ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2795/2022 от 15.09.2022 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

37OS0000-01-2022-000090-92

дело № 66а-2795/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 15 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Ефремовой О.Н., Щербаковой Н.В.,

при ведении протокола секретарем Алексие Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело № 3а-124/2022 по административному исковому заявлению Ш.Л. о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31 мая 2017 года № 144-н/1 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ивановской области»,

по апелляционной жалобе Ш.Л. на решение Ивановского областного суда от 1 июня 2022 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Щербаковой Н.В., объяснения представителей административного истца Ш.Л. по ордеру адвоката К.А., административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области по доверенности А.О., П.С., заинтересованного лица ТСЖ «Автомобилист» П.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гришиной А.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) от 31 мая 2017 года № 144-н/1 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ивановской области» установлены нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ивановской области.

В частности, в пункте 1 приложения к названному постановлению для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением этажностью от 1 до 5 установлены следующие нормативы (куб.м в месяц на кв.м площади):

- норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 0,0308,

- норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 0,0308,

- норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 0,0616.

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 1 июня 2017 года, в печатном издании «Ивановская газета» от 9 июня 2017 года № 45(6044).

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 9 июня 2017 года № 145-н/1 в оспариваемое постановление внесены изменения.

Вместе с тем, в оспариваемой части постановление не изменялось и действует в прежней редакции.

Ш.Л., являясь собственником квартиры в пятиэтажном доме по адресу: , обратилась в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом уточнений просит признать недействующим пункт 1 Приложения к постановлению, устанавливающего нормативы для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением с этажностью от 1 до 5, полагая, что установленные данным пунктом нормативы непосредственно затрагивают ее интересы, поскольку на основании данного норматива она оплачивает потребленные коммунальные ресурсы. Между тем, в в силу его конструктивных особенностей отсутствуют внутридомовые инженерные системы, по которым холодная и горячая вода подаются в нежилые помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отсутствуют внутридомовые инженерные системы водоотведения сточных вод, относящиеся к местам общего пользования многоквартирного дома, в связи с чем забор горячей и холодной воды, необходимой для обслуживания мест общего пользования многоквартирного дома, осуществляется посредством использования жилых помещений собственников, оснащенных приборами учета холодной и горячей воды с последующей компенсацией последним понесенных расходов.

По мнению истца, обжалуемый в части акт не соответствует части 9.1 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Решением Ивановского областного суда от 1 июня 2022 года административные исковые требования Ш.Л. оставлены без удовлетворения.

Ш.Л. не согласилась с решением суда, полагала его принятым с неверным применением норм материального права, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит свою позицию, выраженную в суде первой инстанции, и полагает, что суд пришел к неверному выводу о том, что для установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома достаточно подключение этого дома к услугам водоснабжения и водоотведения. Между тем, из норм действующего законодательства следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества возможно исключительно в случаях, когда внутридомовые инженерные сети позволяют осуществить потребление соответствующего коммунального ресурса.

Обращала внимание судебной коллегии на сложившуюся правоприменительную практику, в соответствии с которой нормативы потребления коммунальной услуги в целях содержания общедомового имущества применяются при условии, если конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего коммунального ресурса.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области представлены возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Ш.Л. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие Ш.Л.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Из материалов дела следует, что административный истец Ш.Л. является собственником квартиры в пятиэтажном доме по адресу: , не оборудованном коллективным (общедомовым) прибора учета потребления воды.

Оплата коммунального ресурса на содержание общедомового имущества осуществляется истцом с применением норматива для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением с этажностью от 1 до 5, установленного в пункте 1 приложения к оспариваемому постановлению.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что оспариваемый в указанной части нормативный правовой акт принят Департаментом в пределах своей компетенции, в соответствии с установленным порядком и с соблюдением предусмотренной процедуры, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права заявителя не нарушает.

Судебная коллегия оснований не согласиться с указанным выводом не усматривает.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.

С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила № 306).

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).

Как следует из пунктов 1.1, 3.13 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года № 577-п, таким органом на территории Ивановской области является Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.

Суд первой инстанции, проанализировав Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, Правила № 306, Закон Ивановской области от 23 ноября 1994 года № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации», пришел к верному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в установленной форме, с соблюдением порядка принятия и опубликования и по этим основаниям не оспариваются.

Не оспаривал административный истец и экономическую обоснованность установленных нормативов.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно пункту 2 Правил № 306 норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - это определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

В силу подпункта «а» пункта 4.1 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.

Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (таблица 2 приложения № 2 к Правилам № 306), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности многоквартирных домов (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства многоквартирных домов: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным Правилам.

В силу пунктов 13, 19 названных Правил, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.

Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил).

Из пунктов 13, 43 названных Правил следует, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам.

Согласно формуле № 26, предусмотренной пунктом 27 приложения № 1 к Правилам № 306, норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется как отношение численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив, к общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м), умноженной на 0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека).

В соответствии с пунктом 9 Правил № 306 нормативы установлены Департаментом на основании сведений, которые были предоставлены ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями, органами местного самоуправления.

Как следует из экспертного заключения от 31 мая 2017 года дифференциация многоквартирных домов (далее - МКД) по категориям жилых помещений и определение нормативов с учетом этажности МКД произведена Департаментом с учетом положений пункта 27 приложения 1 к Правилам № 306 на основании совокупности данных о численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, об этажности МКД, а также информации о степени благоустройства МКД, конструктивных и технических параметрах МКД.

При этом в качестве критерия разграничения было использовано наличие/отсутствие централизованного водоотведения, наличие/отсутствие централизованного холодного водоснабжения, наличие/отсутствие централизованного горячего водоснабжения, наличие/отсутствие водонагревателей, наличие/отсутствие оборудования раковинами, мойками, унитазами. Дифференциация норматива произведена также в зависимости от этажности многоквартирных жилых домов от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16.

Какие-либо дополнительные конструктивные и технические параметры (в том числе указываемая истцами оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием) критерием для дифференциации норматива не являлись.

Как верно указал суд первой инстанции, оспариваемым постановлением были определены категории многоквартирных домов для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, имеющих конструктивные и технические параметры и степень благоустройства, предусмотренные приложением № 2 к Правилам № 306. Вопреки доводам административного истца, примененная Департаментом дифференциация на категории МКД приведенным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

Административный истец в обоснование своей правовой позиции, повторенной в суде апелляционной инстанции, полагал, что Департаменту при принятии оспариваемого правового акта следовало ввести дополнительную дифференциацию категорий - МКД, не оснащенные в местах общего пользования санитарно-техническим оборудованием и водоразборными устройствами горячего (холодного) водоснабжения.

Абзацем вторым пункта 11 Правил № 306 закреплено право уполномоченного органа субъекта Российской Федерации определять иные категории жилых помещений, имеющих конструктивные и технические параметры, отличные от тех, которые перечислены в приложении № 2 к Правилам № 306.

Между тем, оснований для подобной дополнительной дифференциации МКД административный истец не привел, а судом не установлено.

Не приведено таковых и в суде апелляционной инстанции.

При этом, как следует из правовой позиции административного ответчика, сведений об оснащении МКД в местах общего пользования санитарно-техническим оборудованием и водоразборными устройствами горячего (холодного) водоснабжения не имеется, анализа конструктивных и технических параметров по данному признаку не осуществлялось.

Приведенные в апелляционной жалобе со ссылкой на часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации доводы о том, что отсутствие в местах общего пользования водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования исключает потребление соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны ошибочными.

Как следует из содержания формулы № 26, перечисленные в подпункте «а» пункта 4.1 Правил № 306 конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, заключающиеся в оснащенности мест общего пользования МКД водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, в расчете не фигурируют.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Согласно Минимальному перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, в части горячего и холодного водоснабжения такие расходы в том числе обуславливаются обязательностью проведения влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажной протиркой подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытьем окон, а также обязательной периодической промывкой и очисткой оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД, проведения гидравлических и тепловых испытаний.

Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491) установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 306 конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома – это показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома); степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - это качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.

Таким образом, потребление коммунального ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме состоит не только из их непосредственного забора из внутридомовых инженерных систем для выполнения услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, но также включает в себя нормативные технологические потери коммунального ресурса.

Ссылки административного истца на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта пункту 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации на законность выводов суда первой инстанции не влияют и касаются применения оспариваемого постановления при установлении размера платы за содержание жилого помещения к предмету рассматриваемого спора не относятся.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ивановского областного суда от 1 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.Л. - без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу с момента его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: