ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2073/2023 от 27.07.2023 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

69OS0000-03-2023-000089-84

№ 66а-2073/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 27 июля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Константиновой Ю.П., Щербаковой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Никишовой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-43/2023 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Тепло-Сервис» Бологовского района Тверской области о признании недействующим приказа Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 25 ноября 2022 года № 362-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 15 декабря 2020 года № 283-нп»

по апелляционной жалобе Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области на решение Тверского областного суда от 3 мая 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., объяснения представителя Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области по доверенности Г.И., М.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МУП «Тепло-Сервис» по доверенности А.С., Н.Д., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федичкина Д.Д., полагавшего решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее ГУ РЭК Тверской области, орган регулирования) от 25 ноября 2022 года № 362-нп, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 28 ноября 2022 г. № 6901202211280062, внесены изменения в приказ ГУ РЭК Тверской области от 15 декабря 2020 года № 283-нп «О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием «Тепло-Сервис» (газовые котельные), для потребителей городского поселения город Бологое муниципального образования Тверской области Бологовский район на 2021 – 2025 годы», изложена таблица «Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием «Тепло-Сервис» (газовые котельные), для потребителей городского поселения город Бологое муниципального образования Тверской области Бологовский район на 2021 – 2025 годы» приложения 1 в новой редакции.

Приказ вступил в силу с 1 декабря 2022 года (пункт 2).

Муниципальное унитарное предприятие «Тепло-Сервис» (далее МУП «Тепло-Сервис», Предприятие, административный истец) обратилось в суд с настоящим иском, в котором просило признать недействующим приказ от 25 ноября 2022 года № 362-нп, возложить на ГУ РЭК Тверской области обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт с учетом включения в необходимую валовую выручку экономически обоснованных расходов предприятия по статье затрат «Выпадающие доходы» за 2019, 2020, 2021 годы для потребителей городского поселения город Бологое, в 2023 году в сумме 185 930,31 тыс. руб., установить тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для потребителей города Бологое – население равным тарифам прочих потребителей.

В обоснование требований Предприятие указало, что постановлением Администрации муниципального образования «Бологовский район» от 18 сентября 2020 года № 133 МУП «Тепло-Сервис» определено в качестве единой теплоснабжающей организации в пределах системы теплоснабжения Бологовского района Тверской области.

9 июня 2022 года Предприятие обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением от 29 апреля 2022 года № 1466 о корректировке тарифов на тепловую энергию по газовым котельным г. Бологое с обосновывающими документами и дополнительными материалами от 11 октября 2022 года № 2198, предложив установить на 2023 год экономически обоснованные тарифы, учитывающие затраты на производство тепловой энергии.

Принятое тарифное решение (от 25 ноября 2022 года приказ № 362-нп), по мнению административного истца, противоречит установленному пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» принципу регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих и теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, теплоносителя и достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, что приводит к образованию убытков предприятия.

В нарушение пункта 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075, при установлении тарифов орган регулирования не провел экспертизу предложения организации, не учел заявленные затраты по «выпадающим доходам» за 2019, 2020, 2021 годам, указанные предприятием в тарифной заявке согласно пункту 13 Основ ценообразования, не отразил их в заключении.

Кроме того, на момент принятия оспариваемого приказа решением Арбитражного суда Тверской области от 21 января 2022 года по делу № А66-5242/2021 МУП «Тепло-Сервис» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, в связи с чем оно не отвечает установленным пунктом 7 Порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающий организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 2 апреля 2013 г. № 109-нп, критериям, при соответствии которым теплоснабжающая организация имеет право на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов. Следовательно, установление для потребителей льготных тарифов в случае невозможности возмещения недополученной выручки нарушает права и законные интересы административного истца как теплоснабжающей организации.

Решением Тверского областного суда от 3 мая 2023 года требования административного истца удовлетворены.

Судом признан не действующим со дня принятия приказ Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 5 ноября 2022 г. № 362-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 15 декабря 2020 года № 283-нп».

На ГУ РЭК Тверской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу настоящего решения принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части приказ.

Не согласившись с постановленным решением, ГУ «РЭК» Тверской области подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что «выпадающие доходы» в сумме 162 075,12 тыс. руб. были заявлены в 2023 году и не были учтены в составе НВВ в связи с нарушением административным истцом сроков обращения.

ГУ РЭК Тверской области отмечает, что не наделен полномочиями по расходованию бюджетных средств и соответственно не является распорядителем размеров выделяемых субсидий.

В дополнительной жалобе ГУ РЭК Тверской области обращает внимание на тот факт, что, вопреки доводам административного истца установление единого экономически обоснованного тарифа без учета его деления для отдельных групп потребителей приведет к нарушению положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускающей превышение предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Относительно доводов апелляционной жалобы, участвовавшим в деле прокурором, представлены возражения.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения сторон и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции установила следующее.

Как следует из материалов дела, МУП «Тепло-Сервис» Бологовского района Тверской области с 2017 года осуществляет регулируемую деятельность по производству и передаче тепловой энергии.

Организация эксплуатирует 13 газовых котельных с тепловыми сетями в г. Бологое, установленной мощностью 100,28 Гкал/час, подключенной тепловой мощностью 56,87 Гкал/час, протяженность тепловых сетей составляет 29,69 км.

Постановлением Администрации муниципального образования «Бологовский район Тверской области» от 18 сентября 2020 года № 133-п МУП «Тепло-Сервис» определено в качестве единой теплоснабжающей организации в пределах системы теплоснабжения Бологовского района.

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2019 года № 467-нп установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую предприятием для потребителей города Бологое Тверской области на 2020 год.

Данный приказ оспаривался МУП «Тепло-Сервис» Бологовского района Тверской области в судебном порядке. Решением Тверского областного суда от 5 июня 2020 года, вступившим в законную силу 5 ноября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.

Приказом ГУ РЭК Тверской области от 15 декабря 2020 года № 283-нп установлены и введены в действие долгосрочные тарифы на тепловую энергию методом индексации установленных тарифов на 2021-2025 годы, отпускаемую МУП «Тепло-Сервис» (газовые котельные), для потребителей городского поселения город Бологое муниципального образования Тверской области Бологовский район.

Данный приказ оспаривался МУП «Тепло-Сервис» Бологовского района Тверской области в судебном порядке в части снижения органом регулирования заявленных к учету предприятием плановых затрат в 2021 году, по расходам:

- на топливо (природный газ) с 157 120,8 тыс. руб. до 105 318,45 тыс. руб.;

- на электрическую энергию с 36 247,76 тыс. руб. до 16 249,55 тыс. руб.;

- на ремонт основных средств с 20 954,57 тыс. руб. до 3 418,25 тыс. руб.;

- на оплату труда с 75 470,8 тыс. руб. до 53 765,45 тыс. руб.;

- отчисления на социальные нужды с 22 792,18 тыс. руб. до 16 210,78 тыс. руб.;

- прочие затраты с 26 538,57 тыс. руб. до 11 665 тыс. руб.

Вступившим в законную силу решением от 1 марта 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.

Согласно материалам тарифного дела 9 июня 2022 года МУП «Тепло-Сервис» обратилось в ГУ РЭК Тверской области с заявлением о корректировке тарифов на производство и передачу тепловой энергии по газовым котельным г. Бологое на расчетный период регулирования 2023 год.

2023 год является третьим годом пятилетнего долгосрочного периода регулирования с 2021 по 2025 года.

Предприятие просило рассмотреть тариф на теплоснабжение в размере 3941,52 руб./Гкал., рассчитанный методом долгосрочной индексации тарифов.

По заявлению предприятия регулятором открыто дело о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения, утвержден метод долгосрочной индексации тарифов, проведена экспертиза представленных организацией тарифных предложений, составлено экспертное заключение и принят оспариваемый приказ.

Проанализировав пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункт 13 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 г. № 141-пп, суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие, и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя приказ ГУ РЭК Тверской области от 25 ноября 2022 года № 362-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 15 декабря 2020 года № 283-нп» на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции установил, что данный акт противоречит иным нормативным правовым актам в сфере государственного регулирования тарифов на теплоснабжение, имеющим большую юридическую силу, а установленные тарифы с 1 декабря 2022 г. и на 2023 год не соответствуют принципу экономической обоснованности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит вывод суда первой инстанции основанным на верном применении норм материального права.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Установление тарифов методом индексации тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений (часть 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении, пункты 71-75 Основ ценообразования, глава V Методических указаний № 760-э, пункт 28 Правил регулирования тарифов).

В силу пункта 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Проверяя доводы административного истца о необоснованном отказе в учете затрат по статье «выпадающие доходы» за 2019, 2020, 2021 года, суд первой инстанции исходил из следующего.

Пунктом 13 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Аналогичные положения предусмотрены абзацем пятым пункта 12 Методических указаний.

Из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что законодательство в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию предусматривает полномочия органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения по корректировке устанавливаемого долгосрочного тарифа, при этом неучтенные экономически обоснованные расходы могут учитываться в тарифах на несколько периодов, но, по общему правилу, ограничивающему такой учет, не позднее, чем на третий расчетный период регулирования.

Как следует из материалов дела, МУП «Тепло-Сервис» просило определить необходимую валовую выручку на 2023 год в сумме 559 444,39 тыс. руб., в том числе выпадающие доходы на 2019 год – 49 540,28 тыс. руб., за 2020 год – 50 309,75 тыс. руб., за 2021 год – 62 225,09 тыс. руб., а всего 162 075,12 тыс. руб.

Экспертное заключение органа регулирования, сводная таблица, протокол заседания Правления ГУ РЭК Тверской области от 25 ноября 2022 года выводы относительно обоснованности заявленных выпадающих доходов за 2019 –2021 года не содержат.

Согласно положениям пунктов 28, 29, 30, 31 и 32 Правил регулирования тарифов и пунктов 15, 16, 18 и 22 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 7 июня 2013 г. № 163 (в редакции от 11 марта 2022 года), орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое помимо общих мотивировочных выводов и рекомендаций должно содержать: анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Как верно заметил суд первой инстанции, в нарушение вышеприведенных норм ГУ РЭК Тверской области анализ экономической обоснованности заявленных предприятием «выпадающих доходов» в сумме 162 075,12 тыс. руб., не провел, обстоятельств, исключающих возможность принятия к учету данных расходов, не привел, что ставит под сомнение экономическую обоснованность тарифного решения.

Немотивированный отказ регулятора в учете заявленных организацией затрат, не соответствует положениям Основ ценообразования и Правил регулирования тарифов, а потому принятое тарифное решение подлежит пересмотру.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы ГУ РЭК о невозможности включить «выпадающие доходы», поскольку последние увеличивают необходимую валовую выручку предприятия и влекут значительный рост тарифа правового значения не имеют, не освобождают регулятора от обязанности произвести анализ предложения с точки зрения экономической обоснованности.

Доводы, приведенные ГУ РЭК в суде апелляционной инстанции, о невыполнении МУП «Тепло-Сервис» обязанности по документальному обоснованию «выпадающих доходов», выводы суда первой инстанции о необходимости пересмотра тарифного решения в указанной части не опровергают, поскольку в части «выпадающих доходов» по факту 2021 года, необходимые документы предприятия в составе тарифной заявки имелись.

Проверяя доводы МУП «Тепло-Сервис» о нарушении прав и законных интересов предприятия установлением оспариваемым приказом льготных тарифов для категории «население», суд пришел к выводу о допущенном регулятором нарушении баланса интересов сторон тарифного регулирования.

Судебная коллегия с указанным выводом суд согласиться не может, исходя из следующего.

Согласно части 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В реализацию предоставленных полномочий Законом Тверской области от 20 декабря 2012 года № 122-ЗО «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель» предусмотрено, что право на льготы имеет население Тверской области (физические лица, проживающие на территории Тверской области).

Основанием для предоставления льгот является принятие уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) решения об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (статья 3).

Льготный тариф устанавливается в случае, если рост размера платы граждан за коммунальные услуги, рассчитанный с учетом экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, превышает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленный в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации ( статья 4).

Порядок определения размера льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Согласно статье 5 Закона, компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель на основании статьи 4 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с порядком, определяемом Правительством Тверской области.

Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 марта 2011 г. № 2-П, введение предельных уровней тарифов направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности поставляемых ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на декабрь 2022 г. в размере 9 процентов.

В то же время, постановлением Губернатора Тверской области от 29 декабря 2018 г. № 130-пг утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тверской области на 2019 - 2023 годы, для городского поселения город Бологое - 2 процента.

Как следует из правовой позиции ГУ РЭК Тверской области рост размера платы граждан за тепловую энергию, рассчитанный с учетом экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, с учетом роста платы за иные коммунальные услуги превышает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленный в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, что послужило основанием для установления для населения льготных тарифов.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в суд апелляционной инстанции расчетами, и безусловно заслуживают внимания.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

Вместе с тем действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, направленных на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения размера платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения ее размера, что соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей.

При указанных обстоятельствах, установление оспариваемым приказом льготных тарифов для категории «население» соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отвечает принципу соблюдения баланса интересов сторон.

По предложению организации необходимая валовая выручка в 2023 году должна составить 397 351, 10 тыс. руб. при тарифе 3 941, 34 руб./Гкал., рост тарифа предполагается на 146,60% по отношению к действующему тарифу в предыдущем регулируемом периоде 2022 года. Учитывая необходимость обеспечения доступности коммунальной услуги отопления для населения, ГУ РЭК Тверской области предложено установить тарифы для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (с учетом НДС) одноставочный тариф –2 723, 62 руб./Гкал., население (с учетом НДС) – 2 663,55 руб./Гкал.

В связи с установлением оспариваемым приказом льготных тарифов для категории потребителей «население» регулятором утверждена необходимая валовая выручка в размере 274 584, 40 тыс. руб., одновременно регулятором приведен расчетный размер субсидий на 2023 год – 4 459,66 тыс. руб.

Постановлением Правительства Тверской области от 2 апреля 2013 г. № 109-пп утвержден Порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.

Из пункта 1 названного Порядка следует, что компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения населению и потребителям, приравненным к населению, осуществляется путем предоставления субсидии.

Условия предоставления субсидии содержатся в пункте 7 Порядка, согласно подпункту «д» которого, в отношении теплоснабжающей организации на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, не должна быть введена процедура банкротства.

Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 17 Порядка является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 января 2022 г. по делу № А66-5242/2021 МУП «Тепло-Сервис» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Указанные обстоятельства безусловно препятствуют МУП «Тепло-Сервис» получить субсидию.

Между тем, сам факт наличия выпадающих доходов теплоснабжающей организации, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель не лишает данную организацию права на их возмещение в следующем периоде регулирования, а в последующем в судебном порядке.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2011 г. № 2-П, а также разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

С учетом изложенного, доводы Предприятия о нарушении оспариваемым приказом его прав и обязанностей в сфере экономической деятельности является преждевременными.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы МУП «Тепло-Сервис», суд первой инстанции обоснованно признал не действующим со дня принятия приказ ГУ РЭК Тверской области от 5 ноября 2022 г. № 362-нп «О внесении изменений в приказ РЭК Тверской области от 15 декабря 2020 года № 283-нп».

С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым апелляционную жалобу ГУ РЭК Тверской области – оставить без удовлетворения, а решение Тверского областного суда от 3 мая 2023 года - без изменения.

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Тверского областного суда от 3 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи