ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2466/20 от 04.06.2020 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-2466/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 4 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стоян Е.В.,

судей Васильевой Т.Г.,

Синьковской Л.Г.,

с участием прокурора Бобылевой О.А.,

при секретаре Кубаевой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-30/2019 по апелляционным жалобам Зенина П.Н. и Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 30 января 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Зенина П.Н. к Муниципальному Совету Ярославского муниципального района Ярославской области о признании недействующим пункта 6 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2015 года №86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области» (в редакции решения от 05 марта 2019 года №9).

Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г., пояснения административного истца Зенина П.Н., заключение прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

24 декабря 2015 года решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района №86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района» утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Ярославского муниципального района, для расчета годовой арендной платы.

Согласно пункту 6 Приложения 2 к указанному решению ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, была установлена в размере 0,627%.

Решениями Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 27 июня 2017 года № 50, от 22 февраля 2018 года № 10 размер ставок арендной платы изменялся и в 2017 году составлял 0,652%, в 2018 году – 0,678%.

Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 5 марта 2019 года № 9 внесены изменения в пункт 6 Приложения 2 к решению № 86 от 24 декабря 2015 года, согласно которым в отношении земельных участков, предоставленных гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, с 1 апреля 2019 года определен новый коэффициент функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Ярославского муниципального района, для расчета годовой арендной платы в размере 4,410%.

Зенин П.Н. обратился с административным исковым заявлением к Муниципальному Совету Ярославского района Ярославской области о признании недействующим пункта 6 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2015 года № 86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области» в редакции решения от 5 марта 2019 года № 9.

Свои требования обосновал тем, что указанное решение противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», пункту 2.11 постановления Правительства Ярославской области от 21 декабря 2008 года № 710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставляемые в аренду без торгов». Установленный решением коэффициент функционального использования в размере 4,410% необоснованно завышен, является экономически необоснованным и нарушает его права, как арендатора земельного участка, используемого для ведения огородничества.

Решением Ярославского областного суда от 30 января 2020 года пункт 6 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2015 года № 86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области» (в редакции решения от 05 марта 2019 года № 9) в части установления коэффициента функционального использования в размере 4,410%, применяемого для определения арендной платы, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований. Доводы жалобы мотивированы тем, что при определении рыночных коэффициентов функционального использования (далее – КФИ) в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования, применяемых для расчета арендной платы, использовался отчет № 19216-ОЗ (далее – Отчет), подготовленный ЗАО «Я» по заданию Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, который был составлен в соответствии с требованиями Федеральных стандартов оценки: в нем указано обоснование и формула методологии расчетов КФИ, которая сопоставима с формулой расчета, отраженной в пункте 2.2 Постановления Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 года № 710-п; подход к определению рыночного КФИ является единственно возможным в связи с текущей экономической ситуацией на рынке; в Отчете учтены такие составляющие КФИ как вид экономической деятельности и социальная значимость для развития муниципального района; считает, что к рассматриваемой ситуации не применима правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, касающаяся ставок дифференциации земельного налога.

В апелляционной жалобе административный истец Зенин П.Н. просит решение суда изменить в части момента признания недействующим пункта 6 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2015 года № 86, принять в этой части новое решение о признании недействующим данного пункта со дня принятия указанного решения, так как при принятии оспариваемого нормативного правового акта он противоречил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Относительно доводов апелляционной жалобы Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области административным истцом Зениным П.Н. поданы возражения.

Относительно доводов апелляционных жалоб административного истца Зенина П.Н. и Муниципального Совета Ярославского муниципального района поданы возражения участвующим в деле прокурором, в которых он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа относятся к вопросам местного значения муниципального округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Указанные принципы названы в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в их числе предусмотрен принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года №710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.

Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области утвержден Постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 года № 710-п «Об установлении порядка определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов», согласно пункту 2.3 которого коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля, предоставленных в целях капитального строительства (за исключением жилищного строительства).

Пункт 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области предусматривает расчет арендной платы исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв.м), определяемый в соответствии с постановлениями правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, площади земельного участка (кв.м), коэффициента функционального использования, определяемого на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района.

В качестве обоснования при принятии решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области послужил отчет ЗАО «Я» №19216-ОЗ об определении рыночных коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, расположенных на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета арендной платы по видам разрешенного использования.

Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленный отчет пришел к выводу, что оспариваемые значения коэффициентов функционального использования установлены без должного экономического обоснования, поскольку определенный в отчете коэффициент учитывает исключительно экономические показатели и является рыночным, что не соответствует вышеуказанному порядку. Кроме того, в отчете не были учтены правовые критерии определения коэффициента, предусмотренные пунктом 2.2 Порядка определения арендной платы за земельные участки на территории Ярославской области.

Суд указал, что в отчете приведен анализ тенденции социально-экономического развития Российской Федерации и Ярославской области, приведена структура рынка недвижимости, охарактеризован сегмент рынка объекта оценки, однако выводы о социальной значимости экономической деятельности арендаторов для развития Ярославского муниципального района не приведены и при определении коэффициента функционального использования данный критерий использован не был.

Из отчета следует, что расчет коэффициента функционального использования для земельных участков под огородничество основан на рыночной стоимости трех объектов-аналогов, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, тогда как земельные участки под огородничество относятся к категории земель населенных пунктов.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что такой подход не соответствует принципу экономической обоснованности арендной платы, определенному в Постановлении Правительства Российской Федерации №582, которая устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, что послужило основанием для удовлетворения административного искового заявления Зенина П.Н.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.

Относительно доводов апелляционной жалобы Зенина П.Н. об изменении момента признания недействующим пункта 6 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2015 года № 86 судебная коллегия считает, что он удовлетворению подлежит по следующим основаниям.

Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Поскольку пункт 6 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района №86 от 24 декабря 2015 года «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района» (в редакции от 5 марта 2019 года №9), которым установлен коэффициент функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, предоставленных гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, применялся и на его основании реализовывались права граждан, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования, в том числе исполненного бюджета за 2019 год, судебная коллегия считает, что судом обоснованно принято решение о признании недействующим оспариваемого пункта с момента вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Ярославского областного суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

Решение Ярославского областного суда от 30 января 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Зенина П.Н. и Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи