Дело №66а-2201/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 13 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В.,
судей Васильевой Т.Г., Васильевой Т.И.,
при секретаре Молчановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-703/2020 по апелляционной жалобе департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области на решение Брянского областного суда от 30 декабря 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление прокурора Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании в части Положения о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденного приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 19 декабря 2018 года № 562 (в редакции от 13 декабря 2019 года №687).
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В., объяснение представителя административного истца прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 19 декабря 2018 года № 562 утверждены Положение о региональной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Брянской области, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов и Положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Нормативный правовой акт опубликован в областной газете «Брянская учительская газета» от 1 марта 2019 года № 8 (821).
Приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 13 декабря 2019 года №687 внесены изменения в приказ департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 19 декабря 2018 года № 562, официально опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 18 декабря 2019 года.
Абзацем 2 пункта 3.9 Положения о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов установлено, что в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, Муниципальная комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а администрация муниципального образования осуществляет проведение такой проверки (далее Положение о муниципальной комиссии).
Прокурор Брянской области обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части пункта № Положения о региональной межведомственной комиссии, абзаца № пункта № Положения о муниципальной комиссии, в части слов «а администрация муниципального образования осуществляет проведение такой проверки».
Определением суда от 25 ноября 2020 года производство по делу в части признания частично недействующим пункта № Положения о региональной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Брянской области, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, прекращено в связи с отказом от иска в указанной части.
В ходе рассмотрения административного дела прокурор заявленные требования уточнил, просил признать недействующим абзац № пункта № Положения о муниципальной комиссии, в части слов «а администрация муниципального образования осуществляет проведение такой проверки». В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемые положения противоречат требованиям статей 1, 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; статей 6, 14, 15, 17-20, 63 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; пунктов 3, 10, 15 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов»; пунктам 4, 3 распоряжения Правительства Брянской области от 23 апреля 2018 года № 113-рп «О мероприятиях по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 на территории Брянской области».
Решением Брянского областного суда от 30 декабря 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда абзац № пункта № Положения о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденного приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 19 декабря 2018 года № 562 (в редакции приказа от 13 декабря 2019 года № 687) в части слов «а администрация муниципального образования осуществляет проведение такой проверки».
В апелляционной жалобе департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе административному истцу в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы представитель указывает, что обеспечение условиями доступности для инвалидов жилья и общего имущества многоквартирных домов не является мерой социальной поддержки населения, а регулируется нормами жилищного законодательства. Кроме того, федеральным законодательством определено, что органами, к компетенции которых отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, признание жилья пригодным или непригодным для проживания, относящегося к муниципальному и частному жилищному фонду, являются органы местного самоуправления, которые координируют действия своих структурных подразделений по выполнению возложенных законодательством на орган местного самоуправления задач.
По мнению представителя департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области именно администрации муниципальных образований должны решать вопросы по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, относящихся к муниципальному жилищному фонду и частному жилищному фонду, а также осуществлять проведение проверок экономической целесообразности реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, как часть мероприятий по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности судебного решения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 2 часть 1 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
В целях реализации указанных полномочий приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 19 декабря 2018 года № 562 утверждено Положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области», пункта 3.176 Положения о департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 4 февраля 2013 года № 98, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также вносивших в него изменения актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, порядку опубликования.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила от 9 июля 2016 года № 649).
Согласно пункту 2 Правил от 9 июля 2016 года № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Правил от 9 июля 2016 года № 649 координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пункт 10 Правил от 9 июля 2016 года № 649 определяет, что порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.
Из пункта 15 Правил от 9 июля 2016 года № 649 следует, что в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.
Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (пункт 17 - 20, 22 Правил от 9 июля 2016 года № 649).
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 года № 583/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Согласно пункту 2 указанных Правил проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Указанные нормы федерального законодательства, устанавливая порядок доступности для инвалида жилого помещения, определяют орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в качестве органа, наделенного полномочиями по организации проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.
На департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области Распоряжением Правительства Брянской области от 23 апреля 2018 года № 113-рп возложена обязанность по обеспечению координации мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (за исключением жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации), в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов; по установлению порядка создания и работы региональной и муниципальной комиссий по организации проведения обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав регионального или муниципального жилищного фонда.
Таким образом, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области является уполномоченным органом по обеспечению координации мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей, а также проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома в целях приспособления жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей.
Вместе с тем, оспариваемым абзацем 2 пункта 3.9 Положения о муниципальной комиссии осуществление проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирных домов, входящих в состав муниципального и частного жилищного фондов, возложено на администрации муниципальных образований.
В статье 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, перечисленных в статьях 14 и 14.1 указанного закона. При этом к числу вопросов местного значения, решаемых за счет средств местных бюджетов, не отнесены вопросы социальной поддержки инвалидов.
Согласно части 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации допускается только законами субъектов Российской Федерации.
Ссылаясь на положения статей 1, 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ и статей 6, 14, 15, 17-20, 63 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ судом первой инстанции указано, что осуществление администрациями муниципальных образований государственных полномочий по оказанию социальной поддержки инвалидов, в частности путем проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта занимаемых инвалидами жилых помещений, возможно только после передачи органам местного самоуправления указанных государственных полномочий законом Брянской области с одновременным предоставлением местным бюджетам необходимых материальных и финансовых ресурсов в виде субвенций из бюджета Брянской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, основываясь на анализе указанных положений федерального законодательства, пришел к выводу, что при принятии абзаца № пункта № Положения о муниципальной комиссии уполномоченный орган (департамент) превысил предоставленные ему законом полномочия путем снятия с себя и возложения на администрации муниципальных образований дополнительных не предусмотренных законом обязанностей по проведению проверки экономической целесообразности, тем самым нарушил пределы предоставленной законом компетенции в сфере оказания социальной поддержки инвалидов при создании условий доступности для инвалидов, занимаемых ими жилых помещений, а также прав граждан на обеспечение приспособления жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей в установленном законом порядке.
Таким образом, проверяя оспариваемую норму на соответствие указанному федеральному законодательству, исходя из системного анализа положений пунктов 3, 10, 15 Правил от 9 июля 2016 года № 649, пункта 2 Правил от 28 февраля 2017 года № 583/пр, а также пункта 4 распоряжения Правительства Брянской области от 23 апреля 2018 года № 113-рп, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу что возложение приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, регламентирующим порядок создания и работы комиссий, на администрации муниципальных образований обязанностей по проведению проверки экономической целесообразности противоречит требованиям статей 1, 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ и статей 6, 14, 15, 17-20, 63 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку исходя из вышеприведенных положений законодательства уполномоченным органом, на который возложена обязанность по обеспечению проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, в связи с чем возложение на администрации муниципальных образований обязанностей по проведению проверки экономической целесообразности не соответствует требованиям федерального законодательства, в том числе, закрепляющего порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что именно администрации муниципальных образований должны решать вопросы по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, относящихся к муниципальному жилищному фонду и частному жилищному фонду, а также осуществлять проведение проверок экономической целесообразности реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, как часть мероприятий по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм федерального законодательства.
При таких обстоятельствах, вывод в решении суда о признании оспариваемого в части абзаца № пункта № Положения о муниципальной комиссии недействующим является правильным, решение суда об удовлетворении административного иска - законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 30 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи