ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1959/20 от 21.10.2020 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Сафина М.М. дело №66а-1959/2020

(номер дела в суде первой инстанции

3а-312/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 21 октября 2020 года

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Кузьмичева В.А.,

при секретаре Грязнове Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи

частные жалобы Бикташевой Елены Юрьевны, которой поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, административного истца Ивентьева Сергея Ивановича, представителя административных истцов Зангировой Ляйсан Каюмовны, Голубевой Зои Александровны, Кузнецовой Валентины Вениаминовны – Сычева С.А.

на определение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2020 года о прекращении производства по административному делу по коллективному административному исковому заявлению Алеевой Зубайды Равиловны, Зангировой Ляйсан Каюмовны, Сафиной Эльвиры Равиловны, Мишиной Любови Николаевны, Голубевой Зои Александровны, Зангировой Танзели Габбасовны, Багаутдиновой Гульнары Ринатовны, Галиуллина Фарита Гадельшиевича, Зиганьшина Ильгиса Вазыховича, Цыфаркиной Александры Степановны, Константиновой Лидии Михайловны, Мирьякуповой Мензии Файзрахмановны, Вафина Нурислама Султановича, Вафиной Фиралии Шаяхматовны, Пантелеева Алексея Сергеевича, Зуйкова Николая Анатольевича, Бирюлиной Дании Галимзяновны, Рябцевой Натальи Владимировны, Зуйковой Татьяны Валентиновны, Жуковой Муниры Абдулрашитовны, Набиуллиной Евгении Николаевны, Валиева Алмаза Ирековича, Набиуллиной Зимфиры Актасовны, Гимадеевой Розы Сагитовны, Халиуллиной Наили Юсуповны, Пономарева Сергея Михайловича, Кузнецовой Валентины Вениаминовны, Галеева Исхака Гумеровича, Халтуриной Натальи Геннадьевны, Хабибуллиной Гельсем Талиповны, Ахметхановой Гузаль Тимуршиевны, Наземутдиновой Ландыш Рузалиновны, Валиахметовой Гульнур Хавиловны, Корнеевой Лилии Ринатовны, Зангирова Каюма Гариповича, Баязитова Рузаля Зулькафиловича, Ивентьева Сергея Ивановича

к Совету Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующими в части

Генерального плана Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 23 июля 2018 года № 255;

Правил землепользования и застройки Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 8 декабря 2017 года № 343 (в редакции решения Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 23 июля 2018 года № 256).

Заслушав объяснение представителя административных истцов Зангировой Л.К., Голубевой З.А., Кузнецовой В.В. – Сычева С.А., поддержавшего доводы частной жалобы, возражения представителя Совета Осиновского сельского поселения и Главы Осиновского сельского поселения ФИО51., представителей Кабинета Министров Республики Татарстан ФИО49., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО50., полагавшего определение суда подлежащим оставлению без изменения, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции,

установил:

решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 23 июля 2018 года № 255, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, утвержден Генеральный план муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 8 декабря 2017 года № 188, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 13 декабря 2017 года, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее – Правила землепользования и застройки Осиновского сельского поселения). Решением от 23 июля 2018 года № 256 внесены изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Осиновского сельского поселения, для земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> га, расположенного в Осиновском сельском поселении, территориальная зона сельскохозяйственных угодий (СХ1) изменена на зону производственно-коммунальных объектов I-II класса опасности (П1). Данное решение в день его принятия опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 августа 2018 года № 650 «О переводе земельного участка из одной категории в другую в Зеленодольском муниципальном районе», опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан pravo.tatarstan.ru в день его издания, принято предложение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и общества с ограниченной ответственностью «Альтернативная Генерирующая Компания-2» о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> гектара с кадастровым номером в земли промышленности и иного специального назначения в целях размещения объекта специальной деятельности.

Административные истцы, являющиеся собственниками объектов недвижимости, расположенных на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее – Осиновское сельское поселение), обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия новой редакции Генерального плана Осиновского сельского поселения в части предполагаемого размещения на земельном участке с кадастровым номером 16:20:080801:201 завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 550 000 тонн, Правил землепользования и застройки Осиновского сельского поселения в указанной редакции в части перезонирования земельного участка с кадастровым номером 16:20:080801:201, а также названного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемые акты приняты с нарушением установленного порядка, а также полномочий органа местного самоуправления, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан издано при отсутствии правовых оснований и несоблюдении процедуры согласования, оспариваемые акты нарушают право жителей сельского поселения на благоприятную среду жизнедеятельности в связи с ухудшением санитарной и экологической ситуации в результате строительства завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов.

Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 8 июля 2020 года производство по делу в части оспаривания Генерального плана и Правил землепользования и застройки Осиновского сельского поселения прекращено на основании части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку оспариваемые муниципальные нормативные правовые акты утратили силу в связи с принятием решений Совета Осиновского сельского поселения от 10 сентября 2019 года № 343, от 6 июля 2020 года № 381 и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административных истцов.

В частных жалобах административными истцами ставится вопрос об отмене определения как незаконного и необоснованного.

Относительно доводов, изложенных в частных жалобах, Советом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан представлены возражения об их необоснованности и законности судебного определения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В силу требований части 1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется в порядке, предусмотренной настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей.

В соответствии с частью 2.1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба на определения суда рассматривается в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частных жалоб, возражений на них, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно положениям части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Установлено, что решением Совета Осиновского сельского поселения от 10 сентября 2019 года № 343 признано утратившим силу решение Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан № 188 от 8 декабря 2017 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Осиновского сельское поселение» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан». Данное решение опубликовано 16 сентября 2019 года на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Решением Совета Осиновского сельского поселения от 6 июля 2020 года № 381, решение Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 23 июля 2018 года № 255 «О Генеральном плане муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» также признано утратившим силу. Данное решение опубликовано 6 июля 2020 года на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.

Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с частью 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Из материалов дела следует, что административные истцы оспаривают Генеральный план Осиновского сельского поселения, утвержденный решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 23 июля 2018 года № 255, и правила землепользования и застройки Осиновского сельского поселения, утвержденные решением Совета Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 8 декабря 2017 года № 343, в редакции изменений от 23 июля 2018 года № 256.

Между тем данные редакции утратили силу в связи с признанием их утратившими силу, и принятием Генерального плана муниципального образования «Осиновское сельское поселение» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в редакции решения Совета Осиновского сельского поселения от 6 июля 2020 года № 498.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В связи с тем, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемых редакциях утратили силу и перестали затрагивать права и законные интересы административных истцов, настоящее дело в части признания недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки Осиновского сельского поселения подлежало прекращению.

Утверждения административных истцов о нарушении оспариваемыми нормативными правовыми актами их права на благоприятную окружающую среду, о создании условий для недобросовестной конкуренции ввиду направленности актов, по мнению заявителей жалоб, на поддержание преимущества у определенного круга избранных лиц, не основано на допустимых доказательствах, и носят в рассматриваемой ситуации предположительный характер.

Доводы частных жалоб о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не проходили антикоррупционную и антимонопольную экспертизы, не подлежат правовой оценке, поскольку прекращение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта исключает проверку соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и выяснение соблюдения существенных положений нормативного правового акта, регулирующих процедуру принятия актов данного вида.

Таким образом, оснований для отмены определения суда, в том числе по доводам частных жалоб, не имеется.

Руководствуясь статьями 315 - 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции,

определил:

определение Верховного суда Республики Татарстан от 8 июля 2020 года оставить без изменения, частные жалобы Бикташевой Елены Юрьевны, которой поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, Ивентьева Сергея Ивановича, представителя Зангировой Ляйсан Каюмовны, Голубевой Зои Александровны, Кузнецовой Валентины Вениаминовны - Сычева С.А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья