ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2239/2022 от 28.07.2022 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

37OS0000-01-2022-000007-50

дело № 66а-2239/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 28 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Константиновой Ю.П., Щербаковой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Никишовой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело № 3а-15/2022 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть-Лежнево» о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 10 декабря 2021 г. № 55-э/1 «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2019 № 61-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020 - 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования», от 30 декабря 2021 г. 61-э/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области», от 30 декабря 2021 г. № 61-э/2 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год»,

по апелляционной жалобе Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 1 апреля 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Щербаковой Н.В., пояснения представителей административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть-Лежнево» по доверенности Ж.А., возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, представителей административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области К.О., М.Е., заинтересованного лица ПАО «Россети Центр и Приволжья» по доверенности К.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) от 27 декабря 2019 г. № 61-э/2 для территориальных сетевых организаций Ивановской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годы (без учета оплаты потерь).

Указанным постановлением, в частности, для Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть - Лежнево» (далее – ООО «Промэнергосеть-Лежнево», Общество, регулируемая организация), необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования была установлена в строке 3 приложения 2 к указанному постановлению в следующих размерах (тыс. руб.): 2020 год – ; 2021 год – ;2022 год – .

Постановлением Департамента от 10 декабря 2021 г. №55-э/1 в указанное постановление внесены очередные изменения, которыми строка 3 в приложении 2 изложена в следующей редакции: 2020 год – ; 2021 год – ; 2022 год – .

Постановлением Департамента от 30 декабря 2021 г. № 61-э/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2021 год, в строке 12 таблицы 1 приложения 2 к которому необходимая валовая выручка ООО «Промэнергосеть - Лежнево» на 2022 г., учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, определена в размере тыс. рублей.

Постановлением Департамента от 30 декабря 2021 г. № 61-э/2 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год» индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО «Промэнергосеть - Лежнево» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») установлен в размере руб./кВт·ч в первом полугодии и руб./кВт·ч во втором полугодии 2022 года (приложение к постановлению).

Указанные постановления опубликованы на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru 17 декабря 2021 г. (постановление Департамента от 10 декабря 2021 г. № 55-э/1) и в официальном печатном издании «Ивановская газета» от 18 января 2022 г. №3(6440) (постановления Департамента от 30 декабря 2021 г. № 61-э/1 и №61-э/2).

ООО «Промэнергосеть-Лежнево», являющееся сетевой организацией, осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии, обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать недействующими постановления Департамента:

- от 10 декабря 2021 г. № 55-э/1 «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2019 № 61-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020 - 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования»;

- от 30 декабря 2021 г. № 61-э/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» в части установления для ООО «Промэнергосеть-Лежнево» необходимой валовой выручки, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год;

- от 30 декабря 2021 г. № 61-э/2 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год» в части установления для Общества индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает на тот факт, что тарифный орган необоснованно исключил из расчета условных единиц, а значит и из состава обслуживаемого электросетевого оборудования, используемого в регулируемой деятельности, кабельные линии электропередач 6 кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м), от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 метров) и трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12, расположенные по адресу: , которыми Общество владеет на основании договора аренды сооружения электроэнергетики от 9 января 2019 г. , заключенного с ООО «Центр Авиа» с учетом дополнительного соглашения от 8 июня 2020 г., а также кабельные линии электропередач, расположенные по адресу: , протяженностью 0,35 км и 0,26 км, которыми Общество владеет на основании договора аренды имущества от 1 сентября 2020 г. , заключенного с ООО «Ивэнергосервис».

Необоснованным истец считает и исключение из необходимой валовой выручки на 2022 год расходов на арендную плату за пользование указанными выше объектами электросетевого хозяйства.

Выражает несогласие истец и со снижением расходов по арендной плате в отношении КВЛ 6кВ от ПС «ИВ-6» до РП-6 (фид. 617Б), переданной Обществу по договору аренды с ООО «Центр Авиа» от 9 января 2019 г. , в связи с непринятием Департаментом в расчет ее балансовой стоимости в размере 720 125,39 руб. (с учетом реконструкции) и ее уменьшении до 84 250,33 руб.

Истец полагает, что у органа, осуществляющего тарифное регулирование, отсутствовали правовые основания для корректировки неподконтрольных расходов по факту 2021 года.

Административный считает полагает, что в рамках тарифной заявки им представлена достаточная совокупность документов, подтверждающих право владения данными объектами электроэнергетики, участвующими в регулируемой деятельности, не подлежащее государственной регистрации в силу того, что спорное имущество является движимым имуществом, входящим в состав единого комплекса электроэнергетики.

Решением Ивановского областного суда от 1 апреля 2022 года административные исковые требования ООО «Промэнергосеть-Лежнево» удовлетворены в полном объеме.

Суд признал не действующими со дня вступления решения суда в законную силу постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области:

- от 10 декабря 2021 г. № 55-э/1 «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2019 № 61-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020 - 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования»;

- от 30 декабря 2021 г. № 61-э/2 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год» в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Промэнергосеть-Лежнево»;

- от 30 декабря 2021 г. 61-э/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» в части установления для ООО «Промэнергосеть-Лежнево» необходимой валовой выручки, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г.

Суд также взыскал с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу ООО «Промэнергосеть-Лежнево» расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 500 руб.

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области не согласился с решением суда, полагал его принятым с неверным применением норм материального права, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, требования административного истца оставить без удовлетворения.

В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит свою позицию, выраженную в суде первой инстанции, и полагает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что согласно пункту 17 Правил регулирования тарифов, к заявлению, направляемому в соответствии с пунктами 12,14,16 Правил, заявители прилагают документы, подтверждающие право собственности или иные законные права владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности. Констатации факта участия спорного имущества в едином процессе передачи энергии конечным потребителям не может являться экономическим обоснованием для включения расходов на его содержание в необходимую валовую выручку административного истца. По указанным обстоятельствам Департамент не согласен с выводами суда о формальном подходе Департамента к определению состава оборудования, на содержание которого учтены расходы в составе необходимой валовой выручки истца. Не согласен Департамент и с выводом суда об отсутствии у Департамента обязанности проводить оценку законности сделок, совершенных регулируемой организацией с целью аренды электросетевого хозяйства.

По мнению заявителя, Департамент, оценивая экономическую обоснованность заявленных регулируемой организацией расходов на эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, обязан проверить законность оснований владения данными объектами.

Не согласился заявитель и с выводами суда первой инстанции о необоснованном исключении расходов истца на аренду объектов электросетевого хозяйства по договору от 9 января 2019 г. с ООО «Центр Авиа».

Полагал, что поскольку в материалы тарифного дела истцом не представлено доказательств права владения арендодателя объектами электросетевого хозяйства, то данное оборудование и расходы на его содержание не подлежали включению в необходимую валовую выручку.

Не согласен заявитель и с выводом суда о том, что КТПН-12 входит в состав единого недвижимого комплекса.

Заинтересованное лицо ПАО «Россети Центр и Приволжье» в представленных пояснениях выражает согласие с доводами апелляционной жалобы.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования и Правила регулирования цен, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23 и пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункт 3 Основ ценообразования).

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).

В соответствии с подпунктами 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Ивановской области в силу подпункта 3.1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года № 577-п, является названный Департамент.

Принятие оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования, участвующими в деле лицами не оспаривается.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Промэнергосеть-Лежнево», являясь территориальной сетевой организацией, осуществляет регулируемую деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности).

Постановлением Департамента от 27 декабря 2019 г. № 61-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020-2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования», в том числе для ООО «Промэнергосеть-Лежнево», были установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка (далее НВВ) на долгосрочный период 2020-2022 годы. При установлении НВВ на долгосрочный период Департаментом применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

30 апреля 2021 г. ООО «Промэнергосеть-Лежнево» обратилось в Департамент с предложением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Обществом потребителям Ивановской области, на 2022 год, в связи с чем было открыто соответствующее тарифное дело.

Департаментом проведена экспертиза представленных Обществом материалов, по результатам которой 1 декабря 2021 г. составлено экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки ООО «Промэнергосеть-Лежнево» на очередной (третий) год долгосрочного периода регулирования – 2022 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2022 год, 20 декабря 2020 г. – экспертные заключения по расчету для ООО «Промэнергосеть-Лежнево» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предназначенных для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, на 2022 год и по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ивановской области на 2022 год.

На основании представленных материалов в рамках рассмотрения тарифного дела Департамент определил соответствие ООО «Промэнергосеть-Лежнево» пунктам 1, 2 Критериев отнесения к территориальным сетевым организациям.

Согласно экспертному заключению от 1 декабря 2021 г. и протоколу заседания правления Департамента от 10 декабря 2021 г. объем условных единиц электросетевого хозяйства ООО «Промэнергосеть-Лежнево» на 2022 год принят Департаментом в объеме 985,872 у.е.

Регулирующий орган при формировании тарифов исключил из расчета условных единиц и из затрат на содержание на 2022 год переданные ООО «Промэнергосеть-Лежнево» следующие объекты электросетевого хозяйства:

- кабельные линии 6 кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м) и 6 кВ от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 метров), а также трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12, расположенные по адресу: , переданные Обществу по договору аренды сооружения электроэнергетики от 9 января 2019 г. , заключенному между ООО «Центр Авиа» и ООО «Промэнергосеть-Лежнево», с учетом дополнительного соглашения от 8 июня 2020 г.;

- кабельные линии, расположенные по адресу: (протяженностью 0,35 км и 0,26 км), переданные Обществу по договору аренды имущества от 1 сентября 2020 г. , заключенному между ООО «Ивэнергосервис» и ООО «Промэнергосеть-Лежнево» с учетом дополнительного соглашения от 1 января 2021 г.

В обоснование исключения из состава условных единиц указанных кабельных линий и трансформаторных подстанций экспертная группа Департамента сослалась на ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийский классификатор основных фондов, принятый Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст, согласно которому к группировке «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ, к которым могут относиться такие объекты, как линии связи и электропередачи, а также требования статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, относящей к недвижимым вещам все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, на основании которых сделан вывод, что указанное спорное имущество является недвижимым имуществом, переход прав на которое в силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит обязательной государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.

Как установлено судом, по запросу Департамента регулируемой организацией представлены дополнительные документы:

- инвентарные карточки учета объектов основных средств ОС-6, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02 в отношении всех спорных объектов;

- заключения кадастрового инженера ООО «Первая координата» о том, что спорное имущество, переданное по договору аренды, заключенному с ООО «Центр Авиа», является движимым;

- технический план единого сооружения 2КЛ-6кВ от ТП-11 до КТНп-12;

- акт от 14 мая 2015 г. о передаче имущества в уставной капитал ООО «Ивэнергосервис» от О.Р.;

- реестр ГБР и актов о технологическом присоединении к договору аренды с ООО «Ивэнергосервис».

В свою очередь Департаментом были получены выписки из ЕГРН в отношении указанных объектов и договор купли-продажи от 1 октября 2013 г. , заключенный между ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо» и ООО «Центр Авиа».

На основе анализа представленного договора купли-продажи от 1 октября 2013 г. Департаментом установлено, что трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12, кабельные линии 6 кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м) и от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 м) в данном договоре отсутствуют.

Согласно ответу ООО «Промэнергосеть-Лежнево» от 25 июня 2021 г. , объекты, в том числе кабельные линии, расположенные по адресу , используемые Обществом в регулируемой деятельности на основании договора аренды с ООО «Ивэнергосервис», в уставной капитал которого они были переданы физическим лицом О.Р. по акту от 14 мая 2015 г., не зарегистрированы в органах Росреестра по Ивановской области, Обществом ведутся работы по постановке их на государственный кадастровый учет.

С учетом представленных материалов, Департамент пришел к заключению об отсутствии на момент установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для ООО «Промэнергосеть-Лежнево» на 2022 год законного права владения арендодателя (ООО «Ивэнергосервис») в отношении данного имущества, равно как и законного права владения физического лица О.Р. при передаче данного имущества в уставный капитал ООО «Ивэнергосервис», исключил данное имущество из расчете объема условных единиц электросетевого хозяйства ООО «Промэнергосеть-Лежнево» на 2022 год.

Суд первой инстанции, дав оценку установленным по делу доказательствам, обоснованно не согласился с решением Департамента.

Согласно пункту 43 Методических указаний № 20-э/2 расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечивается, в том числе, содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.

Подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования предусмотрено, что к заявлению об установлении тарифов регулируемой организацией должны быть приложены документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности в течение периода регулирования, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.

Как верно указал суд первой инстанции, из содержания приведенных норм следует, что в составе активов регулируемой организации могут быть учтены те объекты, которые непосредственно связаны с передачей электрической энергии и позволяют осуществлять регулируемую деятельность, при этом права на данное имущество должны быть подтверждены документами, представленными в составе тарифного предложения.

Согласно материалам тарифного дела, регулируемой организацией были представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие законное право владения объектами электросетевого хозяйства:

- договор аренды имущества от 9 января 2019 г. , заключенный с ООО «Центр Авиа» на срок до 31 декабря 2023 г., с дополнительным соглашением от 8 июня 2020 г., зарегистрированные в установленном порядке в органах Росреестра, в передаточном акте к которому спорные объекты (кабельные линии 6кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м) и от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 метров), а также трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12) указаны за номерами 8, 16, 27, 28;

- договор аренды от 1 сентября 2020 г. -Я с ООО «Ивэнергосервис», заключенный на неопределенный срок и не требующий в силу статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации такой регистрации, в приложении к которому в перечне переданного оборудования кабельные линии протяженностью 0,35 км и 0,26 км указаны за номерами 17,20.

Как верно указал суд первой инстанции, вышеперечисленные документы с достаточностью подтверждают законные основания владения Обществом объектами, используемыми для осуществления деятельности в течение периода регулирования.

Спорные кабельные линии и трансформаторные подстанции указаны в представленных в рамках тарифной заявки перечнях принадлежащего регулируемой организации электросетевого оборудования с указанием на их характеристики (наименование, тип, уровень напряжение, протяженность, место установки).

Участие спорных объектов в регулируемой деятельности по передаче электрической энергии подтверждено представленными однолинейными схемами электроснабжения с указанием на присоединенных к ним абонентов и актами об осуществлении технологического присоединения потребителей.

Так, согласно схеме электроснабжения П/СТ Ив-6 110/6 спорные кабельные линии 6 кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м) и 6 кВ от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 метров), а также трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12 участвуют в передаче электрической энергии потребителям.

Аналогичные факты использования в регулируемой деятельности кабельных линий протяженностью 0,35 км и 0,26 км следуют из однолинейной схемы электроснабжения объектов ООО «Промэнергосеть-Лежнево» ЛЭП-10 кВ п. Лежнево (ПС «Лежнево-110/10 кВ» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»).

В подтверждение права владения арендодателями спорными объектами электросетевого хозяйства регулируемой организацией были дополнительно предоставлены инвентарные карточки учета объектов основных средств ОС-6 в отношении каждого спорного объекта, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02, ведомости амортизации.

При приведенных обстоятельствах, оснований для исключения из расчета условных единиц указанных объектов электросетевого хозяйства не имелось.

Следовательно, тарифным органом необоснованно из расчета количества условных единиц исключено оборудование, участвующее в регулируемой деятельности Общества.

Проверяя доводы административного истца о неправомерном исключении из необходимой валовой выручки на 2022 год расходов на арендную плату за пользование указанными выше объектами электросетевого хозяйства, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно пункту 2.1 экспертного заключения от 1 декабря 2021 г. расходы по договору аренды сооружения электроэнергетики с ООО «Центр Авиа», зарегистрированному в органах Росреестра 25 января 2019 г., приняты в размере 279,33 тыс. руб. вместо заявленных 420,32 тыс. руб., из расчета исключены арендуемые по данному договору объекты: трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12, а также кабельные линии 6 кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м) и 6 кВ от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 метров), поскольку в материалы дела не представлены правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, подтверждающие право владения собственника (арендодателя) вышеуказанными объектами электросетевого хозяйства.

По этой же причине сокращены расходы по договору аренды имущества с ООО «Ивэнергосервис» от 1 сентября 2020 г. и приняты в размере 1 517,14 тыс. руб. вместо заявленных 2 934,54 тыс. руб. с указанием на то, что в отношении кабельных линий, расположенных по адресу (в том числе), не представлен также отказ в регистрации права на объекты электроэнергетики, как не относящиеся к недвижимому имуществу, в связи с чем вышеуказанные объекты подлежат исключению при расчете условных единиц на 2022 год.

Исключение указанных объектов из состава условных единиц признано судом необоснованным по мотивам, приведенным выше

Бухгалтерские документы арендодателей, подтверждающие принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету и величину начисленной амортизации, иные документы, позволяющие проверить первоначальную стоимость объектов основных средств, срок полезного использования, амортизационную группу, амортизацию на плановый период, были представлены регулируемой организацией (инвентарные карточки, оборотно-сальдовые ведомости по счету 01 «Основные средства», по счету 02 «Амортизация основных средств», ведомости амортизации).

Одновременно в приложениях к договорам аренды содержался расчет арендной платы, исходя из балансовой стоимости объектов, амортизационной группы, срока полезного использования, размера амортизационных отчислений.

При этом балансовая стоимость переданного Обществу в аренду имущества, исходя из которой производился расчет арендной платы, соответствует данным бухгалтерского учета.

С учетом изложенного, как верно указал суд первой инстанции, оснований не учитывать в составе затрат Общества расходы по содержанию арендованного имущества и оплате арендных платежей не имелось.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерном изменении Департаментом в расчете арендной платы балансовой стоимости по КВЛ 6 кВ от ПС «ИВ-6» до РП-6 (фид. 617Б) с 720 125,39 руб. на 84 250,33 руб., поскольку несоответствие сведений о первоначальной стоимости данного объекта, указанной в инвентарной карточке стоимости, указанной в договоре купли-продажи от 1 октября 2013 г. , и отсутствие в материалах тарифного дела документов, подтверждающих проведение мероприятий, повлекших увеличение стоимости объекта, безусловно свидетельствует об искажении соответствующих расчетов.

Мотивы настоящих выводов подробно приведены в судебном постановлении и сомнений не вызывают.

Соглашается судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции о необоснованной корректировке неподконтрольных расходов за 2021 год.

Как следует из материалов дела, осуществляя корректировку неподконтрольных расходов по факту 2021 года, Департамент в экспертном заключении (раздел III) сослался на пункт 9 Методических указаний № 98-э, согласно которому в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Корректировка неподконтрольных расходов (в части аренды электросетевого оборудования) по итогам истекшего периода текущего года (2021 года) для ООО «Промэнергосеть-Лежнево» рассчитана Департаментом в размере (- ) тыс. руб., с учетом индекса потребительских цен на 2022 год, предусмотренного формулой 3 Методических указаний № 98-э, величина корректировки составила - тыс. руб.

Данная корректировка неподконтрольных расходов (аренда электросетевого оборудования) Департаментом осуществлена по мотивам непредставления регулируемой организацией правоподтверждающих документов в отношении сдаваемого в аренду в 2021 году электросетевого имущества, а также по мотивам выявленного искажения стоимости электросетевого оборудования.

Согласно абзацу 20 пункта 38 Основ ценообразования, пункту 9 Методических указаний № 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменения плановых показателей на следующие периоды.

В соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 98-э результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих методических указаний.

Из пункта 11 Методических указаний № 98-э следует, что корректировка неподконтрольных расходов производится по формуле 7 путем определения отклонения фактических расходов от утвержденных на год, предшествующий текущему году, в котором подается тарифная заявка, то есть как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования.

В последующие годы долгосрочного периода регулирования корректировка неподконтрольных расходов происходит с таким же временным шагом.

Какого-либо решения тарифного органа относительно возможности корректировки с учетом отклонения фактических значений по итогам всего периода текущего года долгосрочного периода 2021 года в материалы дела не представлено.

Как следует из материалов административного дела, в том числе экспертных заключений на 2020 год и 2021 год, указанные расходы по арендной плате за объекты электросетевого хозяйства ранее были учтены в составе необходимой валовой выручки Общества, однако были исключены Департаментом из необходимой валовой выручки на 2022 год в рамках произведенной корректировки в связи с изменением подхода к оценке достаточности объема доказательств подтверждения указанных расходов.

Вместе с тем сведений о том, что указанные расходы Общества в предыдущем периоде (2021 год) фактически не понесены или не связаны с осуществлением регулируемой деятельности, у тарифного органа не имелось, что свидетельствует о необоснованности соответствующих действий тарифного органа.

Как верно указал суд первой инстанции, при установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несоответствии законодательству в области тарифного регулирования действий Департамента по определению размер активов, необходимых для осуществления административным истцом регулируемой деятельности, а также по определению части расходов регулируемой организации, учтенных в необходимой валовой выручке на содержание электрических сетей на 2022 год, принимаемой в расчет единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет признание их недействующими в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

При рассмотрении дела судом первой инстанции всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ивановского областного суда от 1 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу с момента его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: