ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2726/20 от 18.06.2020 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

Дело №66а-2726/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 18 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стоян Е.В.,

судей Васильевой Т.Г., Синьковской Л.Г.,

при помощнике Сонькиной М.В.,

с участием прокурора Бобылевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-2986/2020 по апелляционной жалобе административного истца Жуманова Рустама Турдыбаевича на решение Московского городского суда от 13 марта 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Жуманова Рустама Турдыбаевича об оспаривании постановления Правительства Москвы от 3 сентября 2018 года №1029-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта – участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции «Улица Новаторов» до проектируемой станции «Славянский мир» с размещением транспортно-пересадочных узлов».

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Стоян Е.В., объяснения административного истца Жуманова Р.Т., представителя административного истца Анисимовой И.Р., представителя Правительства Москвы Горина Е.Д., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Жуманов Р.Т обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Правительства Москвы от 3 сентября 2018 года №1029-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта – участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции «Улица Новаторов» до проектируемой станции «Славянский мир» с размещением транспортно-пересадочных узлов» (далее постановление Правительства Москвы от 3 сентября 2018 года №1029-ПП) и Инвестиционной стратегии города Москвы на период до 2025 года, утвержденной Мэром Москвы 26 февраля 2016 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, при принятии оспариваемого нормативного правового акта не проводились публичные слушания; при принятии проекта планировки территории линейного объекта не учитывались инженерные изыскания; оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статей 9, 14, 18, 41.1, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 4, 5 Градостроительного кодекса города Москвы, Генеральному плану города Москвы, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, по мнению Жуманова Р.Т., оспариваемое постановление Правительства Москвы от 3 сентября 2018 года №1029-ПП нарушает конституционные права административного истца на участие в управлении делами государства.

Определением Московского городского суда от 13 марта 2020 года производство по административному исковому заявлению Жуманова Р.Т. в части требований об оспаривании Инвестиционной стратегии города Москвы на период до 2025 года, утвержденной Мэром Москвы 26 февраля 2016 года, прекращено.

Решением Московского городского суда от 13 марта 2020 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Жуманов Р.Т. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указывает на ошибочность вывода суда об отнесении Коммунарской линии метрополитена к объектам, указанным в Перечне объектов регионального значения, проекты планировки которых утверждаются без проведения публичных слушаний. Судом не учтено, что подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, осуществляется с учетом требований инженерных изысканий. Кроме того, судом не учтено, что предусмотренный оспариваемым постановлением линейный объект - линия метрополитена проходит не там, где он ранее был предусмотрен Генеральным планом города Москвы.

На доводы апелляционной жалобы прокуратурой города Москвы представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности судебного решения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, не находит оснований к отмене решения суда исходя из следующего.

Правоотношения в сфере градостроительной деятельности на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено статьями 6, 7, 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.

Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональных нормативов градостроительного проектирования.

В соответствии с Уставом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 28 июня 1995 года, к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится в том числе регулирование градостроительной деятельности (пункт 9 части 1 статьи 13). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы (статья 12 Устава). Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы (статьи 5, 9, 44).

В соответствии со статьями 2, 13, 14, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства, правовые акты, имеющие нормативный характер, принимает в форме постановлений Правительства Москвы.

Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, частью 9 указанной статьи предусмотрено, что утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В соответствии с частью 3 этой же статьи документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы является генеральный план города федерального значения Москвы.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 3 сентября 2018 года Правительством Москвы принято постановление №1029-ПП «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта – участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции «Улица Новаторов» до проектируемой станции «Славянский мир» с размещением транспортно-пересадочных узлов» и опубликовано на официальном сайте Мера и Правительства Москвы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, оспариваемая норма не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при принятии оспариваемого проекта планировки территории не были проведены публичные слушания и жители города Москвы, включая административного истца, были лишены возможности участвовать в обсуждении проекта. Указанная позиция административного истца опровергается установленными судом обстоятельствами дела.

Статья 68 Градостроительного кодекса города Москвы, утвержденного законом города Москвы от 25 июня 2008 г. № 28, регламентирует основания и порядок проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Москве.

Как установлено судом, предусмотренный законом порядок проведения публичных слушаний по рассматриваемым вопросам соблюден. Из представленных в суд заключений по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории линейного объекта метрополитена в Западном и Юго-Западном административных округах города Москвы следует, что информация о проведении публичных слушаний доведена до всеобщего сведения путем опубликования в печатных изданиях и размещения на официальных сайтах Управы района Проспект Вернадского и префектуры ЮЗАО, на информационных стендах района и подъездах жилых домов. Была организована экспозиция материалов. Публичные слушания проводились в период с 5 августа по 10 сентября 2015 года и с 13 августа по 12 ноября 2015 года соответственно. Имеющиеся в материалах дела протоколы публичных слушаний отражают различные мнения по проектам планировки территории линейного объекта. По результатам публичных слушаний подготовлено заключение, которым публичные слушания признаны состоявшимися.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 43-ФЗ) предусмотрены особенности регулирования отношений, возникающих в связи с присоединением территорий к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".

В силу частей 1 - 3 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 43-ФЗ решение о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 названного федерального закона, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.

Подготовка документации по планировке территории, указанной в части 1 названной статьи, и ее утверждение осуществляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.

Документация по планировке территории, указанная в части 1 названной статьи, утверждается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

С учетом положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №43-ФЗ и постановления Правительства Москвы от 14 октября 2013 года № 680-ПП «Об утверждении перечня объектов регионального значения, подлежащих размещению на территориях, присоединенных с 1 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве», суд пришел к обоснованному выводу о том, что по присоединенным территориям (Новой Москвы), в отношении которых распространяется спорный проект планировки территории, проведение публичных слушаний не требовалось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не проводились публичные слушания не опровергают выводов суда о соблюдении процедуры проведения публичных слушаний.

Оспаривая постановление Правительства Москвы от 3 сентября 2018 года №1029-ПП административный истец указал, что при принятии проекта планировки не учитывались инженерные изыскания.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» регламентировано проведение инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территорий. При этом в части 4 статьи 9 установлено, что в случае, если решение о подготовке проекта планирования территории принято до дня вступления в силу указанного федерального закона, подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляются в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Решение о подготовке проекта планировки территории линейного объекта – участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции «Улица Новаторов» до проектируемой станции «Славянский мир» с размещением транспортно-пересадочных узлов было принято Распоряжением Москомархитектуры от 26 июня 2014 года №84 «О подготовке проектов планировки линейных объектов метрополитена», до вступления в силу редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации от 3 июля 2016 года.

Следовательно, проведение инженерных изысканий для подготовки оспариваемого проекта планировки территории линейного объекта не требовалось, иное толкование административного истца в указанной части является ошибочным.

Судом проверен довод административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Генеральному плану города Москвы.

Законом города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 "О Генеральном плане города Москвы" утвержден Генеральный план города Москвы.

Согласно части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса города Москвы Генеральный план города Москвы является документом территориального планирования и основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства. На основании пункта 3 части 2 статьи 28 Градостроительного кодекса города Москвы реализация Генерального плана города Москвы осуществляется в том числе путем разработки и утверждения документации по планировке территории.

С учетом приведенных выше положений суд пришел к правильному выводу, что отображение на картах генерального плана местоположения линейного объекта носит планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этим объектом, а лишь определяет принципиальное направление прохождения линейного объекта.

Судом обоснованно сделан вывод о соблюдении предусмотренной федеральными актами и нормативными правовыми актами города Москвы процедуры подготовки и утверждения проекта планировки территории линейного объекта – участок проектируемой линии метрополитена от проектируемой станции «Улица Новаторов» до проектируемой станции «Славянский мир» с размещением транспортно-пересадочных узлов».

При таких обстоятельствах, вывод в решении суда об отсутствии правовых оснований для признания постановления Правительства Москвы от 3 сентября 2018 года №1029-ПП недействующим является правильным, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска - законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Таким образом, решение Московского городского суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского городского суда от 13 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Жуманова Рустама Турдыбаевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи