ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2003/20 от 28.10.2020 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья: Середа Л.И. Дело № 66а-2003/2020

(номер дела в суде первой инстанции

3а-35/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 28 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего

Сорокина М.С.,

судей

Красновой Н.П., Батялова В.А.

при секретаре

Пигалевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 30 июля 2020 года, которым административное исковое заявление акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

административный истец акционерное общество «Газпром газораспределение Саранск» (далее – АО «Газпром газораспределение Саранск») обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером "Номер", расположенного по адресу: "Адрес", кадастровая стоимость которого определена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2007 года № 612 определена в размере 27 088 453, 62 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 5216,34 руб./кв. м., что соответствует 7-му виду разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», с чем Общество не согласно, так как решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2014 года установлен факт соответствия удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости данного земельного участка 9-му виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», утвержденному по состоянию на 1 января 2007 года, таким образом, утвержденная Приказом Госкомимущества Республики Мордовия №42 от 27 ноября 2014 года (результаты применяются с 1 января 2015 года) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" составила 21 738 261, 51 руб. с 17-м видом разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии».

Административный истец считает, что для кадастровой оценки земельного участка, утвержденной Приказом Госкомимущества Республики Мордовия №42 от 27 ноября 2014 года, должен быть применен 9-й вид разрешенного использования, при этом кадастровая стоимость земельного участка составит 3 773 493, 45 руб., в связи с чем он обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, решением которой Обществу было отказано.

Кроме того, по мнению административного истца, изменение вида разрешенного использования отразится на размере арендной платы, уплачиваемой Обществом, так как основной вид деятельности Общества – транспортирование газа по трубопроводам, здания, расположенные на земельном участке, используются для производственных нужд.

Административный истец с учетом уточненных заявленных требований просил суд: признать недостоверными сведения о 17-м виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "Номер" «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии», используемые при определении его кадастровой стоимости, используемые при определении его кадастровой стоимости, утвержденные Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 27 ноября 2014 года № 42, на дату определения кадастровой стоимости – 1 января 2012 года;

- установить соответствие земельного участка с кадастровым номером "Номер" 9-му виду разрешенного использования (земельные участка, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на дату определения кадастровой стоимости – 1 января 2012 года;

- изменить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер" для 17-м виде разрешенного использования с «4186,07 руб.», использованный для определения его кадастровой стоимости на удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для 9-го вида разрешенного использования «726,65 руб.» и кадастровую стоимость с «21 738 261,51 руб.» на «3 773 493,45 руб.» по состоянию на дату проведения кадастровой оценки, результаты которой утверждены Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 27 ноября 2014 года № 42, - на 1 января 2012 года;

- обязать ФБУ «ФКП» по Республике Мордовия внести изменения в государственный кадастр недвижимости относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "Номер" на 9-ый вид разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер" на «726,65 руб.» и кадастровой стоимости на «3 773 493,45 руб.» с даты проведения кадастровой оценки, результаты которой утверждены Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 27 ноября 2014 года № 42;

- обязать Госкомимущество Республики Мордовия внести изменения в строку № 311469 приложения №1 к Приказу от 27 ноября 2014 года № 42 «Об отверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Мордовия» относительно удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер" с «4186,07 руб.» на «726,65 руб.» и кадастровой стоимости с «21 738 261,51 руб.» на «3 773 493,45 руб.» с даты вынесения приказа;

- обязать Госкомимущество Республики Мордовия внести изменения в строку № 311469 приложения №1 к Приказу от 27 ноября 2014 года № 42 «Об отверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Мордовия» относительно названия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "Номер" с 17-го вида разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии» на 9-ый вид разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» с даты вынесения приказа.

Определением Верховного Суда Республики Мордовия от 30 июля 2020 года принят отказ административного истца к Госкомимуществу Республики Мордовия и прекращено производство в части административный исковых требований об обязании Государственного комитета имущественных отношений Республики Мордовия о внесении изменений в Приказ от 27 ноября 2014 года № 42 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Мордовия» относительно удельного показателя кадастровой стоимости, кадастровой стоимости и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "Номер"

Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 30 июля 2020 года постановлено: административные исковое заявление Акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» к Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия и федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить. Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" площадью 5193 кв. м, категория земель «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования «для эксплуатации административного здания», расположенного по адресу: "Адрес" в связи с недостоверностью сведений о 17-м виде разрешённого использования участка, использованных при определении его кадастровой стоимости. Изменить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для 17-го вида разрешённого использования «4186,07 руб./кв. м», использованный при определении его кадастровой стоимости, на удельный показатель кадастровой стоимости участка для 9-го вида разрешённого использования «726,65 руб./кв. м» и кадастровую стоимость земельного участка с «21 738 261,51 руб.» на «3 773 493,45 руб.» по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены Приказом Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 27 ноября 2014 года № 42, - на 1 января 2012 года. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Датой подачи заявления акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, считать 23 июля 2019 года. Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в государственный кадастр недвижимости на основании решения суда соответствующие изменения сведений о земельном участке. В удовлетворении административного иска акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать. Взыскать с Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия в пользу акционерного общества «Газпром газораспределение Саранск» 2000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа Саранск просила решение Верховного Суда Республики Мордовия от 30 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение Верховного Суда Республики Мордовия от 30 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.

Согласно абзацу второму части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункту 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенный вид использования земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что согласно договору аренды земельного участка от 15 ноября 2005 года Администрация городского округа Саранск передала ОАО «Мордовгаз» в аренду земельный участок с кадастровым номером "Номер", площадью 5193 кв.м., с видом разрешенного использования: для эксплуатации административного здания, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: "Адрес"

В настоящее время ОАО «Мордовгаз» переименовано в АО «Газпром газораспределение Саранск», которое является плательщиком арендной платы за пользование земельным участком и в соответствии с пунктами 6.1, 6.2 Устава АО «Газпром газораспределение Саранск» создано в целях надежного и безаварийного газоснабжения потребителей, его основными вилами деятельности являются: транспортировка газа по трубопроводам, техническое обслуживание, аварийно-диспетчерское обеспечение и эксплуатация газораспределительных систем (техническое обслуживание и ремонт газовых сетей и сооружений на них, газового обслуживания котельных и др.), газификация, то есть строительство объектов газоснабжения населенных пунктов, предприятий и организаций и т.д., пуск газа, врезки в действующие газопроводы, строительство станций катодной защиты, наладка автоматики котельных и т.д.

Согласно выписке из ЕГРН от 19 мая 2020 № КУВИ-002/2020-466198 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка – «для эксплуатации административного здания» (т.1, л.д.116).

Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 года № 42 утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Республики Мордовия.

Согласно строке №38043 приложения 1 к настоящему приказу земельный участок с кадастровым номером "Номер" имеет 17-ый вид разрешённого использования, удельный показатель кадастровой стоимости участка составляет «4186,07 руб./кв. м» и кадастровая стоимость участка определена в размере 21 738 261,51 руб., результаты государственной кадастровой оценки которого применяются на основании вышеуказанного приказа с 1 января 2015 года.

Из выписки Единого государственного реестра недвижимости от 20 мая 2020 года следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер" определена по состоянию на 1 января 2012 года в размере 21 738 261,51 руб., сведения о кадастровой стоимости участка внесены в государственный кадастр недвижимости 1 января 2015 года (т.1, л.д. 113).

23 июля 2019 года административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер" в целях приведения ее в соответствие с указанным решением Арбитражного суда.

Уведомлением №13/02/2019-37 от 26 июля 2019 года председателя Комиссии в принятии к рассмотрению данного заявления Общества отказано.

Вступившим 4 февраля 2020 года в законную силу решением Верховного Суда Республики Мордовия от 8 октября 2019 года действия Комиссии признаны незаконными.

Решением Комиссии от 18 марта 2020 года в удовлетворении заявления АО «Газпром газораспределение Саранск» отказано по тем основаниям, что номер оценочной группы не относится ни к основным, ни к дополнительным характеристикам земельного участка, в связи с чем внести в ЕГРН сведения об отнесении земельного участка к 9-ой оценочной группе невозможно; данная характеристика не используется при формировании перечня объектов недвижимости для государственной кадастровой оценки и содержащихся в ЕГРН.

Таким образом, заявленные административным истцом требования являются фактически требованиями о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями о земельном участке.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года №316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года №39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, которые согласно пункту 1.2 позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов в разрезе видов разрешённого использования, перечисленных в настоящем пункте.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Согласно пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке к 9-му виду разрешённого использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Согласно пункту 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке к 17-му виду разрешённого использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Таким образом, поскольку пункт 1.2.9 и пункт 1.2.17 содержат вид разрешённого использования, как «для размещения административных зданий», в связи с чем отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом фактически осуществляемого вида деятельности владельцем участка.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ административный истец осуществляет деятельность по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям (код 49.50.21) и распределению газообразного топлива по газораспределительным сетям (код 35.22).

На основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2016 года № 28/пр «Об утверждении собирательных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства» вид деятельности с кодом 35.22. отнесен к отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство».

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела на земельном участке с кадастровым номером "Номер" расположены следующие здания административного истца: административно-производственное здание, административное здание, котельная, гараж, две автостоянки боксового типа (т.2, л.д. 111-193), которые составляют единую инфраструктуру АО «Газпром газораспределение Саранск», входят в состав единого производственного комплекса и участвуют в общем хозяйственном цикле.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия №А39-3578/2014 от 22 декабря 2014 года установлено, что в вышеуказанном комплексе размещаются службы, обеспечивающие деятельность по осуществлению процессов транспортировки газа, кроме того, комплекс используется также для производственных нужд, связанных с обеспечением процессов транспортировки газа по трубопроводам.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что административно-производственное здание, котельная, гараж, автостоянки боксового типа административными зданиями и объектами образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии не являются, данных о том, что АО «Газпром газораспределение Саранск» занимается образованием, наукой, здравоохранением и социальным обеспечением, физической культурой и спортом, культурой, искусством, религией и эксплуатацией офисных зданий, не имеется, в связи чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что земельный участок с кадастровым номером "Номер" к 17-му виду разрешённого использования земельных участков отнесен быть не может, поскольку сведения о 17-ом виде разрешённого использования участка, использованные при определении его кадастровой стоимости, недостоверны и при проведении государственной кадастровой оценки допущено искажение данных об участке, которое повлияло на его оценку.

Кроме того, разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что по видам своей деятельности АО «Газпром газораспределение Саранск» в перечень предприятий согласно классификации предприятий по 5 классам опасности, предусмотренной СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», не входит, а также учитывая, что согласно статье 10 Правил землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 6 мая 2016 года № 516, основные виды разрешенного использования – коммунальное обслуживание, предоставление коммунальных услуг, зона многоквартирных жилых домов застройкой 5 и выше этажей предусматривают размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, обеспечивающих, в том числе, поставку газа, между тем, земельный участок с кадастровым номером "Номер" фактически используется административным истцом для производственных нужд и нужд потребителей, связанных с обеспечением процессов транспортировки газа по трубопроводам, с учетом его расположения в вышеуказанной зоне, в связи с чем данный участок следует отнести к числу участков, имеющих 9-ый вид разрешённого использования, - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, иных оснований для отнесения вышеуказанного участка к числу участков, имеющих другое предназначение и другой вид разрешённого использования, не усматривается и административными ответчиками не представлено доказательств того, что осуществляемая Обществом на указанном земельном участке деятельность не позволяет отнести его к 9 виду разрешенного использования.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, а именно сведения о 17-ом виде разрешённого использования участка, использованные при определении его кадастровой стоимости, недостоверны и при проведении государственной кадастровой оценки допущено искажение данных об участке, в связи с чем должен быть изменен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для 17-го вида разрешённого использования «4186,07 руб./кв. м», использованный при определении его кадастровой стоимости, на удельный показатель кадастровой стоимости участка для 9-го вида разрешённого использования «726,65 руб./кв. м», должна быть изменена кадастровая стоимость земельного участка с 21 738 261,51 руб. на 3 773 493,45 руб. (5193 х 726,65).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В апелляционной жалобе административный ответчик указал, что суд первой инстанции при рассмотрении дела ссылается на Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года №316 и Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года №39, которым утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, между тем указанные нормативные акты на момент рассмотрения данного административного дела утратили силу.

Указанные доводы апелляционной жалобы не могу повлечь отмену решения суда, поскольку указанные нормы действовали на момент издания Государственным комитетом имущественных и земельных отношений Республики Мордовия приказа № 42 от 27 ноября 2014 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Мордовия» по состоянию на 1 января 2012 года, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером "Номер".

Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Мордовия от 30 июля 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Верховный Суд Республики Мордовия.

Председательствующий

Судьи: