УИД 14OS0000-01-2020-000070-16
№ 66а-279/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 16 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.,
судей Войтко С.Н., Захарова Е.И.,
при секретаре судебного заседания Таран И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (№3а-59/2020) по административным исковым заявлениям АО «Теплоэнергосервис», ПАО «Якутскэнерго», Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о признании недействующими пунктов 2.6(1).1, 2.7.6., 2.8.(1).1, 2.8(1).2, 2.8(1).3 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года № 450-п,
по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2020 года,
заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя ПАО «Якутскэнерго» ФИО1, представителя АО «Теплоэнергосервис» ФИО2, представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО3, ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года № 450-п утвержден Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок).
Приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2019 года № 470-п, от 15 июля 2020 года № 323 – ОД внесены изменения в Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якусткэнерго»), Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС(Я)»), Акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее АО «Теплоэнергосервис») обратились в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административными исковыми заявлениями о признании недействующими пунктов 2.6(1).1, 2.7.6., 2.8.(1).1, 2.8(1).2, 2.8(1).3 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2017 года № 450-п.
Определением судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2020 года административные дела по вышеуказанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство под № 3а-59/2020.
Исковые требования мотивированы тем, что административные истцы являются коммерческими организациями и несут затраты в связи с оказанием услуг по отоплению. Оспариваемые пункты Порядка устанавливают применение коэффициента, снижающего размер субсидии, при отсутствии приборов учета на тепловую энергию, что противоречит федеральному законодательству и является основанием для необоснованного снижения размера субсидии. Указывают, что нарушены их права на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2020 года административные исковые заявления АО «Теплоэнергосервис», ПАО «Якутскэнерго», ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» удовлетворены полностью. Пункты 2.6(1).1, 2.7.6., 2.8.(1).1, 2.8(1).2, 2.8(1).3 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2017 года № 450-п признаны недействующими с момента принятия.
На указанное решение представителем Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не основаны на действующем законодательстве. Так, частичное воспроизведение норм федерального законодательства обусловлено необходимостью вписать региональный правовой акт в логику правового регулирования, предложенную федеральным законодателем, и тем самым подчеркнуть взаимную связь двух уровней правового регулирования. Кроме того считает, что фактически принятые изменения в Порядок являлись недействующими, к административным истцам не применялись и как такового нарушения их прав в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не вызвали, что влечет прекращение производства по делу.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителями ГУП «ЖКХ РС(Я)», ПАО «Якутскэнерго», АО «Теплоэнергосервис» и прокурором, участвовавшим в деле представлены возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ФИО3, ФИО4, участвующие в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ПАО «Якутскэнерго» ФИО1, представитель АО «Теплоэнергосервис ФИО2, участвующие в деле с использованием системы видеоконференц-связи, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 года 1235-З № 25-V «О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, пункту 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2016 г. № 58 «Об определении исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) уполномоченными на принятие актов, утверждающих порядки предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является одним из органов, уполномоченных на принятие актов об утверждении порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в частности юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Во исполнение приведенных положений нормативных правовых актов Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) приказом от 27 сентября 2017 г. № 450-п утвердило Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Приказ № 450-п и утвержденный им Порядок опубликован в печатном издании «Якутские ведомости» № 40 от 12 октября 2017 года.
Приказы от 13 ноября 2019 года № 470-п, от 15 июля 2020 года № 323-ОД «О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги» утверждены Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http//www.pravo.gov.ru.
Как правильно установлено судом первой инстанции, приказ № 450-п от 27 сентября 2017 года принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
АО «Теплоэнергосервис», ПАО «Якутскэнерго», ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» являются ресурсоснабжающими организациями и имеют право на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Согласно пункту 2.6(1).1 Порядка организация, получающая субсидию на теплоснабжение, должна обеспечить полный учет передаваемой тепловой энергии объекту потребления и осуществление расчетов за тепловую энергию с применением приборов учета, независимо от количества вводов в дом. При неисполнении настоящего требования применяется коэффициент согласно пункту 2.8(1).
Требования настоящего пункта не распространяются при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, а также на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 2.7.6 Порядка, текущее финансирование Организации приостанавливается в размере субсидии, полученной при применении коэффициента, указанного в пункте 2.8(1) настоящего Порядка до выполнения требования, указанного в пункте 2.8(1) настоящего Порядка, но не далее 1 июля финансового года, следующего за отчетным годом.
Порядок восстановления финансирования субсидии, указанной в абзаце первом настоящего пункта, устанавливается Методикой применения коэффициента.
В случае, если Организация не исполнит требование, указанное в пункте 2.8(1) настоящего Порядка, в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, приостановленная сумма субсидии направляется Агентством в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Пунктом 2.8(1).1 Порядка предусмотрено, что организация, получающая субсидию на отопление, должна обеспечить полный учет передаваемой тепловой энергии объекту потребления (многоквартирный дом) и осуществление расчетов за тепловую энергию с применением приборов учета, независимо от количества вводов в дом в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При неисполнении настоящего требования применяется коэффициент, снижающий размер субсидии.
Из пункта 2.8(1).2 Порядка следует, что требования пункта 2.8(1).1 настоящего Порядка не распространяются:
а) при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета;
б) на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции;
в) на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет;
г) на многоквартирные дома, которые включены в краткосрочную региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за отчетный финансовый год, если предусмотрены работы по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии;
д) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в случае, если организация представит информацию, подтверждающую предпринятые им действия по исполнению пункта 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пункту 2.8(1).3 Порядка размер коэффициента, указанного в абзаце 2 подпункта 2.8(1).1 Порядка, и методика его применения (далее - Методика применения коэффициента) утверждается приказом Главного распорядителя.
Проанализировав оспариваемые нормы Порядка, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что ими фактически регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Отношения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2019 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении).
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частями 9, 10 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Анализ указанных положений позволяет сделать вывод, что обязанность по оснащению домов приборами учета возложена на собственников домов и помещений в многоквартирных домах.
Определенные оспариваемыми нормами Порядка условия и требования к получению субсидий на возмещение недополученных доходов, а именно возложение обязанности по оснащению домов приборами учета только на ресурсоснабжающие организации противоречат положениям федерального законодательства и ставят получение субсидий в зависимость от третьих лиц – собственников соответствующих объектов недвижимости, что является недопустимым.
Из пункта 1.3 Порядка следует, что целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат Организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги. То есть за счет субсидии происходит компенсация разницы между экономически обоснованным тарифов и сниженным тарифов, установленным органом регулирования.
Каких-либо доказательств, подтверждающих возникновение у ресурсоснабжающих организаций неосновательного обогащения, исходя из фактически поставленного ими объема тепловой энергии и начисленной этим организациям субсидии, стороной административного ответчика не представлено.
Оспоренные положения нормативного правового акта предполагают возможность приостановления выплаты субсидии, независимо от установления факта неосновательного обогащения организации и его размера.
Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оспариваемый акт не отменен, не утратил силу, в связи с чем оспоренные нормы являются действующими,.
Не применение, на момент рассмотрения дела, указанных положений к административным истцам не является основанием для прекращения производства по делу, так как не исключает возможность их применения в будущем.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
Судьи