УИД 50OS0000-01-2023-000021-87
Дело № 66а-2181/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 8 августа 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В.,
судей Константиновой Ю.П. и
Селиверстовой И.В.,
при секретаре Исаевой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-25/2023 по административному исковому заявлению СНТСН «ЗАГОРЬЕ» к Комитету по ценам и тарифам Московской области о признании распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 ноября 2022 года № 213-Р «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года» недействующим в части
по апелляционной жалобе СНТСН «ЗАГОРЬЕ» на решение Московского областного суда от 26 апреля 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В., объяснения председателя СНТСН «ЗАГОРЬЕ» ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика Комитета по ценам и тарифам Московской области ФИО2 и заинтересованного лица АО «Мосэнергосбыт» ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичева Ю.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее также – Комитет) от 20 ноября 2022 года № 213-Р установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года (далее – Распоряжение № 213-Р).
Данный акт опубликован на официальном сайте Комитета в Интернет-портале (http://ktc.mosreg.ru) 20 ноября 2022 года и в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», № 225, 1 декабря 2022 года.
СНТСН «ЗАГОРЬЕ» обратилось в Московский областной суд с названным выше административным исковым заявлением, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что оспариваемые формулировки в пункте 5 (5.1, 5.2, 5.3) и пункте 6 (6.2.1, 6.2.2, 6.2.3) Приложения исключают возможность применения к административному истцу в расчетах за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7, установление которого предусмотрено пунктом 71 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», поскольку расчет производится энергосбытовой организацией на основании договора энергоснабжения с кооперативом от 1 января 2007 года № 90130115 по тарифу для тарифной группы «прочие потребители», для которой применение понижающего коэффициента не предусмотрено.
По мнению административного истца, указанные в оспариваемой части Распоряжения № 213-Р формулировки противоречат Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) и электроэнергетики» и приказу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 19 июня 2018 года № 834 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов».
СНТСН «ЗАГОРЬЕ» просит суд признать Распоряжение № 213-Р недействующим в части:
- как не соответствующее пункту 67 Основ ценообразования, имеющему большую юридическую силу, в части применения в отношении включенной в пункт 5 Приложения к Решению о тарифах категории потребителей электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), именуемой «садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества», критерия приравнивания к населению, который определен не Правительством Российской Федерации, а административным ответчиком, не наделенным для этого необходимыми полномочиями;
- как не соответствующее пункту 27 Правил регулирования цен, имеющему большую юридическую силу, в части включения в пункт 5 Приложения к Решению о тарифах категорий потребителей электрической энергии по регулируемым Ценам (тарифам), приравненных к населению согласно пунктам 2 и 6 приложения № 1 к Основам ценообразования, повлекшего смешение этих категорий в указанном пункте с категориями потребителей электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), которые приравнены к населению согласно пункту 71(1) Основ ценообразования;
- как не соответствующее приложению № 1 к Основам ценообразования, имеющему большую юридическую силу, в части разделения электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), именуемой «садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества», на две части с разными правами, одна из которых указана в предпоследнем абзаце пункта 5 Приложения к Решению о тарифах, а другая - в подпункте 6.2 пункта 6 Приложения к Решению о тарифах;
- как не соответствующее пункту 70 Основ ценообразования, имеющему большую юридическую силу, в части установления для юридических лиц, принадлежащих к одной и той же категории потребителей электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), именуемой «садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества», двух разных цен (тарифов), одна из которых указана соответственно в подпунктах 5.1, 5.2, 5.3 пункта 5 Приложения к Решению о тарифах, а другая - соответственно в подпунктах 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3 пункта 6 Приложения к Решению о тарифах;
- как не соответствующее пункту 71 Основ ценообразования, имеющему большую юридическую силу, в части неприменения в пункте 6 Приложения к Решению о тарифах понижающего коэффициента от 0,7 до 1 к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению № 1 к Основам ценообразования, в том числе для категории потребителей, именуемой «садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества», а также взыскать с Комитета по ценам и тарифам Московской области судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Решением Московского областного суда от 26 апреля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом 15 мая 2023 года.
Не согласившись с данным решением, 7 июня 2023 года председатель СНТСН «ЗАГОРЬЕ» ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований, а также указать в апелляционном определении на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе понесенных административным истцом в связи с подачей настоящей жалобы.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, поскольку при определении категорий потребителей электрической энергии, приравненных к населению, административный ответчик вышел за пределы своих полномочий, не учел положения пункта 71, 71(1) Основ ценообразования, Приказ ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», допустил смешение понятия категорий потребителей «население, проживающее в сельских населенных пунктах» и «приравненные к нему категории». Суд не учел и не рассматривал довод о том, что недопустимо установление для садоводческих некоммерческих товариществ двух разных цен (тарифов), как для категории «население и приравненные к нему», и для категории «потребители, не являющиеся населением, однако, приобретающие электрическую энергию в целях последующего ее предоставления населению на коммунально-бытовые нужды». Таким образом, судом не принята во внимание приведенная СНТСН «Загорье» в административном иске правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в решении от 26 августа 2020 года по делу № АКПИ20-380, согласно которой садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества приравнены к населению. При этом из решения суда, по мнению автора апелляционной жалобы, не ясно на основании анализа какого применяемого к населению, проживающему в сельской местности, законодательства возможно применение в расчетах за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителями Комитета по ценам и тарифам Московской области, АО «Мосэнергосбыт» и участвовавшим в деле прокурором представлены письменные возражения о их несостоятельности и законности судебного акта.
В поступивших 1 августа 2023 года в суд апелляционной инстанции письменных пояснениях представитель административного истца, помимо изложенного в апелляционной жалобе, указал на то, что суд так и не дал оценку вопросу о наличии у административного ответчика полномочий на принятие нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере электроэнергетики. Обращает внимание на то, что в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12 июля 2022 года по делу № А40-161327/2021 судом признано, что садоводческие некоммерческие товарищества, которые приравнены к населению, проживающему в сельских населенных пунктах, самим регулирующим органом исключены из пункта 4.1 приложения 1 к Распоряжению № 256-Р.
В ходатайстве о рассмотрении дела в свое отсутствие представитель ФАС России ссылается на ранее представленные письменные позиции об отсутствии оснований к удовлетворению административного искового заявления.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; представитель ФАС России письменно просят о рассмотрении дела в их отсутствие, от иных лиц ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 213 (часть 5), 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, СНТСН «ЗАГОРЬЕ», расположенное по адресу: Московская область, г. Одинцово, п. Горки-2, представляет собой юридическое лицо (некоммерческая организация) и является потребителем электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам) на основании заключенного между ДПК «Загорье» (правопредшественник СНТСН «ЗАГОРЬЕ») и АО «Мосэнергосбыт» публичного договора энергоснабжения от 1 января 2007 года.
Поскольку административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом, постольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у него права на обращение в суд с настоящим административным иском.
Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое в части Распоряжение № 213-Р принято в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и в соответствии с компетенцией Комитета, с соблюдением требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере тарифообразования в электроэнергетике.
Судебная коллегия находит позицию суда первой инстанции основанной на правильном применении норм материального права, соответствующей материалам дела и фактическим обстоятельствам ввиду следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Законом об электроэнергетике.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 1 ноября 2011 года № 1321/46 (приложение 1), Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности.
К полномочиям Комитета отнесено установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации определено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовавшего на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 4 Закона Московской области от 19 июля 2005 года № 185/2005-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Московской области» распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня первого официального опубликования их полных текстов в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» или размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.
Особенности тарифного регулирования на 2023 год установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 2053).
Проверяя процедуру принятия, суд первой инстанции установил, что Распоряжение № 213-Р принято Комитетом на основании решения Правления Комитета от 20 ноября 2022 года № 45. При этом повестка заседания Правления, а также протокол заседания Правления от 20 ноября 2022 года № 45 были опубликованы на официальном сайте Комитета в Интернет-портале Правительства Московской области в установленный действующим законодательством.
Проект распоряжения прошел в установленном действующим законодательством порядке первичную и специализированную антикоррупционную экспертизу, был размещен в установленный действующим законодательством срок на официальном сайте Комитета в Интернет-портале Правительства Московской области для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, замечания и предложения по содержанию проекта в адрес Комитета не поступали.
Далее проект распоряжения был направлен для проведения антикоррупционной экспертизы в Прокуратуру Московской области, замечания и предложения по содержанию проекта в адрес Комитета не поступали.
Распоряжение Комитета № 213-Р опубликовано на официальном сайте Комитета в Интернет-портале Правительства Московской области в день подписания, направлено в Прокуратуру Московской области, Министерство юстиции Российской Федерации, ФАС России.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).
Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2023 год утверждены приказом ФАС России от 11 октября 2022 года № 733/22.
Суд первой инстанции установил, что оспариваемым в части распоряжением установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года в рамках предельных уровней тарифов, утвержденных ФАС России, в соответствии с Законом об электроэнергетики, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011года № 1178, приказом ФАС России от 10 марта 2022 года № 196/22 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», Положением о Комитете, и на основании решения Правления Комитета.
Названные обстоятельства участвующими в деле лицами не опровергнуты.
К выводу о том, что Комитетом утверждены тарифы на электрическую энергию, приобретаемую садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами как для потребителей, приравненных к категории «население», суд первой инстанции пришел исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 67 Основ ценообразования перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении 1.
Приложением 1 к Основам ценообразования определен исчерпывающий Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) (далее – Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества входят в перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).
Указанные в Перечне категории потребителей отражены в приложении к Распоряжению № 213-Р, а тарифы на электрическую энергию, поставляемую садоводческим некоммерческим товариществам и огородническим некоммерческим товариществам, установлены пунктом 6.2 приложения к оспариваемому распоряжению.
Доводу административного истца о том, что Комитетом с превышением полномочий определен иной критерий приравнивания потребителей к населению, не предусмотренный федеральным законодательством, повторяющемуся в апелляционной жалобе, в обжалуемом решении судом дана оценка, и он отклонен как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с данным выводом ввиду следующего.
Пунктом 71 Основ ценообразования в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 предусмотрено, что орган тарифного регулирования субъекта Российской Федерации вправе при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, применить понижающие коэффициенты от 0,7 до 1 в отношении: населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками; населения, проживающего в сельских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками; населения, проживающего в сельских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками; для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по Перечню (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа).
К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению № 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа) по решению исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
При этом указанные понижающие коэффициенты применяются в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации.
Следовательно, вопреки доводам административного истца, за Комитетом, как за органом регулирования, закреплено право применять для отдельных групп потребителей, понижающий коэффициент от 0,7 до 1 к тарифам на электрическую энергию.
В пункте 5 Приложения к Распоряжению № 213-Р, с учетом социальных и экономических особенностей Московской области, закреплено, что ежегодно при установлении тарифов на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Судом было установлено, что региональной особенностью Московской области является использование жителями Москвы и Московской области домов, расположенных на территории садовых и дачных некоммерческих объединений граждан, для круглогодичного проживания.
В связи с изложенным, для садоводческих некоммерческих объединений граждан в отношении объемов электрической энергии, потребляемой на коммунально-бытовые нужды в жилых домах (жилых строениях), расположенных в сельских населенных пунктах, пунктом 5 Приложения к Распоряжению № 213-Р предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,7 к тарифам на электрическую энергию как для категории потребителей «население, проживающее в сельских населенных пунктах».
Таким образом, на основании пункта 71 Основ ценообразования (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053) Комитетом было реализовано предусмотренное федеральным законодательством право применить понижающий коэффициент в отношении населения, проживающего в сельских населенных пунктах как в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, так и в домах, в которых отсутствует указанное оборудование, а в отношении всех граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Московской области, обеспечен единый подход, что отражено в строке 5 Распоряжения № 213-Р.
Аналогичная позиция также отражена в разъяснениях ФАС России, направленных письмом от 14 июля 2021 года № ВК/58315/21 в адрес административного истца.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что приложением 1 к Основам ценообразования определен исчерпывающий Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).
Согласно пункту 2 названного перечня к категориям потребителей, которые приравнены к населению, отнесены в том числе садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных коммерческих объединениях граждан» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, установление тарифов на электрическую энергию для садоводов, огородников дачников как для сельских потребителей является правом, а не обязанностью органа тарифного регулирования. Реализация указанного права подлежит осуществлению регулирующим органом с учетом требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
Был проверен судом и довод административного истца о несоблюдении Комитетом типовой формы распоряжения, утвержденной ФАС России, поскольку он противоречит положениям пункта 71 Основ ценообразования исходя из следующего.
Так, в соответствии с пунктом 27 Правил государственного регулирования решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям(группам) потребителей; даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Приложением 2 к приказу ФАС России от 10 марта 2022 года № 196/22 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» утверждена типовая форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей (далее – Типовая форма).
В то же время, пунктом 71 Основ ценообразования установлено упомянутое выше право органа тарифного регулирования субъекта Российской Федерации применить при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей понижающие коэффициенты.
Типовая форма носит общий характер и не учитывает региональные особенности субъекта Российской Федерации, предопределяющие необходимость применения при установлении тарифов для определенных групп потребителей понижающих коэффициентов.
Форма решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей является образцом оформления тарифного решения и не содержит значений установленных тарифов.
В рамках реализации положений пунктов 71 и 71(1) Основ ценообразования не исключается возможность органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установить равнозначные значения понижающего коэффициента как для категории населения, так и для приравненных к нему категорий потребителей.
Нарушений оспариваемым распоряжением предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в ходе рассмотрения дела установлено не было.
В соответствии с положениями Основ ценообразования на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год Федеральная антимонопольная служба устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (пункт 62); исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (пункт 63).
Приказом ФАС России от 11 октября 2022 года № 733/22 «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2023 год» с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года на территории Московской области установлены: минимальный уровень тарифа – 6,72 руб./кВтч (с НДС); максимальный уровень тарифа – 6,73 руб./кВтч (с НДС).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года № 2053 тарифы на электрическую энергию для населения установлены на 2023 год без календарной разбивки и вступили в силу с 1 декабря 2022 года.
Приказом ФАС России от 27 мая 2022 года № 412/22 в 2022 году утверждены новые Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (далее – Методические указания).
Судом было установлено и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, что одноставочный тариф на электрическую энергию, поставляемую населению, проживающему в домах, оборудованных газовыми плитами, на 2023 год определен в соответствии с Методическим указаниями и установлен Распоряжением № 213-Р в рамках указанных выше предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию, утвержденных ФАС России, в размере 6,73 руб./кВтч, а рост одноставочного тарифа составляет 9% роста к уровню, действующему по состоянию на 30 ноября 2022 года.
В соответствии с Методическими указаниями тарифы на электрическую энергию для населения, дифференцированные по зонам суток, определяются исходя из уровня одноставочного тарифа, с учетом установленных тарифов в предыдущем периоде регулирования и соответствия средневзвешенного тарифа, дифференцированного по двум и трем зонам суток, одноставочному тарифу.
Рост тарифов на электрическую энергию для населения, дифференцированных по зонам суток, более высокими темпами обусловлен порядком расчетов тарифов, определенным в новых Методических указаниях. Иного порядка ценообразования при определении тарифов на электрическую энергию законодательством в сфере электроэнергетики не предусмотрено.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с применением к нему при расчетах с АО «Мосэнергосбыт» понижающего коэффициента 1 и не могут быть предметом проверки соответствия законодательству оспариваемого нормативного правового акта.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении верно указано, что восстановление прав административного истца возможно в ином судебном порядке.
Приведенные выше обстоятельства также нашли свое подтверждение и в решениях Арбитражного суда г. Москвы, исследованных в ходе рассмотрения дела, согласно которым распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области «Об установлении тарифов (цен) на электрическую энергию для населения Московской области» обязывают гарантирующего поставщика в расчетах с дачными кооперативами за проданную электрическую энергию применять понижающий коэффициент 0,7, а АО «Мосэнергосбыт» необоснованно не применен в расчетах с ДПК «Загорье» установленный для садоводческих товариществ понижающий коэффициент 0,7.
Проанализировав приведенное выше, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое в части распоряжение принято уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной действующим законодательством, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, опубликовано в установленном законом порядке, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем законных оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.
Также суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что ранее Московским областным судом в 2019, 2021, 2022 годах были приняты решения, вступившие в законную силу, которыми отказано в удовлетворении требований административного истца по признанию недействующими аналогичных положений распоряжений Комитета об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Московской области на 2019, 2021, 2022 годы.
С учетом установленных судом обстоятельств рассматриваемого спора, ссылки подателя апелляционной жалобы на иную судебную практику по иным делам не могут повлиять на существо решения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца при рассмотрении дела по существу, которым суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, постольку не подлежат взысканию в пользу административного истца и расходы, понесенные им при уплате государственной пошлины при ее подаче.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Московского областного суда от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу СНТСН «ЗАГОРЬЕ» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи