66а-191/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 2 марта 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В.,
судей Колпаковой А.В., Слепченко В.М.,
при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Калининградского областного суда, Краснодарского краевого суда дело № 23OS0000-01-2019-001744-88 (3а-1025/2020) по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим в части постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 года № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 мая 2020 г. № 295) по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Краснодарского краевого суда от 19 октября 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В., объяснения представителя административного истца ФИО2, представителя административных ответчиков администрации Краснодарского края, главы администрации (губернатора) Краснодарского края ФИО3, представителя заинтересованного лица Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края ФИО4, представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Апшеронский район ФИО5, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
ФИО1, являясь собственником квартиры № 7 находящейся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 г. № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 мая 2020 г. (далее также – Программа).
С учетом уточнения административных исковых требований просит суд признать недействующими часть 5 «Критерий определения очередности участия в Программе муниципальных образований Краснодарского края - участников Программы»; приложение 1 «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г.»; приложение 2 «План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., по способам переселения»; приложение 3 «План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.»; приложение 4 «Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.» и возложить на главу администрации (губернатора) Краснодарского края обязанность принять замещающий нормативный правовой акт, с указанием даты признания многоквартирного дома аварийным – 13 марта 2012 г., с определением очередности и даты планируемого окончания переселения граждан из многоквартирного дома по дате решения о признании многоквартирного дома аварийным от 13 марта 2012 года, в первоочередном порядке, в этапе 2019 года Программы, со сроком реализации 2019-2020 годы, с указанием на предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений у застройщиков и у лиц, не являющихся застройщиками за счет бюджетных средств для собственников жилых помещений.
В обоснование заявленных требований ссылается на противоречие нормативного правового акта в оспариваемых частях положениям пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», положениям Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г., утверждённых приказом Минстроя России от 31 января 2019 г. № 65/пр, поскольку дата признания многоквартирного дома аварийным и, соответственно, дата планируемого окончания переселения граждан из многоквартирного дома должны определяться исходя из даты более раннего решения межведомственной комиссии по обследованию и использованию жилищного фонда - от 13 марта 2012 г. о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, дата окончания переселения граждан из многоквартирного дома определена без учета того, что дата признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу предшествует датам признания других многоквартирных домов Хадыженского городского поселения аварийными и подлежащими сносу, но в отношении которых определена более ранняя дата планируемого окончания переселения граждан. Полагает, что в противоречие с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в оспариваемом нормативном правовом акте в качестве способа переселения не предусмотрено предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений у застройщиков и у лиц, не являющихся застройщиками за счет бюджетных средств для собственников жилых помещений признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Краснодарского краевого суда от 19 октября 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, администрацией Краснодарского края, участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель административных ответчиков поддержала письменные возражения администрации Краснодарского края, в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.
Представители заинтересованных лиц просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия не установила оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях осуществления создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и другим вопросам принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ).
В статье 2 данного закона приведено понятие аварийного жилищного фонда, под которым понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ).
В соответствии с указанным Федеральным законом № 185-ФЗ Российской Федерацией создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который согласно пункту 11 части 1 статьи 14 данного закона предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Суд первой инстанции, проверяя соблюдение компетенции должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт в тех его редакциях, которые являются предметом административного искового заявления, а также требований законодательства, предъявляемых к его форме и порядку его опубликования, руководствуясь приведенными нормами, положениями статьи 6, части 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», статьи 39 Устава Краснодарского края, не установил обстоятельств, указывающих на их нарушение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с соблюдением норм права и соответствуют материалам дела, в том числе, подтверждающим порядок опубликования постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края о внесении изменений в постановление от 10 апреля 2019 года № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы».
По основаниям нарушения компетенции, процедуры принятия, опубликования, вступления в законную силу нормативный правовой акт административным истцом не оспаривался.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ в редакции, подлежащей применению на период принятия нормативного правового акта в его оспариваемой редакции, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1);
срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда (пункт 2);
объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы (пункт 3);
планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи (пункт 5).
В силу части 11 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ, этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.
Частью 2.3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ предусмотрено, что Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации издан приказ от 31 января 2019 г. № 65/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» (далее также - Методические рекомендации).
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры № 7 находящейся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>
Согласно содержанию таблицы №1 раздела 5 «Критерии определения очередности участия в Программе муниципальных образований Краснодарского края – участников Программы» оспариваемой Программы, муниципальное образование Хадыженское городское поселение указано в качестве участника Программы, принимающего участие в реализации мероприятий в следующих этапах Программы: 2022 года., 2023 года., 2024 года (т. 4 л.д.114-115).
В этом же разделе закреплено, что очередность участия в Программе муниципальных образований Краснодарского края – участников Программы определена исходя из указанных в приложении 1 к Программе планируемых дат окончания переселения граждан из многоквартирных домов, расположенных на территории муниципальных образований Краснодарского края – участников Программы.
Из приложения 1 к Программе «Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г.» следует, что в указанный перечень под порядковым номером 22 внесен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с указанием в графе 5 «Дата признания многоквартирного дома аварийным» относительно данного дома даты 27 декабря 2014 г., в графе 8 «Планируемая дата окончания переселения» - даты 31 декабря 2024 г. (т. 4 л.д. 121-123).
Согласно приложению 2 Программы «План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г. по способам переселения» планируемый способ переселения граждан из вышеуказанного многоквартирного дома – выкуп (т. 4 л.д. 145-149).
Из содержания приложения 3 к Программе «План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.» следует, что источниками финансирования переселения граждан в Хадыженском городском поселении по этапу 2024 года являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в размере 77 584 779, 91 руб., средства бюджета Краснодарского края, в размере 11 229 376,04 руб., средства местного бюджета, в размере 13 271 080, 77 руб. (т. 4 л.д. 152-158).
Приложение 4 Программы «Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.» содержит указание на количество расселяемой площади и число переселяемых жителей, в частности по Хадыженскому городскому поселению Апшеронского района по этапу 2024 г. (т. 4 л.д. 137-142).
Оценивая доводы административного истца о неправомерности указания в Программе даты признания многоквартирного дома аварийным 27 декабря 2014 г. и, как следствие о неправомерности определения очередности и даты планируемого окончания переселения граждан из указанного многоквартирного дома, суд первой инстанции не установил фактов противоречия оспариваемого нормативного правового акта нормам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается в данной части с судом первой инстанции исходя из следующего.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее также – Положение № 47).
В соответствии с пунктом 4.1.3 Методических рекомендаций при заполнении перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., субъекту Российской Федерации рекомендуется указывать в графе 5 - дату признания многоквартирного дома аварийным в соответствии с Положением № 47, по дате решения органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (абзац 7 пункта 7 Положения № 47), а в случае признания многоквартирного дома аварийным до 4 апреля 2015 г. - по дате решения, принятого межведомственной комиссией (пункт 47 указанного Положения в редакции от 2 августа 2007 г. № 494).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 13 марта 2012 г. межведомственной комиссией по обследованию и использованию жилищного фонда, утверждённой постановлением главы Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 13 сентября 2011 № 567, подготовлено заключение № 2 о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (т. 3 л.д. 198-199).
На основании указанного заключения издано постановление администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 13 марта 2012 г. № 112 «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу» (т. 3 л.д. 200).
В соответствии с пунктом 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47, в редакции, действовавшей на момент составления названного заключения, признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Согласно заключению межведомственной комиссией по обследованию и использованию жилищного фонда № 4 от 27 декабря 2014 г., утверждённой постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района № 473 от 1 октября 2013 г., с учетом результатов, изложенных в техническом заключении ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» от 23 декабря 2014 г., принято решение о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района № 604 от 29 декабря 2014 г., с учетом выводов решения, изложенного в заключении межведомственной комиссии № 4 от 27 декабря 2014 г. многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Этим же постановлением признано утратившим силу постановление администрации Хадыженского городского поселения Апшеронского района от 13 марта 2012 г. № 112.
Проанализировав фактические обстоятельства, суд обоснованно указал, что в заключении межведомственной комиссии от 13 марта 2012 г. не отражено, что решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принято на основании результатов, изложенных в заключении специализированной организации, проводившей его обследование, в том числе, изложенных в акте филиала ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» от 5 марта 2011 г. об общем проценте износа многоквартирного жилого дома, копия которого представлена стороной административного истца (т. 3 л.д. 226-227).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному суждению, не установив оснований для вывода об указании даты признания многоквартирного дома аварийным по дате решения межведомственной комиссии от 13 марта 2012 г.
Руководствуясь положениями пункта 1 и пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ, с учетом даты признания аварийным многоквартирного дома по адресу: <адрес> и наличия других многоквартирных домов, включенных в Программу, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что положения Программы, определяющие срок расселения граждан, проживающих в указанном доме, не противоречат действующему федеральному законодательству.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.
В силу части 6 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться, в частности на: приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда.
При таких обстоятельствах, в ходе настоящего судебного разбирательства не установлено оснований для вывода о противоречии оспариваемого нормативного правового акта требованиям приведенного федерального законодательства, поскольку его нормы не возлагают на орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии региональной адресной программы обязанности предусматривать направление средств соответствующих бюджетов на предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений у застройщиков и у лиц, не являющихся застройщиками.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны административного истца, которым суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 19 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи