ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-199/2024 от 29.02.2024 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-199/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 29 февраля 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Шеповаловой О.А.,

судей Ехаловой Ю.А., Шадриной Е.В.,

при секретаре Веселовой Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-835/2023 по апелляционной жалобе Правительства Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 30 октября 2023 года, которым удовлетворён административный иск заместителя прокурора Свердловской области о признании не действующим в части Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2053 годах, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП.

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А., объяснения представителя Правительства Свердловской области Тертышного А.Н., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, участвовавшего в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, представителя заместителя прокурора Свердловской области Капсамун И.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области «pravo.gov66.ru» 29 апреля 2014 года, утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.

Приложением к указанной Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее – Перечень). Для включенного в названный Перечень здания по адресу: г.Екатеринбург, ул. Пушкина, д.7 установлен плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме – 2015-2017 года (строка 1 таблицы муниципальное образование «город Екатеринбург»), запланирован ремонт крыши, фасада, фундамента, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений.

Постановлением Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года № 756-ПП, перечень изложен в новой редакции.

К запланированным работам добавлены разработка проектной документации на проведение капитального ремонта и услуги строительного контроля.

Постановлением Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года № 905-ПП, перечень изложен в новой редакции.

Плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, д.7 изменен на 2018-2020 годы. Из запланированных работ исключен ремонт фундамента.

Постановлением Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года № 508-ПП, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области «pravo.gov66.ru» 15 августа 2018 года, Перечень изложен в новой редакции.

Плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, д.7 изменен на 2039-2041 годы (строка 25514). Запланированы работы по ремонту крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль.

Изменения, внесенные в дальнейшем в данный нормативный правовой акт, срок проведения планового ремонта и перечень запланированных работ не изменили.

Пунктом 1 постановления Правительства Свердловской области от 1 июня 2023 года № 377-ПП, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области «pravo.gov66.ru» 2 июня 2023 года, внесены изменения в наименовании постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы» – число «2044» заменено числом «2053».

В действующей редакции Перечня (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 1 июня 2023 года № 377-ПП) многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, д.7 поименован в строке 25771.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просил признать не действующей с момента вступления решения суда в законную силу строку 25771 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 – 2053 годах, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП, в части установления планового периода проведения капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, д.7 – 2039 – 2041 годы в отношении ремонта крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений, разработки проектной документации на проведение капительного ремонта услуг строительного контроля, а также в части исключения из перечня работ по капитальному ремонту фундамента дома.

В обоснование административного иска заместитель прокурора Свердловской области указал, что оспариваемое положение нормативного правового акта, которым изменен плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, и сокращение перечня планируемых видов работ противоречит части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решением Свердловского областного суда от 30 октября 2023 года административный иск удовлетворён. Признана недействующей с момента вступления решения суда в законную силу строка № 25771 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области и подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2053 годы (в действующей редакции), утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2053 годы» (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 1 июня 2023 года № 377-ПП) в части указания планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул.Пушкина, д.7, на 2039 - 2041 годы относительно перечисленных услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также в части исключения из перечня работ капитального ремонта фундамента.

В апелляционной жалобе Правительство Свердловской области просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 данного Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт (часть 1 и пункт 3 части 2 статьи 168 названного кодекса).

Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области регулируются Законом Свердловской области от 19 декабря 2013 года №127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области», предусматривающим утверждение региональной программы капитального ремонта Правительством Свердловской области (части 8 статьи 7 названного Закона).

Проанализировав вышеприведенные нормы, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что постановление Правительства Свердловской области от 10 августа 2018 года № 508-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП, принято Правительством Свердловской области в пределах полномочий. Также суд пришёл к правильному выводу о том, что постановление принято с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, процедуре принятия и введению его в действие.

В силу части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Как верно указал суд первой инстанции, в силу положения части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта возложено на государственный орган, его принявший.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции обоснованно руководствовался имеющимися в деле доказательствами.

Суд указал на отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома о переносе проведения капитального ремонта спорного многоквартирного жилого дома на более поздний срок.

Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что административным ответчиком не соблюден порядок внесения в Перечень изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период и сокращающих перечень запланированных работ в отношении жилого дома по адресу г. Екатеринбург, ул.Пушкина, д.7, в связи с чем пришёл к выводу о том, что Перечень в оспариваемой части не соответствует части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах выводы суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска и признания нормативного правового акта в оспариваемой части не действующим являются правильными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, недостаточная финансовая устойчивость регионального оператора не предусмотрена действующим законодательством в качестве основания переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период и сокращения перечня планируемых видов услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в отсутствии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, вышеизложенное не опровергают.

Решение Свердловского областного суда от 30 октября 2023 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского областного суда от 30 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Свердловской области - без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи