32OS0000-01-2022-000954-50
Дело № 66а-2001/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 27 июля 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В.,
судей Кудряшова В.К., Щербаковой Ю.А.
при секретаре Сахарове Р.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-224/2023 по административному исковому заявлению Кулешова Сергея Семеновича о признании недействующими отдельных пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года № 225), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определённого приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года № 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года № 227).
по апелляционной жалобе управления имущественных отношений Брянской области на решение Брянского областного суда от 29 марта 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Триполевой А.И., судебная коллегия
установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года № 225, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 22 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года № 1825, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года, определён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года № 227, размещённым на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 21 февраля 2023 года, Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года.
Под пунктами 8769, 8341 в Перечни соответственно на 2021 и 2022 годы включено нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:1280 площадью 239 кв.м, расположенное по адресу: Брянская область, <данные изъяты>.
Кулешов Сергей Семенович (далее – административный истец) обратился в Брянский областной суд с требованиями о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней на 2021-2022 годы со времени начала соответствующих налоговых периодов, ссылаясь, что является собственником ? доли в праве общей долевой собственности указанного выше помещения, которое согласно оспариваемым пунктам включено в Перечни, в связи с чем налоговое бремя административного истца существенно увеличилось, между тем названный объект не подлежал включению в указанные нормативные правовые акты, как не отвечающий признакам, которые определены положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Брянского областного суда от 29 марта 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление имущественных отношений Брянской области просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное определение обстоятельств по делу, имеющих значение, неправильное применение и нарушение норм материального права, поскольку суд пришёл к неверному выводу о несоответствии спорного здания признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признав акты обследования фактического использования спорного помещения недопустимыми доказательствами по делу, поскольку в занимаемом помещении располагается административный истец, основным видом деятельности которого является ремонт машин и оборудования, относящийся к бытовым услугам, то есть спорный объект подпадает под признаки статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом, прокуратурой Брянской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утверждённого Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, части 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области», сделал верный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов (и последующих изменяющих приказов) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введён в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включённые в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Проверяя соответствие содержания Перечней на 2021, 2022 годы в оспариваемой части, суд первой инстанции пришёл к выводу о неправомерности включения нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>:1280 в указанные нормативные правовые акты, поскольку это противоречит нормативным правовым актам, имеющем большую юридическую силу.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>:1280 общей площадью 239 кв.м, расположенного по адресу: Брянская область, <данные изъяты>.
Спорное нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>:1280 расположено в здании с кадастровым номером <данные изъяты>:829 общей площадью 6 074,7 кв.м, имеющем назначение: нежилое, наименование: общежитие.
Здание с кадастровым номером <данные изъяты>:829 расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>:17 общей площадью 3046 кв.м, с видом разрешённого использования «для использования общежития», который не предусматривает размещения на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Основанием для включения спорного нежилого помещения в оспариваемые пункты Перечней по фактическому использованию в качестве офиса послужили акты проведения мероприятий по определению вида фактического использования нежилого помещения от 13 января 2020 года и 2 ноября 2021 года (далее - Акты), согласно выводам которых 100 процентов площади спорного объекта на дату составления Актов используется для размещения офиса.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее - Порядок).
Мероприятия по обследованию объектов недвижимости для определения вида фактического использования объектов (далее - Мероприятия) выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путём обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учёта (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования (пункт 9 Порядка).
Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии (пункт 10 Порядка).
Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утверждённой приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года № 638 (далее – Методика), по результатам проведения Мероприятий территориальной комиссией не позднее 10 рабочих дней с момента обследования объекта недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее - Акт) по форме согласно приложению № 1 к данной Методике. Акт подписывается секретарём и членами территориальной комиссии. В Акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
Акт является основанием для рассмотрения вопроса по отнесению соответствующего объекта недвижимости к перечню объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости, на заседании межведомственной комиссии.
Фотосъёмка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения (адреса).
Под офисом понимают здание (строение, сооружение) либо его часть, либо нежилое помещение (часть такого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для работы с документами и (или) приёма клиентов.
Также схожее определение офиса (офисного помещения) приводится в различных нормативных документах. Например, согласно пункту 3.2.3.6 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 офис - это пространство внутри здания, которое преимущественно используется для административной деятельности.
Как следует из Актов, спорный объект используется в качестве офиса на 100 процентов площади.
Оценивая Акты в совокупности с показаниями специалистов ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», сотрудника Володарской районной администрации города Брянска, принимавших участие в обследовании спорного объекта недвижимости и допрошенных в суде первой инстанции в качестве свидетелей, суд первой инстанции пришёл к выводу, что данные акты не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств достоверно подтверждающих обоснованность включения объекта с кадастровым номером <данные изъяты>:1280 в Перечни на 2021 и 2022 годы, поскольку в спорном нежилом помещении сотрудниками общества с ограниченной ответственностью «Центрсервис» (далее - ООО «Центрсервис») осуществляются экспертизы промышленной безопасности и оформляются соответствующие заключения.
Установленные обстоятельства подтверждаются также фототаблицами Актов, зафиксировавших наличие в спорном нежилом помещении кабинетов директора, заместителя директора, бухгалтерии, технического отдела, планово-экономического отдела ООО «Центрсервис», штатным расписанием ООО «Центрсервис» на 2021-2022 годы, лицензиями на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданными по адресу нахождения спорного объекта.
Основными видами деятельности ООО «Центрсервис» являются: экспертиза промышленной безопасности; экспертиза проектной документации на строительство; экспертиза технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте; экспертиза декларации промышленной безопасности; ремонт вооружения и военной техники; утилизация вооружения и военной техники и др.
Вход в спорное нежилое помещение осуществляется с соблюдением требований о пропускном и внутриобъектовом режиме, что подтверждается соответствующим Положением, утверждённым приказом генерального директора ООО «Центрсервис» № 09/01 от 9 января 2020 года, что исключает свободный доступ посторонних лиц на спорный объект недвижимости.
Судебная коллегия, анализируя сведения, содержащиеся в Актах, в совокупности с представленными сторонами доказательствами, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Акты не отвечают требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявляемым к доказательствам, поэтому не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, отнесение площади помещений спорного объекта, к офисам только по факту наличия в них офисного оборудования, является необоснованным, поскольку фактическое использование помещения для размещения офисов подразумевает осуществление в нём самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности.
Вместе с тем, как следует из представленных административным истцом доказательств, спорное нежилое помещение используется для размещения служб, вовлечённых в производственный цикл деятельности организации и обеспечивающих функционирование производственного процесса, а отнесение к общей площади «офисных» помещений кабинетов сотрудников и иных вспомогательных технических и производственных помещений, в том числе, кабинетов сотрудников административно-управленческого аппарата, бухгалтерии, службы безопасности, обеспечивающих функционирование всего производственного процесса, не может квалифицировать объект как используемый в целях офисного, делового, административного или коммерческого назначения, по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что доказательств нахождения в спорном нежилом помещении по состоянию на 1-е число налоговых периодов 2021 и 2022 годов офисов, занимающих не менее 20 процентов от общей площади здания, стороной административного ответчика суду не предоставлено, несмотря на то, что согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, сводятся к несогласию с приведёнными в решении выводами суда и направлены на переоценку установленных судом по административному делу обстоятельств.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Брянского областного суда от 29 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления имущественных отношений Брянской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи