ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2092/2021 от 14.12.2021 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сицинской О.В.,

судей Солдатовой С.В., Сафонова К.С.,

при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-239/2021 (УИД 05OS0000-01-2021-000178-30) по административному исковому заявлению Омаровой Зугайнат Османовны о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы» в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175», по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 23 сентября 2021 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В., заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения,

установила:

постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 гг.» утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 гг. (далее – Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее также – Перечень).

Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Перечень (строка 2172) с установлением сроков и видов ремонтных работ.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года № 175» Программа изложена в новой редакции, в отношении указанного многоквартирного дома изменены виды и сроки ремонтных работ.

Омарова З.О. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства заявленных требований просила признать недействующей со дня принятия строку 2595 Перечня (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219) в части переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2026-2028 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2026-2028 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем тепло-снабжения (3) из планового периода 2035-2037 гг. на плановый период 2038-2040 гг.

В обоснование заявленных требований указал, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их объема административным ответчиком произведены незаконно, без соблюдения требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 23 сентября 2021 г. административные исковые требования удовлетворены.

На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта, опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».

В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Считает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Представитель Правительства Республики Дагестан просил о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке без его участия.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт «к» части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).

Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).

Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан регулируются Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан», нормы которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан (пункт 2 статьи 2.2).

Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Дагестан постановлением от 18 апреля 2014 г. № 175 утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 гг. вместе с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец является собственником квартиры № 45, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396 Программа изложена в новой редакции, в соответствии с которой указанный выше многоквартирный жилой дом включен в Перечень строка 2172) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период 2026-2028 гг. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), работ по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8); в плановый период 2029-2031 гг. - утепление и ремонт фасада (10); в плановый период 2035-2037 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175» Программа изложена в новой редакции, согласно которой вышеуказанный многоквартирный жилой дом включен в Перечень (строка 2595) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) - плановый период 2038-2040 гг.; работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), по ремонту крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) - на плановый период 2035-2037 гг.; работ по утеплению и ремонту фасада (10) - на плановый период 2035-2037 гг.; работ по ремонту внутридомовых инженерных систем тепло-снабжения (3) - на плановый период 2038-2040 гг.

Анализируя содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые административным истцом положения Программы, касающиеся сокращения перечня ремонтных работ и изменения сроков их проведения в многоквартирном жилом доме № 47 «в» по ул. Заманова г. Махачкалы, приняты произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований.

Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для сокращения объема и увеличения сроков проведения работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219) приняты с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации условий.

В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан» (далее – Закон Республики Дагестан № 57) региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений. Частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан № 57 предусмотрено, что актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6-10 настоящей статьи.

Из смысла положений частей 6-10 статьи 11 Закона Республики Дагестан № 57 следует, что процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.

Частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан № 57.

Из материалов административного дела следует, что собственниками многоквартирного дома № 47 «в» по ул. Заманова г. Махачкалы решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту и сокращении объема работ такого ремонта не принимались.

Из представленных в материалы дела сведений о техническом состоянии указанного выше объекта недвижимости следует, что по спорному многоквартирному дому, введенному в эксплуатацию в 2007 г., предельный срок проведения капитального ремонта кровли – 2032 г., однако он перенесен на период 2035-2037 гг; предельный срок проведения капитального ремонта фасада – 2030 г.г., однако он перенесен на период 2035-2037 гг.; предельный срок проведения капитального ремонта инженерных систем электроснабжения - 2032 г., однако он перенесен на 2038-2040 г.г; предельный срок проведения капитального ремонта инженерных систем газоснабжения – 2032 г., однако он перенесен на 2035-2037 г.г.; предельный срок проведения капитального ремонта инженерных систем теплоснабжения – 2032 г., однако он перенесен на 2038-2040 г.г.

В такой ситуации подлежат отклонению приводимые Правительством Республики Дагестан доводы о том, что основанием для изменения сроков и перечня работ явились данные органа местного самоуправления о техническом состоянии дома.

Исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства опровергают утверждение административного ответчика о наличии фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома и сокращения объема работ.

Доводы Правительства Республики Дагестан о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств судебной коллегией признаются несостоятельными. В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено доказательств наличия таких фактических обстоятельств.

В такой ситуации суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219) в оспариваемой части приняты вопреки установленным федеральным законом правилам, нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.

Применительно к положениям пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» выводы суда первой инстанции о возложении на Правительство Республики Дагестан обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт являются верными.

По смыслу приведенных положений закона на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность по принятию нормативного акта в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта. В связи с признанием судом оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части имеется недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.

Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 23 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 декабря 2021 г.

Председательствующий:

Судьи: