ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 66а-192/2020
Санкт-Петербург 12 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А.
судей Морозковой Е.Е. и Головкиной Л.А.
при секретаре Герасимовой Е.С.
с участием прокурора Капсамун И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-217/2019 по административному исковому заявлению акционерного общества (далее также - АО, Общество) «Ямалкоммунэнерго» о признании недействующими приказов Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 октября 2019 года № 76-т, № 77-т, № 78-т, № 79-т по апелляционной жалобе АО «Ямалкоммунэнерго» на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А., представителя административного истца АО «Ямалкоммунэнерго» Снегирева К.С., прокурора, судебная коллегия
установила:
Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1081-П, является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляет в том числе функции по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
АО «Ямалкоммунэнерго» обратилось в суд с иском о признании недействующими приказов департамента от 1 октября 2019 года:
- № 76-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 258-т» (далее - приказ №76-т);
- № 77-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 259-т» (далее - приказ №77-т);
- № 78-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 260-т» (далее - приказ № 78-т);
- № 79-т «О внесении изменения в приложение № 1 к приказу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2018 года № 261-т» (далее - приказ №79-т) с момента их принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 2013 года добросовестно владеет объектами водоснабжения и водоотведения на территории г.Надыма, с 2014 года обладает статусом гарантирующей организации; на основании представления заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа приняты оспариваемые приказы, которыми снижены тарифы на тепловую энергию (мощность), питьевую и горячую воду, водоотведение, очистку сточных вод, техническую и горячую воду; пересмотрев тарифы в течение срока их действия на основании представления прокурора, департамент допустил нарушение пункта 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, пункта 33 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. При издании приказа №79-т ответчик в нарушение пункта 47 (2) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения исключил из расчета необходимой валовой выручки (НВВ) расчётную предпринимательскую прибыль, которая может быть исключена только у регулируемой организации, владеющей объектами централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора аренды, и при условии, что срок договора аренды составляет менее 3 лет, в то время как с АО «Ямалкоммунэнерго» заключены договоры аренды, которые по существу являются договорами безвозмездного пользования имуществом.
Кроме того, в нарушение пункта 34 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, пунктов 10, 14, 21 Регламента установления регулируемых тарифом в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года № 1154-э, при принятии оспариваемых приказов департамент не запросил у Общества предусмотренные пунктами 16, 17 Правил документы, что привело к установлению экономически необоснованных тарифов.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении иска.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
В ходе судебного разбирательства установлено, что приказами департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ЯНАО) от 17 декабря 2018 года:
- № 258-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую филиалом акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе и поставляемую потребителям муниципального образования город Надым, на 2019 год» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность): с 1 января по 30 июня 2019 года - 1995 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 2100 руб./Гкал;
- № 259-т «Об установлении филиалу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе тарифов на питьевую воду и тарифов на горячую воду для расчетов с потребителями муниципального образования город Надым, на 2019 год» установлены тарифы на питьевую воду: с 01 января по 30 июня 2019 года - 73,62 руб./м3, с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 76,97 руб./м3, и тарифы на горячую воду: с 1 января по 30 июня 2019 года - 210,78 руб./м3, с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 221,35 руб./м3;
- № 260-т «Об установлении филиалу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе тарифов на водоотведение для расчетов с потребителями муниципального образования город Надым, на 2019 год» установлены тарифы на водоотведение: с 1 января по 30 июня 2019 года - 120,70 руб./м3, с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 127,31 руб./м3, и тарифы на очистку сточных вод с 1 января по 30 июня 2019 года - 51,18 руб./м3, с 01 июля по 31 декабря 2019 года - 53,08 руб./м3;
- № 261-т «Об установлении филиалу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе тарифов на техническую воду и тарифов на горячую воду для расчетов с потребителями поселка СУ-934 муниципального образования город Надым, на 2019 год» установлены тарифы на техническую воду: с 1 января по 30 июня 2019 года - 217,78 руб./м3, с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 245,92 руб./м3, и тарифы на горячую воду с 1 января по 30 июня 2019 года - 354,94 руб./м3, с 1 июля по 31 декабря 2019 года - 390,30 руб./м3.
Тарифы установлены методом экономически обоснованных расходов на 1 год регулирования.
15 июля 2019 года заместителем прокурора ЯНАО в адрес заместителя Губернатора ЯНАО, директора департамента государственного жилищного надзора ЯНАО вынесено представление, в котором указано в том числе на необоснованность учёта в составе НВВ филиала АО «Ямалкоммунэнерго» предпринимательской прибыли.
Полномочной экспертной группой департамента для устранения нарушения законодательства по представлению прокурора составлены дополнительные экспертные заключения по тарифам на тепловую энергию (мощность), питьевую и горячую воду, водоотведение, очистку сточных вод, техническую и горячую воду.
Оспариваемыми приказами Департамента от 1 октября 2019 года:
- № 76-т с 1 октября по 31 декабря 2019 года снижен тариф на тепловую энергию (мощность) до 2072 руб./Гкал;
- № 77-т с 1 октября по 31 декабря 2019 года снижен тариф на питьевую воду до 72,32 руб./м3, на горячую воду до 214,77 руб./м3;
- № 78-т с 1 октября по 31 декабря 2019 года снижен тариф на водоотведение до 119,73 руб./м3, на очистку сточных вод до 49,87 руб./м3;
- № 79-т с 1 октября по 31 декабря 2019 года снижен тариф на техническую воду до 231,51 руб./м3, на горячую воду до 373,96 руб./м3.
Приказы носят нормативный характер, опубликованы 1 октября 2019 года на официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www. yanao. ru, на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.ru, а также 3 октября 2019 года в газете «Красный Север» (спецвыпуск №81) в соответствии с требованием части 4 статьи 68 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа №13-ЗАО «О правотворчестве».
Разрешая административное дело, суд первой инстанции проанализировал положения законодательства о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, исследовал и дал оценку доказательствам по правилам статьи 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее - Правила регулирования), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 760-э, Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным государственным органом в установленном порядке и форме, официально опубликованы и по своему нормативному содержанию не противоречат федеральному законодательству о ценообразовании в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном толковании и применении приведенных в решении суда норм права. Оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с абзацем 3 пункта 47(2) Основ ценообразования при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации, владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.
Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
При этом договор аренды в отношении систем и (или) объектов водоснабжения и (или) водоснабжения, указанных в части первой настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1. Закона).
При правильном толковании абзаца 3 пункта 47(2) Основ ценообразования суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения расчётная предпринимательская прибыль учитывается, когда находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты систем водоснабжения и водоотведения переданы организации только на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок трех и более лет; АО «Ямалкоммунэнерго» подпадает под критерии регулируемых организаций, указанных в пункте 47 (2) Основ ценообразования, для которых на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль не устанавливается.
Судом установлено, что 1 сентября 2017 года между Департаментом муниципального имущества Администрации муниципального образования Надымский район и АО «Ямалкоммунэнерго» заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом №17-2017-Н сроком на 3 года (с 1 сентября 2017 года по 1 сентября 2020 года), по которому департамент как ссудодатель обязался передать АО «Ямалкоммунэнерго» как ссудополучателю в безвозмездное временное пользование имущество муниципального образования (котельную, сети водоснабжения, скважины, здание) - том 2 л.д.190-197.
1 сентября 2018 года указанными лицами заключен сроком на 11 месяцев договор аренды муниципального имущества №39-2018/Н, по которому арендатору АО «Ямалкоммунэнерго» предоставляется во временное владение и пользование муниципальное имущество МО город Надым. Согласно договору арендатор обязан вносить арендную плату в соответствии с условиями договора (пункт 3.3.6); размер арендной платы определяется в соответствии с Методикой расчета арендной платы по договорам аренды муниципального имущества муниципального образования, утвержденной постановлением Администрации МО, арендная плата начисляется с 1 июля 2018 года, расчеты по арендной плате производятся ежемесячно (пункты 4.1,4.2). В приложении №2 к договору «Расчет размера арендной платы по состоянию на 1 июля 2018 года» размер арендной платы в месяц определен как 0,00 рублей (том 1 л.д.37-43).
22 апреля 2019 года между Департаментом муниципального имущества Администрации муниципального образования Надымский район и АО «Ямалкоммунэнерго» заключен договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения № 15-2019/Н на срок 11 месяцев. Согласно договору арендатор обязан вносить арендную плату в объеме и в сроки, предусмотренные договором (пункт 3.3.4.); размер арендной платы определяется в соответствии с утвержденной постановлением Администрации МО Методикой расчета арендной платы по договорам аренды муниципального имущества муниципального образования, арендная плата начисляется с даты подписания акта приема-передачи имущества (пункт 4.1.); расчеты по арендной плате производятся ежемесячно путем перечисления денежных средств в бюджет МО город Надым (пункт 4.2). В приложении №2 к договору «Расчет размера арендной платы в месяц по состоянию на 1 июня 2019 года» размер арендной платы в месяц определен как 0,00 рублей - том 1 л.д.190-198, том 2 л.д.1-80.
Исследовав содержание договоров аренды от 1 сентября 2018 года №39-2018/Н и от 22 апреля 2019 года №15-201/Н, заключенных между АО «Ямалкоммунэнерго» и департаментом сроком на 11 месяцев, суд в соответствии со статьей 606 ГК РФ, условиями договоров квалифицировал их в качестве договоров аренды, правомерно указав, что в любом случае договоры заключены на срок менее трех лет и, соответственно, не создают условий для исключения Общества из перечня организаций, указанных в пункте 47(2) Основ ценообразования.
Довод административного истца о том, что АО «Ямалкоммунэнерго» владеет системами водоснабжения и водоотведения не исключительно на основании договоров аренды сроком менее трех лет, поскольку между АО «Ямалкоммунэнерго» и Департаментом муниципального имущества Администрации муниципального образования Надымский район заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 1 сентября 2017 года №17-2017-Н сроком на 3 года, правильно отклонен судом первой инстанции.
Договор безвозмездного пользования от 1 сентября 2017 года не соответствует требованиям к договорам, указанным в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, на основании которых осуществляется пользование системами горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, их отдельными элементами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, поэтому не создает для Общества правовых последствий, предусмотренных пунктом 47 (1) Основ ценообразования.
Мнение подателя апелляционной жалобы о том, что регулируемая организация, владеющая системами водоснабжения и водоотведения на основании договора безвозмездного пользования, не может быть поставлена в худшее положение, чем владеющая по договору аренды или концессионному соглашению, не основано на нормах законодательства в сфере регулирования тарифов.
Намерение заключить предусмотренный законом договор на владение и (или) пользование объектами муниципального имущества правового значения для настоящего дела не имеет.
По вышеизложенным мотивам несостоятельны и ссылки в апелляционной жалобе на то, что заключенные административным истцом договоры аренды от 1 сентября 2018 года и от 22 апреля 2019 года по существу обязательства являются договорами безвозмездного пользования.
Вопросы о том, уплачивалась ли фактически Обществом арендная плата, предъявлялись ли к Обществу требования об уплате арендной платы, о расторжении договоров аренды в связи с неуплатой арендных платежей, не относятся к предмету проверки по делу об оспаривании нормативного правого акта.
Довод подателя жалобы о нарушении органом регулирования пункта 34 Правил регулирования, пункта 21 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, выразившемся в неисполнении департаментом обязанности запросить у АО «Ямалкоммунэнерго» документы и материалы, указанные в пунктах 16,17 Правил регулирования, не может быть принят во внимание. Административным истцом не приведено каких-либо изменившихся обстоятельств, которые вызвали бы необходимость получения органом регулирования новых сведений и обосновывающих материалов, отсутствие которых влияет на размер тарифов и привело к нарушению прав АО «Ямалкоммунэнерго».
Пунктом 33 Основ ценообразования определено, что долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов и не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 33.
Учитывая, что при установлении тарифов Обществу на 2019 год использовался метод экономически обоснованных расходов, период регулирования составляет 1 год и не является долгосрочным (пункт 11 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»), суд пришел к правильному выводу о том, что АО «Ямалкоммунэнерго» не относится к числу организаций, тарифы для которых в течение долгосрочного периода регулирования не подлежат пересмотру.
Изменение тарифов, вопреки мнению подателя апелляционной жалобы, осуществлено департаментом по предусмотренным законом основаниям.
В соответствии с пунктом 9 Правил регулирования (раздел 111 Правила установления регулируемых тарифов) тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Действие настоящего пункта не распространяется на случаи, приведенные в пункте 9, в том числе на решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации или о приведении размеров тарифов в соответствии с предельными индексами, утвержденными федеральным органом регулирования (подпункт «а»), на решения органов регулирования тарифов по исполнению требований федерального органа регулирования тарифов в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов (подпункт «е»).
Оспариваемые постановления об изменении тарифов приняты в целях приведения ранее установленных тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации. На этот случай в силу подпункта «а» пункта 9 Правил регулирования требование о минимальной продолжительности периода регулирования (не менее года) не распространяется.
Те обстоятельства, что прокуратура не обращалась с предписанием об устранении выявленных нарушений в ФАС России, отсутствует решение ФАС России, вынесенное в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов, на правильность выводов суда не влияют, т.к. независимо от оснований подпункта «е» пункта 9 Правил регулирования орган регулирования правомочен пересмотреть установленные тарифы на основании подпункта «а» пункта 9 Правил регулирования в целях приведения решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством после получения информации с разъяснениями законодательства, содержащимися в представлении прокурора.
Довод подателя жалобы о допущенном департаментом нарушении пунктов 10,12 Правил регулирования, выразившемся в установлении тарифов на основании ранее открытых тарифных дел, несостоятелен. В соответствии с пунктом 10 Правил регулирования № 406 в случаях, предусмотренных подпунктами «а», «б», «д» и «е» пункта 9 настоящих Правил, дело об установлении тарифов не открывается. В подпункте «а» пункта 9 Правил предусмотрен случай приведения ранее принятых решений в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие у департамента возможности исключить расчетную предпринимательскую прибыль из состава необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования не свидетельствует о наличии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Такая обязанность органа регулирования тарифным законодательством не предусмотрена. Расчетная предпринимательская прибыль подлежит исключению при расчете НВВ ввиду отсутствия у АО «Ямалкоммунэнерго» права на ее получение в составе тарифа.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрена возможность учесть в следующих периодах регулирования лишь экономически обоснованные расходы (недополученные доходы) и расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования экономически необоснованные доходы прошлых лет, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю, подлежат исключению из необходимой валовой выручки.
Решение суда соответствует нормам законодательства, регулирующего данные правоотношения, и требованиям статей 178, 215 КАС РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 177,309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «Ямалкоммунэнерго» без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: