Дело № 66а-1889/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 18 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В.,
судей Синьковской Л.Г., Васильевой Т.Г.,
при помощнике ФИО1,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело № 3а-1446/2019 по апелляционным жалобам Правительства Московской области и Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области на решение Московского областного суда от 25 декабря 2019 года с учётом определения того же суда от 26 декабря 2019 года об исправлении описок, допущенных в решении, о частичном удовлетворении административного иска ФИО5 <данные изъяты><данные изъяты> об оспаривании в части Порядка функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учёта проданных билетов и совершенных поездок, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 10 сентября 2014 года № 727/36.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г., объяснения представителя административного ответчика Правительства Московской области ФИО2 и представителей заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области ФИО3, ФИО4, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения относительно апелляционных жалоб административного истца ФИО5, заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего решение суда не подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
Постановлением Правительства Московской области от 10 сентября 2014 года № 727/36, опубликованным на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», утверждён Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок далее – Порядок).
Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2016 года № 959/43 «О внесении изменений в Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок», опубликованным на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», названый Порядок дополнен подразделом 11.3.1, регламентирующим правила получения и использования единой транспортной карты «учащегося».
Согласно абзацу 17 подраздела 11.3.1 Порядка единая транспортная карта «учащегося» и ее приложение ежегодно с 1 часа 00 минут 25 августа временно блокируется и включается Оператором системы в Стоп-лист до подтверждения обучающимся своего права использовать льготные тарифы при оплате проезда общественным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области (временная блокировка).
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции постановление Правительства Московской области от 10 сентября 2014 года № 727/36 действовало в редакции постановления Правительства Московской области от 20 марта 2018 года № 164/11, не затрагивающей оспариваемое положение.
ФИО5 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим абзац 17 подраздела 11.3.1 Порядка в части установления сроков для временной блокировки ЕТК «Стрелка» для учащегося, а именно 25 августа, со дня его принятия как противоречащий законодательству, имеющему большую юридическую силу, нарушающий его права.
В обоснование указал, что он является обучающимся <данные изъяты> Срок окончания обучения - 31августа 2020 года.
Как обучающийся по <данные изъяты> обучения в 2018 году приобрёл Единую транспортную карту «учащегося» «Стрелка», которая предоставляет право на проезд по сниженным ценам при перевозках общественным транспортом на территории Московской области.
Несмотря на заблаговременное (7 августа 2019 года) обращение в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением в целях подтверждения права на проезд по льготным тарифам, 25 августа 2019 года транспортная карта административного истца была заблокирована до подтверждения права её использования.
Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области ему был дан ответ со ссылкой на Порядок о том, что единая транспортная карта «учащегося» ежегодно временно блокируется и включается в Стоп-лист оператором системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров до подтверждения учащимся своего права использовать льготные тарифы по оплате проезда на общественном транспорте Московской области на следующий учебный год.
Решением суда административный иск удовлетворён частично. Признан недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 17 подраздела 11.3.1 Порядка функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 10 сентября 2014 года № 727/36, в той мере, в которой указанное нормативное положение не предусматривает возможности непрерывного, то есть без блокировки и включения в Стоп-лист, использования единой транспортной карты «учащегося» лицами, имеющими в соответствии с названным подразделом право на преимущественные (льготные) условия оплаты услуг общественного транспорта, которым ранее была оформлена транспортная карта «учащегося», которые своевременно совершили действия, направленные на избежание блокировки транспортной карты, и статус обучающихся которых не прекращён и не оспаривается.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Московской области ФИО6 просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
Полагает толкование оспариваемого положения Порядка в нормативном единстве с другими положениями Порядка, а также с действующим правовым регулированием порядка предоставления образовательных услуг и автономии деятельности образовательных организаций, данное судом, необоснованным.
Полагает, что оспариваемой нормой установлен ясный, недвусмысленный и формально определённый порядок осуществления процедуры верификации соответствующего права учащихся.
Не соглашается с выводами суда относительно необходимости издания приказа о переводе студентов на следующий курс, необходимый для выдачи требуемой справки.
В апелляционной жалобе представитель Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области ФИО4 просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование приводит доводы об отсутствии нормативных правовых актов Российской Федерации и Московской области, предусматривающих получение льготного проезда для обучающихся в образовательных учреждениях по программе высшего образования.
Обращает внимание судебной коллегии на то, что подтверждение факта прохождения промежуточной аттестации и прохождения обучения возможно только путём предоставления справки об обучении по форме, определённой образовательной организацией.
При этом в случае досрочной подачи документов, подтверждающих факт наличия права на проезд по сниженному тарифу, блокировка карты не осуществляется.
Административным истцом и прокурором принесены возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу положений абзаца 5 статьи 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Правительства Московской области от 10 сентября 2014 года № 727/36 утверждён Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее – Порядок).
Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2016 года № 959/43 «О внесении изменений в Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок», названый Порядок дополнен подразделом 11.3.1, согласно абзацу 17 подраздела 11.3.1 которого единая транспортная карта «учащегося» и ее приложение ежегодно с 1 часа 00 минут 25 августа временно блокируется и включается Оператором системы в Стоп-лист до подтверждения обучающимся своего права использовать льготные тарифы при оплате проезда общественным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области (временная блокировка).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, названные постановления приняты уполномоченным органом по вопросам, отнесённым к его компетенции, облечены в надлежащую форму, опубликованы в установленном порядке, что сторонами не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в оспариваемой части Порядок не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, однако не соответствует принципу правовой определённости и ограничивает права, гарантированные самим Порядком без внутренней нормативно-правовой согласованности.
Согласно разъяснению, приведенному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В соответствии с подразделом 11.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Московской области от 19 декабря 2016 года № 959/43, единая транспортная карта является электронным средством платежа, обеспечивающим Пользователям возможность оплаты с ее помощью проезда на общественном транспорте Московской области (с записью на нее приобретенных билетов в электронном виде) с использованием электронных денежных средств. Единая транспортная карта вводится в обращение на маршрутах регулярных перевозок Московской области и предназначена для оплаты проезда на общественном транспорте. Единая транспортная карта действует в течение пяти календарных лет с даты ее первого использования, которая регистрируется в Системе. На весь срок действия карты Пользователям предоставляется возможность ее пополнения и использования. Карта может быть использована в случае, если она не повреждена, не находится в Стоп-листе, а суммы электронных денежных средств, имеющихся на лицевом счете карты у Оператора Системы, достаточно для оплаты проезда. Единая транспортная карта «учащегося» и единая транспортная карта «учащегося, проживающего в сельской местности» (далее - единая транспортная карта «учащегося») ежегодно блокируется Оператором системы до подтверждения Пользователем своего права использовать льготные тарифы при оплате проезда на общественном транспорте по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области (временная блокировка).
В соответствии с разделом 11.3.1 Порядка единая транспортная карта «учащегося» предназначена для оплаты проезда на общественном транспорте по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области, на территории Московской области нескольким категориями граждан, в том числе обучающимися по очной форме обучения образовательных организаций, расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации, зарегистрированными по месту жительства в Московской области.
Единая транспортная карта «учащегося» и ее приложение ежегодно с 1 часа 00 минут 25 августа временно блокируется и включается Оператором системы в Стоп-лист до подтверждения обучающимся своего права использовать льготные тарифы при оплате проезда общественным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области (временная блокировка).
Разблокировка единой транспортной карты «учащегося» осуществляется на основании:
1) заявления;
2) документа, удостоверяющего личность обучающегося или законного представителя;
3) документа образовательной организации, подтверждающего факт обучения;
4) справки о регистрации по месту жительства (для обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации);
5) справки об отсутствии образовательных организаций по месту жительства обучающегося, выданной администрацией муниципального образования Московской области (для обучающихся, проживающих в сельских населенных пунктах Московской области и осваивающих основные общеобразовательные программы в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, расположенных в ином населенном пункте, в связи с отсутствием соответствующих образовательных организаций по их месту жительства).
Начиная с 25 августа и в срок не позднее одного рабочего дня с момента получения информации от пункта продажи единых транспортных карт «учащегося» о предоставлении обучающимся документов, подтверждающих право на проезд по льготным тарифам, Оператором осуществляется разблокировка единой транспортной карты «учащегося» путем исключения из Стоп-листа.
ФИО5 как студенту <данные изъяты> в сентябре 2018 года была оформлена единая транспортная карта «учащегося», которой он пользовался до блокировки 25 августа 2019 года.
Несмотря на заблаговременное (7 августа 2019 года) обращение в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением в целях подтверждения права на проезд по льготным тарифам, 25 августа 2019 года транспортная карта административного истца была заблокирована до подтверждения права её использования. При этом, на период блокировки единой транспортной карты «учащегося», ФИО5 являлся студентом, прошедшим промежуточную аттестацию, срок обучения не истёк, его статус обучающегося не прекращался и не оспаривался.
Устанавливая за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, законодатель субъекта вправе устанавливать правила проверки критериев нуждаемости в этих мерах. Однако оспариваемая норма о блокировке карты с 1 часа 00 минут 25 августа как не допускающая возможность заблаговременного представления документов, подтверждающих статус «учащегося» входит в противоречие с гарантированным данным Порядком правом непрерывного (то есть не связанного с наступлением начала и окончания учебного года) пользования единой транспортной картой для оплаты проезда.
Следствием противоречивости правового регулирования явилось ограничение доступа административного истца к праву, установленному Порядком.
Доводы апелляционной жалобы Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о том, что в случае досрочной подачи документов, подтверждающих факт наличия права на проезд по сниженному тарифу, блокировка карты не осуществляется, противоречат как буквальному содержанию оспариваемой нормы, в которой закреплена последовательность действий Оператора по безусловной блокировке и последующей разблокировке в течение одного дня, так и пояснениям представителя данного Министерства, данным суду апелляционной инстанции, согласно которым в независимости от представления подтверждающих документов до 25 августа, в 1 час 00 минут 25 августа происходит блокировка карты, с последующей разблокировкой карты.
Судебная коллегия не соглашается с мнением прокурора о необходимости изложения резолютивной части решения в иной редакции, исключающей из текста часть фразы: «которым ранее была оформлена транспортная карта «учащегося», которые своевременно совершили действия, направленные на избежание блокировки транспортной карты, и статус обучающихся которых не прекращён и не оспаривается».
Обращаясь в суд с рассматриваемым административным иском, ФИО5 исходил из нарушения его права оспариваемым правовым актом в той мере, в какой он не позволяет в случае своевременного (до 25 августа) совершения учащимся действий, направленных на избежание блокировки карты, а именно, подтверждения своего статуса обучающегося, непрерывно пользоваться правом льготного проезда.
Установив в ходе судебного разбирательства, что оспариваемые положения Порядка не предусматривают непрерывности пользования правом проезда по сниженным ценам лицами, предпринявшими необходимые меры по подтверждению своего статуса обучающегося, суд признал данные положения недействующими.
Формулировка резолютивной части решения в соответствии с заключением прокурора исключает верификационные процедуры, что может повлечь пользование правом проезда по льготным ценам лицами, утратившими статус обучающегося (например, лицами, которые были отчислены по результатам промежуточной аттестации до окончания общего срока обучения).
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
Руководствуясь статьями 215, 308 – 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Московского областного суда от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Московской области и Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи