ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1913/2022 от 20.09.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья: ФИО14 Дело №66а-1913/2022

номер дела в суд первой инстанции

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

20 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего

Ходус Ю.А.,

судей

Буруновой С.В., Калугина Д.М.,

при секретаре

Кулагиной А.А.

с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Дмитриева М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черепанова Сергея Васильевича о признании недействующим пункта 9328 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528 и пункта 10438 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615,

по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В., объяснения представителя административного истца Черепанова С.В. – ФИО15., представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики – ФИО16. заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года №528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», опубликованном 6 ноября 2020 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru, 7 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года №615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», опубликованном 11 ноября 2021 года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru, 13 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).

Административный истец Черепанов С.В. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском, в обоснование которого указал, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества с кадастровым номером расположенный по адресу: , который включен в пункт Перечня на 2021 год и в пункт Перечня на 2022 год.

Административный истец полагает, что принадлежащий ему объект недвижимости с кадастровым номером не отвечает критериям, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится указанное здание («производственная деятельность»), ни сведения Единого государственного реестра недвижимости, ни документы технического учета не подтверждают соответствие спорного здания установленным требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическое обследование путем осмотра спорного объекта недвижимости не проводилось, в связи с чем включение здания в Перечни на 2021, 2022 годы Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в повышенном размере.

Административный истец просил суд признать недействующими с момента принятия пункт Перечня на 2021 год и пункт Перечня на 2022 год.

Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 июня 2022 года административное исковое заявление Черепанова Сергея Васильевича удовлетворено; признан недействующим со дня принятия пункт 9328 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год»; признан недействующим со дня принятия пункт 10438 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год»; на Правительство Удмуртской Республики возложена обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу; с Правительства Удмуртской Республики в пользу Черепанова Сергея Васильевича взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей 00 копеек.

В апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики просило решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 июня 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Правительство указало следующее: Правительство Удмуртской Республики полагает, что здание с кадастровым номером отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку как сведения Единого государственного реестра, так и документы технического учета (инвентаризации) подтверждают предназначение здания для размещения объектов бытового обслуживания и объектов общественного питания, в связи с чем спорный объект недвижимости обоснованно включен в Перечни на 2021, 2022 годы; не согласны с выводом суда о том, что в здании не осуществляется предпринимательская деятельность; считают ошибочным вывод о наличие якобы ограниченного доступа на территорию спорного нежилого здания, наличие фотографий с забором по периметру вокруг здания не свидетельствует об установление контрольно- пропускного пункта и ограничения входа на территорию посторонним лицам, а наоборот подтверждает, что в указанном здании размещены объекты общественного питания; то обстоятельство, что «представитель административного ответчика по существу заявленных требований не возражал», не соответствует фактическому процессуальному поведению административного ответчика в суде первой инстанции.

Административный истец и прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики ФИО17 участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель административного истца Черепанова С.В. – ФИО18 в судебном заседании просила решение Верховного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. полагал необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

На основании статьи 3 и 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:

1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Удмуртской Республики.

Налог на имущество физических лиц на территории города Ижевска урегулирован Решением Городской Думы города Ижевска от 20 ноября 2014 года № 658 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Город Ижевск», в соответствии с которым этот налог в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года №528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года №615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В пункте Перечня на 2021 года, пункте Перечня на 2022 год, включен объект недвижимости с кадастровым номером .

Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», согласно которым Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, пришел к правильному выводу, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года №528, постановление Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года №615 являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.

Филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по Удмуртской Республике во исполнение определения Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции об истребовании доказательств в порядке ст. 306 КАС РФ представлены сведения, согласно которым:

- объект недвижимости с кадастровым номером общей площадью кв.м., по адресу поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года с наименованием - «Здание общественного питания»;

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения сведений объекта недвижимости с кадастровым номером , изменились значение площади с « кв.м.» на кв.м.» и наименование с «Здание общественного питания» на «Фабрика-кухня, назначение: общественное питание»;

ДД.ММ.ГГГГ года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения сведений объекта недвижимости с кадастровым номером изменилось наименование с «Фабрика-кухня, назначение: общественное питание» изменено на «Производственное здание фабрика»;

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения сведений объекта недвижимости с кадастровым номером изменились планы этажей, остальные характеристики объекта остались без изменений;

- указанный объект недвижимости с кадастровым номером , общей площадью кв. м, по адресу , расположен на земельном участке с кадастровым номером , поставленном на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования - «Общественное питание (код 4.6) - Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания», площадью - кв.м.;

- 07.09.2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером вид разрешенного использования участка изменен с «Общественное питание (код 4.6) - Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания» на «Производственная деятельность (код 6.0) - Размещение объектов капитального строительства в целях изготовления вещей промышленным способом».

Как установлено судом первой инстанции, следует из отзыва административного ответчика и апелляционной жалобы, основанием для включения здания в Перечни на 2021, 2022 год явились вид разрешенного использования земельного участка, наименование и назначение здания, а так же назначение помещений в составе здания, которые, по мнению представителя ответчика, позволяют отнести его к зданиям, предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на дату принятия оспариваемых Перечней на 2021 и 2022 года какими-либо объективными данными, которые достоверно свидетельствовали о том, что спорное нежилое здание является торговым центром (комплексом), административно-деловым центром поскольку размешено на земельном участке с видом разрешенного использования которое предусматривает размещение административных и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а так же о том, что его предназначением является размещения офисных объектов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании для этих целей более 20 процентов общей площади здания административный ответчик не располагал.

Как правильно указано судом первой инстанции, вид разрешенного использования земельного участка «Производственная деятельность (код 6.0) - Размещение объектов капитального строительства в целях изготовления вещей промышленным способом» не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечни на 2021 год, на 2022 год включению не подлежало.

Вопреки доводам апелляционной жалобы тот факт, что принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером на дату утверждения оспариваемого в части Перечня на 2021 – 30 октября 2020 года – имело наименование: «Фабрика-кухня, назначение: общественное питание» сам по себе без оценки иных фактических обстоятельств по делу, без учета наименования/назначения входящих в его состав помещений, а также без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования, не может свидетельствовать о правомерности его отнесения к объектам, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Более того, на дату утверждения оспариваемого в части Перечня на 2022 год – 9 ноября 2021 года – указанное здание имело наименование «Производственное здание фабрика».

Из материалов реестрового (кадастрового) дела на объект недвижимости с кадастровым номером , истребованных судом апелляционной инстанции в порядке ст. 306 КАС РФ, следует, что здание с кадастровым номером , общей площадью кв.м., по адресу поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ наименованием - «Здание общественного питания», на основании технического паспорта, составленного по состоянию на 25 декабря 2001 года, из содержания которого следует, что здание имеет назначение - «здание общественного питания», его площадь составляет .м., экспликация к поэтажному плану здания включает помещения следующего назначения: 1 этаж: «лестничная клетка», «вспомогательное» «тамбур», «обеденный зал», «вестибюль-гардероб», «коридор», «санузел», «отдел приема гарантийного оружия», «касса», «венткамера», «кладовая белья», «склад» «кабинет», «кладовая», «кладовая электрика», «мастерская», «душевая» «прачечная» «гладильная», «гардеробная», «электрощитовая», «сауна», «раздевалка», «швейная мастерская», «прием заказов», «склад слесарн.», «бойлерная», «уч-к электриков», «охлад.камера», «душ», «машин.отделение», «столярн.мастерск.», «вент.камера», «гараж» (итого 3122,4 кв.м.); 2 этаж: «лестничная клетка», «вент.камера», «кабинет», «коридор», «гардеробная», «ресторан-обед.зал», «вспомогательное», «обеденный зал»,«горячий цех», «цех холодных закусок», «охлажд.камера», «моечная», «гарманже», «кладовая», «разгрузочная», «гардеробная», «шкаф», «кухня», «склад», «кондит.цех», «кулинарный цех», «учебн.класс», «мясной цех», «комната медосмотра», «лаборатория», «булочный цех», «вент.камера» (итого: 2786,9 кв.м.); 3 этаж: «лестничная клетка», «торгов.зал», «моечная», «склад», «цех холодных закусок», «кабинет», «разгрузочная», «гармонже», «коридор», «горячий цех», «архив», «антресоль» (итого 1404,9 кв.м.); А: «маш. отделение», «площадка» (итого 20,7 кв.м.).

Из сведений, представленных филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по Удмуртской Республике, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения сведений объекта недвижимости с кадастровым номером , значение площади изменено с «.» на «.», наименование с «Здание общественного питания» на «Фабрика-кухня, назначение: общественное питание».

Согласно материалам реестрового (кадастрового) дела на объект недвижимости с кадастровым номером , данные изменения были внесены на основании декларации об объекте недвижимости и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО19 согласно которому кадастровые работы проводились с целью государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ; в ходе обследования было выявлено изменение площади здания (наименование: Фабрика-кухня, назначение: общественное питание), которое произошло в результате перепланировки; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. площадь составляла кв.м.

В связи с перепланировкой и изменением площади здания ДД.ММ.ГГГГ Государственным унитарным предприятием « был составлен технический паспорт здания по адресу: (инвентарный номер ).

Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание имеет назначение: нежилое здание, площадь - кв.м., использование: фабрика-кухня; в соответствии с экспликацией помещений к поэтажному плану зданий (строений) помещения в составе здания имеют следующее назначение: 1 этаж: «лестничная клетка», «вспомогательное» «тамбур», «обеденный зал», «вестибюль-гардероб», «коридор», «санузел», «отдел приема гарантийного оружия», «касса», «венткамера», «кабинет», «кулинарный цех», «раздевалка», «кладовая», «кладовая электрика», «склад», «ателье», «душевая», «электрощитовая», «вспомогательное», «лестничная клетка», «сауна», «санузел», «ветеринарный кабинет», «производство окон», «подсобное», «охлад.камера», «склад слесари», «бойлерная», «уч-к электриков», «слесарн.мастер», «душ», «охлад.камера», «горячий цех», «холод.», «шкаф», «рыбный цех», «коптильная», «производство полуфабрикат.», «мойка», «подсобное», «производственное» «гараж»; 2 этаж: «лестничная клетка», «венткамера», «кабинет», «коридор», «гардеробная», «ресторан, обеденный зал», «горячий цех», «мясной цех», «цех холодных закусок», «охлад.камера», «моечная», «гарманже», «разгрузочная», «обеденный зал», «кухня», «кондитерский цех», «раздевалка», «охл.камера», «холод.камера», ; 3 этаж: «лестничная клетка», «основное» «коридор», «вспомогательное», «санузел», «кабинет», «антресоль».

Из содержания вышеуказанных технических паспортов и технического плана усматривается, что в результате перепланировки изменились поэтажные планы, расположение и назначение составляющих спорное здание помещений. Так, в частности, поименованное в техническом паспорте по состоянию на 25.12.2001 г. помещение с назначением «торговый зал» (3 этаж, помещение №4) согласно технического плана ДД.ММ.ГГГГ подготовленного кадастровым инженером ФИО20 и технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разделено на помещения с назначением «коридор» и «основное» (3 этаж, помещения №№ 4-12).

Таким образом, с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ДД.ММ.ГГГГ.) сведений об изменении площади (в связи с перепланировкой) и наименования спорного объекта недвижимости, технический паспорт, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не является актуальным документом технического учета (инвентаризации) и, соответственно, содержащиеся в нем сведения не могут быть приняты во внимание при расчете площади здания, предусматривающей размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Административным истцом представлен технический паспорт на здание с кадастровым номером , составленный АО « по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что здание имеет назначение: нежилое здание, площадью кв.м., использование: по назначению, в котором содержится экспликация помещений к поэтажному плану.

В соответствии с экспликацией помещений к поэтажному плану зданий (строений) части здания имеют следующие помещения: 1 этаж: «лестничная клетка», «вспомогательное» «тамбур», «обеденный зал», «вестибюль-гардероб», «коридор», «санузел», «отдел приема гарантийного оружия», «касса», «венткамера», «кабинет», «кулинарный цех», «раздевалка», «кладовая», «душевая», «электрощитовая», «сауна», «ветеринарный кабинет», «производство окон», «охлад.камера», «склад слесари», «бойлерная», «уч-к электриков», «душевая», «холодильник», «горячий цех», «шкаф», «склад», «рыбный цех», «коптильная», «моечная», «подсобное», «производственное»; 2 этаж: «лестничная клетка», «венткамера», «гардеробная», «ресторан, обеденный зал», «горячий цех», «мясной цех», «цех холодных закусок», «охлад.камера», «коридор», «моечная», «гарманже», «разгрузочная», «обеденный зал», «кухня», «кондитерский цех», «раздевалка», «холодильная камера»; 3 этаж: «лестничная клетка», «основное» «коридор», «вспомогательное», «санузел», «кабинет», «антресоль», при этом помещения отнесены к производственным или канцелярским помещениям.

Вместе с тем указанные технические паспорта объекта недвижимости, составленные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание как документы технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с ДД.ММ.ГГГГ для целей осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

При таких обстоятельствах сведения технических паспортов, составленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, не могут быть положены в основу судебного акта по рассматриваемому делу.

Вместе с тем принятие судом в качестве доказательств технического паспорта здания, составленного после ДД.ММ.ГГГГ, на правильность вывода суда по существу рассматриваемого дела не повлияло.

Согласно поступившим из филиала ФГБУ ФКП «Росреестра» по Удмуртской Республике во исполнение определения Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции об истребовании доказательств в соответствии со ст. 306 КАС РФ, выписок из Единого государственного реестра, ДД.ММ.ГГГГ были поставлены на кадастровый учет образованные в составе здания с кадастровым номером нежилые помещения с кадастровыми номерами - ; право собственности на данные помещения не зарегистрировано.

Указанные нежилые помещения в совокупности образующие здание с кадастровым номером были поставлены на кадастровый учет на основании технического плана от ДД.ММ.ГГГГ г., составленного кадастровым инженером ФИО21 на основании проекта перепланировки нежилого здания, также представленного суду филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по Удмуртской Республике в составе документов реестровых (кадастровых) дел образованных нежилых помещений.

Таким образом, с момента постановки на кадастровый учет (2 и 3 мая 2017 года) образованных в составе здания с кадастровым номером нежилых помещений с кадастровыми номерами - , актуальным документом технического учета (инвентаризации) и, содержащиеся в нем сведения должны быть учтены при расчете площади здания, предусматривающей размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Проект перепланировки, на основании которого был подготовлен технический план от ДД.ММ.ГГГГ., составленный кадастровым инженером ФИО22 содержит экспликацию помещений, согласно которой общая площадь здания кв.м., в здании по адресу: , поименованы:

- 1 этаж: «лестничная клетка», «вспомогательное», «тамбур», «обеденный зал» (167,5 кв.м.), «вестибюль-гардероб», «коридор», «санузел», «отдел приема гарантийного оружия», «касса» (5,8), «венткамера», «кабинет», «кулинарный цех», «раздевалка», «кладовая», «кладовая электрика», «склад», «ателье» (22,4 кв.м.), «душевая», «эл.щитовая, сауна», «основное», «ветеринар.кабинет», «производство окон», «подсобное», «охлад.камера»,» склад слесарн.», «душ», «горячий цех», «холод», «шкаф», «рыбный цех», «коптильная», «производство полуфабрикат.», «мойка», «производственное», «гардеробная», «гараж» (итого по 1 этажу – 3099,1 кв.м.);

- 2 этаж: «лестничная клетка», «венткамера», «кабинет», «коридор», «гардеробная», «ресторан обед.зал» (90,3 кв.м.), «вспомогательное», «обеденный зал» (396,3 кв.м.), «горячий цех», «мясной цех», «цех холодных закусок», «моечная», «гарманже», «кладовая», «разгрузочная», «шкаф», «обеденный зал» (159,9 кв.м.), «кухня» (58,6 кв.м.), «санузел», «охлад.камера», «кондитер.цех», «кулинар.цех», «основное», «подсобное», «холод.камера», «помещение», «охрана», «антресоль» (итого по 2 этажу – 2783,0 кв.м.);

- 3 этаж: «лестничная клетка», «основное», «коридор», «вспомогательное», «санузел», «кабинет», «антресоль» (итого по 3 этажу – 1373,5 кв.м.);

- «антресоль», «площадка», «машинное отделение».

Иных документов технического учета (инвентаризации) в материалах реестровых (кадастровых) дел как на спорный объект недвижимости – здание с кадастровым номером , так и на составляющее данное здание нежилые помещения с кадастровыми номерами - , содержащую экспликацию площади помещений, не имеется.

На юридически значимую дату (дата утверждения оспариваемых в части Перечней на 2021 и 2022 год – 30.10.2020 г. и 09.11.2021 г.) актуальными сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и документами технического учета (инвентаризации, подлежащими учету при расчете площади здания, предусматривающей размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, являлись технический план от 28.02.2017 г., составленный кадастровым инженером Красноперовым А.В., и проект перепланировки нежилого здания, на основании которого составлен указанный технический план, представленные суду филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» по Удмуртской Республике в составе документов реестровых (кадастровых) дел объектов недвижимости.

Из вышеприведенного содержания технического плана здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в совокупности с проектом перепланировки не следует, что площадь помещений, позволяющих отнести здание к объектам в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, составляет не менее 20 процентов общей площади здания.

Само по себе наименование, назначение «охлажд.камера», «цех холодных закусок», «горячий цех», «кулинарный цех», «кондитерский цех», «мясной цех», «рыбный цех», «моечная», «кухня», «кладовая» не свидетельствует об однозначном отнесении этих помещений к объектам общественного питания, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку предполагает возможность использования, как при оказании услуг общественного питания, так и при осуществлении деятельности при производстве пищевых продуктов.

Понятие «общественное питание», «услуга общественного питания», «предприятие общественного питания (предприятие питания)» перечень типов предприятий общественного питания содержатся в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения».

Пунктом 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036, предусмотрено, что услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В этом же стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

Вопреки доводам апелляционной жалобы и объяснениям представителя административного ответчика в суде апелляционной инстанции, поименованный в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объект общественного питания, к которым относятся предприятия общественного питания, оказывающие услуги общественного питания (код 10 по «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст), не является тождественным предприятию по производству пищевых продуктов, т.е. осуществляющему производственную деятельность (код 10 по «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст).

При таких обстоятельствах помещения с наименованием/назначением «охлажд.камера», «цех холодных закусок», «горячий цех», «кулинарный цех», «кондитерский цех», «мясной цех», «рыбный цех», «моечная», «кухня», «кладовая» не могут быть отнесены к помещениям, предусматривающим размещение объектов общественного питания в целях ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», соответственно, наличие в здании помещений, имеющих согласно техническому паспорту назначение «кабинет», не свидетельствует об их назначении/наименовании, соответствующем статье 378.2 НК РФ.

Площадь помещений с назначением/наименованием «обеденный зал», «ресторан обеденный зал», «ателье», непосредственно предусматривающих размещение объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, менее 20% от общей площади здания. Отнесение иных помещений к помещениям, предусматривающим размещение объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, в отсутствие обследования фактического использования не представляется возможным.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия в спорном здании помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), назначение или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, спорное здание в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечень на 2021 год, 2022 год включению также не подлежало.

Поскольку мероприятия по обследованию принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с целью определения вида их фактического использования и включения в Перечни на 2021,2022 год не проводились, объект недвижимости с кадастровым номером не подлежал включению в указанные Перечни.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем, Правительство Удмуртской Республики относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечни на 2021,2022 год, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.

Ссылки в апелляционной жалобе на фотографии, размещенных в свободном доступе сети «Интернет», приложенные к апелляционной жалобе суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку фотография №1, отображающая рекламный баннер на калитке, с указанием информации о размещении по адресу: «Кафе», не свидетельствует о фактическом использовании не менее 20% площади данного здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Иные приложенные фотографии отображают лишь общий вид здания и не содержат юридически значимой информации, позволяющей произвести расчеты и установить, что спорное здание в объеме более 20% его площади используется под размещение офисных объектов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Доводы апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда о том, что в здании не осуществляется предпринимательская деятельность и о наличии ограниченного доступа на территорию спорного нежилого здания, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку доказательств проведения административным ответчиком обследования фактического использования спорного здания в материалы дела не представлено.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика относительно отражения в решении судом позиции административного ответчика по существу заявленных требований на правильность выводов суда первой инстанции по существу дела не влияют.

Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 июня 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи