ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1892/2023 от 07.12.2023 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

66а-1892/2023

УИД 23OS0000-01-2023-000515-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи 7 декабря 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Струковой А.А.,

судей Брянцевой Н.В., Катанаевой А.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобиной Д.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-654/2023 по административному исковому заявлению ООО «ИВ-консалтинг» к департаменту государственного регулирования тарифов Краснодарского края об оспаривании приказа департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 17 ноября 2022 года № 318/2022-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 № 299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» и приказа департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 19 июля 2023 года № 54/2023-вк «О внесении изменения в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 № 299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» в части установления тарифов на питьевую воду на 2023 год, возложении обязанности по принятию замещающего нормативного акта

по апелляционной жалобе ООО «ИВ-консалтинг» на решение Краснодарского краевого суда от 10 августа 2023 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителя ООО «ИВ-консалтинг» - Адамова В.А., поддержавшего апелляционную жалобу и заявившего ходатайство о назначении судебной экспертизы экономической обоснованности тарифов, возражения представителя департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края – Уланова Р.А., полагавшего решение законным и обоснованным, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Приказом региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2018 года № 299/2018-вк «Об установлении тарифов на питьевую воду» установлены тарифы на питьевую воду для ООО «ИВ-консалтинг» на период действия с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года (Приложение № 1), утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов с использованием метода индексации (Приложение № 2) и производственная программа в сфере холодного водоснабжения на период реализации с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года (Приложение № 3).

В последующем приказами от 18 декабря 2019 года № 356/2019-вк, от 4 декабря 2020 года № 273/2020-вк, от 10 декабря 2021 года № 297/2021-вк тарифы на питьевую воду соответственно на 2020 год, 2021 год, 2022 год корректировались.

Приказом от 17 ноября 2022 года № 318/2022-вк внесены изменения в приказ от 18 декабря 2018 года № 299/2018-вк с установлением для ООО «ИВ-консалтинг» тарифа на питьевую воду (без НДС) на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года – 113,05 руб./куб.м и тарифа для населения (с НДС) – 115,69 руб./куб.м (Кущевский район), а также тарифа на питьевую воду (без НДС) на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года – 113,05 руб./куб.м и тарифа для населения (с НДС) – 101,78 руб./куб.м (Первомайское сельское поселение Кущевского района (хутор Знамя коммунизма, поселок Первомайский).

Данный приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 18 ноября 2022 года и вступил в силу с 1 декабря 2022 года.

В дальнейшем приказом департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 19 июля 2023 года № 54/2023-вк внесено изменение в приказ от 18 декабря 2018 года № 299/2018-вк с установлением для ООО «ИВ-консалтинг» тарифа на питьевую воду (без НДС) на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года и с 1 января 2023 года до вступления в силу настоящего приказа – 113,05 руб./куб.м и тарифа для населения (с НДС) – 115,69 руб./куб.м, после даты вступления в силу настоящего приказа – тарифа на питьевую воду (без НДС) - 113,05 руб./куб.м и тарифа для населения (с НДС) – 107,28 руб./куб.м (Кущевский район), и 101,78 руб./куб.м (системы централизованного водоснабжения хутора Знамя коммунизма, поселка Первомайский Первомайского сельского поселения Кущевского района).

Данный приказ размещен на официальном сайте Губернатора Краснодарского края и администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 19 июля 2023 года и вступил в силу со дня его официального опубликования.

ООО «ИВ-консалтинг» обратилось в Краснодарский краевой суд и, дополнив и уточнив требования, просило признать не действующими со дня принятия приказы департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 17 ноября 2022 года № 318/2022-вк и от 19 июля 2023 года № 54/2023-вк в части установления тарифов на питьевую воду на 2023 год (за исключением тарифа для населения) и возложении обязанности по принятию замещающего нормативного правового акта.

Административные исковые требования обоснованы тем, что ООО «ИВ-консалтинг» является гарантирующей организацией и оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения на территории Кущевского района Краснодарского края.

29 апреля 2022 года Общество направило в адрес Департамента заявление на корректировку необходимой валовой выручки и тарифов на 2023 год, после чего приказом Департамента от 12 мая 2022 года № 207-вк было открыто дело о корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду на 2023 год для ООО «ИВ-консалтинг».

После подачи указанного заявления ООО «ИВ-консалтинг» были направлены дополнительные документы и пояснения 10 октября 2023 года, 11 и 14 ноября 2022 года.

Оспариваемым приказом от 17 ноября 2022 года № 318/2022-вк установлены для ООО «ИВ-консалтинг» тарифы на питьевую воду на 2023 год исходя из размера скорректированной НВВ по водоснабжению на 2023 год – <данные изъяты> тыс. руб. при заявленной НВВ на 2023 год – <данные изъяты> тыс. руб.

Согласно утверждению административного истца при установлении тарифов на питьевую воду на 2023 год необходимая валовая выручки ООО «ИВ-консалтинг» на 2023 год определена примерно на 40 миллионов руб. ниже экономического объема финансовых средств, необходимых Обществу в 2023 году для осуществления регулируемого вида деятельности.

При расчете необходимой валовой выручки на 2023 год, как полагает ООО «ИВ-консалтинг», орган регулирования допустил следующие нарушения законодательства о тарифном регулировании в сфере холодного водоснабжения, в том числе Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФАС России от 27 декабря 2013 года № 1746-э:

- в нарушение пункта 91 Методических указаний при корректировке НВВ по фактическим показателям 2021 года Департамент произвел расчет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2021 год исходя не из фактического объема реализации воды и собираемости платежей в 2021 году, а иным не предусмотренным законодательством методом, без учета представленных Обществом материалов (реестра абонентов (юридических лиц) с фактическим потреблением за 2021 год, реестра абонента (физических лиц) с фактическим потреблением за 2021 год, шаблона ВК ОКК версия 13 корректировка на 2023 год, статистической отчетности «1-водопровод», «22-ЖКХ (ресурсы)», отчета о выполнении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, утвержденной приказом Департамента от 18 декабря 2018 года № 299/2018-вк за 2021 год, документов бухгалтерского учета (оборотно-сальдовой ведомости по сч. 90.01.1 за 2021 год), справки об объеме реализации холодной воды за 2021 год и т.д., вследствие чего выручка ООО «ИВ-консалтинг» за 2021 год завышена на <данные изъяты> тыс. руб., что повлекло за собой определение размера корректировки НВВ по результатам деятельности за 2021 год с нарушение пункта 80 Основ ценообразования, пунктов 91, 95 Методических указаний;

- в нарушение пунктов 23, 77 Основ ценообразования, пунктов 28, 89 Методических указаний не учтены заявленные к учету за 2021 год фактические расходы на амортизацию транспортных средств, которые подлежат отнесению к производственным активам, в размере <данные изъяты> тыс. руб. (а после изменения приказом ФАС России от 5 июля 2022 года № 498/22 подходов к определению продолжительности сроков полезного использования основных средств – в сумме <данные изъяты> тыс. руб.);

- в нарушение пункта 80 Основ ценообразования, пункта 95 Методических указаний расчетная предпринимательская прибыль за 2021 год, подлежащая определению с учетом расходов на амортизацию за 2021 год, определена ниже экономически обоснованного уровня;

- из НВВ на 2023 год необоснованно исключены расходы в сумме <данные изъяты> тыс. руб. на приобретение в 2021 году регулируемой организацией работ (услуг) по мотиву заявления завышенных цен и завышенных объемов без указания фактических оснований для такого расчета;

- в нарушение пунктов 33, 78, 79, 80 Основ ценообразования из НВВ на 2023 год без законных к тому оснований исключены как экономически необоснованные доходы 2021 года расходы в сумме <данные изъяты> тыс. руб. по приобретению электроэнергии, учтенной в тарифе на 2021 год, по цене выше фактической на 0,37 руб., а также из НВВ на 2023 год исключены операционные расходы в сумме <данные изъяты> тыс. руб., учтенные в тарифах и фактически не использованные Обществом в 2019, 2020, 2021 годах, при том, что по общему правилу долгосрочные параметру регулирования могут быть пересмотрены лишь при принятии тарифных решений на следующий долгосрочный период регулирования.

Эти же приказы от 17 ноября 2022 года № 318/2022-вк и от 19 июля 2023 года № 54/2023-вк в части установленных на 2023 год тарифов для населения ООО «ИВ-консалтинг» не оспаривает.

Решением Краснодарского краевого суда от 10 августа 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ООО «ИВ-консалтинг» отказано.

В апелляционной жалобе ООО «ИВ-консалтинг» просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, настаивая на необоснованности исключения из НВВ на 2023 год вышеперечисленных расходов, которые, по мнению административного истца, являются экономически обоснованными.

ООО «ИВ-консалтинг» утверждает, что суд первой инстанции без законных к тому оснований оставил без удовлетворения ходатайство административного истца о назначении за счет ООО «ИВ-консалтинг» судебной экспертизы в целях проверки экономической обоснованности определенной органом регулирования необходимой валовой выручки и установленного тарифа на 2023 год. С учетом отказа в удовлетворении такого ходатайства судом первой инстанции Общество заявило аналогичное ходатайство в суде апелляционной инстанции.

Также ООО «Ив-консалтинг» указывает, что судом первой инстанции настоящее дело рассмотрено формально, без тщательного допроса свидетелей и специалиста, с изложением мотивировочной части решения вне логической связи с доводами сторон и ссылками на документы, которые не исследовались в судебном заседании.

Дополнительно обращает внимание на то, что протокол судебного заседания составлен неполно, что повлекло за собой подачу ООО «ИВ-консалтинг» замечаний на протокол судебного заседаний, правильность которых удостоверена определением суда от 18 сентября 2023 года.

В дополнениях к апелляционной жалобе ООО «ИВ-консалтинг» ссылается на определение НВВ на 2023 год ниже экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых предприятию для осуществления регулируемого вида деятельности в 2023 году, как минимум на 18,463%, а также на недопустимость изменения долгосрочных параметров регулирования в текущем периоде регулирования применительно к исключению из НВВ на 2023 год операционных расходов в сумме <данные изъяты> тыс. руб., учтенных в тарифе на 2019, 2020, 2021 годы.

Относительно доводов апелляционной жалобы департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Принимая во внимание, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми приказами от 17 ноября 2022 года № 318/2022-вк и от 19 июля 2023 года № 54/2023-вк, ООО «ИВ-консалтинг» обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктов 1.2, 3.1 Положения о региональной энергетической комиссии – департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года № 652, постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2021 года № 620 «О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 года № 652…», которым региональная энергетическая комиссия – департамент цен и тарифов Краснодарского края преобразована в департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края, а также части 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края в пределах его полномочий, в соответствии с установленной процедурой и соблюдением требований федерального и регионального законодательства к официальному опубликованию и введению в действие нормативных правовых актов.

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 406-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, необходимых для осуществления водоснабжения.

Согласно части 2 статьи 32 названного Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 406-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования).

На основании пункта 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу пункта 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом (пункт 75 Основ ценообразования).

Из материалов дела следует, что приказом региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18 декабря 2018 года № 299/2018-вк установлены на долгосрочный период регулирования с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года тарифы на питьевую воду для ООО «ИВ-консалтинг», которые корректировались приказами от 18 декабря 2019 года № 356/2019-вк, от 4 декабря 2020 года № 273/2020-вк, от 10 декабря 2021 года № 297/2021-вк на 2020 год, 2021 год, 2022 годы.

Приказом от 10 декабря 2021 года № 297/2021-вк был установлен для ООО «ИВ-консалтинг» на 2022 год тариф на питьевую воду (без НДС) на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года – 98,08 руб./куб.м и на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - 102,19 руб./куб.м.

Этим же приказом установлен тариф для населения (с НДС) на период с на период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года – 108,33 руб./куб.м, на период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - 115,69 руб./куб.м (Кущевский район) и соответственно 95,30 руб./куб.м и 101,78 руб./куб.м – Первомайское сельское поселение Кущевского района.

Оспариваемым приказом от 17 ноября 2022 года № 318/2022-вк установлен для ООО «ИВ-консалтинг» тариф на питьевую воду (без НДС) на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года – 113,05 руб./куб.м (Кущевский район и Первомайское сельское поселение Кущевского района).

Этим же приказом от 17 ноября 2022 года № 318/2022-вк установлен на этот же период тариф для населения (с НДС) – 115,69 руб./куб.м (Кущевский район) и 101,78 руб./куб.м (Первомайское сельское поселение Кущевского района (хутор Знамя коммунизма, поселок Первомайский).

Таким образом, приказом от 17 ноября 2022 года № 318/2022-вк фактически предусмотрен рост тарифа на питьевую воду на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года по отношению к росту тарифа, действовавшего в ноябре 2022 года, на 10,627%.

Тариф для населения устанавливался на этот же период времени без роста к тарифу, действовавшему в ноябре 2022 года.

В последующем Законом Краснодарского края от 30 июня 2023 года № 4936-КЗ были внесены изменения в Закон Краснодарского края «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края», согласно которым в случае, если рассчитанные органом регулирования тарифы на питьевую воду и техническую воду, подлежащие применению при расчете платы граждан за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, превышают более чем в два раза средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги по Краснодарскому краю в отношении услуг холодного водоснабжения, определенные на основании данных органов государственной статистики в месяце, предшествующем месяцу, в котором устанавливаются тарифы на питьевую воду и техническую воду, решением органа регулирования устанавливаются тарифы на питьевую воду и техническую воду на уровне, не превышающем более чем в два раза средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги по Краснодарскому краю в отношении услуг холодного водоснабжения, определенные на основании данных органов государственной статистики в месяце, предшествующем месяцу, в котором устанавливаются тарифы на питьевую воду и техническую воду.

Закон Краснодарского края от 30 июня 2023 года № 4936-КЗ размещен на официальном сайте Губернатора Краснодарского края и администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 30 июня 2023 года и на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 7 июля 2023 года, вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

В целях исполнения приведенных законоположений приказом департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 19 июля 2023 года № 54/2023-вк внесено изменение в приказ от 18 декабря 2018 года № 299/2018-вк с установлением для ООО «ИВ-консалтинг» тарифа на питьевую воду (без НДС) на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года и с 1 января 2023 года до вступления в силу настоящего приказа – 113,05 руб./куб.м и тарифа для населения (с НДС) – 115,69 руб./куб.м, после даты вступления в силу настоящего приказа – тарифа на питьевую воду (без НДС) - 113,05 руб./куб.м и тарифа для населения (с НДС) – 107,28 руб./куб.м (Кущевский район), и 101,78 руб./куб.м (системы централизованного водоснабжения хутора Знамя коммунизма, поселка Первомайский Первомайского сельского поселения Кущевского района).

Таким образом, с принятием приказа от 19 июля 2023 года № 54/2023-вк установленный на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года тариф на питьевую воду (без НДС) не изменился, однако был снижен тариф для населения со дня вступления в силу приказа от 19 июля 2023 года № 54/2023-вк по 31 декабря 2023 года применительно к <адрес> (за исключением <адрес>) с 115,69 руб./куб.м до 107,28 руб./куб.м.

Названные приказы в части тарифов для населения, в том числе в части снижения тарифа для населения Кущевского района на период с июля по декабрь 2023 года, не оспариваются административным истцом при том, что статьей 3 Закона Краснодарского края от 6 апреля 2015 года № 3161-КЗ «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края» (в редакции Закона Краснодарского края от 30 июня 2023 года № 4936-КЗ) предусмотрена компенсация регулируемым организациям, действующим на территории Краснодарского края, выпадающих доходов, возникающих вследствие применения тарифов и розничных цен, устанавливаемых в соответствии со статьями 2 и 2(1) настоящего Закона, за счет средств бюджета Краснодарского края.

Проверяя доводы административного истца об экономической необоснованности установленного на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года тарифа на питьевую воду (без НДС) в размере 113,05 руб./куб.м, судебная коллегия приходит к следующему.

По делу установлено, что расчет тарифа на 2023 год был произведен из учтенной органом тарифного регулирования необходимой валовой выручки на 2023 год – <данные изъяты> тыс. руб. при заявленной НВВ на 2023 год – <данные изъяты> тыс. руб.

При регулировании тарифа на питьевую воду применен метод индексации.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.

В пункте 90 Методических указаний закреплено, что в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формулам 32 и 32.1.

При корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации, применяется формула 32.

Долгосрочные параметры регулирования ООО «ИВ-консалтинг» утверждены приказом от 18 декабря 2018 года № 299/2018-вк: базовый уровень операционных расходов – <данные изъяты> тыс. руб., индекс эффективности операционных расходов на 2020-2023 годы – 1%, уровень потерь воды – 35%, удельный расходов электрической энергии – 1,1927 кВтч/куб.м.

Вопреки утверждениям административного истца, базовый уровень операционных расходов на 2020-2023 годы долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годы не пересматривался и скорректирован с применением фактических и прогнозных индексов потребительских цен и индекса эффективности расходов (1%) и составил на 2023 год <данные изъяты> тыс. руб.

Согласно пункту 91 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

При осуществлении корректировки в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования органом регулирования принято во внимание, что в расчете тарифа ООО «ИВ-консалтинг» отражена выручка в сумме <данные изъяты> тыс.руб. В шаблоне по расчету тарифа во вкладке «Реализация услуг водоснабжения за 2021 год» отражена выручка с НДС в сумме <данные изъяты> тыс.руб. (<данные изъяты> тыс.руб. без НДС).

Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» установлено, что для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним применяется счет 90 «Продажи». Субсчет 90.1 предназначен для отражения информации о выручку организации, субсчет 90.2 - для отражения себестоимости.

В бухгалтерских регистрах (оборотно-сальдовая ведомость по счету 90) 000 «ИВ-консалтинг» и в смете расходов, подписанной руководителем и экономистом предприятия, отражена выручка от регулируемого вида деятельности по факту 2021 года в сумме <данные изъяты> тыс.руб. (без НДС).

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний выручка ООО «ИВ-консалтинг» от регулируемого вида деятельности за 2021 год принята в полном размере, содержащемся в документах бухгалтерского учета, то есть в сумме <данные изъяты> тыс.руб. (без НДС).

Доводы административного истца о том, что размер фактической выручки должен определяться с учетом льготного тарифа для категории потребителей «население» и собираемости платежей, является ошибочным при том, что пунктом 91 Методических указаний предусмотрен учет при корректировке только экономически обоснованных тарифов, из бюджета Краснодарского края предоставляются субсидии для компенсации межтарифной разницы, что направлено на обеспечение регулируемой организации получения выручки от реализации питьевой воды исходя из экономически обоснованного тарифа.

Требования пункта 91 Методических указаний согласуются с положениями статьи 248 НК РФ, согласно которым выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Кроме того, ООО «ИВ-консалтинг» выбран в учетной политике для целей налогообложения метод признания доходов в соответствии со статьей 271 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 271 НК РФ определено, что доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи.

Таким образом, органом регулирования при расчете тарифа на 2023 год объем выручки за 2021 год определен правомерно исходя из данных бухгалтерского учета ООО «ИВ-консалтинг».

Доводы административного истца о неверном определении расходов на амортизацию и суммы расчетной предпринимательской прибыли за 2021 год коллегия находит необоснованными.

Так, в расчет тарифа ООО «ИВ-консалтинг» заявлена сумма фактически начисленной амортизации за 2021 год в размере <данные изъяты> тыс. руб., в том числе расходы на амортизацию автотранспорта в сумме <данные изъяты> тыс. руб. и расходы на амортизацию имущества, расположенного в административном здании, на сумму <данные изъяты> тыс. руб.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты, ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы.

Из содержания пункта 1.1.6.1. приложения 6.1. Методических указаний следует, что расходы на амортизацию автотранспорта являются прочими расходами, относящимися к операционным расходам, отражаются в смете расходов по строке 1.7.2 и не включаются в состав расходов «Амортизация».

В соответствии с пунктом 33 и 72 Основ ценообразования операционные расходы являются долгосрочным параметром регулирования и по общему правилу не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, начисление амортизации по автомобилю УАЗ, приобретенного регулируемой организацией в 2019 году после установления приказом от 18 декабря 2018 года № 299/2018-вк долгосрочных параметров регулирования, не может повлечь за собой их пересмотр, вследствие чего заявленные регулируемой организацией расходы на амортизацию этого автомобиля правомерно не учтены при расчете тарифа на 2023 год.

Амортизация котла отопительного, установленного в административном здании, на сумму <данные изъяты> тыс. руб. была включена в расходы по статье «Административные расходы» при определении операционных расходов на долгосрочный период 2019-2023 годы и при корректировке необходимой валовой выручки на 2023 год не пересматривалась.

Расчет сумм амортизации объектов водного хозяйства, используемых при осуществлении регулируемого вида деятельности, произведен органом регулирования в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования и расходы по этой статье приняты органом регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением правительства РФ от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В части применения срока полезного использования сумма отклонения составила <данные изъяты> тыс. руб. и исключена из расчета необходимой валовой выручки за 2021 год, что не оспаривается административным истцом.

В соответствии с пунктом 47 (1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 38 настоящего документа.

Принимая во внимание, что размер выручки ООО «ИВ-консалтинг» от регулируемого вида деятельности за 2021 год принята в сумме <данные изъяты> тыс. руб. и органом регулирования откорректирована заявленная сумма амортизационных начислений, требования пункта 47(1) Основ ценообразования при определении расчетной предпринимательской прибыли не нарушены.

Кроме того, как следует из материалов дела, органом регулирования при расчете необходимой валовой выручки на 2023 год были исключены расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенном объеме, в сумме <данные изъяты> тыс. руб., а также экономически необоснованные доходы прошлых периодов, складывающиеся из суммы расходов по приобретению электроэнергии по цене выше фактической на 0,37 руб. на общую сумму <данные изъяты> тыс. руб., учтенную в тарифе на 2021 год, и суммы операционных расходов – <данные изъяты> тыс. руб., фактически не использованные в 2019, 2020 и 2021 годах в экономически обоснованном объеме и учтенные при принятии тарифных решений.

Давая правовую оценку доводам административного истца о незаконности такой корректировки, судебная коллегия учитывает следующее.

Пунктом 16 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Приказом от 18 декабря 2018 года № 299/2018-вк утверждены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2023 годы, в том числе удельный расход электрической энергии в размере 1,1927 кВтч/куб.м, то есть максимально допустимый годовой расход электрической энергии при осуществлении регулируемой деятельности, откуда следует, что потребление электрической энергии сверх допустимого объема является применительно к законодательству о тарифном регулировании потреблением ресурсов в завышенном объеме.

Как видно из материалов дела, при плановом значении удельного расхода электрической энергии 1,1927 кВтч/куб.м фактическое значение удельного расхода электрической энергии составило 1,2535 кВтч/куб.м.

Органом регулирования расчет произведен расчет экономически обоснованных расходов по приобретению электрической энергии следующим образом:

- определено обоснованное значение полезного отпуска воды в сеть с учетом фактического объема реализации услуг за 2021 год - <данные изъяты> тыс. куб. м и установленного объема потерь - 35,0% (то есть <данные изъяты> тыс. куб.м), что составляет <данные изъяты> тыс. куб.м (<данные изъяты>);

- определен допустимый (для целей тарифного регулирования) объем электрической энергии с учетом вышеуказанного расчетного значения обоснованного объема отпуска воды и утвержденного удельного расхода электрической энергии – 3 183,4 тыс. кВтч/год (<данные изъяты> тыс. куб.м х <данные изъяты>);

- определена средняя стоимость 1 кВт электрической энергии по фактическим показателям за 2021 год в размере 6,903 руб./кВт (из расчета приобретенной за 2021 год электрической энергии 3 340,371 тыс. кВт на общую сумму <данные изъяты> тыс. руб.);

- рассчитаны расходы на приобретение электрической энергии исходя из установленных долгосрочных параметров регулирования и цены электрической энергии при ее приобретении ООО «ИВ-консалтинг» в 2021 году в сумме <данные изъяты> тыс. руб. (3 183,4 тыс. кВтч/год х 6,903 руб./кВт).

Регулируемой организацией заявлены расходы на приобретение электрической энергии в сумме <данные изъяты> тыс. руб.

С учетом изложенного органом регулирования определены экономически необоснованные расходы в сумме <данные изъяты> тыс. руб. (с НДС) или <данные изъяты> тыс. руб. (без НДС) в связи с приобретением электрической энергии без учета долгосрочных параметров регулирования и сложившейся за 2021 год стоимости электрической энергии.

Принимая во внимание, что при вышеуказанном расчете расходов на приобретение электрической энергии органом регулирования правомерно были учтены не подлежащие пересмотру долгосрочные параметры регулирования (в частности, удельный расход электрической энергии и уровень потерь воды) и среднее значение цены электрической энергии по факту ее приобретения в 2021 году, департаментом правомерно, исходя из приведенных положений пункта 16 Основ ценообразования, из заявленной величины необходимой валовой выручки были исключены расходы в сумме <данные изъяты> тыс. руб., которые, вопреки утверждениям ООО «ИВ-консалтинг», не могут быть признаны экономически обоснованными при вышеописанных обстоятельствах.

Кроме того, по аналогичным основаниям органом регулирования исключены как экономически необоснованные расходы в сумме <данные изъяты> тыс. руб. по приобретению электроэнергии, учтенные в расчете тарифа на 2021 год, по цене выше фактической на 0,37 руб.

Так, при определении расходов на электрическую энергию регулируемой организацией был принят в расчетах средний тариф по всем уровням напряжения в размере 6,1128 руб./кВч.

В то же время, фактический тариф на электроэнергию за 2021 год составил 5,7426 руб./кВч (без НДС).

Поскольку превышение планового среднего тарифа над фактическим составило <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>), размер заявленных экономически необоснованных расходов по приобретению электроэнергии на 2023 год правильно определен органом регулирования в сумме <данные изъяты> тыс. руб. из расчета указанной суммы превышения среднего тарифа по всем уровням напряжения - 0,3702 тыс.руб./кВч – и необходимого для осуществления регулируемой деятельности объема электрической энергии, подтвержденного реестром счетов-фактур за 2021 год, - 3 183,403 тыс. кВт. (0,3702 х 3 183,403).

Доводы административного истца о необходимости учета в тарифе на 2023 год расходов по приобретению электрической энергии в полном объеме и по заявленной регулируемой организацией стоимости электрической энергии противоречат положениям пунктов 16, 24 Основ ценообразования.

Ссылки ООО «ИВ-консалтинг» на необоснованное изъятие из необходимой валовой выручки на 2023 год части операционных расходов, учтенных в тарифах на 2019, 2020, 2021 годы и не подлежащих пересмотру, правомерно признаны судом первой инстанции ошибочными.

Подпункт «а» пункта 16 Основ ценообразования непосредственно предписывает при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключать экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

Согласно пунктам 29, 74 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктами 58, 75, подпунктом "а" пункта 79 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым в том числе относится базовый уровень операционных расходов, включаемых в текущие расходы регулируемой организации.

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования.

В силу пункта 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 настоящих Основ.

Приказом от 18 декабря 2018 года № 299/2018-вк базовый уровень операционных расходов установлен для ООО «ИВ-консалтинг» по виду услуги – холодное водоснабжение - на 2019 год в сумме <данные изъяты> тыс. руб.

Базовый уровень операционных расходов в 2020-2023 годы долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годы скорректирован с применением фактических и прогнозных индексов потребительских цен и индекса эффективности расходов (1%) и установлен на 2020 год - <данные изъяты> тыс. руб., на 2021 год – <данные изъяты> тыс. руб., на 2022 год – <данные изъяты> тыс. руб., на 2023 год - <данные изъяты> тыс. руб.

Проведенный органом регулирования сравнительный анализ плановых и фактических расходов ООО «ИВ-консалтинг» показал, что в расчет тарифа на 2019-2021 годы по ряду статей расходов были включены завышенные объемы расходов.

В этой связи органом регулирования правомерно, в соответствии с пунктом 15 Методических указаний, исключены экономически не обоснованные доходы прошлых периодов в общей сумме <данные изъяты> тыс. руб. (2019 год – <данные изъяты> тыс. руб., 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб., 2021 год – <данные изъяты> тыс. руб.), установленная сумма отклонения за эти периоды определена органом регулирования исходя из тех документов, которые были предоставлены непосредственно регулируемой организацией.

Так, применительно к соотношению плановых и фактических расходов за 2019 год выявлены факты завышения (то есть не обоснованного учета в тарифе на 2019 год) производственных расходов на сумму <данные изъяты> тыс., в том числе завышения расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала <данные изъяты> тыс. руб.), прочих производственных расходов <данные изъяты> тыс. руб.) при одновременном выявлении расходов, которые департамент признал экономически обоснованными расходами, не учтенными при планировании на долгосрочный период (расходы на оплату регулируемой организацией выполняемых сторонними организациями работ – <данные изъяты> тыс. руб., расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта - <данные изъяты> тыс. руб., административные расходы - <данные изъяты> тыс. руб., ремонтные расходы - <данные изъяты> тыс. руб.).

Применительно к соотношению плановых и фактических расходов за 2020 год также выявлены факты завышения (то есть не обоснованного учета в тарифе на 2020 год) производственных расходов на сумму <данные изъяты> тыс. руб., в том числе завышения расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала <данные изъяты> тыс. руб.), прочих производственных расходов <данные изъяты> тыс. руб.) при одновременном выявлении расходов, которые департамент признал экономически обоснованными расходами, не учтенными при планировании на долгосрочный период (расходы на оплату регулируемой организацией выполняемых сторонними организациями работ – <данные изъяты> тыс. руб., административные расходы - <данные изъяты> тыс. руб., ремонтные расходы - <данные изъяты> тыс. руб.).

Применительно к соотношению плановых и фактических расходов за 2021 год также выявлены факты завышения (то есть не обоснованного учета в тарифе на 2021 год) производственных расходов на сумму <данные изъяты> тыс. руб., в том числе завышения расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала <данные изъяты> тыс. руб.), при одновременном выявлении расходов, которые департамент признал экономически обоснованными расходами, не учтенными при планировании на долгосрочный период, например, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта – <данные изъяты> тыс. руб.

Также органом регулирования выявлены факты завышения расходов по ряду статей, например, в связи с включением в 2021 году расходов на приобретение горюче-смазочных материалов для обслуживания транспортных средств, принадлежащих руководителю и иным сотрудникам ООО «ИВ-консалтинг», помимо компенсации за использование личного транспорта (в нарушение подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ и постановления Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей…»); административных расходов в завышенных объемах, в частности, расходов на канцелярские товары и расходов по аренде автотранспорта.

Достаточно подробные расчеты органа регулирования имеются в материалах дела и произведены на основании представленных регулируемой организацией документов, в том числе, шаблонов по расчету тарифов на 2019, 2020, 2021, 2023 год и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 20 «Основное производство» и 26 «Административные расходы» за 2019, 2020 и 2021 годы.

При таких обстоятельствах органом регулирования правомерно, в соответствии с пунктом 15 Методических указаний, исключены экономически не обоснованные доходы прошлых периодов в общей сумме <данные изъяты> тыс. руб. (2019 год – <данные изъяты> тыс. руб., 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб., 2021 год – <данные изъяты> тыс. руб.) при определении необходимой валовой выручки на 2023 год.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый тариф на питьевую воду на 2023 год, вопреки доводам административного истца, отвечает принципу экономической обоснованности и направлен на действительное соблюдение баланса прав регулируемой организации и потребителей, а также бюджетных интересов Краснодарского края с учетом размера выделяемых за счет бюджета Краснодарского края субсидий в целях компенсации ООО «ИВ-консалтинг» разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

Ходатайство административного истца о назначении судебной экспертизы в целях проверки экономической обоснованности оспариваемого тарифа на питьевую воду на 2023 год правомерно оставлено без удовлетворения судом первой инстанции, который указал, что разрешение предложенного ООО «ИВ-консалтинг» вопроса не требует специальных познаний в области науки и является юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом.

Судебной коллегией также вынесено определение об оставлении без удовлетворения повторного ходатайства административного истца о назначении судебной экспертизы.

Иные перечисленные в апелляционной жалобе обстоятельства, связанные с рассмотрением настоящего дела, в частности, с допущенной неполнотой протокола судебного заседания, составленного на бумажном носителе, при одновременном наличии аудиопротокола, допросом свидетелей в основном представителями сторон, а не судом, и т.д., не свидетельствуют, что данные обстоятельства привели к принятию неправильного решения и в силу частей 4, 4 статьи 310 КАС РФ не могут повлечь отмену правильного по существу решения об отказе в удовлетворении заявленных ООО «ИВ-консалтинг» требований.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и полагает апелляционную жалобу ООО «ИВ-консалтинг» не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Краснодарского краевого суда от 10 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ИВ-консалтинг» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2023 года.

Председательствующий

Судьи