ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-217/19 от 04.02.2020 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Симонова Т.В. Дело № 66а-26/2020

(номер дела в суде первой инстанции

3а-539/2019)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 4 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Ходус Ю.А.,

судей Рогожиной Е.В., Мироновой Н.В.

при секретаре Левиной М.Ю.

с участием прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры РФ ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карабатова А.В. о признании недействующими в части приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п и приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п

по апелляционной жалобе административного истца Карабатова А.В. на решение Пермского краевого суда от 24 сентября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Рогожиной Е.В., заключение прокурора, судебная коллегия

установила:

в соответствии со статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года и опубликованным 4 декабря 2017 года в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 48 (вступило в силу с 1 января 2018 года), утвержден Перечень на 2018 год.

Согласно пункту 780 таблицы 2 Перечня нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.

В соответствии с этим же законом Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п, опубликованным 3 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за № 47, часть 2, а также размещенным 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. также утвержден Перечень на 2019 год.

Согласно пункту 738 таблицы 2 Перечня нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.

Собственник данного объекта недвижимости Карабатов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных норм, указав в обоснование требований, что спорное здание не относится к административно-деловым или торговым центрам (комплексам) и не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, его включение в Перечень не соответствует предписаниям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.

Решением Пермского краевого суда от 24 сентября 2019 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец просит судебный акт отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменением закона подлежащего применению и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно апелляционной жалобы административным ответчиком и участвующим в деле прокурором поданы возражения о необоснованности её доводов и о законности судебного решения.

В судебном заседании посредством видеоконференцсвязи (далее по тексту ВКС) приняли участие представитель административного истца ФИО10 и представитель административного ответчика и заинтересованного лица ФИО8

Иные, лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание судебной коллегии не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав лиц, участвующих в деле и принявших участие в судебном заседании посредством ВКС, исследовав новые доказательства – технический паспорт нежилого помещения в <адрес> по состоянию на 29 января 1999 года, выписку из ЕГРН на объект с кадастровым номером , справку ЦТИ, выписку об основных характеристиках, выписку из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером , акт обследования от 3 января 2020 года, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что спорное нежилое помещение является объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку нормы Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года №141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» не могут быть применены при определении налоговой базы на имущество физических лиц, так как данный порядок регулируется Решением Березниковской городской Думы от 23 ноября 2017 года №318 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «город <адрес>», который не предусматривает каких либо изъятий в отношении объектов налогообложения, подлежащих включению в Перечень, определяемый в соответствии с положениями ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в части размера их площади.

Позиция суда основана на неправильном применении норм материального права, не соответствуют материалам дела и его фактическим обстоятельствам.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372 и 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 2 Закона о налоге на имущество организаций, а также постановления Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", суд первой инстанции правильно констатировал, что Перечень принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного кодекса).

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 поименованного кодекса, исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года N 140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано 1 января 2018 года (статьи 1 и 2).

Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, региональным законодательством отнесены, в частности, расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) (пункт 2 части 1 статьи 2 Закона о налоге на имущество организаций).

По смыслу приведенных законоположений в Перечни подлежит включению такое помещение, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.

В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель административного истца и представитель административного ответчика указывали, что спорный объект подлежит включению в Перечни, в соответствии с региональным законодательством, при условии, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В качестве доказательства размера площади спорного объекта, стороной административного ответчика представлены: сведения ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю на 2019 год, суммарная площадь нежилых помещений в доме, расположенном по адресу: <адрес> составляет 1164,6 кв. м, выписки из ЕГРН о том, что по адресу: <адрес> зарегистрированы два нежилых помещения: нежилое помещение с кадастровым номером собственник, которого отсутствует и нежилое торговое помещение с кадастровым номером собственником которого является административный истец (спорный объект). При суммарном сложении размера площадей указанных нежилых помещений, общая площадь составляет 1164,6 кв. м.

Между тем, представителем административного истца в суд апелляционной инстанции представлены новые доказательства: справка <адрес> филиала ГБУ «ЦТИ ПК» от 30 января 2020 года № 02/45, согласно которой нежилые помещения, находящиеся на 1-м этаже, обозначенные в технических документах МУП БТИ от 5 октября 1999 года (площадь 391,5 кв. м кадастровый ), входят в состав нежилого помещения, обозначенного в технических документах филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Пермскому краю отделение (<адрес>) от 30.11.2015 года (общая площадь 773,1 кв. м, кадастровый ).

Так же в ходе судебного заседания, представителем административного ответчика и заинтересованного лица представлен акт обследования нежилого помещения от 3 января 2020 года, согласно которому установлено, что в соответствии с техническим паспортом нежилого здания (строения), составленного ОГУП ЦТИ на 2 марта 2004 года нежилое помещение площадью 351,7 кв. м является частью нежилого помещения с кадастровым номером площадью 773,1 кв. м.

Кроме того, представитель административного ответчика и заинтересованного лица по делу подтвердил, что в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес> имеется единственное нежилое помещение, принадлежащее административному истцу (спорный объект) с кадастровым номером площадью 773,1 кв. м, иных нежилых помещений не имеется.

В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.

При этом, судебная коллегия отклоняет довод представителя административного ответчика и заинтересованного лица о том, что обследование спорного здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до принятия Перечня не проводилось, а соответственно не может быть принят в качестве доказательства акт обследования от 3 января 2020 года, поскольку спора о фактическом использовании нежилого помещения в торговых целях у сторон не имелось, судебная коллегия разъясняла сторонам право представить доказательства, наличия или отсутствия всех нежилых помещений в многоквартирном жилом доме свыше 1000 кв. м.

При таком положении суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Пермского краевого суда от 24 сентября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административный иск Карабатова А.В..

Признать недействующим со дня принятия пункт 780 таблицы 2 «Перечня расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утверждённого Постановлением Правительства Пермского края №944-п от 25 ноября 2017 года.

Признать недействующим со дня принятия пункт 738 таблицы 2 «Перечня расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утверждённого Постановлением Правительства Пермского края №756-п от 29 ноября 2018 года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) по правилам, установленным Главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Пермский краевой суд.

Председательствующий:

Судьи: