ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1945/2022 от 13.09.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Багаутдинова Г.Р. Дело № 66а-1945/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3а-270/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

13 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего

Батялова В.А.,

судей

Рогачёвой Ю.А., Красновой Н.П.

при секретаре Защитниковой А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» о признании не действующим Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2021 года № 25/32 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года № 23/41 «О долгосрочных параметрах регулирования для ООО «Котельная 20» на 2019-2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Котельная 20» потребителям», на 2022 год,

по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 июня 2022 года, которым административное исковое заявления было удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А., объяснения представителей административного истца – Тестова Ю.С., Холмогорова Д.Г., представителя административного ответчика – Лебедева С.О., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

Общество с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» (далее – ООО «Котельная 20», Общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой УР, Министерство, административный ответчик, орган регулирования) о признании недействующим приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2021 года №25/32 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года №23/41 «О долгосрочных параметрах регулирования для ООО «Котельная 20» на 2019-2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Котельная 20» потребителям, на 2022 год, указывая следующее.

Приказом Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/41 определены долгосрочные параметры регулирования для ООО «Котельная 20» на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

Тарифы на услуги ООО «Котельная 20» на 2019-2023 годы установлены методом индексации установленных тарифов, на 2022 год была произведена корректировка тарифов на тепловую энергию в рамках долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.

Приказом Минстроя УР от 20 декабря 2021года № 25/32 (далее – Приказ №25/32) внесены изменения в приказ Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/41 «О долгосрочных параметрах регулирования для ООО «Котельная 20» на 2019-2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Котельная 20» потребителям», на 2022 год.

Административный истец полагает, что тарифы, установленные в Приказе №25/32 на 2022 год, установлены неправомерно. Тарифы должны быть пересмотрены по следующим основаниям.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (статьи 3, 7, 9), постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (пункты 16, 22, 32, 33) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункты 14, 15, 16, 20, 26, 28), приказ Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (пункты 11, 12, 49, 52), административный истец указывает, что:

- Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регулируемой организацией определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых ей для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования;

- При применении метода индексации установленных тарифов НВВ регулируемой организации определяется как сумма текущих расходов, амортизации основных средств и нематериальных активов и нормативной прибыли регулируемой организации, а также расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации;

- По итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из НВВ регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности на основании пункта 12 Методических указаний;

- Тарифы в сфере теплоснабжения должны устанавливаться органом регулирования до 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования;

- В рамках долгосрочного периода регулирования ежегодно должна проводиться корректировка долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования с целью уточнения НВВ на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования (пункт 49 Методических указаний).

При принятии Приказа № 25/32 и установлении тарифа на 2022 год Министерство допустило нарушение Методических указаний следующего характера:

Административный истец для проверки обоснованности включения расходов и правомерности Приказа Минстроя УР от 20 декабря 2021 года № 25/32 обратился в экспертную организацию ООО «Инвест-Аудит», которая в свою очередь выдала экспертное заключение по обоснованности установленного тарифа на 2022 год, содержащее следующие выводы:

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии на 2022 должен быть определен в соответствии со схемой теплоснабжения, согласно которой полезный отпуск конечным потребителям от котельной ООО «Котельная 20» составляет 26,67 тыс.Гкал. Таким образом, плановые объемы отпуска тепловой энергии на 2022 год органом регулирования не соответствуют требованиям Основ ценообразования и Методических указаний;

Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов заявлена организацией в размере 1,0 тыс. руб., органом регулирования затраты по данной статье не приняты в расчет неподконтрольных расходов. Однако согласно направленным посредством шаблона CALC.WARM.2.18 (листы п.8, РДПпр) фактические затраты по итогам 2020 года составили 1,0 тыс. руб., ожидаемые на 2021 год 10,0 тыс. руб. Экспертами при изучении материалов тарифного дела сделан вывод, что ООО «Котельная 20» в составе подтверждающих документов не представила обоснование необходимости включения данных расходов в состав НВВ на 2022 год. Органом регулирования также не реализовано право на запрос уточняющих документов в соответствии с пунктом 20 Правил регулирования при этом экспертные заключения Минстроя УР не содержат обоснованного мотивированного отказа во включение затрат по данной статье. Органом регулирования учтено 0,0 тыс. руб. При этом Минстрой УР мог запросить документы у Общества. Минстроем УР при расчете отчислений на социальные нужды не учтены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Анализ тарифной заявки показал, что в материалах тарифного дела отсутствовало уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, однако органом регулирования не были запрошены дополнительные документы в соответствии с п.20 Правил регулирования. Таким образом, при расчете скорректированных неподконтрольных расходов на 2022 год органом регулирования не реализовано право запроса уточняющих (дополнительных) документов у организации с целью более детального анализа статей затрат для включения в состав скорректированной НВВ организации на 2022 год.

Минстрой УР на 2022 год произвел корректировку объемов топлива, электроэнергии, холодной воды, основываясь на пункт 118 Методических указаний, в соответствии с которым в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75% фактического объеме отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период (расчетный период регулирования), то в НВВ такой регулируемой организации на последующие годы (расчетные периоды регулирования) включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования), с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации. Однако, в соответствии с представленной ООО «Котельная 20» в составе тарифной заявки об установлении (корректировке) тарифов на 2022 год статистической формы 46-ТЭ, полезный отпуск тепловой энергии потребителям за 2020 год составил 27 677,573 тыс. Гкал, при этом 9 154,388 Гкал по приборам учета. Таким образом, 9 154,388/27 677,573 = 33,07% от фактического объема отпуска тепловой энергии из тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период. Кроме того, по данным Главы 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения» схемы теплоснабжения (стр.255) обеспеченность потребителей тепловой энергии, поставляемой ООО «Котельная 20», приборами учета на 2020 год составила 60%. В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства УР от 22.12.2017 № 550 (ред. 09.11.2021) «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики» Министерство утверждает инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения по согласованию с органами местного самоуправления городских поселений, городских округов, муниципальных районов, образованных на территории Удмуртской Республики. Согласно представленным организации данным, инвестиционная программа для ООО «Котельная 20» в установленном порядке не утверждалась. Экспертами сделан вывод, что обстоятельства, определенные пунктом 118 Методических указаний, не наступили, следовательно, согласно пункту 50 Методических указаний объемы используемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя при корректировке тарифов на 2022 год не подлежат изменению, а должны быть приняты в том объеме, в котором были рассчитаны на 2020 год в рамках долгосрочного расчета 2019-2023 г.г., а именно объем топлива должен быть учтен в размере 5 288,969 тыс. м3, объем электроэнергии – 945,22 тыс. кВтч, объем холодной воды – 73,70 тыс.м3. Согласно пункту 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов на соответствующие плановые (расчетные) цены. Следовательно, корректировка в меньшую сторону от ранее принятых в расчет объемов топлива, электрической энергии и холодной воды приводит к искусственному занижению затрат по данным статьям и НВВ организации в целом, а также возникновению недополученных доходов у организации в будущем.

В состав скорректированной НВВ регулируемой организации на 2022 год подлежит включению расчетная предпринимательская прибыль.

Пунктом 48 (2) Основ ценообразования определено, что при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием; владеющей объектом (объектами) теплоснабжения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3-х лет.

ООО «Котельная 20» соответствует критериями для включения в состав НВВ на 2022 год расчетной предпринимательской прибыли.

В соответствии с пунктом 74 (1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5% текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Органом регулирования затраты по данной статье учтены в размере 859,76 тыс. руб., рассчитанном исходя из 5% от суммы скорректированных операционных и неподконтрольных расходов, затрат на электрическую энергию и холодную воду.

Однако письмом ФАС России от 18 июля 2018 года № ВК/55514/18 «О регулируемых тарифах расчетной предпринимательской прибыли» даны пояснения по определению расчетной предпринимательской прибыли, включаемой в состав НВВ при корректировке тарифов в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования.

В соответствии с данными пояснениями расчетная предпринимательская прибыль включается в состав НВВ регулируемой организации до начала долгосрочного периода регулирования в размере, определенном в соответствии с Основами ценообразования № 1075, и в течение долгосрочного периода регулирования не корректируется.

Расчетная предпринимательская прибыль на 2022 год, рассчитанная в соответствии с Основами ценообразования в рамках расчета долгосрочных тарифов на тепловую энергию методом индексации установленных тарифов на период 2019-2023 г.г., составила 1 038,36 тыс.руб. На основании изложенного следует вывод о некорректном определении суммы расчетной предпринимательской прибыли, учтенной при корректировке долгосрочных тарифов на 2022 год.

Соответственно, Министерство при расчете НВВ с целью установления тарифов, не учло корректировку НВВ на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов. В том числе, в соответствии с пунктом 56 Методических указаний необходимо было учесть операционные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, определенные на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, фактическую суммарную экономию от снижения операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

Министерство нарушило требования пункта 52 Методических указаний при расчете НВВ на 2022 год, не осуществив в соответствии с требованиями Методических указаний корректировку НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования. Отсутствие данной корректировки приводит к некорректному расчету итоговой НВВ на 2022 год. Также органом регулирования не произведена корректировка с учетом формулы 5, указанной в пункте 52 Методических указаний, а именно не дана оценка сложившейся разнице между фактической величиной НВВ в 2020 году, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), и выручкой от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в 2020 году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), и выручкой от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в 2020 году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в 2020 году и тарифов, установленных на 2020 год, без учета уровня собираемости платежей. Отсутствие расчета данной разницы с целью корректировки НВВ приводит к тому, что организацией при фактически сниженном полезном отпуске и более высоких фактически сложившихся цен на топливо, электроэнергию и холодную воду относительно плановых, учтенных в долгосрочном расчете, не будут получены признанные органом регулирования расходы необходимые для оказания услуг теплоснабжения в полном объеме.

Передача тепловой энергии осуществляется ПАО «Т Плюс» (ранее ООО «Удмуртские коммунальные системы»). Организацией в составе затрат на передачу тепловой энергии (лист РДПпер шаблона CALC.WARM.2.18) не учтены, однако при детальном изучении тарифной заявки установлено, что затраты в смете не отражены по причине тех. ошибки, поскольку материалы тарифного дела содержат данные, подтверждающие факт осуществления транспортировки тепловой энергии по сетям ПАО «Т Плюс».

Кроме того, в Главе 10 схемы теплоснабжения «Перспективные топливные балансы» (стр.66-67 Главы 10) указано, что потери тепловой энергии, производимой на котельной ООО «Котельная 20», проходят по сетям ПАО «Т Плюс».

Расходы на передачу тепловой энергии рассчитаны исходя из плановых объемов отпуска тепловой энергии на 2022 год и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.

Объемы тепловой энергии органом регулирования приняты как среднее за три предыдущих года. Однако как указано ранее, органом регулирования не учтены положения пункта 8 Методических указаний без учета данных об объемах полезного отпуска, отраженных в схеме теплоснабжения города Ижевска.

Таким образом, затраты на транспортировку тепловой энергии приняты необоснованно в части определения плановых объемов транспортируемой тепловой энергии.

На основании изложенного, размер НВВ и величина тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Котельная 20», на 2022 год, утвержденных Приказом Минстроя УР от 20 декабря 2021 года № 25/32 не являются экономически обоснованными в связи со следующим:

- плановый объем полезного отпуска на 2022 год учтен органом регулирования в соответствии с пунктом 18 Методических указаний как средний фактически сложившийся за 2018-2020 гг. Однако согласно пункту 8 Методических указаний в случае утвержденной схемы теплоснабжения объемы тепловой энергии необходимо учесть согласно данной схеме. На территории города Ижевска схема теплоснабжения утверждена в установленном порядке, согласно данным, указанным в схеме теплоснабжения динамика полезного отпуска за предыдущие периоды отрицательная, увеличение поставок тепловой энергии в 2022 г. в связи с подключением новых потребителей не ожидается. Органу регулирования следовало учесть положения схемы теплоснабжения, что не привело бы к учету в расчете тарифов завышенного объема полезного отпуска. Также административный истец отметил, что завышение полезного отпуска в дальнейшем приведет к возникновению убытков организации, поскольку больший полезный отпуск ведет к снижению величины тарифа за 1 отпускаемую потребителям Гкал тепловой энергии и неизменной величине затрат;

- при расчете скорректированной НВВ на 2022 год органом регулирования не соблюдены все требования Основ и Правил ценообразования, Методических указаний в сфере теплоснабжения, а именно: при расчете неподконтрольных расходов отсутствуют обоснования включения/исключения затрат в полном объеме, не проведен полный анализ документов с целью корректного учета расходов;

- при расчете отчислений на социальные нужды не учтены затраты на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- при расчете затрат на топливо, электрическую энергию, холодную воду не соблюдены требования пункта 50 Методических указаний и пересмотрены объемы ресурсов, принятые в рамках долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг. несмотря на то, что обстоятельства, при которых данные объемы подлежат корректировке, не наступили, однако орган регулирования ссылается на них (пункт 118 Методических указаний);

- при расчете НВВ на 2022 год органом регулирования произведена корректировка расчетной предпринимательской прибыли, но с учетом норм Методических указаний, Основ ценообразования, а также пояснений ФАС России расчетная предпринимательская прибыль рассчитывается органом регулирования при расчете тарифов на долгосрочный период и не подлежит корректировке при корректировке НВВ в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования. В связи с этим расчет НВВ на 2022 год произведен с нарушением Основ ценообразования;

- кроме того, органом регулирования не произведена корректировка НВВ с учетом фактических данных за 2020 год в соответствии с пунктом 52 Методических указаний. Отсутствие данной корректировки нарушает требования Методических указаний, что приводит к некорректному расчету НВВ на 2022 год, а также лишает организацию возможности покрытия дополнительных затрат на топливо, электрическую энергию, холодную воду, возникших в связи с отклонением фактических цен от плановых в большую сторону, а также фактического снижения полезного отпуска, а следовательно, меньшего объема фактической товарной выручки относительно плановой, что способствует возникновению убытков организации.

При рассмотрении тарифного дела установлено, что часть документов, подтверждающих необходимость включения затрат при расчете НВВ на 2022 год, отсутствует. Однако согласно пункту 20 Правил регулирования в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров. Министерством в адрес организации запросов о предоставлении дополнительных документов (материалов) направлено не было.

Министерством, на момент расчета тарифов имелась, но не была исполнена предусмотренная пунктом 20 Правил регулирования обязанность предложить ООО «Котельная 20» представить дополнительные обосновывающие материалы, в то время как в случае недостаточности тех или иных обосновывающих документов не исключается не только право, но и обязанность регулирующего органа предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы, что исходя из принципов соблюдения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), а также практики оценки обосновывающих материалов, являлось бы предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованных цен (тарифов).

Таким образом, административный истец считает, что Приказ №25/32 вынесен с нарушением закона, нарушаются права, свободы и законные интересы ООО «Котельная 20», предусмотренные п.1 ч.2 ст.5, пп.2,3 ч.1 ст.7, п.7 ч.1 ст.3 ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», п.33 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075, иных норм, что привело к значительному ущемлению прав административного истца при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения, невозможности покрытия обязательных платежей.

Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 июня 2022 года исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» были удовлетворены.

Признан недействующим со дня принятия Приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2021 года № 25/32 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года № 23/41 «О долгосрочных параметрах регулирования для ООО «Котельная 20» на 2019-2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Котельная 20» потребителям», на 2022 год.

Возложено на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» просит изменить мотивировочную часть решение суда и принять по делу новое решение, в соответствии с которым заявленные исковые требования удовлетворить с принятием доводов административного истца.

Прокуратурой Удмуртской Республики и административным ответчиком представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

В заседании суда апелляционной инстанции Общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Из материалов дела усматривается, что Общество с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» (ООО «»Котельная 20») зарегистрировано в качестве юридического лица 12 августа 2015 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №11 по Удмуртской Республике. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) организация осуществляет несколько видов экономической деятельности. Деятельность по коду 35.30 «Производство, передача, распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха» является основной.

ООО «Котельная 20» осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии на территории города Ижевска Удмуртской Республики. Согласно схеме теплоснабжения в административных границах города Ижевска на период до 2032 года (актуализация на 2022 год) ООО «Котельная 20» является единой теплоснабжающей организацией. Зона действия котельной ООО «Котельная 20» по адресу: пос. Строителей, 66а (согласно схеме теплоснабжения) находится в границах улиц: Луначарского, Клубная, Зои Космодемьянской, Четырнадцатая, Баранова.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Приказ Минстроя Удмуртской Республики от 20 декабря 2021 года № 25/32 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года n 23/41 «О долгосрочных параметрах регулирования для ООО «Котельная 20» на 2019 - 2023 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Котельная 20» потребителям» (далее – Приказ Минстроя УР №25/32), которым установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Котельная 20» потребителям на 2022 год в следующих размерах:

тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии для потребителей с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 1526,53 руб./Гкал (без НДС) и с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 1552,63 руб./Гкал (без НДС);

тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 1638,02 руб./Гкал (без НДС) и с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 1710,09 руб./Гкал (без НДС);

тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года в размере 1526,53 руб./Гкал (без НДС) и с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 1552,63 руб./Гкал (без НДС).

Решение об установлении тарифов ООО «Котельная 20» на 2022 год на тепловую энергию, поставляемую потребителям (приказ Минстроя УР № 25/32), принято органом регулирования по итогам заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР 20 декабря 2021 года, что подтверждается протоколом заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от 20 декабря 2021 года № 25.

В соответствии с пунктом 35 Правил регулирования № 1075 Приказ Минстроя УР № 25/32 и протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от 20 декабря 2021 года № 25 размещены на официальном сайте органа регулирования http://rekudm.ru, при этом Приказ Минстроя УР № 25/32 опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru (часть 6 статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»).

Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме и порядке, а также официально опубликован, что не оспаривается участниками спора.

Обратившись в суд и утверждая об экономической необоснованности указанного нормативного правового акта, административный истец указывал на то, что необходимая валовая выручка Общества необоснованно занижена, что повлекло установление тарифов в экономически необоснованном размере.

На основании заявления ООО «Котельная 20» от 26 апреля 2018 года № 6443 органом регулирования открыто дело № 12-01/06/1.026-2018 об установлении долгосрочных параметров регулирования, тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающих тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифов на тепловую энергию на 2019 – 2023 годы методом индексации установленных тарифов (приказ Минстроя УР от 8 мая 2018 года № 01-05/205.

Органом регулирования, с учетом предложения регулируемой организации, для ООО «Котельная 20» на долгосрочный период регулирования 2019 – 2023 годов при формировании тарифов был выбран метод индексации установленных тарифов.

На основании заявлений об установлении тарифов ООО «Котельная 20» (от 30 апреля 2021 года № 9483, от 28 октября 2021 года № 22139 и от 6 декабря 2021 года № 24986), период регулирования – корректировка долгосрочных тарифов на 2022 год, органом регулирования открыто дело № 06-02/06/1.133-2021 о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Котельная 20» потребителям на 2022 год, установленных приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года № 23/41 (приказ Минстроя УР от 4 мая 2021 года № 01-09/222 (далее – приказ от 4 мая 2021 года № 01-09/222)). В соответствии с пунктом 13 Регламента открытия дел № 163, для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) приказом от 4 мая 2021 года № 01-09/222 назначен уполномоченный по делу из числа работников органа регулирования.

В заявлениях регулируемой организации от 28 октября 2021 года № 22139 и от 6 декабря 2021 года № 24986 был предложен метод экономически обоснованных расходов (затрат).

По результатам рассмотрения заявлений и проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) от 28 октября 2021 года № 22139 и от 6 декабря 2021 года № 24986 органом регулирования принято решение об оставлении метода регулирования для ООО «Котельная 20» путем индексации установленных тарифов, что нашло свое отражение в экспертном заключении.

Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда об объеме полезного отпуска тепловой энергии, неверных расчетах выпадающих доходов, прибыли, непредоставлении доказательств, обосновывающих заявленные истцом расходы по отчислениям на социальны нужды, на приобретение энергетических ресурсов, является необоснованным.

Пунктом 9 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э) предусмотрено, что при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки И утверждения» расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний № 760-э и Основами ценообразования № 1075.

Министерством энергетики Российской Федерации 9 сентября 2021 года принят приказ № 883 «Об утверждении схемы теплоснабжения в административных границах города Ижевска на период до 2032 года (актуализация на 2022 год)», которым утверждена схема теплоснабжения в административных границах города Ижевска на период до 2032 года (актуализация на 2022 год) (далее - Схема теплоснабжения города Ижевска).

Вместе с тем, в Схеме теплоснабжения города Ижевска имеются противоречивая информация по полезному отпуску для потребителей на 2022 год (в главе 10 - 30,88 тыс. Гкал и главе 14 - 26,87 тыс. Гкал), в связи с чем орган регулирования в силу пункта 9 Методических указаний № 760-э рассчитал объем полезного отпуска тепловой энергии в соответствии с главой III Методических указаний № 760-э.

Судом первой инстанции сделан верный, вывод о том, что поскольку в силу отсутствия достоверных (противоречивых) данных в Схеме теплоснабжения города Ижевска по полезному отпуску тепловой энергии, а также наличия в материалах данных статистической отчетности, ответственность за достоверность которой несет регулируемая организация, орган регулирования произвел расчет величины объема полезного отпуска в соответствии с разделом III Методических указаний №760-э, при этом нарушением каких-либо экономических прав регулируемой организации не допущено в силу специфики корректировки долгосрочных тарифов в следующие периоды регулирования.

В силу положений Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Правила регулирования цен №1075) обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы и документы для установления цен (тарифов) возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность. Законодательством на регулируемую организацию возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим следствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех обстоятельств.

Запрос дополнительных сведений в порядке 20 Правил регулирования цен № 1075 является не обязанностью регулирующего органа, а его дискреционным полномочием, которое может быть реализовано при наличии соответствующей необходимости.

Отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для регулирующего органа в установлении соответствующего тарифа. Согласно пункту 14 Правил регулирования цен № 1075 в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

В материалах тарифного дела отсутствуют налоговые декларации, подтверждающие несение предприятием каких-либо фактических расходов по заявленным истцом затратам.

Административным истцом не представлены подтверждающие документы по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Также административным истцом не доказано, что данные статьи затрат относятся на регулируемый вид деятельности.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что регулируемая организация не лишена возможности в 2023 году по факту 2022 года документально подтвердить указанные выше расходы на основании бухгалтерской отчетности, а также доказать, что данные расходы относятся на регулируемый вид деятельности и предложить включить данные затраты на следующий период регулирования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы исходные данные, по которым административный истец производил расчет необходимых объемов холодной воды, в том числе режимные карты котлы документально не подтверждены.

К моменту рассмотрения вопроса об утверждении тарифа со стороны регулируемой организации не представлены в полном объеме первичные исходные данные, подтверждающий расчет объема приобретения холодной воды на производство тепловой энергии.

При указанных обстоятельствах расчет объемов воды правомерно признан административным ответчиком экономически необоснованным и при расчете тарифа учтен только тот объем воды, исходные данные, для исчисления которого подтверждены документально.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу являются позициями, изложенными в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 10 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Котельная двадцатого энергорайона» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное апелляционное определение составлено 20 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи