ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2544/20 от 28.12.2020 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Репина Е.В.

Дело №66а-2544/2020 (номер дела в суде первой инстанции 3а-246/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего

ФИО1,

судей

Бушминой А.Е., ФИО2

при секретаре

ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области об оспаривании в части приказа от 30 декабря 2019 года № 236 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Пензенской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года», пункта 1 приказа от 30 декабря 2019 года № 238 «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 год» по апелляционной жалобе акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» на решение Пензенского областного суда от 29 сентября 2020 года,

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е., объяснения представителей административного ответчика Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области – ФИО3, ФИО4, представителя заинтересованного лица – ПАО «Россети-Волга» в лице филиала «Пензаэнерго» ФИО7, заключение прокурора Гаврилова Д.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30 декабря 2019 года № 236 (далее также Приказ от 30 декабря 2019 года № 236) установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Пензенской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций согласно приложению № 1 (пункт 1 приказа), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год согласно приложению № 2 (пункт 2 приказа), а также необходимая валовая выручка сетевых организаций на услуги по передаче электрической энергии (мощности) (без учета оплаты потерь) согласно приложению № 3 (пункт 3 приказа), который согласно пункту 5 приказа 1 января 2020 года вступил в силу.

Указанным приказом осуществлено тарифное регулирование в отношении АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский», а именно:

- пунктом 9 приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере 17,746 тыс. руб.;

- приложением № 2 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Пензенской области с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, с учетом внесенных изменений приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 09 января 2020 года №1;

- пунктом 3 приложения № 3 «Необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», установлены размеры необходимой валовой выручки (далее также НВВ) (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования: на 2020 год - 33 032,90 тыс. руб., 2021 год - 22 065,73 тыс. руб., 2022 год - 22 488,65 тыс. руб., 2023 год - 22 919,68 тыс. руб.; 2024 год - 23 359,00 тыс. руб.

Пунктом 1 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30 декабря 2019 года № 238 «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 года» для АО «Оборонэнерго» филиала «Уральский» установлена необходимая валовая выручка (НВВ) на 2020 год в размере 33 032,90 тыс. руб.

Административный истец АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» обратился в Пензенский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что при принятии оспариваемых нормативных положений органом регулирования неправомерно снижены размеры затрат сетевой организации, указанных в тарифном предложении, по статьям «сырье и материалы» и «ремонт основных средств», что повлекло уменьшение базового уровня подконтрольных расходов, необходимой валовой выручки организации и установление тарифов на передачу электрической энергии ниже экономически обоснованного размера.

Кроме того, по мнению административного истца, оспариваемые приказы от 30 декабря 2019 года № 236, № 238 нарушают права сетевой организации на получение финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, не обеспечивают соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и противоречат статьям 20, 23 Федерального закона от 23 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 25, 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и пунктам 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э.

Административный истец АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» просил суд: признать вышеприведенные положения приказов от 30 декабря 2019 года № 236, № 238 недействующими со дня вступления решения суда в законную силу и обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказы от 30 декабря 2019 года № 236, № 238 в оспариваемой части, исходя из увеличения базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки сетевой организации с учетом затрат по статьям «сырье и материалы» в размере 1 574,5 тыс. руб. и «ремонт основных средств» в размере 2 833,9 тыс. руб.

Решением Пензенского областного суда от 29 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Уральский» к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области об оспаривании в части приказов от 30 декабря 2019 года № 236, № 238, отказано.

В апелляционной жалобе АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» просило решение Пензенского областного суда от 29 сентября 2020 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Управление по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области представило возражения, относительно апелляционной жалобы административного истца, в которых просило решение Пензенского областного суда от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Филиал публичного акционерного общества «Россети Волга» - «Пензаэнерго» представил возражения, относительно апелляционной жалобы административного истца АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский», в которых просил решение Пензенского областного суда от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Прокуратура Пензенской области представила возражения, относительно апелляционной жалобы административного истца, в которых просила решение Пензенского областного суда от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суд апелляционной инстанции представители административного ответчика Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области – ФИО6, ФИО8, участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просил решение Пензенского областного суда от 29 сентября 2020 года оставить без изменения.

В судебном заседании суд апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица – ПАО «Россети-Волга» в лице филиала «Пензаэнерго» ФИО9, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. в заключении полагал необходимым решение Пензенского областного суда от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта., порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями).

В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ, пункт 63 Основ ценообразования).

Положениями пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике отнесено достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ при государственном регулировании цен (тарифов) должны быть соблюдены основные принципы, в том числе: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункты 16 – 31 Основ ценообразования).

При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 12 Основ ценообразования).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами.

В соответствии с пунктами 5, 8 Методических указаний № 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Исходя из пункта 11 Методических указаний № 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) применяется для определения необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей и устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В силу положений пункта 12 Методических указаний № 98-э, пунктов 17, 18, 25, 26 Основ ценообразования, в составе базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки подлежат учету планируемые на расчетный период регулирования расходы, связанные с передачей электрической энергии по регулируемому виду деятельности, в том числе расходы на «сырье и материалы», расходы на «ремонт основных средств».

Необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций (пункт 14 Методических указаний № 98-э).

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на топливо, расходы на сырье и материалы, а также расходы на ремонт основных средств.

Пунктами 24, 29 Основ ценообразования предусмотрено, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), которые могут быть получены из предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования источников информации о таких ценах.

При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации (пункт 29 Основ ценообразования).

В расчетах также могут быть использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы расходов (пункт 31 Основ ценообразования).

Подпунктом 8 пункта 17 Правил регулирования тарифов в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года, установлено что, к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 этих правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы: расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Согласно Положению об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 года № 440-пП (далее – Положение), Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

К полномочиям Управления отнесено установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям (пункт 3.2 Положения).

Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее также тарифный орган, орган регулирования, административный ответчик) от 30 декабря 2019 года № 236 установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Пензенской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций согласно приложению № 1 (пункт 1 приказа), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год согласно приложению № 2 (пункт 2 приказа), а также необходимая валовая выручка сетевых организаций на услуги по передаче электрической энергии (мощности) (без учета оплаты потерь) согласно приложению № 3 (пункт 3 приказа), который согласно пункту 5 приказа 1 января 2020 года вступил в силу.

Указанным приказом осуществлено тарифное регулирование в отношении АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский», а именно:

- пунктом 9 приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере 17,746 тыс. руб.;

- приложением № 2 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Пензенской области с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с филиалом ПАО «МРСК Волги»

- «Пензаэнерго» с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, с учетом внесенных изменений приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 9 января 2020 года №1;

- пунктом 3 приложения № 3 «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», установлены размеры необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования: на 2020 год – 33 032,90 тыс. руб., 2021 год – 22 065,73 тыс. руб., 2022 год – 22 488,65 тыс. руб., 2023 год – 22 919,68 тыс. руб.; 2024 год – 23 359,00 тыс. руб.

Пунктом 1 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30 декабря 2019 года № 238 ««Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 года» для АО «Оборонэнерго» филиала «Уральский» установлена необходимая валовая выручка (НВВ) на 2020 год в размере 33 032, 90 тыс. руб.

Из материалов дела, экспертного заключения и протокола заседания правления тарифного органа следует, что при установлении в отношении филиала «Уральский» оспариваемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии тарифным органом в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, который для указанной сетевой организации в период с 2020 года по 2024 год является третьим долгосрочным периодом регулирования, 2020 год - базовым годом долгосрочного периода регулирования.

Согласно предложению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год филиалом «Уральский» заявлены подконтрольные расходы в размере 227 251,00 тыс. руб., из них по статьям затрат: «сырье и материалы» - 1 575,00 тыс. руб., «ремонт основных средств» - 2 834,00 тыс. руб.

Базовый уровень подконтрольных расходов административного истца на 2020 год определен Управлением с применением метода экономической обоснованности расходов в размере 18417,50 тыс. руб., при этом органом регулирования уменьшены заявленные сетевой организацией расходы по статьям затрат «сырье и материалы» до 897,87 тыс. руб., «ремонт основных средств» до 913,97 тыс. руб.

Как следует из тарифного предложения административного истца расходы по статье «сырье и материалы» определены в размере 1 575,00 тыс. руб., исходя из потребности ГСМ на 2020 год в размере 1 281,23 тыс. руб., спецификации поставки на 2020 год в размере 249,28 тыс. руб., расходов на хоз. Товары на 2020 год в размере 13,26 тыс. руб., спецификации поставки канцелярских принадлежностей на 2020 год в размере 30,74 тыс. руб.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в нарушение требований законодательства административным истцом не представлены в тарифный орган документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, а именно, представляя расчет потребности ГСМ для 7 автомашин, данных о том, что заявленное число автомобилей будет задействовано в производственном процессе для целей регулируемой деятельности не представлено, не приведено обоснования заявленного расхода топлива с учетом пробега автотранспорта, не представлены подтверждающие пробег маршрутные карты; не представлены договоры и иные документы, подтверждающие оплату расходов на поставку материалов, хозяйственных и канцелярских товаров, в связи с чем, плановые расходы на 2020 год по указанной статье определены тарифным органом в размере 897,87 тыс. руб., исходя из фактических экономически обоснованных значений за предшествующий период регулирования, с учетом коэффициента, отражающего изменение имущественного комплекса регулируемой организации на 2020 год относительно факта 2015-2019 годов, с применением индексов цен, определенных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на периоды до 2024 года.

Согласно предложению АО «Оборонэнерго» об установлении регулируемых тарифов на имущественный комплекс, используемый для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, (количество активов) составил в период с 2015 по 2019 годы - 2527,31 у.е., план на 2020 год - 1621,95 у.е.

Из отчетных данных АО «Оборонэнерго» следует, что фактические расходы по статье «Сырье и материалы» в предыдущем долгосрочном периоде регулирования составили: в 2015 году 1 046 тыс. руб., в 2016 году 1 320 тыс. руб., в 2017 году 965 тыс. руб., в 2018 году 957 тыс. руб. при количестве активов - 2527,31 у.е. Индекс изменения активов на 2020 год составил 0,73132, рассчитанный исходя из фактических условных единиц за 2015-2018 года – 2 527,31 у.е., за 2020 год – 1 621,95 у.е.

Фактические расходы организации приведены к ценам 2020 года путем применения индексов потребительских цен, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год - 107,1%, на 2017 год - 103,7%, на 2018 год - 102,9%, на 2019 год - 104,7%, на 2020 год - 103,0%, таким образом, сопоставимые значения расходов на сырье и материалы в предыдущем периоде регулирования в ценах 2020 года составили (942,77+1110,86+783,13+754,75)/4)=897, 87.

Соглашаясь с расчетами тарифного органа по статье затрат «сырье и материалы» в размере 897,87 тыс. руб., суд первой инстанции правомерно признал их правильными и обоснованными, проведенным исходя из экспертной оценки, основанной на отчетных данных АО «Оборонэнерго» о величине фактических расходов в предыдущем периоде регулирования.

В соответствии с п. 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»; цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования.

Суд первой инстанции, соглашаясь с приведенными административным ответчиком основаниями для снижения заявленных филиалом «Уральский» административного истца расходов по статье «ремонт основных средств» пришел к выводу, что на момент принятия Приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30 декабря 2019 года № 236 нормативы расходов на «ремонт основных средств» Министерством энергетики не утверждены, в связи с чем положениям п. 25 Основ ценообразования не применимы, между тем, расходы по статье «ремонт основных средств» могли быть рассчитаны тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования.

Как следует из тарифного предложения административного истца, заявленная на 2020 год сумма расходов на «ремонт основных средств» в размере 2 834,00 тыс. руб. определена им исходя из годового плана-графика производства работ по капитальному ремонту оборудования, зданий и сооружений электрических сетей по Пензенской области филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» на 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 года; годового плана-графика производства работ по текущему ремонту оборудования, зданий и сооружений электрических сетей по Пензенской области филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» на 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 года; годового плана-графика производства работ по техническому обслуживанию оборудования, зданий и сооружений электрических сетей по Пензенской области филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» на 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 года; расчета расходов на текущий ремонт и техобслуживание автотранспорта.

Также административным истцом АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» представлены в тарифный орган карточка счета 20.1.1 за 2018 год по статье «услуги подрядчиков по ремонту объектов ЭСХ»; карточка счета 20.1.1 за 2018 год по статье «МПЗ на ремонт спецтехники и автотранспорта»; карточка счета 20.1.1 за 2018 год по статье «МПЗ на ремонт объектов ЭСХ»; карточка счета 20.1.1 за 2018 год по статье «услуги подрядчиков по ремонту автотранспорта и спецтехники».

В составе тарифной заявки сетевой организацией указаны перечни оборудования и сооружений электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии сторонним потребителям на 2020 - 2024.

Как следует из экспертного заключения и письменных возражений административного ответчика на административное исковое заявление, заявленный АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» размер расходов на «ремонт основных средств» 2 834,00 тыс. руб., признан тарифным органом экономически необоснованным и определен в меньшем размере – 913,97 тыс. руб.

Требования к техническому обслуживанию, ремонту и модернизации энергообъектов установлены Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229 (далее - Правила технической эксплуатации), которые распространяются на электрические сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.

Пунктами 1.6.3, 1.6.4 Правил технической эксплуатации определено, что объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования приведены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков. Периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлены правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и нормативно-техническими документами на ремонт данного вида оборудования.

В соответствии с пунктом 8 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 года № 1013 (далее - Правила организации ТОиР), ремонты, в зависимости от планирования, следует подразделять на плановые, неплановые и аварийные. Плановый ремонт также следует подразделять на планово-предупредительный ремонт, который следует выполнять с периодичностью, установленной в ремонтной документации, указанной в пункте 17 Правил организации ТОиР, а объем ремонта должен определяться по типовому перечню ремонтных работ с учетом фактического технического состояния и включать выполнение дополнительных сверхтиповых ремонтных работ для устранения дефектов, выявленных в процессе эксплуатации (при наличии), и по результатам предыдущих ремонтов, установленных предписаниями органов государственного надзора (при наличии); ремонт по техническому состоянию, представляющий собой ремонт, при котором контроль технического состояния оборудования следует выполнять с периодичностью и в объеме, установленными в ремонтной документации, указанной в пункте 17 Правил организации ТОиР, а объем и момент начала ремонта должны определяться результатами контроля технического состояния оборудования.

Таким образом, периодичность и объем обоих видов планового ремонта определяется исходя из ремонтной документации, указанной в пункте 17 Правил организации ТОиР, согласно которому ремонтная документация должна включать: нормативную документацию, включающую нормативные правовые акты, действие которых распространяется на объекты, в отношении которых осуществляются ремонты; техническую документацию, к которой относятся проектная документация, конструкторская документация изготовителей оборудования (чертежи, инструкции по эксплуатации, заводские ремонтные документы, технические паспорта оборудования или сооружений объектов электроэнергетики), информационные сообщения и письма изготовителей оборудования; технологическую документацию, к которой относятся документы по технологическим процессам ремонта (маршрутные, операционные и технологические карты, технологические инструкции, рабочие программы), а также технологические инструкции изготовителей оборудования; организационно-распорядительную документацию, к которой относятся документы по планированию, подготовке и выполнению ТОиР, а также учета и отчетности (планы, графики, программы ремонта, ведомости, протоколы, акты, годовые графики ремонта, разрабатываемые собственником и иным законным владельцем объектов электроэнергетики, утверждаемые субъектом электроэнергетики и (или) организацией - исполнителем ремонта и пересматриваемые с учетом опыта эксплуатации; проект производства работ (далее - ППР), разрабатываемый организацией - исполнителем ремонта для подготовки и производства ремонта оборудования и состоящий из комплекта технических и организационно-распорядительных документов с обязательным включением в него главы «Требования безопасности при выполнении работ»; документы, фиксирующие результаты выполнения ремонта составных частей оборудования и их техническое состояние до и после выполнения ремонтных работ и степень соответствия состояния отремонтированной составной части требованиям нормативной и технической документации (формуляры, карты контроля, карты измерений, протоколы, технические акты на скрытые работы), которые являются отчетными и подлежат представлению в комиссию по приемке оборудования из ремонта.

Как правильно установлено судом первой инстанции, в материалы тарифного дела административным истцом АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» предусмотренная пунктом 17 Правил организации ТОиР нормативная, техническая и технологическая документация не представлена, организационно-распорядительная документация представлена не в полном объеме (только годовые планы графики), оформлена не в соответствии с требованиями законодательства, содержат не полные сведения о планируемых ремонтах объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пунктам 387, 388 Правил организации ТОиР, периодичность работ по ремонту ЛЭП и оборудования ПС должна устанавливаться субъектами электроэнергетики на основании требований нормативной и технической документации, инструкций изготовителей оборудования с учетом технического состояния, определяемого по результатам обходов, осмотров и испытаний, проводимых в соответствии с ЛНА субъекта электроэнергетики, а также климатических и метеорологических условий эксплуатации ЛЭП и оборудования ПС.

Планирование ремонта ЛЭП и оборудования ПС должно включать в себя разработку: а) перспективных планов ремонта, разрабатываемых на 5 лет; б) годовых и месячных графиков ремонта и технического обслуживания.

Положениями пункта 408 Правил организации ТОиР, устанавливающими особенности организации технического обслуживания и ремонта ВЛ, ТП, секционирующих пунктов (далее - СП) и распределительных пунктов (далее - РП) электрических сетей напряжением 0,38 - 20 кВ (далее - ВЛ и оборудование ПС 0,38 - 20 кВ), регламентировано составление перспективных планов и годовых графиков капитального (среднего) ремонта в отношении указанного оборудования, содержащих сведения о годе последнего капитального (среднего) ремонта, а также журнала дефектов, отражающего неисправности оборудования.

В связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в отношении заявленного оборудования ремонтная документация, отвечающая требованиям вышеуказанных пунктов Правил организации ТОиР административным истцом АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» не представлена, а представленные годовые планы-графики не соответствуют требованиям Правил организации ТОиР, не подтверждаются нормативной и технической документацией, не содержат необходимую информацию, в том числе о ранее проведенных ремонтах на объектах; стоимость планируемых мероприятий по ремонту не подтверждена сметными расчетами; документального подтверждения планируемых расходов и затрат на текущий ремонт и техобслуживание филиалом «Уральский» не представлено.

Кроме того, суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований административного истца АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» правомерно исходил из того, что административным истцом не приведено экономического обоснования потребности административного истца в осуществлении капитального ремонта ВЛ, КЛ, ТП именно в 2020 году, являющемся первым годом долгосрочного периода регулирования, определяющим базовый уровень подконтрольных расходов, исходя из которого в последующие годы будет производиться корректировка базового уровня подконтрольных расходов на соответствующие коэффициенты, а также учитывая, что административным истцом не подтверждена экономическая обоснованность проведения ремонтных работ, Управлением расходы по статье «ремонт основных средств» определены в сумме 913,97 тыс. руб., исходя из отчетных данных АО «Оборонэнерго» о величине расходов в предыдущем периоде регулирования, с применением коэффициента, отражающего уменьшение электросетевого хозяйства на 2020 год относительно 2015-2019 годов, с учетом индексов цен, определенных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на периоды до 2024 года, в связи с чем суд первой инстанции при установленных обстоятельствах, в связи с отсутствием документов, подтверждающих экономическую обоснованность тарифной заявки филиала «Уральский» административного истца в части затрат на «сырье и материалы» и «ремонт основных средств», пришел к выводу, что расходы по данным статьям обоснованно определены тарифным органом в размере 897,87 тыс. руб. и 913,97 тыс. руб. соответственно путем экспертной оценки отчетных данных сетевой организации, что не противоречит положениям пункта 31 Основ ценообразования, пункта 24 Правил регулирования.

При этом судом первой инстанции правильно установлено, что указанный подход в отсутствие иных сведений и материалов является экономически обоснованным, поскольку принятые тарифным органом для расчета фактические расходы административного истца, понесенные им в предшествующем долгосрочном периоде регулирования в 2015-2018 годах документально подтверждены; уменьшение размера расходов на «сырье и материалы» и «ремонт основных средств» обусловлено снижением числа активов, эксплуатируемых АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» на территории Пензенской области, сумма данных затрат определена по формуле 2 пункта 11 Методических указаний № 98-э, правильность расчетов административным истцом не оспаривается.

Отклоняя доводы административного истца, суд первой инстанции обоснованно указал, что вопреки требованиям пункта 17 Правил регулирования ни тарифному органу, ни суду первой инстанции, документы, обосновывающие расчет расходов по оспариваемым статьям затрат, не представлены, в этой связи тарифный орган не имел правовых оснований для учета заявленных административным истцом расходов при формировании необходимой валовой выручки.

Оспаривая приказ «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 год», административный истец ссылался на то, что поскольку НВВ участвует в расчете ставок единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии и является экономически необоснованным, при изменении размера НВВ, подлежит и изменение размера установленного единого котлового тарифа, применяемого в целях расчетов с потребителями услуг. Отказывая в удовлетворении данных требований, суд первой инстанции, учитывая, что расчет необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2020 года, установленный тарифным органом, признан судом обоснованным, поэтому основания для признания недействующим пункта 1 приказа от 30 декабря 2019 года № 238 «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 года» также отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Так как судом первой инстанции установлено, что приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30 декабря 2019 года № 236 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Пензенской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года», от 30 декабря 2019 года № 238 «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 года», в оспариваемой части приняты Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в пределах своих полномочий, не противоречат нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, учитывая отсутствие доказательств нарушения прав административного истца, то у суда отсутствовали основания для удовлетворения административного иска.

В апелляционной жалобе административный истец АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» указал о своем несогласии с выводами суд первой инстанции о том, что представляя расчет потребности ГСМ для 7 автомашин, данных о том, что заявленное число автомобилей будет задействовано в производственном процессе для целей регулируемой деятельности не представлено.

Указанные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку материалами тарифного дела не подтверждается ни экономическая обоснованность количества заявленных административным истцом сырья и материалов, ни использование административным истцом при расчетах какого-либо из видов цен, предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности.

Из приведенных положений Основ ценообразования следует, что орган тарифного регулирования определяет экономическую обоснованность тех или иных затрат на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и (или) иных материалов, а при непредставлении таких документов орган тарифного регулирования, не имея возможности проверить экономическую обоснованность тех или иных затрат, обязан исключить из расчета тарифа затраты, не подтвержденные документально.

На административном истце лежит обязанность представить обоснование того, что понесенные им затраты связаны с регулируемым видом деятельности и увеличение данных затрат по сравнению с плановыми расходами носит объективный характер. Безосновательное увеличение затрат с последующим их возложением на контрагентов регулируемой организации противоречит целям и задачам законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Как правильно указал суд первой инстанции, в нарушение требований законодательства административным истцом АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» не представлены в тарифный орган документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, а именно, представляя расчет потребности ГСМ для 7 автомашин, данных о том, что заявленное число автомобилей будет задействовано в производственном процессе для целей регулируемой деятельности не представлено, не приведено обоснования заявленного расхода топлива с учетом пробега автотранспорта, не представлены подтверждающие пробег маршрутные карты; не представлены договоры и иные документы, подтверждающие оплату расходов на поставку материалов, хозяйственных и канцелярских товаров, в связи с чем, плановые расходы на 2020 год по указанной статье определены тарифным органом в размере 897,87 тыс. руб., исходя из фактических экономически обоснованных значений за предшествующий период регулирования, с учетом коэффициента, отражающего изменение имущественного комплекса регулируемой организации на 2020 год относительно факта 2015-2019 годов, с применением индексов цен, определенных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на периоды до 2024 года.

В апелляционной жалобе административный истец указал, что он не согласен с выводами суда о том, что в отношении заявленного оборудования ремонтная документация, отвечающая требованиям Правил организации ТОиР административным истцом не представлена, а представленные годовые планы-графики не соответствуют требованиям Правил организации ТОиР, не подтверждаются нормативной и технической документацией, не содержат необходимую информацию, в том числе о ранее проведенных ремонтах на объектах.

Данные доводы апелляционной жалобы административного истца АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» не могут повлечь отмену решения суда, так как суд первой инстанции пришел к верному выводу, что стоимость планируемых мероприятий по ремонту не подтверждена сметными расчетами; документального подтверждения планируемых расходов и затрат на текущий ремонт и техобслуживание филиалом «Уральский» не представлено.

При этом административным истцом АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» не приведено экономического обоснования его потребностей в осуществлении капитального ремонта ВЛ, КЛ, ТП именно в 2020 году, являющемся первым годом долгосрочного периода регулирования, определяющим базовый уровень подконтрольных расходов, исходя из которого в последующие годы будет производиться корректировка базового уровня подконтрольных расходов на соответствующие коэффициенты.

Доводы апелляционной жалобы АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.

Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пензенского областного суда от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский»- без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Пензенский областной суд.

Председательствующий

Судьи