37OS0000-01-2022-000043-39
Дело № 66а-2236/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 7 июля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В.,
судей Ефремовой О.Н. и Щербаковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ковалевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело № 3а-49/2022 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 июня 2019 года № 24-э/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области», от 29 декабря 2018 № 244-э/7 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2019 год», от 31 декабря 2015 года № 63-э/7 в редакции от 23 августа 2018 года «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2016 – 2020 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены на основании долгосрочных параметров регулирования»
по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» на решение Ивановского областного суда от 13 апреля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н., пояснения представителей ПАО «Россети Центр и Приволжье» Воронина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карика О.Н., возражения представителей АО «ПСК» Мартыновой А.А. и Старковой Т.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее также – орган регулирования, Департамент) от 28 июня 2019 года № 24-э/1 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области (далее – Постановление № 24-э/1), в приложении 1 таблицы 1 в пункте 20 к данному постановлению установлена необходимая валовая выручка (далее – НВВ) без учета потерь для АО «ПСК» в размере 90 042,51 руб.
Постановлением Департамента от 29 декабря 2018 года № 244-э/7 (далее – Постановление № 244-э/7) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2019 год, в том числе установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между парой сетевых организаций ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (3 августа 2021 года переименовано в ПАО «Россети Центр и Приволжье») и АО «ПСК» в размере 3,04813 руб./кВт·ч в первом полугодии и 3,04813 руб./кВт·ч во втором полугодии 2019 года в соответствии с приложением к указанному постановлению.
Постановлением Департамента от 31 декабря 2015 года № 63-э/7 (далее - Постановление № 63-э/7), в редакции от 23 августа 2018 года, установлена НВВ и долгосрочные параметры регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2016 - 2020 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования (без учета оплаты потерь), пунктом 14 приложения 2 к настоящему постановлению необходимая валовая выручка для АО «ПСК» на 2019 год составила 92 399,26 тыс. руб.
Указанные постановления официально опубликованы в печатном издании «Ивановская газета» № 53 (6258), № 9 (6214), № 5 (5901) соответственно.
ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго»), являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ивановской области и применяющей единые (котловые) и индивидуальные тарифы, обратилось в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением о признании указанных постановлений недействующими с даты принятия, мотивируя тем, что Департамент в отсутствие правовых оснований признал АО «ПСК» соответствующим Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184 (далее – Критерии ТСО). Несоответствие АО «ПСК» пункту 2 названных Критериев ТСО, по мнению административного истца, подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 6 ноября 2020 года по делу № А17-9175/2018, в соответствии с которым признано отсутствующим право собственности АО «ПСК» на объект – линию электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером №, который зарегистрирован за ПАО «МРСК Центра и Приволжья» как ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2 и ВЛ Минеевская.
Таким образом, расходы на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» по точкам поставки электрической энергии: ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2 в нарушение пункта 7 Основ ценообразования, Правил регулирования цен и пункта 47 Методических указаний № 20-э/2 необоснованно включены в состав НВВ АО «ПСК».
Административный истец полагал, что орган регулирования фактически допустил двойной учет неподконтрольных расходов ПАО «Россети Центр и Приволжье» и АО «ПСК» в отношении одних и тех же объектов электросетевого хозяйства, а именно: воздушной линии электропередачи ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2, зарегистрированной за ПАО «Россети Центр и Приволжье», и линии электропередачи ВЛ 110 кВ, зарегистрированной за АО «ПСК», при расчете как НВВ ПАО «Россети Центр и Приволжье», так и НВВ АО «ПСК», следовательно, НВВ по региону, участвующая в установлении единых (котловых) тарифов и тарифов для конечных потребителей, необоснованно завышена.
Сослался административный истец и на пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-9175/2018, которым была взыскана с АО «ПСК» в пользу ПАО «ФСК ЕЭС» задолженность за оказанные услуги по передаче электрической энергии в результате неисполнения АО «ПСК» обязанности по тарифно-балансовым решениям Департамента за период с 2015 по 2020 годы. При новом рассмотрении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечено ПАО «Россети Центр и Приволжье» и с него производится взыскание задолженности в пользу ПАО «ФСК ЕЭС».
Решением Ивановского областного суда от 13 апреля 2022 года, с учетом определения от 15 апреля 2022 года об исправлении описки, в удовлетворении требований административного истца отказано.
ПАО «Россети Центр и Приволжье» не согласилось с решением суда, полагало его принятым с неверным применением норм материального права, представило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, требования административного истца удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит свою позицию, выраженную в суде первой инстанции, и полагает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что при установлении оспариваемого тарифа, органом регулирования ненадлежащим образом был проведен анализ представленных АО «ПСК» документов в обоснование состава принадлежащих электросетевых объектов. АО «ПСК» с учетом вступивших в законную силу решений арбитражного суда не соответствовало пункту 2 Критериев ТСО, заявив факт принадлежности линии электропередач, собственником которой являлся административный истец.
При проверке оспариваемого нормативного правового акта суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-9175/2018, которое имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела и может являться основанием для пересмотра ранее установленного тарифа.
При установлении спорных тарифов, по мнению заявителя, имел место двойной учет оспариваемого имущества, неверный расчет НВВ, что повлекло нарушение прав и законных интересов как истца, так и иных участников правоотношений.
Апеллянт полагает, что при рассмотрении дела суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку установленные на 2022 год тарифы, а также хозяйственные правоотношения между ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «ПСК» в период с 2015 года не входят в предмет рассмотрения в рамках настоящего спора.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, АО «ПСК», прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Представитель ПАО «ФСК ЕЭС» будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования и Правила регулирования цен, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.
К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23 и пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункт 3 Основ ценообразования).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
В соответствии с подпунктами 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Ивановской области в силу подпункта 3.1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года № 577-п, является названный Департамент.
Принятие оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования, участвующими в деле лицами не оспаривается.
Из материалов дела следует, что АО «ПСК» отнесено тарифным органом к субъектам правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку является сетевой организацией, владеющей на законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей. Общество осуществляет регулируемую деятельность по передаче электрической энергии.
4 октября 2018 года АО «ПСК» направило в орган регулирования заявление об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию на 2019 год, которое содержало, в том числе: информацию об объектах основных средств, участвующих в производстве и передаче электрической энергии. Как объект электросетевого хозяйства, принадлежащий на праве собственности АО «ПСК», значится Линия электропередачи ВЛ-110 кВ, расположенная по адресу: , территория ОАО «Машиностроительная компания «Кранэкс» протяженностью 16340 м.
Департаментом было открыто дело об установлении тарифов методом экономически обоснованных расходов на 2019 год – первый год регулирования тарифов, как для организации, в отношении которой на 2018 год прекращалось государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Проведена экспертиза заявки, по результатам которой составлены экспертные заключения: по расчету НВВ АО «ПСК» на содержание электрических сетей на 2019 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2019 год; по расчету индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов АО «ПСК» со смежными территориальными сетевыми организациями на 2019 год.
Данные экспертные заключения положены в основу принятых Департаментом Постановлений: № 24-э/1, которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, № 244-э/7, которым установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2019 год.
На основании представленных материалов в рамках рассмотрения тарифного дела Департамент определил соответствие АО «ПСК» пунктам 1,2 Критериев ТСО (Критерии ТСО используются в редакции, действующей в юридически значимый период), поскольку Общество владело на праве собственности:
- ПС 110/6-6 кВ (свидетельство о государственной регистрации права от 26 декабря 2012 года, кадастровый номер 37-37-01/344/2011-199), трансформаторная мощность которой составляет 50 МВА, а также рядом трансформаторных подстанций 6/0,4 кВ;
- линией электропередачи ВЛ-110 кВ протяженностью 16,34 км (выписка из ЕГРН от 27 декабря 2017 года, кадастровый номер №);
- линиями электропередачи 6 кВ и 0,4 кВ, общей протяженностью 11,054 км (выписка из ЕГРН от 28 июля 2017 года, кадастровый номер 37:24:020501:651).
При определении соответствия Критериям ТСО Департамент учитывал протяженность линий электропередачи 6 кВ в размере 3,168 км и 0,4 кВ – 0,357 км, поскольку согласно однолинейной схеме электроснабжения АО «ПСК» имеются резервные участки линий электропередачи и линии, не участвующие в передаче электрической энергии конечным потребителям (третьим лицам). Все вышеуказанные линии электропередачи имеют соединение с трансформаторными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО.
Проверяя доводы административного истца о необоснованном отнесении АО «ПСК» к субъектам правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, суд первой инстанции исходил из анализа положений статьи 3 Закона об электроэнергетике, пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, пунктов 1 и 2 Критериев ТСО, из которых следует, что для отнесения лица, осуществляющего деятельность в сфере электроэнергетики, к территориальной сетевой организации необходимо владение на праве собственности (ином законном основании) на срок не менее долгосрочного периода регулирования и расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также непосредственно соединенными с ними линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Дав оценку представленным доказательствам, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент обоснованно признал АО «ПСК», отвечающим пунктам 1, 2 Критериев ТСО.
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не находит.
Как верно указал суд первой инстанции, наличие на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов в производстве Арбитражного суда Ивановской области дела № А17-9175/2018 по спору о праве собственности АО «ПСК» на часть объекта недвижимости – Линию электропередачи ВЛ-110 кВ с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , территория ОАО «Машиностроительная компания «Кранэкс», правового значения не имело и не могло являться основанием для отказа в признании АО «ПСК», как владельца данного объекта, не соответствующим Критериям ТСО.
Указанное решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-9175/2018 вступило в законную силу 2 июня 2021 года, соответственно, могло быть принято во внимание при тарифном регулировании на 2022 год.
Доводы административного истца об отсутствии в материалах тарифного дела АО «ПСК» документов, подтверждающих право собственности в отношении ВЛ 110 кВ «Иваново-Фурманов-1» и ВЛ 110 кВ «Иваново-Фурманов-2», о которых имеется упоминание в части документов в составе тарифной заявки АО «ПСК», являются несостоятельными.
Как установлено Арбитражным судом Ивановской области по административному делу № А17-9175/2018, линии электропередач ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 2 (ПАО «Россети Центр и Приволжье») и линия электропередачи 110 кВ (АО «ПСК») – это тождественный объект.
На момент принятия оспариваемых тарифных решений у обеих организаций – как у филиала «Ивэнерго», так и у АО «ПСК», имелись действующие записи в ЕГРН о праве собственности на недвижимое имущество, достаточное для отнесения к территориальным сетевым организациям. Вместе с тем как в бухгалтерском учете у филиала «Ивэнерго» и АО «ПСК», так и в записях в Едином государственном реестре недвижимости на момент принятия тарифных решений эти объекты не являлись полностью идентичными, причем данная оспоренная часть участка ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/10 «Ивановская-220», зарегистрированная ранее за АО «ПСК» как отдельный объект недвижимости с кадастровым номером №, у филиала «Ивэнерго», как было установлено судом, входит в состав Электросетевого комплекса «Фурманов-1», а конкретно в состав ВЛ 110 кВ Иваново-220 – Фурманов 1 и ВЛ 110 кВ Иваново-220 – Фурманов 2.
В рамках тарифной заявки АО «ПСК» в отношении линии электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером № протяженностью 16340 м в Департамент была представлена выписка из ЕГРН от 27 декабря 2017 года. Изменения в ЕГРН в части протяженности линии электропередачи (260 метров) внесены 27 декабря 2021 года.
Указание апеллянта на необходимость пересмотра Департаментом тарифных решений по вступлению решения Арбитражного суда Ивановской области в законную силу, то есть до окончания текущего расчетного периода регулирования, правомерно признаны решением суда первой инстанции основанными на неверном толковании положений пункта 7 Основ ценообразования, пунктов 24, 33 (1) Правил регулирования цен.
Как верно указал суд первой инстанции, сам по себе факт вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области основанием для прекращения с этого момента действия или пересмотра действующих в отношении АО «ПСК» тарифов не является, поскольку оценка соответствия регулируемой организации Критериям ТСО производится в ходе тарифной кампании.
При этом, как указал представитель органа регулирования в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, а также пояснял представитель АО «ПСК» в суде первой инстанции, у Общества имелось иное электрооборудование, которое бы позволило им на 2019 год отвечать критериям, установленным пунктами 1, 2 Критериев ТСО. Так, без учета спорного участка линии электропередач ВЛ-110 кВ с 1 по 70 опору АО «ПСК» в рамках тарифной кампании на 2022 год признано Департаментом соответствующим Критериям отнесения к ТСО, при том, что новых объектов у АО «ПСК» не появилось.
Несостоятельными являются и доводы ПАО «Россети Центр и Приволжье» о том, что расходы на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» по спорным точкам поставки на ПС «Иваново-220 кВ» неправомерно были учтены в составе НВВ АО «ПСК», а не ПАО «Россети Центр и Приволжье», поскольку определенный Департаментом порядок поступления электрической энергии в сети АО «ПСК» противоречит решению Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-9175/2018, в соответствии с которым электроэнергия в объекты электросетевого хозяйства АО «ПСК» поступает из сетей ПАО «Россети Центр и Приволжье».
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что основанием для принятия спорных тарифных решений послужили сведения, предоставленные АО «ПСК».
Как следует из пункта 2.4 экспертного заключения от 21 декабря 2018 года, Департамент определил сумму расходов на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС», включенных в НВВ АО «ПСК» на 2019 год, в размере экономически обоснованных расходов.
