ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2615/2022 от 08.09.2022 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-2615/2022

УИД 50OS0000-01-2020-000740-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 8 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П.,

при ведении протокола помощником судьи Молотиевской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-91/2021 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СтайлЛюкс» (далее – ООО «СтайлЛюкс», общество) о признании недействующими со дня принятия Закона Московской области от 18 июля 2017 года № 126/2017-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2018 год», Закона Московской области от 3 июля 2018 года № 103/2018-03 «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год» в части установления базового размера арендной платы (Аб) для г. Люберцы

по апелляционной жалобе ООО «СтайлЛюкс» на решение Московского областного суда от 25 октября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П., объяснения представителя административного истца ООО «СтайлЛюкс» Алексеева А.А., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителей административных ответчиков Губернатора Московской области Горячевой Ю.И., Московской областной Думы Бабкиной С.В., заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области Черняховской Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Законом Московской области от 18 июля 2017 года № 126/2017-ОЗ установлен базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2018 год (далее – Закон Московской области от 18 июля 2017 года № 126/2017-ОЗ).

Пунктом 134 данного закона базовый размер арендной платы для города Люберцы Московской области установлен в размере 79,48 руб./кв. м.

Закон Московской области от 18 июля 2017 года № 126/2017-ОЗ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 24 июля 2017 года, также в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 140, 1 августа 2017 года.

Законом Московской области от 3 июля 2018 года № 103/2018-ОЗ установлен базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год (далее – Закон Московской области от 3 июля 2018 года № 103/2018-ОЗ).

Пунктом 128 данного закона базовый размер арендной платы для города Люберцы Московской области установлен в размере 79,48 руб./кв. м.

Закон Московской области от 3 июля 2018 года № 103/2018-ОЗ опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 6 июля 2018 года, на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 9 июля 2018 года, также в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 129, 17 июля 2018 года.

Административный истец, являвшийся арендатором 8 земельных участков с кадастровыми номерами (номер участка 9), (номер участка 10), (номер участка 11), (номер участка 12), (номер участка 13), (номер участка 14), (номер участка 15), (номер участка 16), расположенных в городе Люберцы Московской области, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Закона Московской области от 18 июля 2017 года № 126/2017-ОЗ и Закона Московской области от 3 июля 2018 года № 103/2018-ОЗ, в части установления базового размера арендной платы (Аб) для города Люберцы.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что базовый коэффициент был утвержден в нарушение принципа экономической обоснованности без учета доходности земельных участков, поскольку фактически доходность земельных участков в Московской области в течение указанных лет снижалась, а базовый коэффициент оставался на прежнем уровне. Оспариваемые нормативные правовые акты применяются в отношении ООО «СтайлЛюкс» в указанной части при определении размера арендной платы по договорам аренды земельных участков.

Решением Московского областного суда от 25 октября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2021 года.

Не согласившись с постановленным решением, 21 декабря 2021 года представитель ООО «СтайЛюкс» обратился в суд с апелляционной жалобой, срок подачи которой восстановлен определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2022 года.

Среди доводов апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции в отсутствие доказательств пришел к выводу о соблюдении Московской областной Думой принципа экономической обоснованности при установлении базового размера арендной платы за земельные участки на территории Московской области на 2018 и 2019 годы. В пояснительных записках к оспариваемым законам отсутствует оценка доходности земельных участков по категориям и видам разрешенного использования, имеется только описание экономической ситуации в Московской области. Административный истец полагает необоснованными ссылки на финансово-экономическое обоснование на 2020 год, подготовленное поскольку оно неприменимо к нормативным правовым актам об установлении базового размера и коэффициентов на 2018 и 2019 годы и является недопустимым доказательством. Из показаний допрошенного судом в качестве специалиста ФИО11. следует, что при расчете базового коэффициента использовалась только средняя кадастровая стоимость земельных участков, что не подтверждает соблюдение принципа экономической обоснованности. По результатам судебной экспертизы, проведенной в ходе рассмотрения дела, установлено, что размеры коэффициентов не соответствуют установленным оспариваемыми законами Московской области. Кроме того, выводы эксперта не обоснованы и рассчитаны на основе произвольного выбора показателей, немотивированном их комбинировании и усреднении.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвовавшим в деле прокурором, Губернатором Московской области, Московской областной думой, Министерством имущественных отношений Московской области представлены письменные возражения о их несостоятельности.

Представители заинтересованных лиц Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Администрации и Комитета по управлению имуществом городского округа Люберцы Московской области и Рыжайкин С.Ю., явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; ходатайств об отложении рассмотрения дела не завили.

С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

На территории Московской области порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, урегулирован Законом Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее – Закон Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 указанного Закона определение арендной платы (Апл) при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, осуществляется по формуле: Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где: Аб – базовый размер арендной платы; Кд – коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд – корректирующий коэффициент; Км – коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S – площадь арендуемого земельного участка.

В части 2 указанной статьи предписывается, что базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области.

Суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», части 1 статьи 1 Закона Московской области от 2 ноября 2005 года № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области», пункта 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года № 842/27, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.

По административному делу установлено, что административный истец на основании договоров аренды № от 12 декабря 2005 года, № от 12 декабря 2005 года, № от 31 августа 2005 года, № от 31 августа 2005 года, № от 12 декабря 2005 года, № от 12 декабря 2005 года, № от 31 августа 2005 года, № от 31 августа 2005 года являлся арендатором земельных участков с кадастровыми номерами соответственно, площадью по 5 000 кв. метров для проектирования, строительства и последующей эксплуатации торгово-складского комплекса.

Расчет арендной платы по договорам аренды земельных участков № от 12 декабря 2005 года, № от 12 декабря 2005 года, № от 31 августа 2005 года, № от 31 августа 2005 года производился в соответствии с положениями статьи 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ.

Согласно условиям приложений к договорам аренды базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области.

По договорам аренды № от 12 декабря 2005 года, № от 12 декабря 2005 года, № от 31 августа 2005 года, № от 31 августа 2005 года размер арендной платы за земельные участки, начиная с 12 августа 2017 года, составлял сумму, равную земельному налогу за этот земельный участок.

Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2017 года № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.

Как установлено судом первой инстанции, базовый коэффициент (Аб) в г. Люберцы в размере 79,48 оставался неизменным с 2016 по 2019 годы.

Базовый размер арендной платы используется для расчета арендной платы за земельные участки с 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Московской области от 21 сентября 2004 года № , которым установлено, что порядок определения арендной платы, установленный пунктом 1 статьи 9 (утратила силу) Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-03, применяется с 1 января 2005 года.

В дальнейшем базовый размер арендной платы изменялся с учетом показателей прогноза социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на очередной год с учетом индексов-дефляторов потребительских цен.

Пояснительные записки к проектам Законов Московской области об установлении базового коэффициента на 2015, 2016, 2017 годы содержат ссылку на бюджетное законодательство, в частности на Методику определения прогнозного налогового потенциала бюджетов муниципальных образований и городских округов Московской области и расчетных показателей общей стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Московской области по полномочиям муниципальных районов Московской области на 2009 год (Приложение № 8 к Закону Московской области от 4 декабря 2008 года № 187/2008-03 «О бюджете Московской области на 2009 год»).

Согласно данной Методике оценка суммарного налогового потенциала и расчетных налоговых и неналоговых доходов бюджетов городских округов и поселений производится на основе показателей прогноза социально-экономического развития городских округов и поселений Московской области на очередной год с учетом индексов-дефляторов потребительских цен (1,084) и роста фонда оплаты труда, ожидаемой оценки поступлений соответствующих доходов в бюджеты городских округов и поселений, данных министерств и ведомств Московской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области о налогооблагаемой базе бюджетов городских округов и поселений, а также с учетом изменений, вносимых в федеральное бюджетное и налоговое законодательство и законодательство Московской области.

На основании пункта 1.1.7 Методики рассчитаны прогнозные поступления арендной платы за землю в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Применяя указанную Методику, являющуюся основой для расчета экономических показателей, увеличение базового коэффициента в 2015 году происходит на прогнозируемый уровень инфляции – 5,1%, в 2016 году и последующие периоды до 2020 года базовая арендная ставка остается без изменения.

В пояснительных записках к проектам оспариваемых законов указывается, что в целях поддержания и стимулирования инвестиционной активности Московской области, а также недопущения увеличения финансовой нагрузки на арендаторов, предлагается в 2018 и 2019 году базовый размер арендной платы оставить неизменным и сохранить на уровне 2017, 2018 годов; представлен анализ экономической ситуации, приведены основания сохранения базового размера арендной платы на уровне предыдущих периодов.

Для проверки соблюдения принципа экономической обоснованности определением суда от 7 сентября 2021 года назначена экспертиза на предмет определения базового размера арендной платы для города Люберцы на 2018 и 2019 годы, проведение которой поручено

Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ определен базовый размер арендной платы для города Люберцы на 2018 год равный 79,81 руб./кв. м, на 2019 год – 81,47 руб./кв. м.

Судом первой инстанции заключение судебной экспертизы признано достоверным, допустимым доказательством по делу, поскольку оно соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нем приведена информация о практике регулирования земельных отношений в Московской области, характеристики субъекта, на территории которого устанавливается базовый размер арендной платы, проведен анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Экспертом сделаны выводы об экономически обоснованной величине базового размера арендной платы на 2018 и 2019 годы с учетом данных рынка земельных участков на 2018 – 2019 годы, с учетом категорий земель. Факторы, влияющие на размер коэффициента (Аб), определены неверно. Информация, использованная экспертом, достоверна и проверяема как в части показателя стоимости земельных участков, в части среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков за земли городского округа Люберцы Московской области, так и в части использованного показателя доходности (ставки капитализации).

В подтверждение доводов о соблюдении при принятии оспариваемых законов положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» административным ответчиком представлено Финансово-экономическое обоснование к проекту Закона Московской области «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2020 год», подготовленное кафедрой Бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», на основании договора от 14 октября 2019 года № 231, заключенного с Министерством имущественных отношений Московской области.

В результате оценки данного доказательства судом установлено, что при проведении исследования использовался метод сопоставления действующей и проектируемой арендной платы относительно действующих рыночных величин арендных ставок в Московской области. Специалистами приведен анализ экономической ситуации региона с 2009 года по 2019 год, указаны обоснования сохранения базового размера арендной платы с 2016 по 2019 год на одном уровне.

Кроме того, предметом оценки суда было финансово-экономическое обоснование базовой арендной платы за земли населенных пунктов в границах города Люберцы на 2009 год и 2020 год, подготовленное специалистами ФГБУ УВО «Российский государственный социальный университет», в рамках исполнения государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством имущественных отношений Московской области.

Судом допрошен ФИО12 участвовавший в подготовке данного финансово-экономического основания, который обосновал применение формулы, на основании которой рассчитан базовый коэффициент в населенных пунктах г. Люберцы, с 2009 года по 2020 год с учетом коэффициента инфляции. Полагал оспариваемый базовый коэффициент, установленный на 2018 – 2019 года экономически обоснованным.

Установив данные обстоятельства и применив вышеприведенные нормы права в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые нормы законов субъекта Российской Федерации не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводам апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения приняты в нарушение принципа экономической обоснованности, суд первой инстанции дал соответствующую правовую оценку при рассмотрении дела, с которой судебная коллегия оснований не согласиться не находит.

Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам, в связи с чем, отказ в удовлетворении административных исковых требований является правильным.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Московского областного суда от 25 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СтайлЛюкс» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи