77OS0000-02-2022-006182-69
Дело № 66а-2800/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 22 сентября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В.,
судей Ефремовой О.Н., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Алексие Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1293/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества «СПУ-209-МРС» о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» на налоговые периоды 2017-2022 годы,
по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 27 апреля 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В., пояснения представителя Правительства Москвы Романовской Л.А., возражения представителя административного истца Никульниковой Т.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, «Вестник Мэра и Правительства Москвы» №67, 02.12.2014.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. №700-ПП», названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года.
Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года, а также, в изданиях «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 72, том 2, 30 декабря 2016 года (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 72, том 3, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (продолжение)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 72, том 4, 30 декабря 2016 года (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года № 911-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП», Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года № 911-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2017 года, в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 69 14 декабря 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 г. № 1425-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП» определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.
Постановление опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2018, официальном печатном издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 69, том 1, 13.12.2018 (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 69, том 2, 13.12.2018 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 г. № 1574-ПП Постановление Правительства Москвы от 26.11.2019 № 1574-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП» определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27.11.2019, в изданиях: «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 68, том 1, 10.12.2019 (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 68, том 2, 10.12.2019 (приложение 1 (продолжение)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 68, том 3, 10.12.2019 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года № 2044-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП» определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25.11.2020, в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», № 68, том 1, 08.12.2020 (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», № 68, том 2, 08.12.2020 (приложение 1 (продолжение), «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», № 68, том 3, 08.12.2020 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», № 68, том 4, 08.12.2020 (приложение 2 (окончание))
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП», названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года.
Постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года № 1833-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП « опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24.11.2021, «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 31, том 2, 07.12.2021 (постановление, приложение 1 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 31, том 3, 07.12.2021 (приложение 1 (продолжение)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 31, том 4, 07.12.2021 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 31, том 5, 07.12.2021 (приложение 2 (продолжение)), «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 31, том 6, 07.12.2021, (приложение 2 (окончание)).
В Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы под пунктами № соответственно включено принадлежащее административному истцу АО «СПУ-209-МРС» на праве собственности нежилое здание общей площадью 713,4 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
АО «СПУ-209-МРС», являясь собственником указанного нежилого здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими указанные выше пункты Перечней, ссылаясь на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определёнными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здания также не используются для указанных целей.
Включение здания в Перечни на период с 2017 по 2022 годы противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Решением Московского городского суда от 27 апреля 2022 года административные исковые требования АО «СПУ-209-МРС» удовлетворены. Признаны недействующими с 1 января 2017 года пункт № Приложения 1 Перечня на 2017 год, с 1 января 2018 года пункт № Приложения 1 Перечня на 2018 год, с 1 января 2019 года пункт № Приложения 1 Перечня на 2019 год, с 1 января 2020 года пункт № Приложения 1 Перечня на 2020 год, с 1 января 2021 года пункт № Приложения 1 Перечня на 2021 год, с 1 января 2022 года пункт № Приложения 1 Перечня на 2022 год. С Правительства Москвы в пользу АО «СПУ-209-МРС» взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В апелляционной жалобе Правительством Москвы поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, на оспариваемые даты утверждения Приложения 1 Перечня, виды разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами №, в границах которых расположено спорное здание, предусматривают размещение объектов, соответствующих требованиям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прежде всего под размещение делового управления, то есть используемых в целях извлечения прибыли, в связи с чем включение спорного здания в оспариваемые пункты Приложения 1 Перечня на 2017-2022 гг. является правомерным.
Отмечал, что использование здания в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ подтверждается расположением в нем объектов обложения торговым сбором, а именно: магазина «Подарки на Волхонке» и аптеки «А5».
Кроме того, административный истец не был лишен возможности в целях устранения противоречий между фактическим использованием здания и вида разрешенного использования земельного участка обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти за изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Отмечал, что законодателем предусмотрена соответствующая налоговая льгота для объектов, фактически не использующихся в соответствии с торгово-офисным видом разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены. Административный истец не был лишен возможности в целях устранения противоречий относительно фактического использования здания обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти в целях проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания и за предоставлением налоговой льготы.
На апелляционную жалобу административным истцом представлены письменные возражения, в которых указано на несостоятельность доводов жалобы и содержится просьба об оставлении решения без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что административный истец, как собственник объекта недвижимости и плательщик налога на имущество организаций в отношении нежилого здания с кадастровым номером №, обратился в Московский городской суд с иском о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» на налоговые периоды с 2017 по 2022 годы.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку оспариваемый в части нормативный акт в соответствующие налоговые периоды применялся к административному истцу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что АО «СПУ-209-МРС» обладает правом на обращение с административным иском в суд.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14 и пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы», сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта в соответствующих редакциях уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещён на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия.
В указанной части решение суда не оспаривается.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суду надлежит установить соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В рассматриваемом случае, административный истец указывает, что принадлежащее ему здание было необоснованно включено в соответствующий Перечень, так как не имеет признаков объекта налогообложения, установленных статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на 2015 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Этими же пунктами, изложенными в редакции, действовавшей с 1 января 2017 года, предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории города Москвы с 1 января 2015 года в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций», действовавшими в редакции Закона города Москвы от 7 мая 2014 года № 25, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года № 60 в приведенной выше норме в пункте 1 статьи 1.1 слова «общей площадью свыше 3 000 кв. метров» исключены, в пункте 2 статьи 1.1 цифры «2 000» заменены цифрами «1 000». Названные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Проверяя на соответствие Конституции Российской Федерации положения статьи 378.2 НК РФ Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.11.2020 № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика» указал, что введение указанной нормы в налоговое законодательство преследовало цель перехода к более справедливому распределению налоговой нагрузки за счет использования кадастровой стоимости при расчете налоговой базы, увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения, при условии введения региональных льгот для объектов промышленного производства.
При этом, налоговое законодательство не раскрывает терминологии офиса либо офисного здания административного назначения.
Понятие здания административного назначения введено в «СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108), согласно которым под зданиями административного назначения понимается группа зданий и помещений, имеющих ряд общих функциональных и объемно-планировочных признаков и предназначенных преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающихся от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению. Указанные СНиП при описании помещений здания содержат терминологию рабочие (офисные) и конторские помещения, под которыми понимает рабочие помещения структурных подразделений предприятия, отдельные кабинеты сотрудников.
«ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 № 1388-ст), устанавливает, что офисом является пространство (3.2.1.1) внутри здания (3.1.1.3), используемое преимущественно для административной деятельности (п. 3.2.3.6). Также указанный ГОСТ определяет, что административное здание (office building): это здание (3.1.1.3), предназначенное преимущественно для административной деятельности (3.1.4.8).
Указание при определении понятия административного здания в скобках на английском языке термина офисное здание свидетельствует о схожести определений административного и офисного здания.
Также из таблицы 5.25 СанПиН 1.2.3685-21 следует, что офис - это помещение в административном здании (являющемся разновидностью общественного здания).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 № 257-ПП, определяет офис как здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов) (подпункт 4 пункт 1.4)».
При буквальном толковании приведенных выше норм следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия следующим условиям, а именно: офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, использоваться для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не использоваться непосредственно для производства товаров.
Из пояснений административного ответчика в суде первой инстанции следует, что нежилое здание общей площадью 713,4 кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> было включено в Перечни на 2017-2022 годы исходя из вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, на которых расположено здание.
Как установлено судом первой инстанции по информации, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве в спорные налоговые периоды здание с кадастровым номером № располагалось на земельных участках:
- с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7)»;
- с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: «деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))».
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 3 марта 2021 года № в информационные системы ЕГРН 16 марта 2021 года были внесены сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «деловое управление (4.1)».
Согласно п.4.1 Приказа Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» деловое управление предполагает размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Земельный участок с кадастровым номером № на основании договора аренды № от 23 августа 2005 года был предоставлен АО «СПУ-209-МРС» на срок до 14 апреля 2030 года для эксплуатации административного здания.
Земельный участок с кадастровым номером № на основании договора аренды № от 18 июля 2016 года был предоставлен АО «СПУ-209-МРС» на срок до 14 апреля 2030 года для эксплуатации здания административного назначения.
Установленная договором аренды от 23.08.2005 № цель предоставления земельного участка - «для эксплуатации здания административного назначения» соотносится с установленным в ЕГРН видом разрешенного использования «деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения 1.2.7)».
Согласно классификатору видов разрешенного использования вид разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации административного здания» отнесен к коду 4.1 «деловое управление», что подтверждается судебной практикой (Постановление Верховного Суда РФ от 12.03.2021 № 5-АД21-7-К2, Постановление Верховного Суда РФ от 18.01.2021 № 5-АД20-134, Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2018 № 305-ЭС 18-18948).
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что имущественные налоги - основываются на потенциальной доходности конкретного вида недвижимого имущества исходя из юридически допускаемой возможности наиболее рационального его использования в условиях обычной деловой обстановки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 года № 374-О), реальная (фактическая) доходность объекта недвижимости, отраженная в конкретном налоговом периоде, не имеет правового значения, по крайней мере в тех случаях, когда невозможность извлекать доход была связана с действиями самого налогоплательщика, а не вызвана исключительно противоправными действиями третьих лиц или обстоятельствами непреодолимой силы. Это согласуется и с тем фактом, что экономическая, в частности предпринимательская, деятельность может быть сопряжена с рисками (в том числе и неполучения ожидаемого дохода), требующими проявления разумной осмотрительности при выборе контрагента и вступлении в гражданские правоотношения. (Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2021 № 2645-О).
Приведенное означает, что в рассматриваемом случае оценке подлежит потенциальная возможность получения дохода от использования помещений здания для размещения офисов в течении применения оспариваемой редакции Перечня, а такая возможность у административного истца установлена материалами дела.
Так, спорное двухэтажное с подземным этажом здание до 1917 года постройки поставлено на кадастровый учет 22.05.2012 площадью 713,4 кв.м. как нежилое здание.
Из технического паспорта на здание, подготовленного центральным ТБТИ по состоянию на 11.10.2011 следует, что тип помещений в здании –учрежденческие, здание имеет кабинетно-коридорную планировку, с наименованием основных помещений –кабинет, включая помещения вспомогательного назначения (туалеты, кухню, подсобные помещения).
Основным видом деятельности АО «СПУ-209-МРС» согласно представленного в материалы дела устава является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, деятельность в области строительства является для общества вспомогательной.
Об использовании здания для размещения офисов по мнению судебной коллегии также свидетельствуют представленные административным ответчиком данные системы профессионального анализа рынков и компаний «СПАРК», содержащие информацию по всем зарегистрированным в указанном здании юридическим лицам, из которых следует, что в спорном здании по месту нахождения были зарегистрированы 4 компании.
В материалы дела административным ответчиком представлен акт обследования земельного участка от 28.06.2022 №, составленный Госинспекцией по недвижимости г. Москвы, согласно которому часть нежилого здания цоколь, пом. 4 ком. 1-5, площадью 41,2 кв.м. используется под торговую деятельность.
Аналогичные сведения о размещении в здании магазина содержатся и в рапорте инспектора Госинспекцией по недвижимости г. Москвы о результатах планового рейдового осмотра от 24.04.2018 №.
По сведениям открытого фонда данных государственной кадастровой оценки, размещенным на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии кадастровая стоимость спорного здания на протяжении 2017-2022 года исчислялась исходя из его отнесения к оценочной группе 6.1 Объекты офисно-делового назначения (основная территория) и оспаривалась административным истцом в рамках административного дела №3а-2059/2020 по туру кадастровой оценки 2018 года.
Из истребованного и исследованного судом апелляционной инстанции административного дела об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что в целях снижения налогового бремени административный истец обращался в суд за установлением кадастровой стоимости принадлежащего ему здания в размере рыночной, при этом в указанном административном деле данное здание он позиционировал как офисное, поскольку из представленного им отчета об оценке следовало, что оцениваемое здание согласно текущего использования имеет офисное назначение.
Более того, в отчете об оценке представлена справка за подписью Генерального директора ООО «СПУ-209-МРС» ФИО10 подготовленная на основании реестра заключенных договоров аренды, номера которых указаны в справке, из которой следует, что в здании по состоянию на 01.01.2018 были арендованы 438,1 кв.м. в том числе:
-подвал 37,2 кв.м. (склад);
-цокольный этаж 168,3 кв.м. (офисно-административное назначение);
-1 этаж 67,5 кв.м. (офисно-административное назначение);
-2 этаж 165,1 кв.м(офисно-административное назначение).
Оценщиком был проведен осмотр здания и установлено, что оно эксплуатируется как здание торгово-офисного назначения. В отчете приведена детальная поэтажная фототаблица, в которой помещения здания имеют признаки офисов, указанные в постановлении Правительства Москвы от 14.05.2014 № 257-ПП.
Оценщик в рамках доходного подхода к оценке анализировал данные о сдаче помещений в аренду, учитывал арендопригодную площадь здания в размере 599,26 кв.м., определив чистый операционный доход от сдачи объекта в аренду в размере 11 021 499 руб.
Аналогичным образом исходя из отнесения здания к объектам офисно-торгового назначения произвел расчет рыночной стоимости и судебный эксперт, проводивший осмотр здания в период проведения экспертизы (11.02.2020-24.06.2020) и включивший в состав заключения поэтажную фототаблицу здания.
Согласно пункта 6 статьи 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом (п.7 статьи 45 КАС РФ). Данное положение является принципиальным. В производстве по делам о защите прав юридических лиц в рамках оспаривания нормативных правовых актов добросовестное поведение истца предполагается как необходимое условие. Это означает, что его поведение должно отвечать требованиям разумности и наличия мотивации в совершаемых действиях с тем, чтобы такое поведение убеждало в безупречности и честности позиций.
В настоящем процессе, также направленном в защиту имущественных прав с точки зрения оптимизации налогообложения (то есть в аналогичном споре) административный истец последовательно доказывает, что спорное здание офисным не является.
Подобное процессуальное поведение с учетом установленных обстоятельств и относительно непродолжительного промежутка времени между последовавшими друг за другом фактами обращения административного истца в Московский городской суд, может свидетельствовать о наличии противоречивой и непоследовательной позиции, что также учитывает судебная коллегия при вынесении решения по делу.
Само по себе размещение в здании собственных структурных подразделений административного истца, являющегося коммерческой корпоративной организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли, не свидетельствует о невозможности включения здания административного назначения, предназначенного преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, используемого в собственной коммерческой деятельности в Перечень.
Проанализировав собранные по делу доказательства, объективно свидетельствующие о предназначении здания, его потенциальной доходности и фактическом использовании в юридически значимые периоды с 2017 по 2022 год, судебная коллегия приходит к выводу, о том, что материалами дела установлено его административно-офисное предназначение, наличие потенциальной доходности, ввиду офисного назначения помещений в здании и фактическое использование здания, в том числе для размещения торгового объекта в юридически значимые периоды.
Вопреки выводам обжалуемого решения, судебная коллегия не усмотрела каких-либо неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, которые по правилам статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит толковать в пользу административного истца.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, решение суда как принятое при неправильном толковании норм материального права является незаконным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в перечень, приведенный в приложении 1 к указанному нормативному правовому акту, на периоды с 2017 по 2022 годов нежилого здания с кадастровым номером №.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 27 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым акционерному обществу «СПУ-209-МРС» в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» на налоговые периоды 2017-2022 годы в отношении нежилого здания с кадастровым номером № –отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: