ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2116/2023 от 31.10.2023 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Щетинкина И.А. Дело № 66а-2116/2023

(номер дела в суде первой инстанции

3а-1430/2023)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 31 октября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ходус Ю.А.,

судей Буруновой С.В., Мироновой Н.В.,

при секретаре ФИО6

с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части,

по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации городского округа Тольятти Самарской области на решение Самарского областного суда от 17 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры – ФИО7, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год (далее по тексту - Перечень на 2021 год). Документ размещен 19 октября 2020 года на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании «Волжская коммуна» № 171(30955) 21 октября 2020 года.

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год (далее по тексту - Перечень на 2022 год). Документ размещен 22 октября 2021 года на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru.

Пунктом 37066 в Перечень на 2021 год, пунктом 21915 в Приложение № 1 Перечня на 2022 год включен объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

ФИО1 обратилась в Самарский областной суд с административным иском с учетом уточнений о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов приведенных пунктов Перечней на 2021, 2022 годы, обосновывая свою позицию тем, что является собственником здания, которое не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в оспариваемые акты не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

По обращению административного истца в Министерство имущественных отношений Самарской области стало известно, что основанием к включению жилого дома в Перечень на 2021 год и в Перечень на 2022 год явились результаты осмотра объекта, приведенного 4 сентября 2020 года членами комиссии по определению вида фактического использования зданий и помещений на территории г.о. Тольятти, которым установлено использование объекта недвижимости под офис ООО ЧОО «БЫЛИНА». Актом проверки использования земель от 24 ноября 2020 года № 8-268 не выявлено нарушений использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 015 кв.м, с видом разрешенного использования «под строительство и дальнейшую эксплуатацию индивидуального жилого дома».

Решением Самарского областного суда от 17 августа 2023 года требования административного истца удовлетворены.

Признан недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 37066 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером .

Признан недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в Приложение № 1 под пунктом 21915 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером .

На Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

В апелляционной жалобе Администрация городского округа Тольятти Самарской области просит решение Самарского областного суда от 17 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.

По мнению заинтересованного лица, вывод суда первой инстанции о том, что наименование здания и вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствуют о назначении или фактическом использовании здания в качестве объекта офисного, делового, коммерческого назначения, отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также, что одного наименования без сведений о назначении или фактическом использовании здания и помещений в нем расположенных является недостаточным для включения в Перечень, не соответствует положениям налогового законодательства.

В обоснование доводов жалобы заявитель также указывает, что спорный объект недвижимости согласно акту осмотра от 4 сентября 2020 года фактически используется для размещения помещений коммерческого назначения. Так, в спорном объекте недвижимости располагается ООО ЧОО «БЫЛИНА», о чем свидетельствует вывеска на фасаде жилого дома, а также припаркованные возле дома автомобили ГБР согласно представленным фотоматериалам.

Административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – ФИО7, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,

- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),

- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

На основании Постановления Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы от 19 октября 2020 года № 2014 и от 22 октября 2021 года № 2233, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021, 2022 годы.

В оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость для целей налогообложения включен объект недвижимости с кадастровым номером .

При рассмотрении и разрешении административного дела, суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Министерства имущественных отношений Самарской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правого акта и введение его в действие.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что техническая документация, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не предполагает безусловного размещения офисных зданий, объектов делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Факт правомерного включения здания в Перечни не подтверждает и представленный акт обследования объекта недвижимости.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, считает его правильным, соответствующим исследованным судом доказательствам, которым дана надлежащая оценка.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером площадью 292 кв.м., наименование: объект индивидуального жилищного строительства, назначение: жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , который относится к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «под строительство и дальнейшую эксплуатацию индивидуального жилого дома».

Вид разрешенного использования земельного участка «под строительство и дальнейшую эксплуатацию индивидуального жилого дома» не совпадает с кодами 3.3 «Бытовое обслуживание», 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))», 4.6 «Общественное питание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, следовательно, не соответствует необходимым критериям, установленным нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Анализируя данный вид разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что он, не являясь безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В материалы дела представлена копия Акта проверки использования земли № 8-268 от 24 ноября 2020 года, составленного на основании Постановления администрации городского округа Тольятти «О проведении внеплановой выездной проверки ФИО1.» от 16 октября 2020 года № 3141-п/1, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером расположен двухэтажный жилой дом, хозяйственные постройки, теплица, на участке произрастают деревья и кустарники, участок огорожен забором, нарушений при использовании земли не выявлено. Данный факт подтверждает, что земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, используется в соответствии с его назначением и видом разрешенного использования.

Однако, как верно установлено судом первой инстанции, представленный Акт проверки использования земли не может являться доказательством, определяющим фактическое использование здания с кадастровым номером .

Согласно пункту 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 года N 402 для определения вида фактического использования объекта недвижимости для целей налогообложения используются сведения Единого государственного реестра недвижимости, документы технического учета (инвентаризации), а также акт осмотра объекта недвижимости.

Как следует из пункта 9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в случае если земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, не поставлен на государственный кадастровый учет либо в случае если на основании сведений из ЕГРН не представляется возможным определить один из видов использования объектов недвижимости, предварительно письменно уведомив не менее чем за 5 дней правообладателей объектов недвижимости, уполномоченный орган либо подведомственная организация (в случае ее привлечения) осуществляет осмотр таких объектов недвижимости в течение 30 дней после получения данных сведений (за исключением случаев, если заявителями являются органы местного самоуправления в Самарской области).

В данном случае земельный участок с кадастровым номером состоит на государственном кадастровом учете и согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет вид разрешенного «под строительство и дальнейшую эксплуатацию индивидуального жилого дома» и является явно определенным.

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 21 октября 2008 года, здание, расположенное по адресу: <адрес>, с назначением жилой дом, 2008 года постройки, общей площадью 542,6 кв.м, жилой площадью 133,1 кв.м, состоит из помещений на этаже -1: подсобная (48,9 кв.м), котельная (7,3 кв.м), подсобная (39,2 кв.м), лестница (4,1 кв.м); на этаже 1: лестничная площадка (8,3 кв.м), жилая комната (17,0 кв.м), коридор (19,7 кв.м), ванная (5,7 кв.м), туалет (4,3 кв.м), кухня (18,6 кв.м), жилая комната (33,6 кв.м), прихожая (11,5 кв.м), подсобная (54,7 кв.м), подсобная (23,3 кв.м), гараж (127,8 кв.м); на этаже 2: лестничная площадка (8,4 кв.м), жилая комната (15,0 кв.м), жилая комната (15,2 кв.м), жилая комната (16,8 кв.м), жилая комната (11, 7 кв.м), коридор (20,6 кв.м), санузел (7,1 кв.м), жилая комната (12, 0 кв.м), жилая комната (11, 8 кв.м).

Согласно экспликации к поэтажному плану с минус первого по второй этажи жилого дома отсутствуют помещения, перечисленные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, графа экспликации к поэтажному плану «Назначение комнаты» не содержит указание на их предназначение и использование по какой-либо группе делового, административного, коммерческого и торгового назначения.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения жилого дома в Перечни на 2021, 2022 годы, поскольку ни сведения Единого государственного реестра недвижимости, ни имеющаяся в материалах дела учетно-техническая документация на здание не предусматривают размещение в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести их к административно-деловому или торговому центру (комплексу).

Судом первой инстанции правомерно не принят во внимание акт обследования жилого здания от 4 сентября 2020 года, составленный администрацией городского округа Тольятти в силу следующего.

В соответствии с пунктом 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 года N 402, уполномоченный орган на основании полученных сведений и документов, принимает решение об определении вида фактического использования объектов недвижимости.

В случае если из полученных сведений и документов представляется возможным определить вид фактического использования объектов недвижимости, а также в случае отказа правообладателей объектов недвижимости в обеспечении беспрепятственного доступа членов комиссии к объекту недвижимости для его осмотра и наличия признаков размещения в нем офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (акт осмотра в этом случае составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов, в том числе фиксацией вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении, и (или) наименования обследуемых объектов недвижимого имущества, и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу к объекту недвижимого имущества).

Как верно установлено судом первой инстанции, акт осмотра от 4 сентября 2020 года составлен на основании внешнего осмотра здания, сведений о проведении осмотра внутри здания акт не содержит. Кроме того, в представленном акте отсутствуют сведения, какие именно помещения и какой площадью фактически используются в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ, что не позволяет сделать вывод о процентном соотношении использования помещений в здании под офисы.

В приложенных фотоматериалах к акту осмотра отображены только фасад здания, общий вид здания с улицы, табличка организации, без фиксации помещений здания и осуществляемой в них деятельности. Также следует отметить, что в акте обследования отсутствуют сведения о доступе членов комиссии к объекту недвижимости для его осмотра, как и отсутствуют конкретные обстоятельства, препятствовавшие доступу к объекту недвижимого имущества, как того требует Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Довод заинтересованного лица о том, что по заявлению ФИО1 14 апреля 2023 года ГБУ СО «ЦРР» был проведен осмотр жилого здания, однако установить его фактическое использование не представилось возможным, в связи с отсутствием доступа в него членов комиссии, судебная коллегия также находит несостоятельным, поскольку данный осмотр фактического использования здания произведен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов, следовательно акт, составленный по итогам осмотра 14 апреля 2023 года, правового значения для данного дела не имеет.

Как следует из материалов дела, 3 августа 2020 года ФИО1 заключила договор на оказание возмездных охранных услуг с использованием пульта центрального наблюдения № Т-10/2-20 с обществом с ограниченной ответственностью частная охранная организация «БЫЛИНА», а также договор аренды, согласно которым, последнее приняло во временное владение и пользование (аренду) часть жилого помещения, площадью 39,3 кв.м, расположенного на подземном этаже здания (подвал), по адресу: <адрес>, согласно технического паспорта, именуемое в дальнейшем «помещение», с целью использования для размещения технического оборудования (пульт централизованного наблюдения).

Согласно пункту 3.1 и 3.2, представленного договора аренды, арендная плата составляет 3 000 рублей в месяц с возможной оплатой услуг взаимозачетом по договору на оказание возмездных охранных услуг с использованием пульта центрального наблюдения № Т-10/2-20, в соответствии с которым, ООО ЧОО «БЫЛИНА» принял на себя обязательства по оказанию возмездных охранных услуг с использованием пульта централизованного наблюдения системы охранной сигнализации.

Судом первой инстанции установлено, что основным видом деятельности ООО ЧОО «БЫЛИНА», зарегистрированного по адресу: <адрес>, комната 427, является деятельность охранных служб, в том числе частных (ОКВЭД 80.10).

Как следует из ответа МИФНС России № 2 по Самарской области на запрос суда первой инстанции, контрольно-кассовая техника ООО ЧОО «БЫЛИНА» зарегистрирована 24 мая 2019 года по адресу: <адрес>. По адресу: <адрес> контрольно-кассовая техника не зарегистрирована.

На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что передача административным истцом во временное пользование помещения площадью 39,3 кв.м. с целью размещения технического оборудования (пульт централизованного наблюдения) не подтверждает фактическое использование такого помещения для административной деятельности.

Более того, площадь помещения, используемая для размещения технического оборудования (пульт централизованного наблюдения) составляет всего 13 процентов от общей площади здания, что не соответствует требованиям налогового законодательства необходимым для включения спорного объекта недвижимости в Перечни на 2021, 2022 годы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что материалы дела не содержат достоверных и бесспорных доказательств фактического использования не менее 20 процентов общей площади спорного здания, которые предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ,

определила:

решение Самарского областного суда от 17 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд в течение шести месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 8 ноября 2023 года.

Председательствующий

Судьи