УИД №OS0№-80
Дело № 66а-43/2024 (№ 66а-1948/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Новосибирск 21 февраля 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.,
судей Бутырина А.В., Войтко С.Н.,
при секретаре Ворсиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о ликвидации местной религиозной организации Церкви Евангельских христиан «Миссия Благой Вести» города Владивостока и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц с апелляционной жалобой административного ответчика местной религиозной организации Церкви Евангельских христиан «Миссия Благой Вести» города Владивостока на решение Приморского краевого суда от 10 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н., объяснения представителя местной религиозной организации Церкви Евангельских христиан «Миссия Благой Вести» города Владивостока Дуденко М.А., возражения представителей Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю Чередниковой А.Р., Ефименко О.Г., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (далее – Главное управление), 28 августа 2023 года обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о ликвидации местной религиозной организации Церковь Евангельских христиан «Миссия Благой вести» города Владивостока (далее – религиозная организация) и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю от 12 марта 2009 года зарегистрирована и действует местная религиозная организация Церковь Евангельских христиан «Миссия Благой вести» города Владивостока. В результате осуществления контрольных функций за деятельностью религиозной организации в марте 2023 года установлены допущенные ею нарушения законодательства Российской Федерации, выразившиеся в непредставлении сведений об изменении адреса (места нахождения). До настоящего времени организация не устранила нарушения законодательства Российской Федерации, документы, необходимые для внесения изменений в сведения об адресе, в налоговую инспекцию не предоставила.
Решением Приморского краевого суда от 10 октября 2023 года местная религиозная организация Церковь Евангельских христиан «Миссия Благой вести» города Владивостока ликвидирована, исключена из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный №).
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика местной религиозной организации Церковь Евангельских христиан «Миссия Благой вести» города Владивостока К.Б., ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, просит постановленный судебный акт отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов указывает, что согласно действующему законодательству и сложившейся судебной практики, единоразовое непредставление сведений об изменении адреса (места нахождения) организации не может быть основанием для ликвидации юридического лица.
В письменных возражениях Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю выражает мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель религиозной организации М.А., наделенный, в установленном законом порядке, соответствующими полномочиями вновь избранным председателем Совета местной религиозной организации Церковь Евангельских христиан «Миссия Благой вести» города Владивостока М.А., поддержавшей апелляционную жалобу предыдущего председателя Совета религиозной организации К.Б., настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю А.Р. и О.Г. считали необходимым решение Приморского краевого суда от 10 октября 2023 года оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ) в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ).
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно обязывает граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (пункты 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ).
Статьей 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ предусмотрен порядок государственной регистрации религиозной организации в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о ликвидации религиозной и иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом.
Правом на обращение в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, расположенной на территории Приморского края наделено Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (подпункт 77 пункта 6 приказа Минюста России от 03 марта 2014 года № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом и другими федеральными законами.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» следует, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что 19 марта 2009 года местная религиозная организация Церковь Евангельских христиан «Миссия Благой вести» города Владивостока зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером №
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 04 июля 2023 года религиозная организация находится по юридическому адресу: <адрес>, лицом, имеющим правом без доверенности действовать от имени юридического лица, является К.Б.
В соответствии с распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю от 16 февраля 2023 года № 328-р в период с 22 мая по 19 июня 2023 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении местной религиозной организации Церковь Евангельских христиан «Миссия Благой Вести» города Владивостока на предмет соблюдения субъектом проверки устава относительно целей и порядка деятельности, а также соответствия деятельности целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.
Как следует из Акта проверки № 16 от 19 июня 2023 года местная религиозная организация Церковь Евангельских христиан «Миссия Благой Вести» <адрес> по адресу: 690012, <адрес> не располагается и ранее не располагалась. С 30 ноября 2022 года религиозная организация находится по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, что подтверждается копиями договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 30 декабря 2022 года и передаточным актом к договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 30 ноября 2022 года.
При этом, сведения об указанных документах и документы о государственной регистрации о смене адреса местонахождения религиозной организации в Главное управление не поступали, и сведения, где находилась религиозная организация с момента государственной регистрации и по 30 декабря 2022 года, отсутствуют.
Кроме этого, сведения об отсутствии религиозной организации по адресу регистрации подтверждены протоколом осмотра объекта недвижимости от 03 марта 2023 года № №, составленным Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России № 14 по Приморскому краю.
13 марта 2023 года на адрес места нахождения религиозной организации, а также в адрес учредителей и руководителя религиозной организации Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России № 15 по Приморскому краю направлены уведомления № № от 09 марта 2023 года о необходимости внесения изменений в сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа религиозной организации в ЕГРЮЛ в течение 30 дней с даты направления уведомления.
Из Акта проверки № 16 усматривается, что 17 апреля 2023 года в Главное управление обращались за разъяснениями представители религиозной организации, которым главным специалистом-экспертом У.И.. был разъяснен порядок смены адреса религиозной организации.
Как следует из представленных Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России № 15 по Приморскому краю пояснений пастора Ким Бон Чел от 17 апреля 2023 года (сведения о данном лице в Главном управлении отсутствуют), организацией ведется работа по подготовке документов для смены адреса регистрации религиозной организации.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что на момент вынесения обжалуемого судебного акта сведений о смене адреса местонахождения религиозной организации в Главное управление не поступало.
Также из копии учетного дела религиозной организации, представленной по запросу суда апелляционной инстанции, усматривается, что данное учетное дело содержит отчеты о деятельности религиозной организации за 2009 – 2014 годы, при этом 13 апреля 2015 года в Главное управление поступил отчет о деятельности организации за 2014 год, подписанный Пак Со Юн, однако сведения о данном лице в учетном деле отсутствуют.
Согласно пункту 1.1 Устава Церкви Евангельских христиан «Миссия Благой Вести» города Владивостока, утвержденного протоколами учредительных собраний религиозной организации от 10 мая 2008 года № 1 и от 05 октября 2008 года № 2 (далее – Устав религиозной организации), централизованной по отношению к Церкви является Централизованная религиозная организация Ассоциация Христианских Церквей «Союз Христиан».
В соответствии с пунктом 1.2 Устава религиозной организации, Церковь в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», иными действующими нормативными правовым актами Российской Федерации и Приморского края, уставом религиозной организации Ассоциации Христианских Церквей «Союз Христиан» и настоящим уставом.
Из представленных материалов видно, что в 2018 году Централизованная религиозная организация приняла устав в новой редакции, утвержденной конференцией от 29 сентября 2018 года протокол № 1, и имеет новое наименование: Централизованная религиозная организация Ассоциация христианских евангельских церквей «Союз Христиан».
Вместе с тем, данные сведения в Устав религиозной организации, в нарушение требований пункта 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, внесены не были.
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.
Пунктом 7.3 Устава религиозной организации установлено, что Церковь ежегодно информирует орган государственной регистрации о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
При таком положении, установив по результатам оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наличие оснований, закрепленных федеральным законодателем для ликвидации религиозной организации, краевой суд правомерно удовлетворил заявленное Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю требование.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на действующем законодательстве. При рассмотрении дела Приморским краевым судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы стороны административного ответчика об обратном основаны на произвольном толковании действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения.
При этом, ссылки апеллянта на судебную практику по другим административным делам правового значения для настоящего административно-правового спора не имеют, поскольку она основана на иных фактических обстоятельствах дела.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 10 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика местной религиозной организации Церковь Евангельских христиан «Миссия Благой вести» города Владивостока - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы через Приморский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 05 марта 2024 года