ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1995/2022 от 04.10.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-1995/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Катанаевой А.С. и Брянцевой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-135/2022 (УИД 34OS0000-01-2020-000381-38) по административному исковому заявлению Севастьянова Алексея Борисовича, Самойлик Татьяны Сергеевны с присоединившейся к иску группой лиц о признании не действующим решения Светлоярской районной Думы Волгоградской области от 4 июня 2020 года № 09/46 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения на территории Светлоярского муниципального района Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области»

по апелляционной жалобе Севастьянова Алексея Борисовича на решение Волгоградского областного суда от 18 марта 2022 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением Светлоярской районной Думы Волгоградской области (далее – Светлоярская районная Дума) от 4 июня 2020 года № 09/46, вступившим в силу с момента официального опубликования, утверждено Положение о порядке организации и проведения на территории Светлоярского муниципального района Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области (далее – Положение), которое также регламентирует процедуру определения результатов мероприятий по выявлению мнения населения в муниципальном районе.

Севастьянов А.Б., Самойлик Т.С. и присоединившаяся к иску группа лиц обратились Волгоградский областной суд с административным иском о признании названного Положения недействующим, как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Полагают, что оспариваемое Положение нарушает их право на объективную и достоверную информацию о влиянии часовой зоны на безопасность жизнедеятельности и благоприятную среду обитания, прав на непосредственное осуществление местного самоуправления и участие в осуществлении местного самоуправления. По мнению административных истцов, оспариваемое Положение принято за пределами компетенции Светлоярской районной Думы, поскольку вопросы времяисчисления относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

Решением Волгоградского областного суда от 18 марта 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административным истцом Севастьяновым А.Б. ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований по доводам, аналогичным изложенным стороной административного истца в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором представлены возражения, представителем Волгоградской областной Думы направлен письменный отзыв, указывающий на отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

В соответствии с пунктом «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации исчисление времени отнесено к ведению Российской Федерации.

Правовые основы исчисления времени, установления часовых зон определены Федеральным законом от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ «Об исчислении времени» (далее – Закон об исчислении времени).

Согласно части 1 статьи 5 Закона об исчислении времени на территории Российской Федерации устанавливаются часовые зоны, границы которых формируются с учетом границ субъектов Российской Федерации.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что 12 марта 2020 г. Волгоградской областной Думой принято постановление № 10/486 «О выявлении мнения населения Волгоградской области по вопросу об исчислении времени», согласно которому, в связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих на территории Волгоградской области, по вопросу об исчислении времени, целесообразно организовать выявление мнения населения по вопросу о переходе Волгоградской области из третьей часовой зоны (МСК+1) во вторую часовую зону (МСК, московское время).

Названным постановлением органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области рекомендовано провести мероприятия, направленные на выявление мнения населения по указанному вопросу. Комитету Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий поручено разработать типовое положение об организации и проведении в муниципальных образованиях Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения по указанному вопросу.

Предметом спора в рамках настоящего административного дела является решение Светлоярской районной Думы Волгоградской области от 4 июня 2020 г. № 09/46, вступившее в силу с момента официального опубликования, которым утверждено Положение о порядке организации и проведения на территории Светлоярского муниципального района Волгоградской области мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области.

В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), Устава Светлоярского муниципального района Волгоградской области Светлоярская районная Дума Волгоградской области является представительным органом местного самоуправления, по вопросам своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме решений, а также правовые акты в форме постановлений. Нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подписываются главой Светлоярского муниципального района.

Проверив процедуру принятия и введения в действие оспариваемого решения Светлоярской районной Думы Волгоградской области, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для утверждения о нарушении установленной процедуры. Мотивы приведенных суждений подробно изложены в обжалуемом решении суда и по основаниям нарушения соответствующих требований автором апелляционной жалобы не оспариваются.

Судебная коллегия также не установила оснований для опровержения приведенных выводов суда первой инстанции.

Анализируя по существу доводы административных истцов, изложенные, в том числе и в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает различные формы выявления мнения населения для его учета при принятии решений органами местного самоуправления и органами государственной власти, в том числе опрос граждан (статья 31).

Согласно части 1 статьи 31 названного Федерального закона № 131-ФЗ опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Опрос граждан проводится по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения (пункт 1 части 3 статьи 31 Федерального закона № 131-ФЗ).

Федеральный закон № 131-ФЗ, устанавливая в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, не установил его исчерпывающий характер, и предусмотрел в статье 33 возможность участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Проведение органами местного самоуправления мероприятий по выявлению мнения населения не свидетельствует о принятии ими решения за пределами предоставленных полномочий.

Исходя из предмета заявленных административных исковых требований, судебная коллегия отмечает, что анализ итогов выявления мнения населения, вопреки позиции, изложенной в апелляционной жалобе, не является предметом настоящей судебной оценки.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое решение не изменяет часового пояса Волгоградской области, не предопределяет конкретного результата мероприятий.

Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда, получили надлежащую судебную оценку, изложенную в обжалуемом судебном акте.

При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Волгоградского областного суда от 18 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 октября 2022 г.

Председательствующий

Судьи