ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2415/2022 от 02.08.2022 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 50OS0000-01-2021-001378-58

дело № 66а-2415/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 2 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Щербаковой Н.В., Селиверстовой И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Никишовой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-158/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «У дороги» к Правительству Московской области о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 10 апреля 2018 года № 226/14 «О внесении изменений в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области»,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «У дороги» на решение Московского областного суда от 16 марта 2022 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Щербаковой Н.В., объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «У дороги» К.И., П.О., С.Д., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика Правительства Московской области Г.Ю., заинтересованных лиц Правительства Москвы С.А.., Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области М.Т., Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области С.А., Департамента городского имущества города Москвы А.С., Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина» Ж.Я., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичева Ю.В., полагавшего решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2014 года № 947/42 утвержден проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области».

Постановлением Правительства Московской области от 10 апреля 2018 года № 226/14 внесены изменения в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2014 года № 947/42, утвердив его в новой редакции.

Данное постановление Правительства Московской области опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru; 4 мая 2018 года, «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 92, 24 мая 2018 года «Информационный вестник Правительства Московской области», № 14, 19 сентября 2018 года.

Общество с ограниченной ответственностью «У дороги» (далее по тексту ООО «У дороги», административный истец, истец, Общество) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Московской области о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 10 апреля 2018 года № 226/14 «О внесении изменений в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области».

В обоснование заявленных требований истец указывал на тот факт, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами общей площадью 3 556 кв.м и общей площадью 2 146 кв.м, расположенных по адресу: .

Оспариваемым постановлением определено планируемое местоположение транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена Котельники (далее по тексу – ТПУ м. Котельники), а также определены части земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, согласно перечню. В указанный перечень включены принадлежащие административному истцу земельные участки.

На основании оспариваемого нормативного правового акта Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение от 9 ноября 2020 года № 37623 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества», согласно которому изъятию подлежат части указанных земельных участков, находящихся в собственности ООО «У дороги», для целей размещения наземных элементов – вентиляционных шахт станции метро Котельники.

По утверждению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, а именно, Градостроительному кодексу Российской Федерации, а также постановлению Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8 (в редакции от 25 декабря 2019 года) «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», в котором отсутствовали сведения о планируемых к размещению станций метрополитена как самостоятельных объектов регионального значения, так и в составе транспортно-пересадочных узлов. Таким образом, как полагает административный истец, оспариваемое постановление повлекло лишение его права собственности на землю в отсутствие оснований, предусмотренных законом, для принятия нормативных правовых актов, предусматривающих изъятие земельных участков.

Решением Московского областного суда от 16 марта 2022 года заявленные административные исковые требования ООО «У дороги» оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с постановленным решением, ООО «У дороги» подана апелляционной жалоба, в которой последний, повторяя правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении и суде первой инстанции, просит решение отменить, удовлетворив требования в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, допустил нарушения норм материального и процессуального права.

Так, по мнению заявителя, суд первой инстанции, не проверил оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: а именно: Градостроительному кодексу Российской Федерации, Схеме территориального планирования Московской области.

Анализируя Схему территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденную постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8, суд пришел к выводу, что последней предусмотрено размещение транспортно-пересадочного узла на пересечении ЛРТ «Москва — Люберцы — Москва» и автомобильной дороги М-5 «Урал», линии метрополитена (таблица 2.3.9 планируемые транспортно-пересадочные узлы), в отношении которого разработан оспариваемый проект планировки территории. Между тем, вывод суда об идентичности данных объектов вызывает сомнение.

Не согласился истец и с выводом суда об отсутствии нарушении прав истца. Суд не принял во внимание издание Департаментом городского имущества г. Москвы распоряжения от 9 ноября 2020 года № 37623 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества», согласно которому изъятию подлежат части указанных земельных участков, находящихся в собственности ООО «У дороги», для целей размещения наземных элементов – вентиляционных шахт станции метро Котельники.

В дополнении к апелляционной жалобе административный истец повторно обращает внимание судебной коллегии на некорректность выводов суда о возможности идентификации объекта регионального значения ТПУ Котельники путем выявления линейных объектов автомобильная дорога М-5 «Урал» и линия рельсового скоростного пассажирского транспорта «Люберцы-Лыткарино-Молоково».

Кроме того, по мнению заявителя, отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте сведений о видах, назначении и наименовании планируемых для размещения объектов регионального значения, их основных характеристиках, местоположении свидетельствует о нарушении положений части 4 статьи 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обращал внимание на тот факт, что суд не дал оценку тому обстоятельству, что в оспариваемом акте отображены красные линии, устанавливающие планируемое размещение проездов, в том числе в границах принадлежащих истцу земельных участков. Красные линии отображены в информационных целях. Между тем, в нарушение положений статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информация о красных линиях внесена в Единый государственных реестр недвижимости в раздел зон с особыми условиями использования земельных участков, что нарушает права истца.

Участвовавшим в деле прокурором, Правительством Московской области, Министерством строительного комплекса Московской области, администрацией городского округа Котельники Московской области, Государственным унитарным предприятием города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина», администрацией городского округа Котельники Московской области поданы письменные возражения относительно несостоятельности доводов апелляционной жалобы.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц администрации городского округа Котельники Московской области, администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили.

С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичева Ю.В., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Отказывая в признании постановления Правительства Московской области от 10 апреля 2018 года № 226/14 «О внесении изменений в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области» недействующим, суд исходил из того, что оно принято уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной ему действующим законодательством в сфере градостроительной деятельности, и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов истца не нарушает.

Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Судом первой инстанции установлено, что административный истец ООО «У дороги» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , общей площадью 3 556 кв.м, и , общей площадью 2 146 кв.м, расположенных по адресу: .

В соответствии с оспариваемым постановлением Правительства Московской области от 10 апреля 2018 года № 226/14 земельные участки с кадастровыми номерами , , принадлежащие административному истцу, частично расположены в границах зоны планируемого размещения транспортно-пересадочного узла «Котельники» и частично в границах красной линии.

Согласно пункту 4 проекта планировки территории (в редакции от 10 апреля 2018 года), основная часть проекта межевания территории включает в себя, в том числе перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.

В указанные перечень (таблица 9) включены земельные участки с кадастровыми номерами и (первоначальный участок ).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено статьями 6, 7, 8 ГрК РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.

Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональных нормативов градостроительного проектирования.

Анализ положений подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в совокупности с положениями части 1 статьи 17 Закона Московской области от 7 марта 2007 года № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области», части 1 статьи 1, пункта 3 статьи 11, пунктов 3, 5 статьи 12, пункта 3 части 2 статьи 32 Закона Московской области от 2 ноября 2005 года № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области», статей 29, 56, 58 Устава Московской области от 11 декабря 1996 года №55/96-ОЗВ, позволил суду прийти к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Московской области как уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в установленной форме.

Исходя из положений частей 1, 3, 11 статьи 45 ГрК РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов.

Согласно части 1 статьи 17 Закона Московской области от 7 марта 2007 года № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» (далее по тексту – Закон МО № 36/2007-ОЗ) уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области принимает решение о подготовке и обеспечивает подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 ГрК РФ, для размещения объектов, планируемых на земельных участках, полностью или частично расположенных в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области и в зонах с особыми условиями использования территории, установленных схемами территориального планирования Московской области.

Пунктом 13 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 2 октября 2018 года № 689/35, Комитет обеспечивает подготовку документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения, принятие решений о подготовке документации по планировке территории на основании схем территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Московской области.

Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 29 декабря 2017 года № 31РВ-328 принято решение о корректировке проекта планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники и в городском округе Люберцы Московской области.

На основании части 8 статьи 17.1 Закона Московской области № 36/2007-ОЗ документация по планировке территории, подготовленная в целях размещения объекта регионального значения до ее утверждения подлежит согласованию с заинтересованными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области.

На заседании Градостроительного совета Московской области от 3 апреля 2018 года принято решение о согласовании корректировки проекта планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники и в городском округе Люберцы Московской области.

Проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла согласован с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Администрациями городских округов Люберцы и Котельники Московской области.

Оспариваемое постановление Правительства Московской области опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 4 мая 2018 года, «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 24 мая 2018 года № 92, «Информационный вестник Правительства Московской области» от 19 сентября 2018 года № 14.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1 статьи 1 ГрК РФ).

Регламентация градостроительной деятельности имеет цель обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

В соответствии со статьей 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).

Проект планировки территории, проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 4 статьи 41 ГрК РФ).

В соответствии с частью 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В целях улучшения организации транспортного обслуживания населения, снижения уровня загрузки сети автомобильных дорог юго-восточного транспортного коридора Московской области Постановлением Правительства Московской области от 23 июля 2013 года № 545/30 признано целесообразным образование транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники. Транспортно-пересадочный узел признан объектом регионального значения.

В целях развития транспортно-пересадочных узлов на территории Московской области и обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой Правительство Московской области постановлением от 20 марта 2014 года № 168/9 «О развитии транспортно-пересадочных узлов на территории Московской области» включило транспортный-пересадочный узел Котельники в перечень транспортно-пересадочных узлов, развиваемых на основе железнодорожных станций и остановочных пунктов железной дороги, станций Московского метрополитена.

Как следует из материалов дела, разработка оспариваемой административным истцом документации по планировке территории, произведена в соответствии с:

Градостроительным кодексом Российской Федерации,

постановлением Правительства Московской области от 3 ноября 2011 года № 1345/45 «О мерах по улучшению организации движения транспорта в Московской области»,

Схемой территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2007 года № 517/23 «Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития»,

Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области»,

на основании распоряжений Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 29 декабря 2017года № 31РВ-328 «О корректировке проекта планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники и городском округе Люберцы Московской области», от 3 апреля 2018 года.

Проект планировки территории подготовлен в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года № 230/8 и является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и задает условия развития региональных транспортный инфраструктур, согласованных с развитием инфраструктур федерального значения.

Схема является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области, а, следовательно, задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень Московской области.

Для целей Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области под транспортными инфраструктурами Московской области понимаются сооружения и объекты, в том числе транспортно-пересадочные узлы, которые включают: объекты, необходимые для обеспечения удобного и комфортного обслуживания пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой (железнодорожные станции, платформы и остановочные пункты; железнодорожные вокзалы и автостанции; торгово-развлекательные объекты; стоянки для временного хранения легкового транспорта; территории для стоянки и разворота общественного автомобильного транспорта; пешеходные переходы); автомобильные дороги и проезды, обеспечивающие подъезд к ТПУ.

Как установлено судом, Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области предусмотрено размещение транспортно-пересадочного узла на пересечении ЛРТ «Москва — Люберцы — Москва» и автомобильной дороги М-5 «Урал», линии метрополитена (таблица 2.3.9 планируемые транспортно-пересадочные узлы), как в первоначальной редакции от 25 марта 2016 года, так и в действующей редакции от 30 декабря 2020 года.

Таблица 2.3.9 Схемы (в редакции от 30 декабря 2020 года) содержит перечень планируемых пересадочных узлов на основе ЛРТ (инфраструктура рельсового скоростного пассажирского транспорта), ВСМ (высокоскоростные железнодорожные магистрали) и автомобильных дорог, в пункте 7 которого указано на пересечение объекта «ЛРТ «Люберцы – Лыткарино – Молоково» с объектом «а/д М-5 «Урал», линия метрополитена» в городском округе Котельники.

При этом, Таблица 2.3.9 Схемы (в первоначальной редакции Схемы) также содержит перечень планируемых пересадочных узлов на основе ЛРТ и ВСМ, в пункте 17 которого указано пересечение объекта «ЛРТ «Москва – Люберцы – Москва» с объектом «автомобильная дорога М-5 «Урал», линия метрополитена (м. «Котельники»)» в городском округе Котельники.

Указанный в Схеме транспортно-пересадочный узел возможно идентифицировать, изучив разделы оспариваемого Постановления «Сведения о размещении планируемого объекта регионального значения» и «Функционально-планировочная организация территории».

Как следует из приведенной в указанных разделах информации, планируемый объект регионального значения транспортно-пересадочный узел «Котельники» размещается в северной части городского округа Котельники и частично в западной части городского округа Люберцы Московской области. Территория размещения транспортно-пересадочного узла «Котельники» разделена на две части автомобильной дорогой М-5 «Урал». На территории, смежной с транспортно-пересадочным узлом в городском округе Люберцы, предусмотрено размещение станции и перронов линии рельсового скоростного пассажирского транспорта «Люберцы – Лыткарино – Молоково».

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, своего подтверждения не нашли.

Доводы административного истца о нарушении его прав являлись предметом проверки суда первой инстанции.

Проанализировав положения статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 49, пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, суд верно указал о возможности изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. При этом реализация этой цели осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников, к которым, в частности, относится механизм компенсации причиненного ущерба.

При этом сама по себе документация по планировке территории не является решением уполномоченного органа об изъятии земельных участков. Указание же в проекте планировки и межевания территории сведений о земельных участках, которые будут отнесены к территориям общего пользования и подлежат изъятию, является требованием градостроительного законодательства (пункт 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ) и не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца.

Анализ оспариваемых положений в их взаимосвязи с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административным истцом, дает убедительную основу для вывода о том, что эти нормы сами по себе не противоречат нормам материального права, имеющим большую юридическую силу, которыми установлены требования к процедуре и порядку принятия документации по планировке территории.

Доводы апелляционной жалобы судом проверялись, им дана надлежащая правовая оценка.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Московского областного суда от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «У дороги» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи