ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-212/2022 от 01.02.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

66а-212/2022 (66а-2376/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 1 февраля 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сицинской О.В.,

судей Печуриной Ю.А., Солдатовой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-43/2021 (УИД 08OS0000-01-2021-000048-54) по административному исковому заявлению Иванова Очира Савровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по апелляционной жалобе административных ответчиков Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Правительства Республики Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 октября 2021 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Иванов О.С., являясь с 2016 г. по июль 2020 г. собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 800 +/- 10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>), обратился в Верховный Суд Республики Калмыкия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости.

В обоснование заявленного требования указал, что считает кадастровую стоимость ранее принадлежавшего ему земельного участка, определенную по состоянию на 17 августа 2015 г., в размере 2 105 224 руб. завышенной. Полагает, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка увеличивает размер его налоговых платежей. В обоснование заявленного требования представил отчет об определении рыночной стоимости земельного участка № М-8/7 от 24 августа 2021 г., выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО8, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 17 августа 2015 г. определена в размере 225 000 руб. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка в указанном размере.

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 октября 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2015 г., в размере 225 000 руб.; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 5 октября 2021 г.

Не согласившись с решением суда, административные ответчики Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия подали апелляционную жалобу, в которой полагают решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, участия не принимали, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства – не заявляли.

На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, Иванов О.С. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 800 +/- 10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: <адрес>). Согласно договору купли-продажи от 29 июля 2020 г., заключенному между Ивановым О.С. и Гасаналыевым Р.Б., земельный участок перешел в собственность Гасаналыева Р.Б.; государственная регистрация права собственности произведена 10 августа 2020 г.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 г. № 518 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее – Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Согласно имеющейся в материалах дела информации из Единого государственного реестра недвижимости, представленной по запросу суда апелляционной инстанции, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 2 сентября 2015г., что также усматривается из документов, содержащихся в материалах дела и исследованных судом первой инстанции.

Исходя из положений статей 24.15, 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Из изложенного следует, что в случаях включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости такого объекта недвижимости по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Применительно к таким объектам недвижимости именно учреждение является органом, определившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

В данном случае органом, определившим кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», что подтверждается материалами дела и ответом № 08-0225 от 21 января 2022 г., полученным судом апелляционной инстанции в ответ на определение об истребовании доказательств от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Калмыкия.

Административным истцом Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Калмыкия было указано в качестве заинтересованного лица, судом данное лицо в качестве соответчика не привлекалось.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», частью 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Следовательно, применительно к обстоятельствам настоящего дела, суду первой инстанции надлежало обсудить вопрос о правах и обязанностях Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», определить состав лиц, участвующих в деле, с целью исключения нарушения прав либо освобождения от обязанности лиц, к участию в деле не привлеченных, либо привлеченных в ином процессуальном статусе.

Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального закона судебная коллегия признает существенными, что является безусловным основанием для отмены судебного решения на основании пункта 4 статьи 310 КАС РФ и направления административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит устранить допущенные нарушения, правильно определить состав участвующих в деле лиц, равно как и обсудить вопрос о наличии оснований для привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации Троицкого сельского муниципального образования Республики Калмыкия, с учётом положений статьи 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полно и всесторонне исследовать представленные суду доказательства, с учетом руководящих разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в том числе содержащихся в пунктах 14,15,23,25.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 октября 2021 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 февраля 2022 г.

Председательствующий:

Судьи: