лица ПАО «Россети Волга» - ФИО9, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Дмитриева М.С., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

22 ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» (далее также приказ от 22 ноября 2022 года № 97-П),

22 ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 101-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» (далее также приказ от 22 ноября 2022 года № 101-П).

27 декабря 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год» (далее также приказ от 27 декабря 2022 года № 357-П).

Текст приказа от 22 ноября 2022 года № 97-П опубликован 24 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: .

Текст приказа от 22 ноября 2022 года № 101-П опубликован 24 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: .

Текст приказа от 27 декабря 2022 года № 357-П опубликован 29 декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: .

Акционерное общество «Оборонэнерго» обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области о признании недействующими в течение всего периода действия

- пункта 2 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 101-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в части внесения изменения в приложение к приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 года» в части установления необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» (филиал «Уральский) на 2023 год (пункт 6 таблицы к пункту 2),

в части подпункта 1.1 пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год»,

пункта 20 приложения к приказу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2022 года № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями АО «Оборонэнерго» (филиал «Уральский») и ПАО «Россетти Волга», возложении обязанности по изданию заменяющих нормативных актов.

В обоснование заявленных требований указало, что АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Ульяновской области. Оспариваемые приказы не соответствуют нормативным правовым актам в сфере тарифного регулирования в области электроэнергетики, в связи с чем нарушены права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности, поскольку общество вынуждено нести расходы по обслуживанию электрических сетей и оборудования, не учтенные (не компенсируемые) установленными тарифами.

Указывает, что оспариваемым нормативным правовым актом для административного истца установлена НВВ ниже экономически обоснованного размера вследствие необоснованного занижения затрат по следующим статьям: по подконтрольным расходам на оплату труда, подконтрольным расходам из прибыли (выплатам социального характера), неподконтрольным расходам – отчислениям на социальные нужды, также занижения размера корректировки по амортизационным отчислениям.

На основании подпункта 26 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» общество обратилось в Агентство с заявлением о пересмотре базового уровня подконтрольных расходов с 2023 года в части расходов на оплату труда в связи с изменением размера минимальной месячной тарифной ставки (ММТС) рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, установленной Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2022-2024 годы на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2023 года, участником которого является общество, также на выплаты социального характера. Однако Агентством для филиала «Уральский» на 2023 год неправомерно определены размер фонда оплаты труда в размере <данные изъяты> тыс. руб. исходя из утвержденного фонда оплаты труда на 2022 год (<данные изъяты> тыс. руб.), умноженного на коэффициент индексации подконтрольных расходов (<данные изъяты>), а размер подконтрольных расходов из прибыли (выплаты социального характера) на 2023 год в размере <данные изъяты> тыс. руб. исходя из утвержденных расходов на 2022 год (<данные изъяты> тыс.руб.) умноженных на коэффициент индексации подконтрольных расходов <данные изъяты>. Таким образом, Агентством незаконно было отказано в пересмотре базового уровня подконтрольных расходов в части расходов на оплату труда и подконтрольных расходов из прибыли (выплат социального характера).

При расчете неподконтрольных расходов административным ответчиком занижен размер расходов по статье затрат «Отчисления на социальные нужды», поскольку регулятором базой для их расчета взят заниженный фонд оплаты труда в размере <данные изъяты> тыс. руб.

Полагает, что Агентством неправомерно занижен уровень компенсации фактически обоснованных расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов при проведении корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра на <данные изъяты> тыс. руб.

Решением Ульяновского областного суда от 15 июня 2023 года исковые требования административного истца удовлетворены.

Признан недействующим со дня принятия пункт 2 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 101-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в части внесения изменений в приложение к приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы» в части установления необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2023 год (пункт 6 таблицы).

Признан недействующими со дня принятия подпункт 1.1 пункта 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» в части приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области, поставляемой не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2023 год», пункта 8 Таблицы 1 в части установления необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации АО «Оборонэнерго» на 2023 год.

Признано недействующим со дня принятия приложение к пункту 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2022 года № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россетти Волги» и АО «Оборонэнерго» на территории Ульяновской области (строка 20 приложения к указанному приказу).

На Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области возложена обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

С Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу акционерного общества «Оборонэнерго» взысканы расходы по уплате государственной пошлины <данные изъяты> руб.

Указано, что сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

В апелляционной жалобе административного ответчика - Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области содержится просьба об отмене решения Ульяновского областного суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом при принятии оспариваемого решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела.

Административный ответчик указывает, что при подаче заявления о пересмотре базового уровня подконтрольных расходов с 2023 года в рамках открытого тарифного дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии АО «Оборонэнерго» не представило в регулирующий орган обосновывающие материалы с расчетами на 2020 год (первый год долгосрочного периода 2020-2024 гг.).

Полагает, что в соответствии с действующим законодательством, на тарифном органе не лежит обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы, это его право, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Необходимость уточнений предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечет для него обязанности в случае иной оценки этой категории другим лицом.

Административным истцом - акционерным обществом «Оборонэнерго» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Прокуратурой Ульяновской области представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - ФИО7 доводы апелляционной жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.

Представитель административного истца АО «Оборонэнерго» - ФИО8 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Волга» - ФИО9 поддержала отзыв на апелляционную жалобу, представленный в материалы дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене, изменению не подлежит, исходя из следующего.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены и определены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике включает Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в сфере электроэнергетики федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

Частью 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике установлено, что общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Судом первой инстанции установлено, что АО «Оборонэнерго» является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии. На территории Ульяновской области действует филиал общества «Уральский».

Административным ответчиком в отношении АО «Оборонэнерго» при регулировании цен (тарифов) применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, период долгосрочного регулирования установлен на 5 лет: 2020-2024 годы.

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций, в том числе АО «Оборонэнерго», на долгосрочный период регулирования – с 2020 по 2024 годы.

АО «Оборонэнерго» обратилось 24 апреля 2022 года в Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области с заявлением о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

22 ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 101-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области», которым внесены изменений в приложение к приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы» в части установления необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» (филиал «Уральский») на 2023 год в размере <данные изъяты> тыс. руб. (пункт 6 таблицы).

22 ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ приказа № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год», которым в приложении № 1 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области, поставляемой не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2023 год, в пункте 8 таблицы 1 установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации АО «Оборонэнерго» на 2023 год в размере <данные изъяты> тыс. руб.

27 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год», которым установлены, в том числе, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россетти Волги» и АО «Оборонэнерго» на территории Ульяновской области (строка 20 приложения к указанному приказу).

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО«О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Текст приказа № 97-П опубликован 24 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: .

Текст приказа № 101-П опубликован 24 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: .

Текст приказа № 357-П опубликован 29 декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: .

В соответствии с пунктом 1.4 Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года № 6/138-П, в области регулирования цен и тарифов одной из основных задач Агентства является государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования.

По указанным основаниям решение суда первой инстанции не оспаривается.

Судом первой инстанции установлено, что приказами от 22 ноября 2022 года № 97-П и № 101-П для АО «Оборонэнерго» (филиал «Уральский») необходимая валовая выручка на 2023 год определена в размере <данные изъяты> тыс. руб.

Обращаясь с административным исковым заявлением, административный истец указывает, что данная величина необходимой валовой выручки является экономически необоснованной в связи с отказом в пересмотре базового уровня подконтрольных расходов в части расходов на оплату труда и подконтрольных расходов из прибыли (выплат социального характера), по причине занижения неподконтрольных расходов по статье «отчисления на социальные нужды», занижения фактических расходов на амортизацию основных средств при проведении корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра за 2021 год.

Согласно части 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами.

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Согласно части 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пункту 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям,и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерацией от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Подпунктами 11, 26 пункта 4 указанного Постановления предусмотрено установить с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года и на 2023 год (финансовый год) следующие особенности установления (пересмотра, корректировки) регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

- регулируемые цены (тарифы) на услуги в электроэнергетике, установленные (скорректированные) на 2023 год до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру с учетом особенностей, предусмотренных настоящим постановлением;

- территориальная сетевая организация имеет право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Пересмотр указанного базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации не позднее 12 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Указанный пересмотр осуществляется без учета положений абзацев четвертого-девятого пункта 12 Основ ценообразования в электроэнергетике.

Приведенными положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 предусмотрено право территориальной сетевой организации заявить о необходимости пересмотра базового уровня операционных (подконтрольных расходов) с 2023 года при наличии для этого оснований, и, соответственно, обязанность тарифного органа осуществить пересмотр базового уровня операционных (подконтрольных) расходов.

В соответствии с пунктом 7 указанного Постановления Правительства Российской Федерации оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Оно опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru – 14 ноября 2022 года.

Согласно материалам дела 17 ноября 2022 года АО «Оборонэнерго» обратилось в Агентство с заявлением о пересмотре базового уровня подконтрольных расходов с 2023 года в части расходов на оплату труда и подконтрольных расходов из прибыли (выплат социального характера) с учетом размера минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, установленной Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2022-2024 годы на период с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года, приложив обосновывающие материалы.

Для пересмотра базового уровня подконтрольных расходов АО «Оборонэнерго» были заявлены затраты по статье «расходы по оплате труда» в размере <данные изъяты> тыс.руб., по статье «подконтрольные расходы из прибыли (выплаты социального характера)» в размере <данные изъяты> тыс. руб.

Судом первой инстанции установлено, что административным ответчиком при установлении для АО «Оборонэнерго» тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год был применен метод индексации НВВ, применяемый для 2-го - 5-го годов долгосрочного периода регулирования. Размер фонда оплаты труда для филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» на 2023 год определен в размере <данные изъяты> тыс. руб. исходя из утвержденного фонда оплаты труда на 2022 год (<данные изъяты> тыс. руб.), умноженного на коэффициент индексации подконтрольных расходов (<данные изъяты>). Размер подконтрольных расходов из прибыли (выплат социального характера) для филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» на 2023 год определен в размере <данные изъяты> тыс. руб. исходя из утвержденных расходов на 2022 год (<данные изъяты> тыс. руб.), умноженных на коэффициент индексации подконтрольных расходов (<данные изъяты>).

Соответственно как следует из материалов дела Агентством не был произведен пересмотр базового уровня операционных (подконтрольных) расходов.

С учетом изложенного выше нормативного правового акта, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами административного иска АО «Оборонэнерго» о неправомерности отказа обществу в пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года, который предусмотрен подпунктами 11, 26 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053.

Так, в соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Пунктом 12 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что при расчете базового уровня операционных (подконтрольных) расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются, в том числе, статьи затрат: оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования; другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

В силу пункта 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Материалами дела установлено, что между общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» и Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России» (далее также - Ассоциации «ЭРА России») заключено Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2022-2024 годы (далее также Отраслевое тарифное соглашение), которое зарегистрировано в Роструде 18 апреля 2022 года, регистрационный номер 10/22-24.

Согласно пункту 7 Приложения № 1«Реестр организаций, на которые распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022-2024 годы» к Отраслевому тарифному соглашению АО «Оборонэнерго» является участником указанного Отраслевого тарифного соглашения.

Пунктом 1.5 Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено, что расходы общества, предусмотренные настоящим соглашением, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 8.4, 8.4.2, 8.4.2.3 Отраслевого тарифного соглашения расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера ММТС, среднего тарифного коэффициента по организации и состоят, в том числе из: средств, направляемых на премирование работников, доплат, надбавок и других выплат в составе средств на оплату труда, которые, в том числе, состоят из премий за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности – в размере не менее 75 процентов тарифной составляющей расходов (средств) направляемых на оплату труда, с учетом сумм доплат и надбавок, связанных с режимом и условиями труда.

Согласно письму Ассоциации «ЭРА России» от 22 июля 2022 года «О размере ММТС в электроэнергетике во 2-ом полугодии 2022», адресованному АО «Оборонэнерго», размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда территориальные сетевые организации обязаны довести до уровня <данные изъяты> руб.

Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение увеличение минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, установленной Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2022-2024 годы на период с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года.

Пунктом 17 Основ ценообразования предусмотрено, что в НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Подпунктом 4 пункта 19 Основ ценообразования определено, что к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) относятся прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

В соответствии с разделом 6 «Социальные льготы, гарантии, компенсации работникам электроэнергетики» Отраслевого тарифного соглашения работодатели обеспечивают предоставление работникам следующих льгот, гарантий и компенсаций в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в организациях, в том числе:

- выплату единовременной материальной помощи (п.6.1.3.):

а) при регистрации брака (если брак регистрируется впервые) – не менее <данные изъяты> рублей;

б) при рождении (усыновлении) ребенка – в размере не менее <данные изъяты> рублей. В случае рождения и (или) усыновления двух и более детей выплата производится отдельно на каждого ребенка.

в) семье работника в связи со смертью работника организации – в размере не менее <данные изъяты> рублей;

г) на организацию похорон ветеранов организации – в размере не менее <данные изъяты> рублей;

д) работнику в связи со смертью его близких родственников (супруга, детей, родителей) – в размере не менее <данные изъяты> рублей;

- предоставление единовременной выплаты при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Выплата по данному основанию производится один раз в год в размере не менее ММТС (п. 6.1.4)

Согласно материалам дела АО «Оборонэнерго» произвело расчет подконтрольных расходов из прибыли (выплат социального характера) на основании штатного расписания, с учетом приведенных положений Отраслевого тарифного соглашения, Положения о выплатах социального характера и приказов по филиалу «Уральский» АО «Оборонэнерго» о произведении выплат социального характера за 2021 год, 2022 год.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», своевременным обращением АО «Оборонэнерго» в адрес Агентства с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов в связи с необходимостью исполнения обязательств по Отраслевому тарифному соглашению по повышению оплаты труда рабочим и сотрудникам общества, повышения размера социальных выплат, величина базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года подлежала пересмотру.

Судом первой инстанции верно отмечено, довод представителя Агентства о том, что на момент принятия оспариваемых приказов были предоставлены сведения о том, что АО «Оборонэнерго» не является участником Отраслевого тарифного соглашения, не могут являться основанием к выводу о правомерности отказа в пересмотре базового уровня подконтрольных расходов. Учитывая, что АО «Оборонэнерго» были представлены в Агентство документы о том, что общество является участником Отраслевого тарифного соглашения, Агентству при наличии противоречивых документов необходимо было предпринять меры для выяснения этого вопроса и устранения противоречия.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, непредставление АО «Оборонэнерго» документов, необходимых, по мнению административного ответчика, для осуществления пересмотра базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года, не свидетельствуют о законности отказа в пересмотре.

Согласно пункту 19 Правил регулирования цен в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы.

В силу данного положения Правил регулирования цен, с учетом вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный ответчик, посчитав недостаточными представленные обществом обосновывающие материалы, в данной ситуации не лишено было возможности запросить для рассмотрения заявления АО «Оборонэнерго» документы, необходимые для пересмотра базового уровня подконтрольных расходов.

Судебная коллегия также отмечает, что на тарифном органе не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы. Однако в контексте конкретных обстоятельств каждого дела, в случае недостаточности тех или иных обосновывающих документов не исключается не только право, но и обязанность органа регулирования предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы, что исходя из принципов достижения и соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (часть 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), а также практики оценки обосновывающих материалов, являлось бы предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа. Указанная обязанность тарифным органом надлежащим образом не исполнена.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 18 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период расходы на страховые взносы.

Согласно материалам дела, АО «Оборонэнерго» на 2023 год заявлены неподконтрольные расходы по статье затрат «отчисления на социальные нужды» в размере 4772,79 тыс. руб., рассчитанные исходя из планируемого размера расходов на оплату труда <данные изъяты> тыс. руб. и общего размера тарифа страховых взносов 30,4%.

Судом первой инстанции установлено, что Агентством на 2023 год утверждены расходы по данной статье в размере <данные изъяты> тыс. руб., рассчитанные исходя из фонда оплаты труда <данные изъяты> тыс. руб. и общего размера тарифа страховых взносов 30,4%.

Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Агентством неверно, без учета повышения минимальной месячной тарифной ставки согласно Отраслевому тарифному соглашению, рассчитан фонд оплаты труда филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» на 2023 год, он пришел к обоснованному выводу, что нельзя признать экономически обоснованными расходы по статье затрат «отчисления на социальные нужды», поскольку данные затраты производны от размера расходов на оплату труда.

Корректировка неподконтрольных расходов осуществляется по формуле 7, предусмотренной в пункте 11 Методических указаний № 98-э как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования.

Для проведения корректировки неподконтрольных расходов по статье «амортизационные отчисления» акционерным обществом «Оборонэнерго» по филиалу «Уральский» фактические амортизационные отчисления за 2021 год, начисленные в соответствии с правилами бухгалтерского учета, были заявлены в размере <данные изъяты> тыс. руб., что превышает плановый размер на этот год, определенный тарифным органом в размере <данные изъяты> тыс. руб., на <данные изъяты> тыс. руб.

Агентством при расчете корректировки НВВ исходя из фактических значений неподконтрольных расходов за 2021 год фактические расходы общества по статье «амортизация основных средств» определены в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, в размере <данные изъяты> тыс. руб., в результате чего величина корректировки составила – <данные изъяты> тыс. руб, что соответствует действующему законодательству.

Общие правила определения расходов на амортизацию установлены абзацами первым и вторым пункта 27 Основ ценообразования, согласно которым для расчета регулируемых цен (тарифов) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (абзац 5 пункта 27 Основ).

Поскольку в ведомости амортизации основных средств за 2021 год амортизационные отчисления были определены АО «Оборонэнерго» не на максимальный срок полезного использования, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что величина амортизации правомерно определена тарифным органом на основании фактических данных согласно представленным ведомостям с корректировкой на максимальные сроки полезного использования согласно пункту 27 Основ ценообразования.

Вместе с тем, суд первой инстанции нашел обоснованными доводы представителя административного истца о необоснованном занижении для расчета амортизационных отчислений стоимости следующих основных средств:

- воздушной линии 0,23 кВ; ПТП-7 до котельной; 3а-70 (инвентарный );

- кабельная линия 6 кВ; ПС «Н.Водозабор» до ТП-1901; ААШВУ-10-3*185 (инвентарный );

- кабельная линия 10 кВ; РП-106 на ТП-1106; ААШВ-10-3*240 (инвентарный ).

В силу пунктов 7, 14, 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая не подлежит изменению кроме случаев, установленных данными и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, и погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено этим положением. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Судом установлено, что на вышеуказанные основные средства были представлены инвентарные карточки, из которых следует, что первоначальная стоимость этих основных средств изменилась, увеличилась в связи их модернизацией. При этом по кабельной линии 10 кВ; РП-106 на ТП-1106; ААШВ-10-3*240 (инвентарный ), по которой модернизация имела место в 2021 году, то есть в период тарифного регулирования, административным истцом были представлены документы, подтверждающие факт проведения работ по модернизации данного основного средства (копии договора подряда -УРА-2021, заключенного с подрядчиком ООО «ЭлектроСтрой», локального сметного расчета , актов приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ, счета на оплату от ДД.ММ.ГГГГ, платежных поручений, приказа АО «Оборонэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ «О вводе в эксплуатацию основных средств»).

В отношении двух других вышеуказанных основных средств представителем административного истца было пояснено, что модернизация данных основных средств имела место ранее периода тарифного регулирования 2020-2024 годы, а именно: в 2014, 2016 годах; стоимость модернизированных основных средств ранее при тарифном регулировании обществом заявлялась, представлялись документы и она принималась административным истцом.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что о доводы представителя Агентства о непредставлении по всем приведенным основным средствам документов, подтверждающих проведение модернизации, не могут являться основанием для занижения при расчете амортизационных отчислений стоимости этих основных средств.

Кроме того, суд первой инстанции верно учел, что Агентство, получив в электронном виде инвентарные карточки на вышеуказанные основные средства, содержащие информацию об увеличении их первоначальной стоимости в связи с модернизацией, в соответствии с пунктом 19 Правил регулирования цен не лишено было возможности запросить документы, подтверждающие проведение модернизации в 2014, 2016 годах по основным средствам: воздушной линии 0,23 кВ; ПТП-7 до котельной; 3а-70 (инвентарный ); кабельной линии 6 кВ; ПС «Н.Водозабор» до ТП-1901; ААШВУ-10-3*185 (инвентарный ).

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что расчет фактических амортизационных отчислений за 2021 год Агентства, и, соответственно, корректировка неподконтрольных расходов по статье «амортизационные отчисления» АО «Оборонэнерго» по филиалу «Уральский», выполнены неверно.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что итоговая величина необходимой валовой выручки и, как следствие, тариф на передачу электрической энергии, утвержденные оспариваемыми приказами, нельзя признать экономически обоснованными, в связи с чем, оспариваемый нормативный правовой акт - пункт 2 приказа от 22 ноября 2022 года № 101-П в части внесения изменений в Приложения к приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 года» в части установления необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2023 год (пункт 6 таблицы) не соответствует действующему федеральному законодательству.

Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункту 81 Основ ценообразования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Согласно пункту 15(4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных во исполнение пункта 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), потребители оплачивают услуги территориальных сетевых организаций по передаче электрической энергии по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии.

Как следует из пункта 42 Правил недискриминационного доступа, пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2, ставки тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, устанавливаются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов для потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на основе НВВ, рассчитанной для каждой сетевой организации, находящейся в соответствующем субъекте Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения, и в соответствии с пунктом 48 Методических указаний № 20-э/2 на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Суммарная НВВ всех сетевых организаций является делимым в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний № 20-э/2).

Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации – получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой.

Поскольку НВВ АО «Оборонэнерго» на 2023 год рассчитана неверно, суд первой инстанции верно указал, что размер тарифных ставок единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии на 2023 год, а также размер индивидуального тарифа для взаиморасчета с ПАО «Россетти Волга», рассчитанные на основе размера НВВ сетевой компании, определенного с ошибками, также являются неверными, в связи с чем удовлетворил заявленные административным истцом требований о признании не действующими в части приказов от 22 ноября 2022 года № 101-П, № 97-П, от 27 декабря 2022 года № 357-П.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Исходя из части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При рассмотрении данного административного дела все перечисленные обстоятельства судом первой инстанции были выяснены и отражены в обжалуемом решении.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы действующего законодательства применил верно.

При проверенных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм материального права и без нарушения норм процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ульяновского областного суда от 15 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд в течение шести месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 октября 2023 года.

Председательствующий

Судьи