судья Холодная Е.И. дело № 66а-2005/2021 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
город Сочи |
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Солдатовой С.В., Салтыкова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-107/2021 по апелляционной жалобе административного истца Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»
на решение Верховного Суда Республики Крым от 12 августа 2021 г., вынесенное по административному иску Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании недействительным приказа от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»,
заслушав доклад судьи Сицинской О.В.,
установила:
Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» (далее - Приказ № 48/27) установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно в соответствии с Приложением № 1 к настоящему приказу. Установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2023 года в соответствии с Приложением № 2 к настоящему приказу. Признан утратившим силу с 1 января 2021г. приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 07 ноября 2019г. №50/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2020 год». Пунктом 4 вышеуказанного приказа установлено, что при изменении системы налогообложения Предприятию надлежит уведомить Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым в течение 3 рабочих дней. Пунктом 5 Приказа № 48/27 установлено, что настоящий приказ вступает в силу через десять дней со дня его опубликования.
Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействительным указанный приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы».
Административный иск мотивирован тем, что в силу приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977 года № 75 «О введении в действие «Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» квартирно-эксплуатационная служба Советской Армии и Военно-Морского Флота ведает обеспечением воинских частей казарменно-жилищным фондом и коммунальными сооружениями. К «коммунальным сооружениям» относятся, в том числе, электростанции, трансформаторные подстанции, котельные установки. К коммунально-эксплуатационным органам (организациям) относятся, в том числе квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота и подчиненные ему КЭЧ, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, его структурные подразделения (далее - ФГБУ «ЦЖКУ»). ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляет технологическое присоединение (подключение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, как следует из пункта 69 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 30.12.2017 № 860 (далее - Руководство). При этом, в Положении о ФКУ «Управление Черноморского флота» отсутствует раздел о возможности административного истца осуществлять технологическое присоединение (подключение) сторонних потребителей к инженерным сетям (системам коммунальной инфраструктуры). В соответствии с пунктом 21 Положения о ФКУ «Управление Черноморского флота», Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Положением. У административного истца отсутствуют договоры теплоснабжения, поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения, технологического присоединения (подключении) сторонних потребителей к инженерным сетям. Административный истец указывает, что использует котельные, находящиеся в его ведении, только для выработки и передачи тепловой энергии для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения потребителей тепла и горячей воды (субабонентам, являющимся нанимателями жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны). Котельные вырабатывают и передают тепловую энергию для отопления «сторонним» потребителям (военнослужащим, проживающим в казармах, общежитиях) по договорам возмещения затрат. Приобретение угля и дров для выработки тепловой энергии происходит в Учреждении на основании заключенных государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с приказом командующего Черноморским флотом от 22.04.2019 № 711дсп «О расквартировании управлений, соединений, служб, воинских частей, предприятий, организаций и учреждений Министерства обороны Российской Федерации на территории Республики Крым и города Севастополя и закреплении за ними военных городков», котельные закреплены за военными городками, а ФКУ «Управление Черноморского флота» осуществляет техническое обслуживание котельных. Квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота (далее - КЭУ ЧФ) письмом от 22.10.2020 № 94/1/4404 обращалось в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым с просьбой оставить без рассмотрения заявления ФКУ «Управление Черноморского флота» об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на 2021-2023 годы и о выборе метода регулирования тарифов на тепловую энергию, на что ответчик направил письмо от 26.11.2020 № 1474/05-13, в котором настаивал на необходимости установления тарифа на тепловую энергию, отпускаемую Учреждением. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации oт 17.12.2014 года № 2580-р создано Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ФГКУ «КТУИО»), основными целями деятельности которого являются выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Котельные, как имущество Минобороны России, от ФГКУ «КТУИО» Минобороны России не передавались Учреждению по договору безмездного пользования, не закреплены на праве оперативного управления. Тот факт, что административный истец не осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения подтверждается выпиской из протокола заседания Правления при Департаменте городского хозяйства города Севастополя от 18.12.2020г., в соответствии с которой, тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы не был установлен, ввиду отсутствия правового статуса источника теплоснабжения. Указывает, что при издании приказа от 17.12.2020 года № 48/27 ответчик нарушил нормы материального права, поскольку административный истец не осуществляет продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенную или приобретенную тепловую энергию (мощности) в том смысле, в каком это определено в Законе о теплоснабжении. Настаивает, что основанием к установлению тарифа на тепловую энергию на 2019 год послужило выданное КЭЧ (Евпаторийского района) военной прокуратурой представление о необходимости утверждения тарифа для ФКУ «Управление Черноморского флота». Однако, ввиду ненадлежащего исполнения Комитетом своих обязанностей (принятия заявления от лица, не имеющего на эго полномочий от ФКУ «Управление Черноморского флота»), был установлен тариф па 2019-2020 годы. В связи с чем, после получения от командующего Черноморским флотом доверенности от 01.09.2020г. №45/645/Д на право подачи заявления от Учреждения об отмене приказов Комитета об утверждении тарифа на 2019 и 2020года в федеральную антимонопольную службу были поданы заявления об обжаловании, которые не были рассмотрены ввиду пропуска срока на обжалование приказов. 04.12.2019г. командующим Черноморским флотом принято решение о приостановлении применении тарифа до определения себестоимости затрат для каждой котельной на 2019г, и о признании выставленных счетов недействительными, а поступившие по ним денежные средства, после заключения договоров возмещения, зачесть как авансирование. Денежные средства, которые были оплачены потребителями, были администрированы по соответствующим ФЭСам, как компенсация расходов по возмещению затрат на выработке тепла котельными. Начиная с 01.01.2020г. котельные подают тепло, но договоры на возмещение затрат с физическими лицами не заключают, денежные средства не взыскивают, так как до настоящего времени отсутствует расчет себестоимости по каждой котельной (с 2018г. котельные находятся на финансовом обеспечении ФЭС 1). Административный истец полагает, что заявление о начислении тарифа на 2021 год было подано лицом, у которого отсутствовала доверенность на право совершения данных действий (к заявлению была приложена доверенность от 28.01.2020г. №45/74), поскольку в доверенности указано, что начальник КЭУ ЧФ за счет бюджетных средств в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств представляет интересы Учреждения по вопросам заключения договоров на возмещение затрат на топливно-энергетические ресурсы со сторонними потребителями; определения в установленном порядке расходов на производство, распределение и отпуск тепловой энергии (т.е. заключение государственных контрактов от имени Учреждения). Учитывая вышеизложенное административный истец считает, что заявление об установлении тарифов на 2021 год подано неуполномоченным лицом, что является нарушением п.17 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. №1075 и п.7 Регламента открытия дел об установлении тарифов в сфере теплоснабжения от 07.06.2013г. №163, утверждённого приказом Федеральной службы по тарифам.
Оспариваемым решением Верховного Суда Республики Крым от 25 августа 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» просит отменить решение и вынести новое об удовлетворении административных требований. Доводы апелляционной жалобы повторяют основания административного иска.
В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ «Крымское территориальное управлением имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, прокуратура Республики Крым настаивают на законности решения суда и отклонении доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФКУ «Управление Черноморского флота» ФИО1 настаивала на доводах апелляционной жалобы и необходимости отмены решения суда.
Представитель административного ответчика Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым ФИО2 возражала в удовлетворении доводов апелляционной жалобы, поддержав возражения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились. Доказательств уважительности причин неявки и ходатайств об отложении судебного заседания не предоставляли. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213 КАС РФ, определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад дела, изучив поступившую апелляционную жалобу и дополнения к ней, возражения, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Екимцова М.Н., полагавшего решение суда законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 308-309 КАС РФ, к удовлетворению доводов апелляционной жалобы не находит.
Государственное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и основывается, в том числе, на принципе соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (статья 3).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе, в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; ) осуществление федерального и регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе за установлением и изменением в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Согласно статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», тарифы на тепловую энергию подлежат регулированию.
Судом установлено, что 30 апреля 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым поступило заявление ФКУ «Управление Черноморского флота» об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов на 2021 и последующие годы за подписью начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота ФИО3.
7 мая 2020 года Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым было вынесено решение об открытии дела об установлении тарифов № 54, извещение о чем направлено заявителю в тот же день.
Из тарифного дела следует, что письмом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 июня 2020 года № 663/05-16 ФКУ «Управление Черноморского флота» сообщено о необходимости предоставления дополнительных сведений.
6 июля 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым от административного истца поступили дополнительные материалы для установления тарифов на тепловую энергию во исполнение запроса Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 июня 2020 года № 663/05-16 ФКУ.
6 июля 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым от начальника Евпаторийской КЭЧ района ФИО4 поступил дополнительный пакет документов к тарифному делу на установление тарифов в сфере теплоснабжения для ФКУ «Управление Черноморского флота» (квартирно-эксплуатационная часть (Евпаторийского района) на 2021 год.
27 октября 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым поступило письмо начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота ФИО3 от 22 октября 2020г., в котором он просит оставить без рассмотрения заявление об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на 2021 год и о выборе метода регулирования тарифов на тепловую энергию. В обоснование заявления указано, что котельные, как имущество Минобороны России ФКУ «Управление Черноморского флота» от Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ФГКУ «КТУИО») не передавались, котельные закреплены за военными городками.
Государственный комитет по ценам и тарифам письмом от 26.11.2020 года исх. № 1474/05-13 в ответ на письмо ФКУ «Управление Черноморского флота» от 27.10.2020 года № 4293/05 сообщает, что на основании поступившего заявления об установлении тарифов на тепловую энергию от 30.04.2020г. открыто дело №54 от 07 мая 2020г. об установлении тарифов на тепловую энергию для ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2021- 2023год. В постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу №А83-14759/2018, о взыскании с ТСН «Звездный 1П» в пользу ФКУ «Управление Черноморского флота» задолженности за потребленную тепловую энергию, установлено, что потребителями тепловой энергии являются граждане, которым на праве собственности принадлежат 47 квартир, 38 квартир находится в коммунальной собственности и 30 квартир - служебные (для проживания военнослужащих). Кроме того, расчетные материалы, представленные ФКУ «Управление черноморского флота» в составе тарифного предложения на 2021 - 2023 год, содержат информацию об объемах полезного отпуска тепловой энергии, необходимой для обеспечения нужд потребителей тепловой энергии категории «населения».
Учитывая изложенное, административный ответчик Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым пришел к выводу о том, что тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ФКУ «Управление Черноморского флота» потребителям, подлежат государственному регулированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Из материалов тарифного дела судом первой инстанции установлено, что в рамках подготовки принятия нормативного правового документа - приказа об установлении тарифа, отделом правового и кадрового обеспечения Комитета на основании Указа Главы Республики Крым от 02.03.2016 № 76-У проведена первичная антикоррупционная экспертиза проекта приказа, по результатам которой подготовлено экспертное заключение № 257 от 19.11.2020.
Во исполнение Распоряжения Совета министров Республики Крым oт 23 июня 2017 г. № 720-р «О вопросах взаимодействия с прокуратурой Республики Крым», проект приказа направлен в электронном виде в прокуратуру Республики Крым в день получения экспертного заключения. По результатам рассмотрения проекта приказа прокуратурой Республики Крым письмом от 16.12.2020 № Исорг-7/1-20743-20/35244-20350001 дано заключение об отсутствии нарушений законодательства. Проект приказа был размещен для публичного обсуждения на сайте Комитета в подразделе «антикорупционная экспертиза» раздела «противодействие коррупции», что подтверждается распечаткой из сайта, приобщенной к материалам дела.
17 декабря 2020 года состоялось заседание правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, на котором, согласно выписке из протокола заседания № 48 от 17 декабря 2020 года, при рассмотрении вопроса № 27 - об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 года» присутствовали 8 членов правления, проголосовавших единогласно, что является достаточным для признания правления правомочным. На основании изложенного был издан оспариваемый приказ.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Как установлено судом, во исполнение пункта 13 Правил регулирования тарифов, 30 апреля 2020 года от ФКУ «Управление Черноморского флота» в адрес Комитета поступило заявление об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов на 2021 и последующие годы с обосновывающими документами (материалами тарифного дела) в разрезе структурных подразделений учреждения: квартирно-эксплуатационная часть г. Симферополя (далее Симферопольская КЭЧ), квартирно-эксплуатационная часть г. Евпатории (далее - Евпаторийская КЭЧ), квартирно-эксплуатационная управление Черноморского флота г. Феодосия (далее - КЭУ ЧФ г. Феодосия). В соответствии с поступившим заявлением об установлении тарифов ФКУ «Управление Черноморского флота» заявляло в качестве метода регулирования - метод экономически обоснованных расходов.
Учитывая, что в отношении ФКУ «Управление Черноморского флота» ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения на 2019 и 2020 годы (приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 21.03.2019 № 12/5 и приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 07.11.2019 № 50/6), метод экономически обоснованных расходов не подлежит применению при утверждении тарифов для ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2021 - 2023 годы.
Специалистами Комитета принято решение о применении при установлении тарифов на тепловую энергию ФКУ «Управлению Черноморского флота» метода индексации установленных тарифов, решение об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 -2023 годы от 7 мая 2020 № 54 с указанием применяемого метода регулирования направлено в адрес учреждения (пункт 26 Правил регулирования).
Согласно приложению №1 к приказу Государственного комитета по ценам и тарифам республики Крым от 17.12.2020г. №48/27 утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота».
Согласно приложению №2 к приказу Государственного комитета по ценам и тарифам республики Крым от 17.12.2020г. №48/27 установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода установленных тарифов.
Обращаясь в суд, административный истец не оспаривал правильность тарифов, несоответствий по указанному вопросу судом первой инстанции не установлено. В указанной части нормативный акт и решение суда в апелляционном порядке также не оспаривается.
Доводы административного истца о том, что ФКУ «Управление Черноморского флота» не является теплоснабжающей организацией, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия обжалуемого приказа, судом первой инстанции проверены и отвергнуты при подробном изучении действующего законодательства.
Суд, приходя к указанным выводам, верно сослался на определение понятия «теплоснабжающая организация», содержащегося в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», под которой понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Проанализировав указанный термин, сопоставив его с нормативными актами, регламентирующими деятельность административного истца (Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11.11.1998 № 1357 в ред. от 19.11.2003, Положение о ФКУ «Управление Черноморского флота», утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 902, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 2580-р), установив структуру, цели деятельности, финансирование и принадлежность имущества, собрав доказательства, фактически свидетельствующие об оказании ФКУ «Управление Черноморского флота» услуг теплоснабжения, суд пришел к верному выводу о том, что факт владения ФКУ «Управление Черноморского флота» источниками тепловой энергии и несения трат на их содержание подтверждены документально, а также то, что административный истец осуществляет продажу тепловой энергии потребителям, относящимся к 4 объектам жилищного фонда, расположенных по адресу: <...>; Республика Крым, Сакский р-н, с. Витино, в/ч 81415, в/г № 189; Республика Крым, Черноморский р-н, с. Оленевка, в/ч 49385, в/г Черн-2; Республика Крым, <...>.
Указанные выводы сделаны судом при детальном изучении материалов тарифного дела, правоустанавливающих документов, решений судов, вступивших в законную силу, и иных письменных документов, о чем подробно изложено в мотивировочной части решения.
В частности, суд первой инстанции установил, что в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, распоряжением Совета Министров Республики Крым № 397-р/7ДСП от 29.04.2015 «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 №336-р/бдсп», и согласно уточненному акту приема-передачи недвижимого имущества военных городков, утвержденному 19.05.2015г. министром имущественных и земельных отношений Республики Крым, в федеральную собственность и оперативное управление ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России переданы:
- в г. Евпатория, военный городок № 3, здание по ГП № 175, нежилое здание (котельная) площадью 357 кв. м, право федеральной собственности зарегистрировано 22.11.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 22.11.2017г. Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части 86863;
- в Сакском районе, с. Витино, военный городок № 189, здание по ГП № 90, нежилое здание (котельная с внутренними и внешними сетями) площадью 992 кв. м КВД - 1, право собственности зарегистрировано 16.10.2017, право оперативного правления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 16.10.2017. Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части 81415;
- в Симферопольском районе, пгт. Гвардейское, военный городок № ГВАРД-1, здание по ГП № 25, нежилое здание (банно-прачечный комбинат) площадью 753 кв.м, право федеральной собственности зарегистрировано 13.07.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 13.07.2017. Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части 46451;
- в г. Ялта, гора Ай-Петри, военный городок № 815, здание по ГП № 6, нежилое здание (баня-котельная) площадью 364 кв. м, право федеральной собственности зарегистрировано 05.07.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 05.07.2017,Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части 85683;
- в <...>, военный городок №51, банно-прачечный комбинат, объект незавершенного строительства по ГП № 4н, степень готовности ОНС 15% (площадь застройки 250 кв. м), право федеральной собственности зарегистрировано 23.08.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 23.08.2017 Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп, должностным лицом, ответственным за здание ГП № 4н в/городка 51, назначен начальник Феодосийской КЭЧрайона Черноморского флота;
- в <...>, военный городок № 64: нежилое здание по ГП №34 (котельная - теплопункт), площадью 179 кв. м, право федеральной собственности зарегистрировано 15.12.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 15.12.2017; нежилое здание по ГП № 41 (диспетчерская - котельная) площадью 113 кв. м, право федеральной собственности зарегистрировано 15.12.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 15.12.2017. Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп, должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части 09703-Л;
- в Черноморском районе, с. Оленевка, военный городок Черн-2, нежилое здание по ГП № 2 (МТЗ), площадью 251 кв. м, право федеральной собственности зарегистрировано 25.09.2017, право оперативного управления за ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России зарегистрировано 25.09.2017. Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп должностным лицом, ответственным за закрепленные фонды в/городка, назначен командир в/части 49385.
Собственником объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и предоставленных органам военного управления, войсковым частям и организациям Минобороны России, является Российская Федерация в лице Минобороны России.
В структуре Минобороны России полномочия и обязанности собственника, помимо Департамента военного имущества и территориальных управлений имущественных отношений, возложены на иные органы военного управления в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами Минобороны России.
В силу Приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75 «О введении в действие «Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) района является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и подчиняется квартирно-эксплуатационному управлению Черноморского флота, которое является структурным подразделением управления Черноморского флота и предназначено для обеспечения текущего ремонта, решения задач организации и руководства эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами соединений, воинских частей, учреждений и предприятий флота.
Положением о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 22.04.2013 № 305 определено, что Департамент предназначен для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Согласно Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской армии и Военно-морского флота, утвержденному приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 № 75, КЭУ (КЭО) военного округа осуществляет руководство квартирно-эксплуатационной службой военного округа и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, дислоцированных на территории военного округа и состоящих у него на квартирном довольствии (п. 18).
Согласно п. 8 Положения о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 22.04.2013 № 305, указанный Департамент осуществляет подготовку конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок цен для размещения государственного заказа на поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказанных услуг) по закрепленной за Департаментом номенклатуре для нужд Вооруженных Сил, а также заключения и контроля исполнения ресурсных и эксплуатационных государственных контрактов, государственных контрактов на поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг) по закрепленной номенклатуре в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п.п. 2, 8 Положения о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, утвержденного приказом командующего Черноморским флотом от 31.12.2016 № 5526дсп, квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота является структурным подразделением Управления Черноморского флота, предназначено для обеспечения текущего ремонта, решения задач организации и руководства эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами соединений, воинских частей, учреждений и предприятий флота. Управление осуществляет деятельность по техническому содержанию, обслуживанию МТБ и контролю по оптимизации расходов на ее содержание, в том числе организации обеспечения органов военного управления, воинских частей и организаций флота материальными средствами по закрепленной за КЭУ флота номенклатуре по подготовке конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок цен для размещения государственного заказа на поставку материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) по закрепленной за КЭУ флота номенклатуре для нужд флота, а также заключение и контроль за исполнением ресурсных и эксплуатационных государственных контрактов, государственных контрактов на поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг) по закрепленной номенклатуре в пределах лимитов бюджетных средств.
Приказом Командующего Черноморским флотом от 04.02.2019г. №140 внесены изменения в приказ командующего Черноморским флотом от 31.12.2016г. №5526дсп, согласно которому, Положение об квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота дополнено словами «производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодному водоснабжению и канализации потребителям».
На основании пункта 6 Положения о Квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, в его состав входит Евпаторийская квартирно-эксплуатационная часть района, которая на основании Положения о квартирно-эксплуатационных частях, утвержденного приказом командующего Черноморским флотом от 15.03.2018 № 810дсп, является организацией, предназначенной для эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами, всеми видами квартирного довольствия, текущего ремонта и оперативного учета казарменно-жилищного фонда воинских частей и организаций, приписанных к КЭЧ.
Судом на основании письменных доказательств установлено, что приказом командующего Черноморским флотом от 05.05.2015г. №2058, согласованным с ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России, военные городки, в которых находятся котельные, указанные в приложении №1 к оспариваемому приказу, закреплены за воинскими частями и районами представителями государственного заказчика.
В соответствии с приказами командующего Черноморским флотом от 07.09.2015 № 4323дсп, от 14.08.2017 № 2885дсп, от 26.03.2018 № 965/дсп «О расквартировании войсковых частей, управлений, служб, отделов, предприятий, организаций и учреждений Черноморского флота на территории Республики Крым и города Севастополь и закреплении за ними 8 военных городков», военный городок 189 войсковой части 81415, в том числе здание ГП № 90, закреплен на техническое обслуживание и обеспечение коммунальными услугами за Евпаторийской КЭЧ район.
Нежилое здание (котельная с внутренними и внешними сетями) площадью 992,0 кв.м. КВД-1 (военный городок № 189, здание по ГП № 90) передано по акту приема-передачи от 19.05.2015 в федеральную собственность Министерства обороны Российской Федерации и в оперативное управление ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений», право собственности зарегистрировано 16.10.2017 за номером 90:11:150501:646-90/090/2017-1, право оперативного управления зарегистрировано 16.10.2017 за номером 90:11:150501:646- 90/090/2017-2.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с актом приемки (передачи) зданий, сооружений и территорий военных городков № 189 (Евпатория), 190 (с. Уютное) войсковой части 81415, во исполнение приказа Командующего ЧФ № 4635 от 11.10.14 166 отдел МИС передал, а Евпаторийская КЭЧ района (структурное подразделение ФКУ «Управление черноморского флота») приняло ряд имущества в соответствии с прилагаемыми описями, в том числе и котельную, числящуюся пол № 90 по генплану (пункт 11 описи № 3) и сети теплоснабжения (пункт 44 описи № 3).
Приложением к приказу командующего Черноморским флотом от 15.12.2020 № 2313-дсп на территории Республики Крым и г. Севастополя назначены должностные лица, ответственные за закрепленные фонды военных городков, в том числе зданий котельных, в местах фактической дислокации структурных подразделений Черноморского флота.
Из документов, предоставленных административным истцом в материалы тарифного дела (письма филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - 6 ФЭС от 18.09.2017 № 2426/4, начальнику Евпаторийской КЭЧ района), судом установлено, что газовая котельная военного городка 189 войсковой части 81415 состоит на бюджетном учете в филиале ФКУ «Управление Черноморского флота» - «6 ФЭС».
Материалами дела также подтверждается наличие у ФКУ «Управление Черноморского флота» фактических затрат по содержанию котельных, выработка тепловой энергии для обеспечения объектов войсковой части (бюджет), и сторонних потребителей (жилой фонд), а также расходы, связанные с производством тепловой энергии котельной войсковой частью.
В материалы тарифного дела административным истцом предоставлены пояснительные записки структурных подразделений ФКУ «Управление Черноморского флота» - Симферопольской КЭЧ, Евпаторийской КЭЧ, КЭУ ЧФ г. Феодосия, в которых указано, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ФКУ «Управление Черноморского флота» является теплоснабжающей организацией, для которой регулирующие органы субъектов Российской Федерации должны устанавливать тарифы на производство тепловой энергии, а также указано, что котельные находятся в зоне их ответственности.
Государственным контрактом на поставку и транспортировку газа для нужд ФКУ «Управление Черноморского флота», заказчик - ФКУ «Управление Черноморского флота» подтверждается, что поставка газа осуществляется на сертифицированное газоиспользующее оборудование, принадлежащее на ФКУ «Управление Черноморского флота» на законном основании, перечень газоиспользующего оборудования (газовых котлов) приведен в приложении № 1 к Контракту.
Оценив совокупность доказательств, суд верно отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований к переоценке указанных выводов на основании повторяющихся в апелляционной жалобе доводов административного истца, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в учредительных документов видом деятельности по оказанию платных услуг при их фактическом осуществлении, не могут являться основанием к удовлетворению требований, поскольку основаны на неверном применении и толковании административным истцом норм материального права при неверно избранном способе защиты права.
Иные доводы об отсутствии у лица, подписавшего заявление об установлении в отношении ФКУ «Управление черноморского флота», прав на совершение данного действия, судом первой инстанции также тщательно проверены и отвергнуты.
В частности, суд первой инстанции, оценив содержание доверенности №45/74 от 28.01.2020г., согласно которой, командующий Черноморским флотом, руководитель ФКУ «Управление Черноморского флота», вице - адмирал ФИО5, действующий от имени ФКУ «Управление Черноморского флота», уполномочил начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота ФИО3 представлять интересы ФКУ «Управление Черноморского флота». Согласно данной доверенности ФИО3, в пределах занимаемой должности, уполномочен представлять интересы ФКУ «Управление Черноморского флота» во всех учреждениях, организациях, в том числе с правом определения в установленном порядке расходов на производство, распределение и отпуск тепловой энергии, оказание услуг по холодном) водоснабжению и канализации потребителям, а также совершать иные законные действия, связанные с выполнением настоящего поручения.
Судом установлено, что ранее, ФИО3 дважды подавал заявления в Государственный комитет по ценам и тарифам.
Сопоставив содержание текста доверенности с занимаемой ФИО3 должностью, учтя основные функции Управления, указанные в Положении, суд пришел к правильному к выводу, что доверенность от 28.01.2020г. №45/74 наделяла начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота ФИО3 правом на подписание и подачу заявления об установлении цен (тарифов) и о выборе метода регулирования тарифов.
При этом судом верно обращено внимание на то, что данное правомочие не является специальным, право на которое должно быть дополнительно оговорено в доверенности.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, отвергая в указанной части доводы апелляционной жалобы административного истца.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Нарушение норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ,
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 12 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
судьи