Судья Пулькина Н.А.
Дело № 66а-2421/2021
(номер дела в суде первой инстанции 3а-73/2021
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сорокина М.С.
судей Мироновой Н.В., Батялова В.А.,
при секретаре судебного заседания Защитниковой А.
с участием прокурора Куренкова Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» к Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Агенству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области о признании полностью не действующим со дня принятия приказа Агенства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 декабря 2020 года № 207-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531»
по апелляционной жалобе Агенства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, на решение Ульяновского областного суда от 13 мая 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В.,
установила:
акционерное общество «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее - АО «ГНЦ НИИАР», общество) обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия приказ Агенства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 декабря 2020 года № 207-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531», возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта, взыскать с Агенства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области расходы по оплате госпошлины в сумме 4500 руб.
В обоснование доводов, изложенных в административном исковом заявлении, указано, что данный приказ следует признать недействующим виду нарушения органом регулирования пунктов 28, 90, 91, 95 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ от 27 декабря 2013 года в связи с чем была необоснованно занижена корректировка НВВ по производству технической воды на 2021 год.
Административный истец указал, что тарифный орган определил фактические расходы на электроэнергию за 2019 год в сумме 11 317,46 рублей, однако, этот расчет произведен с нарушением пунктов 23 и 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, так как среднегодовой фактический тариф 2019 года определен без учета фактических расходов на электроэнергию, использованную на производство технической воды, отраженных в бухгалтерском учете. При расчете расходов общества на электрическую энергию тарифным органом определен среднегодовой конечный тариф электроэнергии собственного производства в размере 3,072 руб./кВтч, при этом в тариф не включены затраты общества на услуги по передаче электроэнергии, рассчитанные по данным бухгалтерского учета в размере 5,15 руб./кВтч. Обществом тариф электроэнергии рассчитан с учетом затрат на услуги по передаче в размере 5,15 руб./кВтч.
АО «ГНЦ НИИАР» не согласно с исключением из расчета НВВ расходов на электроэнергию стоимости услуг по передаче электроэнергии при установлении тарифа на техническую воду.
Кроме того, административный истец не согласен с осуществлением тарифным органом в целях сглаживания роста тарифа переноса части НВВ 2021 года в НВВ на 2022 год, так как 2022 год является последним годом долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годов.
В связи с занижением НВВ занижена величина нормативной прибыли.
Решением Ульяновского областного суда от 13 мая 2021 года административное исковое заявление АО «ГНЦ НИИАР» было удовлетворено, суд постановил:
Признать недействующим со дня принятия приказ Агенства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 декабря 2020 года № 207-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531».
Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Агенства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу в пользу акционерного общества «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» госпошлину в размере 4500 руб.
С принятым решением не согласилось Агенство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, предъявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить принятое решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Агенство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области указало, что при принятии решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела. Ссылаясь на пункт 20 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» заявитель апелляционной жалобы утверждает, что себестоимость электроэнергии собственного производства должна исчисляться делением расходов (в том числе расходов вспомогательных и обслуживающих производств) на количество электроэнергии, включая электроэнергию, потребленную на вспомогательных и обслуживающих производствах (технической воды).
При принятии решения суд установил, что АО «ГНЦ НИИАР» при расчете тарифа собственного производства в размере 5,15 руб.\кВтч использовало данные бухгалтерского учета, однако, судом не были учтены доводы административного ответчика о том, что при определении тарифа, экспертами тарифного органа было установлено, что расходы на электроэнергию больше, чем вся себестоимость технической воды, в связи с чем эксперты пришли к выводу, что невозможно определить обоснованность затрат по электроэнергии, представленных предприятием за 2019 год, поэтому экспертами произведен самостоятельно расчет расходов на электроэнергию на 2019 год, а также на 2021 год. По мнению заявителя жалобы, судом не были приняты во внимание доводы административного ответчика о том, что в связи с невозможностью определения обоснованности затрат, экспертами Агенства был произведен расчет исходя из имеющихся данных, что не противоречит действующему законодательству
По мнению Агенства, суд не учел, что предложенный обществом тариф электроэнергии собственного производства 5,15 руб\кВтч приведет к получению дополнительной выручки, которую организация может получить в 2021 году от увеличения тарифа на техническую воду, используемую для оказания услуги горячего водоснабжения потребителям.
