УИД 75OS0000-01-2020-000232-42
№66а-228/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск |
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.,
судей Захарова Е.И., Войтко С.Н.,
при секретаре Таран И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-121/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества «Тепловодоканал» о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 90-НПА «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы»
по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., объяснения представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя акционерного общества «Тепловодоканал» ФИО2, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приложением № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) от 20 декабря 2018 года № 721-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы (далее - приказ от 20 декабря 2018 года № 721-НПА).
Приказом РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 569-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» в вышеуказанный приказ от 20 декабря 2018 года № 721-НПА внесены изменения, приложение № 1 к приказу изложено в новой редакции.
Решением Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 года, вступившим в законную силу 29 мая 2020 года, по административному делу № 3а-109/2019 признано недействующим с момента принятия приложение № 1 к приказу от 20 декабря 2018 года № 721-НПА в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) с 01 января по 30 июня 2019 года и с 01 июля по 31 декабря 2019 года, на РСТ Забайкальского края возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий указанное приложение № 1.
В связи с чем, приказом РСТ Забайкальского края от 11 июня 2020 года № 90-НПА «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 721-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019 - 2021 годы» (далее - приказ от 11 июня 2020 года № 90-НПА), в приказ от 20 декабря 2018 года № 721-НПА (с учетом изменений, внесенных приказом РСТ Забайкальского края от 19 декабря 2019 года № 569-НПА) внесены изменения и действие приказа распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.
Акционерное общество «Тепловодоканал» (далее - АО «Тепловодоканал», Общество), являющееся ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, горячего водоснабжения в открытой системе теплоснабжения, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа от 11 июня 2020 года № 90-НПА.
Административные исковые требования мотивированы тем, что решением Забайкальского краевого суда от 29 ноября 2019 года по административному делу № 3а-109/2019 приложение № 1 к приказу от 20 декабря 2018 года № 721-НПА признано недействующим с момента принятия в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) с 01 января по 30 июня 2019 года и с 01 июля по 31 декабря 2019 года ввиду не применения регулирующим органом межразрядных тарифных коэффициентов, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 года, утвержденное 08 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее - Отраслевое тарифное соглашение), что повлекло установление экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию. Исполняя данное решение суда, РСТ Забайкальского края издала приказ от 11 июня 2020 года № 90-НПА, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года. Административный истец полагает, что регулирующий орган решение суда исполнил ненадлежащим образом, установив вновь экономически необоснованные тарифы ввиду использования при расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, прежних межтарифных коэффициентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее - Постановление № 256), и не применил Отраслевое тарифное соглашение. Кроме того, при расчете тарифа на 2019 год фонд оплаты труда к ранее утвержденному фонду оплаты труда был снижен на 200 304,46 рублей при неизменной штатной численности. При принятии заменяющего приказа, регулирующий орган изменил тарифы не только на 2019 год, но и на 2020 год без законных на то оснований, при этом необоснованно снизив фонд оплаты труда к ранее утвержденному фонду оплаты труда в тарифах на 2020 год на 2 812 889,87 рублей, и уменьшив штатную численность на 8,83. Оспариваемым приказом необоснованно установлены разные тарифы на тепловую энергию потребителям, подключенным к одной котельной: для потребителей, подключенных к котельной по ул. Пионерская и для потребителей, подключенных в результате реконструкции тепловых сетей с котельной «Центральная» на котельную по ул. Пионерская. При принятии замещающего приказа регулирующим органом были внесены изменения в статьи расходов, касающихся не только заработной платы. Уровень необходимой валовой выручки на 2020 год снижен с 54 028 643 рублей до 37 908 828 рублей, из нее необоснованно исключены затраты на финансирование инвестиционной программы по реконструкции котельной по ул. Пионерская, исключен нормативный уровень прибыли, утвержденный в инвестиционной программе на 2020 год. Кроме того, указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением установленной формы на заседании Правления, предусмотренной пунктом 7 приказа РСТ Забайкальского края от 2 марта 2010 года № 67/1, поскольку административный истец посредством видеоконференции наблюдал заседание Правления, однако возможности принять участие в нем не имел в виду отсутствия аудиосвязи. Таким образом, регулирующий орган не только не восстановил положение административного истца, а напротив, ухудшил его права и законные интересы, которые продолжают нарушаться.
Решением Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2020 года административное исковое заявление АО «Тепловодоканал» удовлетворено; приказ от 11 июня 2020 года №90-НПА признан недействующим с момента принятия.
В апелляционной жалобе руководитель РСТ Забайкальского края ФИО3 просит решение суда отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указано, что у тарифного органа отсутствуют основания для применения предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением тарифных коэффициентов для АО «Тепловодоканал»; судом неверно исследованы обстоятельства по делу, касающиеся установления в оспариваемом приказе тарифов для бюджетных и прочих потребителей на котельную по ул. Пионерская переподключенных с котельной по ул. Центральная городского поселения «Оловяннинское». Результаты финансовой деятельности регулируемой организации по итогам за 2020 года в соответствии с действующим законодательством, будут учтены РСТ Забайкальского края в тарифном регулировании на 2022 год. Кроме того, РСТ Забайкальского края принят приказ РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года № 616-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО «Тепловодоканал» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края», согласно которому размер тарифа на 2021 год для бюджетных и прочих потребителей, переподключенных с котельной «Центральная» соответствует тарифу указанной категории потребителей, подключённых к котельной «Пионерская».
Относительно доводов апелляционной жалобы АО «Тепловодоканал» и прокуратурой Забайкальского края поданы возражения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений не нее, заслушав представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).
Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о РСТ Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года № 196, РСТ Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий, в том числе осуществляет государственное управление и регулирование цен (тарифов) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 13.2.12 положения следует, что РСТ Забайкальского края принимает нормативные правовые акты об установлении (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Как правильно установлено судом первой инстанции, приказ от 11 июня 2020 года №90-НПА принят уполномоченным органом, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/право.забайкальский край.рф и по этим основаниям не обжалуется; процедура принятия оспариваемого приказа соблюдена, РСТ Забайкальского края предоставило возможность принять участие на заседании Правления посредством видеоконференции.
Частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении установлено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Из подпункта «в» пункта 58 Основ ценообразования следует, что операционные расходы включают в себя расходы на оплату труда.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
На АО «Тепловодоканал» в силу положений статей 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации, письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2017 года №14-4/10/В-835 распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в целях сдерживания роста тарифов на услуги в жилищно-коммунальном хозяйстве при формировании необходимой валовой выручки организации на 2019 год регулирующим органом учтены расходы на оплату труда, рассчитанные на основе единой тарифной сетки по оплате труда, утвержденной Постановлением № 256.
Вместе с тем, на момент издания оспариваемого нормативного правового акта Постановление № 256 признано утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 216 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», а использованные РСТ Забайкальского края при расчетах плановых затрат на оплату труда размеры тарифных коэффициентов, утвержденные Постановлением №256, значительно ниже тарифных коэффициентов, установленных как в штатном расписании АО «Тепловодоканал», так и в Отраслевом тарифном соглашении.
Таким образом, удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, правильно исходил из отсутствия надлежащего экономического обоснования рассчитанных органом регулирования расходов на оплату труда, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки АО «Тепловодоканал», применения при этом недействующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, немотивированного отклонения предложения организации по размеру тарифных коэффициентов для всех категорий работников.
Также судом первой инстанции обоснованно сделан вывод об отсутствии надлежащего экономического обоснования при установлении приказом от 11 июня 2020 года №90-НПА разных тарифов на тепловую энергию потребителям одной категории, подключенных к одной котельной по ул. Пионерская, а доводы административного ответчика о том, что суммы недополученных доходов, образовавшиеся в связи с установлением разных тарифов для подключенных к одной котельной потребителям, будут учтены РСТ Забайкальского края при утверждении тарифов на очередной период регулирования, верно признаны необоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции административным ответчиком, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции и могли являться основанием несогласия с принятым судом решением. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий | О ФИО4 |
Судьи | Е.И. Захаров |
С.Н. Войтко |