Согласно пункту 2 примечания приложения № 7 к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Приказ ФАС России от 19 июня 2018 года № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов») индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
У ПАО «Россети Центр и Приволжья» в спорный период отсутствовал заключенный с ПАО «ФСК ЕЭС» договор оказания услуг по передаче электрической энергии и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по спорным точкам поставки.
В то же время в обоснование порядка поступления электрической энергии в сети АО «ПСК» в материалы тарифного дела АО «ПСК» был представлен договор от 1 апреля 2015 года № 1043/П/МКО2999, заключенный между АО «ПСК» и ПАО «ФСК ЕЭС», акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 29 мая 2014 года № А147/14.
Кроме того, как следует из экспертного заключения от 21 декабря 2018 года, приказом ФАС России от 16 ноября 2018 № 1570/18-ДСП был сформирован сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2019 год. В соответствии с направленной в адрес Департамента выпиской из сводного прогнозного баланса по Ивановской области утверждена заявленная мощность потребителя услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС на 2019 год для АО «ПСК» - 26,83 МВт, что является обязательным для Департамента.
Таким образом, формируя свою тарифную заявку на 2019 год, АО «ПСК» действовало добросовестно, поскольку на протяжении начиная с 2015 года, в том числе и на расчетный период регулирования, имело договорные отношения с ПАО «ФСК ЕЭС».
С учетом изложенного, принятые Департаментом нормативные правовые акты в полной мере отражали действительные хозяйственные отношения между ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «ПСК» в спорных точках поставки по состоянию на дату принятия тарифных решений.
Поскольку по состоянию на даты принятия оспариваемых постановлений ПАО «Россети Центр и Приволжье» не имело никаких взаимоотношений с ПАО «ФСК ЕЭС» по спорным точкам поставки, договор между ПАО «Россети Центр и Приволжье» и ПАО «ФСК ЕЭС» об оплате услуг по передаче электрической энергии от подстанции «Иваново-220 кВ» не заключался, постольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что доводы административного истца о необоснованности включения расходов на оплату услуг в НВВ АО «ПСК» являются несостоятельными.
Тот факт, что после принятия оспариваемых тарифных решений произошло изменение хозяйственных взаимоотношений административного истца, заинтересованных лиц АО «ПСК» и ПАО «ФСК ЕЭС», последние не признают порядок исполнения тарифно-балансовых решений Департамента начиная с 2015 года по настоящее время, не свидетельствует о неправомерности принятых Департаментом нормативных правовых актов, как и пересмотр Арбитражным судом города Москвы по вновь открывшимся обстоятельствам (с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области № А17-9175/2018) по соответствующим заявлениям АО «ПСК» вынесенных решений по делам № А40-49618/2016, А40-17134/17, А40-10430/2018, А40-259662/2018, А40-30216/2019, А40-206376/2019, А40-305927/2019, А40-103116/2020 о взыскании с АО «ПСК» в пользу ПАО «ФСК ЕЭС» задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии, поскольку не указывает на нарушение Департаментом каких-либо норм действующего законодательства.
Не нашли своего подтверждения и доводы ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») о двойном учете неподконтрольных расходов (амортизации, налога на имущество, налога на землю (арендной платы)) в НВВ как ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго»), так и АО «ПСК» в отношении одного и того же объекта (части участка ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/10 «Ивановская-220») при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2019 год.
Как установлено судом первой инстанции и следует из экспертного заключения от 21 декабря 2018 года, расходы АО «ПСК» по статье «Амортизация основных средств» на 2019 год приняты исходя из перечня имущества, относящегося к линиям электропередачи, и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в общем размере 1 996,40 тыс. руб. и с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования.
Согласно представленной в материалы тарифного дела информации об объектах основных средств АО «ПСК», участвующих в производстве и передаче электроэнергии за 2017 год, общая стоимость объектов составляет 142 651 026,24 руб., общая сумма амортизации объектов составляет 3 011 911,80 руб.
В пункте 34 данной информации указана линия электропередач ЛЭП 110 кВ с инвентарным номером № 357011717, сумма амортизации по которой составляет 1 745 351,28 руб., исходя из первоначальной стоимости сооружения 52 505 985,60 руб.
В свою очередь расходы по налогу на имущество АО «ПСК» учтены в НВВ в общем размере 508,0 тыс. руб., исходя из фактически уплаченного налога на имущество за 2017 год, и складываются из сведений, отраженных в представленных АО «ПСК» декларациях (в том числе в отношении линии электропередачи 110 кВ с кадастровым номером №).
В состав общей суммы расходов на амортизацию на 2019 год (243 086, 45 тыс. руб.) в НВВ ПАО «Россети Центр и Приволжье» включены расходы на амортизацию в отношении ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново-Фурманов 2 (№ 93 реестра); на уплату налога на имущество Департаментом учтено 55 072, 22 тыс. руб. на уровне фактических расходов 2017 года с учетом среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества в соответствии с данными налоговой декларации по налогу на имущество, в состав которого также вошли ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2.
В отношении спорного участка сети и у филиала «Ивэнерго», и у АО «ПСК» имелись действующие записи в ЕГРН о праве собственности на часть участка ВЛ 110 кВ. Указанное имущество значилось в бухгалтерском учете организаций под самостоятельными инвентарными номерами, в отношении указанного имущества начислялась амортизация, уплачивался налог на имущество. Таким образом, на момент принятия спорных тарифных решений идентичных объектов учета, позволяющих говорить о двойном учете неподконтрольных расходов, не имелось.
Кроме того, часть зарегистрированной за АО «ПСК» ВЛ 110 кВ осталась не оспоренной.
Согласно представленному в материалы административного дела техническому плану на линию электропередачи ВЛ 110 кВ с кадастровым номером № в связи с принятым Арбитражным судом Ивановской области судебным актом изменилась протяженность указанного сооружения, которая в оставшейся части составляет 260 метров. В данной части уточнены сведения об объекте в ЕГРН, в подтверждение чему в материалы дела представлена выписка из ЕГРН от 27 декабря 2021 года и инвентарная карточка объекта основных средств по состоянию на 17 декабря 2021 года, из которых следует, что линия электропередачи ВЛ-110 кВ продолжает оставаться объектом бухгалтерского учета АО «ПСК» с той же первоначальной стоимостью 52 505 985, 60 рублей и уже в этой части не совпадает с объектом недвижимости ПАО «Россети Центр и Приволжье».
Расходы по налогу на землю приняты в НВВ АО «ПСК» с учетом представленных деклараций по налогу на землю, в размере, определенном в соответствии с требованиями части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации. Как следует из экспертного заключения, данные расходы складываются из фактических расходов АО «ПСК» по налогу на землю за 2017 год за земельные участки с кадастровыми номерами 37:24:020501:541 в сумме 98 100 руб. (электроподстанция 110/10/6 кВ), 37:24:020501:546 в сумме 109 755 руб. (электросетевой комплекс «Кранэкс»), 37:05:000000:155 в сумме 146 руб. (под опоры ЛЭП 110кВ), находящиеся в бессрочном пользовании АО «ПСК».
Административный истец указывает на то, что в НВВ ПАО «Россети Центр и Приволжье» учтены расходы по статье «Плата за аренду имущества» в общем размере 13 316, 44 тыс. руб., в которую входит и арендная плата за земельные участки, предоставленные под опоры ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 1, ВЛ 110 кВ Иваново – Фурманов 2. Вместе с тем, как установлено по материалам дела, договоры аренды заключены ПАО «Россети Центр и Приволжье» в отношении других земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №.
Судебная коллегия отмечает, что в случае пересмотра стоимости налогооблагаемого имущества, а также пересмотра ранее выставленных на оплату налогов (сборов), либо уплаченных АО «ПСК» обязательных платежей, орган регулирования не лишен права учесть выпадающие расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) в следующем периоде регулирования.
Отказывая ПАО «РоссетиЦентр и Приволжье» в удовлетворении требований о признании недействующим Постановления Департамента от 31 декабря 2015 года № 63-э/7, в редакции от 23 августа 2018 года, в части установления для АО «ПСК» на 2019 год НВВ в размере 92 399,26 тыс. руб., суд первой инстанции исходил из того, что данным нормативным правовым актом законные права и интересы административного истца не нарушаются.
Судебная коллегия находит данный вывод суда основанным на установленных по делу обстоятельствах, которые лицами, участвующими в деле, не опровергнуты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением № 63-э/7 для АО «ПСК» НВВ на 2019 год не устанавливалась, поскольку Постановлением Департамента от 29 декабря 2018 года № 244-э/4 внесены изменения в Постановление № 63-э/7, согласно которым показатели по АО «ПСК» были исключены, так как на 2019 год для АО «ПСК» НВВ и тарифы устанавливались с применением метода экономически обоснованных затрат, а не на основе долгосрочных параметров регулирования.
Из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании суда первой инстанции так же следует, что Постановление 63-э/7 в редакции от 23 августа 2018 года к АО «ПСК» не применялось.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что установленное оспариваемыми постановлениями Департамента нормативное регулирование не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, экономические интересы административного истца не нарушает, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского областного суда от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «РоссетиЦентр и Приволжье» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение в окончательном виде изготовлено 8 июля 2022 года.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)