Ссылаясь на пункт 42 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ от 27 декабря 2013 года № 1746-э тарифный орган указал, что им правомерно была применена величина сглаживания тарифов на 2021 год в размере 7230,82 тыс. рублей путем переноса этой суммы на 2022 год в размере 7230,82. При этом орган регулирования руководствовался, в том числе, Указом Губернатора Ульяновской области от 27 ноября 2020 года № 179 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области», в котором указано, что рост тарифов на 2021 год должен составлять 0%.
В отзыве на апелляционную жалобу Агенства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области АО «ГНЦ НИИАР», в возражениях прокурора на апелляционную жалобу Агенства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области содержатся требования об оставлении решения без изменения, считают его законным и обоснованным.
Представитель Агенства по Регулированию цен и тарифов Ульяновской области на основании доверенности ФИО1 ПА.В., участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержала, дала пояснения по ее существу.
Представитель АО «ГНЦ НИИАР», действующая на основании доверенности ФИО2, участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции с использованием видеоконференц-связи, с требованиями, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу Агенства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Судебной коллегией установлено, что 14 декабря 2017 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области принят приказ № 06-531 «Об установлении тарифа на техническую воду для акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» на 2018-2022 годы» (далее Приказ от 14 декабря 2017 года № 06-531). Указанным приказом утверждены плановые значения показателей надежности, энергетический эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения АО «ГНЦ НИИАР», пунктом 2 которого установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения технического качества с использованием метода индексации, для АО «ГНЦ НИИАР» на период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно, а пунктом 3 приказа от 14 декабря 2017 года № 06-531установлены тарифы на техническую воду для АО «ГНЦ НИИАР» на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года (приложение № 3 к приказу).
Материалами дела подтверждается, что 15 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области издан приказ № 207-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531», которым скорректированы тарифы на техническую воду АО «ГНЦ НИИАР» на период с 01 июля по 31 декабря 2021 года и с 1 января по 30 июня 2022 года для потребителей, кроме населения 7,39 руб./куб.м, для населения – 8,87 руб./куб.м. (л.д. 98 т.2)
Текст приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 100 (24374) от 31 декабря 2020 года (л.д. 99-100 т.2).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года), Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также – Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее также – Методические указания).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на техническую воду.
Пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года предусмотрено, что расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов: методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги.
При этом, порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 названной статьи)
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на техническую воду, устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Следовательно, тарифы на техническую воду входят в систему регулирования цен и тарифов.
Положением о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, которое утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года № 8\125-П (в редакции от 11 декабря 2017 года) предусмотрено, что Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, устанавливающим подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 Положения), оно же осуществляет функции: регулирование цен (тарифов), в в сфере которых, устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2.2.8 Положения).
Правительством Ульяновской области на основании постановления от 20 декабря 2018 года № 30\666-П внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года 8\125-П, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2, в подпункт 1.1. слова «Министерство развития конкуренции и экономики» заменены словами «Министерство цифровой экономики и конкуренции»
Таким образом, на основании постановления Правительства Ульяновской области от 20 декабря 2018 года № 30\666-П Министерство развития конкуренции и экономики было переименовано в Министерство цифровой экономики и конкуренции.
Пунктом 1.1 Положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, которое утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года № 8\125-П(в редакции от 12 декабря 2019 года). Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, устанавливающим подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации
Подпунктом 14 пункта 2.6 Положения предусмотрены полномочия Министерства в сфере регулирования цен и тарифов, к которым отнесены полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, а до него Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области являлось на момент принятия приказа от 14 декабря 2017 года № 06-531 исполнительным органом государственной власти Ульяновской области к полномочиям которого в сфере регулирования цен и тарифов на территории Ульяновской области отнесены полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 13 марта 2020 года № 20 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2020 года создано Агенство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, которому переданы функции Министерства цифровой экономике и конкуренции Ульяновской области в сферах установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления на территории Ульяновской области регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.1 Положения об Агенстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, которое утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года № 6\138-П, агенство в установленном порядке осуществляет полномочия, связанные с установлением тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В Ульяновской области действует Закон от 25 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 25 ноября 2005 года № 136-ЗО), действие которого распространяется на отношения, связанные с опубликованием и вступлением в силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Ульяновской области (подпункт 5 статьи 1 названного закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 25 ноября 2005 года № 136-ЗО официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах "Народная газета", "Ульяновская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Размещение (опубликование) нормативных правовых актов Ульяновской области на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение десяти дней со дня их подписания в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Таким образом, официальным опубликованием нормативных правовых актов Агенства по регулированию цент и тарифов Ульяновской области является их опубликование в газете «Ульяновская правда».
Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт органа исполнительной власти Ульяновской области принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, в надлежащей форме, требуемой к подобного рода нормативным правовым актам, был официально опубликован.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются, признаются.
Разрешая административное исковое заявление, суд первой инстанции установил, что тарифный орган при определении тарифа на техническую воду для административного истца произвел неверный расчет расходов общества на электроэнергию собственного производства в части применения среднеотпускной цены электрической энергии собственного производства в размере 3,072 руб./кВтч, суд первой инстанции пришел к выводу о верном применении в данном расчете среднеотпускной цены электрической энергии собственного производства с учетом стоимости услуги по передаче электроэнергии в размере 5,15 руб./кВтч, на основании данных бухгалтерского учета за 2019 год.
Данные выводы суда являются правильными, они подтверждены соответствующими доказательствами которые были исследованы судом, а доводы апелляционной жалобы об обратном, судебной коллегией во внимание не принимаются.
Из материалов дела следует, что Общество является регулируемой организацией, оказывающей услуги водоснабжения (технической воды) потребителям.
29 апреля 2020 года АО «ГНЦ НИИАР» направила в орган регулирования тарифов заявление и материалы на корректировку НВВ по производству технической воды на 2021 год для установления тарифа на техническую воду на 2021 год.
На основании представленных Обществом документов, тарифным органом произведена корректировка НВВ АО «ГНЦ НИИАР» на 2021 год и принят оспариваемый Приказ от 15 декабря 2020 года № 207-П, которым установлен новый тариф на техническую воду для Общества.
Пунктом 23 Основ предусмотрено, что при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
Пунктом 80 Основ предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что АО «ГНЦ НИИАР» производит техническую воду, как на продажу сторонним организациям, так и для собственных подразделений. В соответствии с требованиями пункта 18 Основ ценообразования ведет раздельный учет расходов по всем видам деятельности института и, кроме того, раздельный учет расходов для собственных подразделений и сторонних организаций.
Из материалов дела следует, что Общество в материалы тарифного дела представило оборотно-сальдовую ведомость по счету 23.01 по расходам на электроэнергию за 2019 год, в соответствии с которой фактические затраты на электроэнергию, использованную на производство технической воды, составили 28 658,91 тысяч рублей.
В материалах тарифного дела имеется расшифровка расходов на электроэнергию, содержащаяся в оборотно-сальдовой ведомости по счету 23.01 и карточке счете 23.01, в соответствии с которыми, затраты на электроэнергию собственного производства АО «ГНЦ НИИАР», использованную на производство технической воды, в количестве 4779,7 тыс. кВт*ч по данным бухгалтерского учета составили за 2019 год 21 600,09 тыс. руб. или 4,52 руб/кВтч., затраты на покупку электроэнергии, использованную на техническую воду, в количестве 785,55 тыс.кВт*ч у ПАО «Ульяновскэнерго» и у ООО «НИИАР- ГЕНЕРАЦИЯ» составили 2634,43 тыс. руб., затраты на услуги по передаче электроэнергии в объеме 5565,24 тысяч кВт*ч составили 4 424,38 тысяч рублей.
Тарифный орган, рассчитывая расходы на электроэнергию Общества на 2019 год, установил, что расходы на электроэнергию, указанные в оборотно-сальдовой ведомости по счету 23.01 больше, чем себестоимость технической воды, размер которой приведен в Отчете о финансовых результатах (26234 тысяч рублей), самостоятельно осуществлен расчет расходов на электроэнергию на 2019 год.
Суд правомерно не согласился с указанными действиями Тарифного органа, по следующим основаниям.
«Отчет о финансовых результатах» является одной из форм бухгалтерской отчетности организации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 года №66н, и не является приложением к балансу.
Отчет о финансовых результатах составляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (БПУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 №43н ( в редакции с изменениями от 29.01.2018 года).
Согласно пункту 23 БПУ 4/99 в отчете отражаются, в том числе, следующие показатели:
- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто - выручка);
- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).
Фактическая производственная себестоимость 1 м3 технической воды одинакова, как для собственного производства, так и для реализации на сторону. Затраты на ее производство распределяются пропорционально объемам ее полезного отпуска.
Судом первой инстанции установлено и это подтверждено материалами дела, что в целях исключения влияния на тариф соотношения полезного отпуска технической воды, АО «ГНЦ НИИАР» представило в тарифный орган для регулирования общие затраты и общий объем технической воды.
В связи с чем, общая сумма расходов за 2019 год, представленная органу регулирования, превышает сумму расходов на реализацию сторонним организациям, отраженным в «Отчете о финансовых результатах».
Однако, для подтверждения понесенных расходов на производство технической воды в тарифное дело представлены данные бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, карточки счета) и подтверждающие их документы (копии договоров, акты выполненных работ и услуг, накладные, инвентарные карточки), что свидетельствует о наличии у административного ответчика всех необходимых документов, позволяющих определить обоснованность всех статей расходов на техническую, воду.
Разрешая административное исковое заявление АО «ГНЦ НИИАР» суд первой инстанции пришел к выводу о не соответствии действий Тарифного органа при расчете тарифа, связанных с исключением из расходов на электроэнергию собственного производства стоимости услуг по передаче электроэнергии. Указанный вывод суда первой инстанции является верным.
В соответствии с п. 20 Основ ценообразования для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии.
Таким образом, законом разграничены расходы на передачу электрической энергии, как сторонним потребителям, так и для собственного потребления.
Услуги по передаче электроэнергии для собственного потребления не являются регулируемым видом деятельности, и расходы на такие - услуги не учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии для сторонних потребителей.
В связи с этим, расходы на услуги по передаче электроэнергии для собственного потребления АО «ГНЦ НИИАР» не включены в тариф на услуги по передаче электроэнергии для сторонних потребителей, утвержденный приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25.12.2017 №06-629 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии на территории Ульяновской области на 2018 год».
Факт незаконности исключения Тарифным органом из расчета расходов на электроэнергию АО «ГНЦ НИИАР» стоимости услуг по передаче электроэнергии установлен вступившим в законную силу апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по административному делу № 66а-1754 по административному исковому заявлению Акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» к Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Агенству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области о признании полностью не действующим со дня принятия приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 12 декабря 2019 года № 06-339 «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ факт незаконности исключения Тарифным органом из расчета расходов на электроэнергию АО «ГНЦ НИИАР» стоимости услуг по передаче электроэнергии является преюдициальным и не подлежит доказыванию вновь.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал, что имеются основания для включения в расходы на электроэнергию для производства технической воды стоимости услуги по передаче электроэнергии собственного производства. Исключение указанных расходов, привело к неверному установлению тарифным органом величины НВВ и как следствие привело к занижению тарифа на техническую воду для АО «ГНЦ НИИАР».
Разрешая административное исковое заявление АО «ГНЦ НИИАР», суд первой инстанции пришел к выводу, что применение механизма сглаживания не соответствует принципу учета в тарифах экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения. Указанный вывод суда является правильным, а ссылки административного ответчика на Указ Губернатора Ульяновской области от 27 ноября 2020 года № 179 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области» не свидетельствует о неправомерности данного вывода, как не свидетельствуют о незаконности принятого решения в целом.
Согласно пункту 85 Методических указаний расчет необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов с применением метода индексации осуществляется по формуле, учитывающей величину изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов, рассчитанную в соответствии с приведенными в пункте 42 Методических указаний формулами 5 и 6, с учетом экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки.
Пунктом 42 Методических указаний предусмотрено, что величина сглаживания сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования.
Из смысла приведенных норм права следует, что при сглаживании тарифов исключенные из НВВ денежные средства учитываются (возвращаются) в последующие годы долгосрочного периода регулирования в рамках ежегодной корректировки НВВ и тарифов, в то время как в данном случае тарифный орган осуществил перенос части НВВ в сумме 7230,81 тыс. руб. в НВВ 2022 года, являющегося последним годом долгосрочного периода регулирования для АО «ГНЦ НИИАР».
Вместе с тем, согласно формуле (32), приведенной в пункте 90 Методических указаний, сглаживанием является величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, определенная при корректировке тарифа на каждый год долгосрочного периода регулирования, где i1 - последний год долгосрочного периода регулирования, i0 - первый год долгосрочного периода регулирования, рассчитанная в соответствии с пунктом 42 Методических указаний.
Указанное свидетельствует, что перенос суммы НВВ не является фактором сглаживания тарифа, а является фактором сдерживающим рост тарифа в 2021 году и существенно увеличивающим тариф 2022 года, а так же риски недополучения роста НВВ на указанный год.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального законодательства, которые могли бы повлечь отмену принятого решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Ульяновского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу –Агенства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, в течение шести месяцев через Ульяновский областной суд.
Председательствующий
Судьи