ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2837/2021 от 22.09.2021 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Суднева В.Н. Дело № 66а-2837/2021

(номер дела в суде первой инстанции 3а-70/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего

ФИО1,

судей

Савинова К.А., ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-комфорт» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании недействующими в части приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 года № СЭД-24-02-46-133 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных домов на территории Пермского края», приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019г.№ СЭД-24-02-46-149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода», по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 30 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено,

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А., объяснения представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО4, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края <данные изъяты> общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-комфорт» <данные изъяты>, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации – <данные изъяты>., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 года № СЭД-24-02-46-133«Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов, расположенных на территории Пермского края, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, дифференцированные по 16 климатическим районам, определенные с применением расчетного метода и метода аналогов. Данный приказ опубликован в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 47, 02 декабря 2019 года, и на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http//mgkhb.permkrai.ru, 27 ноября 2019 года. В настоящее время действует в редакции приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 25.12.2020 № 46-02-04-72.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019г. № СЭД -24-02-46-149 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода, дифференцированных по 16 климатическим районам, определенные с применением расчетного метода и метода аналогов. Данный приказ опубликован в печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», N 50, том 2, 23.12.2019 и на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http://mgkhb.permkrai.ru, 18.12.2019.

Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-комфорт» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением и с учетом уточненных требований просит признать недействующим приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных домов на территории Пермского края» от 27 ноября 2019г № СЭД-24-02-46-133 в части нормативов касающихся Гремячинского городского округа в отношении многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки со стенами из камня кирпича, со стенами из дерева, смешанных и других материалов, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, и приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16.12.2019г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода» в части нормативов касающихся Гремячинского городского округа в отношении 1-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, со стенами из панелей, блоков, со стенами из дерева, смешанных и других материалов; 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича, со стенами из панелей, блоков; 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей блоков- до 1999 года постройки включительно; 4-5 этажных многоквартирных и жилых домов после 1999 года постройки со стенами из панелей, блоков, расположенных в 12 климатическом районе.

В обоснование требований указывает на несоответствие оспариваемых положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Решением Пермского краевого суда от 30 апреля 2021 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-комфорт» удовлетворено.

Признаны не действующими со дня принятия нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых домов), расположенных в 12 климатическом районе (Гремячинский городской округ, Чусовской городской округ) на территории Пермского края, в отношении многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки со стенами из камня, кирпича, со стенами из дерева, смешанных и других материалов, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019г. № СЭД-24-02-46-133 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края ( в редакции приказа от 25.12.2020г. № 46-02-04-72).

Признать не действующими со дня принятия нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов, расположенных в 12 климатическом районе ( Гремячинский городской округ, Чусовской городской округ) на территории Пермского края в отношении:

1-одноэтажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича, со стенами из панелей, блоков, со стенами из дерева, смешанных и других материалов;

3-4 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича, со стенами из панелей, блоков;

5-9 этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из панелей, блоков;

4-5 этажных многоквартирных и жилых домов после 1999 года постройки со стенами из панелей, блоков - рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019 года № СЭД-24-02-46-149 (в редакции приказа от 25.12.2020 № 46-02-04-72).

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края http//mgkhb.permkrai.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Не согласившись с решением суда, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обосновании заявленных требований указано, что судом первой инстанции не учтены положения п.9(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 №306. Судом сделан необоснованный вывод о недостоверности сведений о температурном режиме содержащихся в отчете ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» от 12 августа 2019 года. Судом также сделан неправомерный вывод о незаконности отнесения Гремячинского городского округа к 12 климатическому району. Судом необоснованно признаны недействующими со дня принятия нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-этажных многоквартирных (жилых) домов. Судом первой инстанции не были соблюдены положения статей 178,181 КАС РФ.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе ООО «ТЕПЛОЭНЕРГО-КОМФОРТ», прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края представлен отзыв на апелляционную жалобу в котором они просили решение суда отменить, и принять по делу новое решение. В отзыве указано, что судом сделан неправомерный вывод о незаконности отнесения Гремячинского городского округа к 12 климатическому району. Судом первой инстанции не было учтено апелляционное определение Верховного суда РФ от 10 апреля 2019 года №44-АПА19-5.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края <данные изъяты> (через систему видео-конференцсвязи) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

Представитель Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края <данные изъяты> (через систему видео-конференцсвязи) доводы апелляционной жалобы поддержала, просил решение суда отменить, жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края удовлетворить.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-комфорт» <данные изъяты> доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В заключении прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации <данные изъяты> полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.

С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относится, в частности, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).

Из материалов дела следует, что решением Пермского краевого суда от 10 сентября 2018 года, вступившим в законную силу 10 апреля 2019 года были удовлетворены требования первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 17 августа 2017г. № СЭД-46-09-24-4 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края. Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 17 августа 2017 года № СЭД-46-09-24-4 (ред. от 25 декабря 2017 года) «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края».

После состоявшегося решения суда, в целях установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 2-х этажных многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», на основании контракта от 31 июля 2019 года № 24 на выполнение работ по анализу климатических условий (средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода) на территории Пермского края для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, подготовлен отчет от 12 августа 2019 года.

Административный ответчик, основываясь на данных указанного отчета, разработал оспариваемые нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 года № СЭД-24-02-46-133 утверждены нормативы, в том числе для 12 климатического района (Гремячинский городской округ, Чусовской городской округ), дифференцированных по году постройки (до 1999 года постройки включительно либо после 1999 года постройки) и по группам многоквартирных и жилых домов (многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича, многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков, многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов).

Для многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня и кирпича норматив составил -0,0308 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц; со стенами из панелей,блоков-0,0308 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц; со стенами из дерева, смешанных и других материалов -0,0308 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16 декабря 2019г. № СЭД-24-02-46-149 утверждены нормативы, в том числе для 12 климатического района (Гремячинский городской округ, Чусовской городской округ) дифференцированных по году постройки (до 1999 года постройки включительно либо после 1999 года постройки) и по группам многоквартирных и жилых домов (многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича, многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков, многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов).

Для 1-х этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно со стенами из камня, кирпича норматив потребления утвержден -0,0344 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц; со стенами из панелей и блоков-0,0344 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц; со стенами из дерева, смешанных и других материалов-0,0344 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц.

для 3-4 этажных многоквартирных и жилых домов (до 1999 года постройки) со стенами из камня, кирпича-0,0315 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц, со стенами из панелей и блоков-0,0341 Гкал на 1 кв.м. общей площади;

для 5-9 этажных многоквартирных и жилых домов (до 1999 года постройки) включительно из панелей и блоков -0,0238 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц;

для 4-5 этажных многоквартирных и жилых домов (после 1999 года постройки) со стенами из панелей и блоков -0,0149 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц.

Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-комфорт» является энергоснабжающей организацией, выработка тепловой энергии является регулируемым видом деятельности общества.

Посчитав, что утвержденные указанными нормативно-правовыми актами нормативы необоснованы, а также что Гремячинский городской округ был необоснованно отнесен к 12 климатической зоне истец обратился с соответствующим исковым заявлением в суд.

Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что при определении оспариваемых нормативов для 12 климатического района был нарушен порядок измерений и снятия показаний приборов учета в домах, предварительно выбранных для расчета норматива, при расчетах использовались недостоверные фактические данные, Гремячинский городской округ был необоснованно отнесен к 12 климатическому району.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает, что они сделаны на основе правильного применения норм права, при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтены положения п.9(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 подлежит отклонению на основании следующего.

В соответствии с пунктами 13, 19 Правил №306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению №1 к этим правилам.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил №306).

Согласно пункту 36 Правил №306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

По смыслу пунктов 37 и 38 Правил №306 названный план содержит сведения, устанавливающие сроки проведения мероприятий по снятию показаний приборов учета в домах из сформированного объема выборки.

Между тем, судом первой инстанции установлено, что план, предусмотренный пунктом 36 Правил №306, не составлялся. Сведений о том, что снятие показаний приборов учета производилось в сроки, установленные в пункте 37 названных правил, административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Как обоснованно указано в решении суда, в поступивших сводных данных отсутствуют достоверные сведения о дате и времени снятия показаний приборов учета, что не соответствует требованиям подпункта "е" пункта 38 Правил №306.

Установив указанные нарушения пунктов 37, 38 Правил №306, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии существенных нарушений при определении норматива для 12 климатического района.

Ссылка в данном случае на положения п.9(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 основана на неправильном толковании указанной правовой нормы. Направление запросов и получение соответствующих сведений от ресурсоснабжающих организаций не исключает необходимость соблюдение пунктов 37,38 Правил №306, в частности проведение соответствующей проверки сведений, при определении норматива методом аналога в рассматриваемом случае, что не было учтено административным ответчиком.

Относительно недостоверности сведений о температурном режиме содержащихся в отчете ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» от 12 августа 2019 года судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно пункту 43 правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения №1 к настоящим Правилам.

В данном случае судом первой инстанции правомерно установлено, что определение оспариваемых нормативов расчетным методом произведено с нарушением требований пункта 43 Правил №306. При расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 3-4 этажных многоквартирных (жилых)домов со стенами из камня, кирпича, дерева, смешанных и других материалов до 1999 года постройки для 12-го климатического района, административный ответчик неверно определил значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (S), и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов (Sоб ). Использование недостоверных фактических данных значения S и Sоб, повлияло на размер оспариваемого норматива.

В тоже время, судебная коллегия считает правомерным суждение Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края о том, что расчет характеристик отопительного периода для тех муниципальных образований, где нет метеорологических наблюдений проводится интерполяцией.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что метеорологические наблюдения ведутся в 25 населенных пунктах Пермского края и в отношении них могут быть предоставлены данные о среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период. Следовательно, для тех муниципальных образований, по которым отсутствуют метеорологические данные, правомерно для расчета использовать данные ближайших метеорологических станций.

В тоже время указанное не повлияло на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку указанное не исключает наличие нарушений в части определения значений площади жилого дома, общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и как следствие неправильности расчета в целом.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции в части неправомерного отнесения Гремячинского городского округа к 12 климатическому району на основании следующего.

Сторонами не оспаривается, что в Гремячинском городском округе, Чусовском городском округе отсутствуют метеорологические станции, в связи с чем, нормативы должны определятся расчетным методом. Согласно отчету ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» для интерполяции параметров отопительного периода в 12 климатическом районе использовались 2 метеостанции Губаха-Лысьва. В материалах дела имеется также справка Пермского ЦГМС –филиал ФГБУ «Уральское УГМС» от 12.11.2020 года №2416 (Т-1, л.д.204), содержащая сведения для расчета норматива потребления отопления для г.Гремячинска.

При этом в суде апелляционной инстанции представитель общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго-комфорт» <данные изъяты> указывал, что при расчете показателей для отнесения Гремячинского городского округа к тому или иному климатическому району не обоснованно не учитывались данные метеостанции Бисер находящаяся на том же самом удалении от г.Гремячинск, что Лысьва (80 км.).

С учетом изложенного, для сравнения необходимо взять данные из отчета по контракту №24 от 31 июля 2019 года по Губахинскому городскому округу (метеостанция), Лысьвенскому городскому округу (метеостанция), Чусовскому городскому округу (климатический район №12), Горнозаводскому городскому округу (метеостанция Бисер) и по Гремячинскому городскому округу из справки от 12 ноября 2020 года №2416

Из отчета по контракту №24 от 31 июля 2019 года

Из справки от 12 ноября 2020 года №2416

Губаха(метеостанция)

Лысьва(метеостанция)

Бисер(метеостанция)

ФИО5(таблица 4.4)

Гремячинск

Данные по отопительным сезонам с 2014 по 2019 гг.

Средняя продолжительность отопительного периода

Среднесуточная температура воздуха за отопительный период

-4,9 °С

-4,3 °С

-5,4 °С

-4,5 °С

-5,0 °С

Средняя температура воздуха наиболее холодной пятидневки

-25,8 °С

-23,4 °С

-26,3 °С

-24,0 °С

-26 °С

Климатический район

При сравнении данных видно, что данные по Гремячинскому городскому округу наиболее близки с данными по Губахинскому городскому округу и по отдельным показателям (в частности, по средней температуре воздуха наиболее холодной пятидневки) с расчетными данными по метеостанции Бисер (Горнозаводской городской округ). При этом Губахинский городской округ и Горнозаводской городской округ отнесены к более холодным климатическим районам.

В тоже время, как следует из отчета по контракту №24 от 31 июля 2019 года данные по метеостанции Бисер для расчета климатического района для Гремячинского городского округа не использовались. Каких-либо доказательств подтверждающих невозможность использования соответствующих данных не представлено.

Из материалов дела также следует, что нормативы принятые в 2017 году Региональной службой по тарифам и утвержденные приказами от 17 августа 2017 года №СЭД-46-09-24-4 и 27 сентября 2017 года №СЭД-46-09-24-5 превышают принятые Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустрой Пермского края в 2019 году. Каких-либо сведений подтверждающих наличие существенных климатических изменений (в частности, потепления) в Гремячинском городском округе не представлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что отнесение Гремячинского городского округа к 12 климатическому району было осуществлено без надлежащего исследования всех обстоятельств влияющих на нормативы и как следствие не могут быть признаны законными.

Ссылка на то, что определение климатического района и отдельные показатели для муниципальных образований определялись на основании отчета по контракту №24 от 31 июля 2019 года не свидетельствует о законности принятых оспариваемых нормативно-правовых актов в обжалуемой части, поскольку ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» не являются органом правотворчества. Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края как орган принявший оспариваемы нормативы должно была принять все необходимые меры по сбору, надлежащей проверке имеющейся информации, которая была использована при принятии оспариваемых в части нормативных правовых актов. Однако советующая проверка используемых данных надлежащим образом не проведена. Доказательств обратного в материалы дела представлено не было.

Неправильное определение климатического района по отношению к Гремячинскому городскому округу также свидетельствует о неправильном расчете оспариваемых нормативов для данного муниципального образования, поскольку для каждого климатического района используются различные исходные данные для расчета.

Судебная коллегия также отмечает, что определение климатического района к которому относится Гремячинской городской округ относится к компетенции органа осуществляющего функцию в сфере разработки и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг. Суд, в данном случае не вправе подменять собой компетентный орган государственной власти.

Ссылка на то, что нормативы потребления коммунальной услуги судом необоснованно признаны недействующими со дня принятия подлежит отклонению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 названного выше кодекса в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Таким образом, из буквального толкования указанных правовых норм не следует, что суд первой инстанции обязан признавать не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу нормативный правовой акт, применяемый до принятия решения суда. Вопрос о дате признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части должен разрешатся с учетом фактических обстоятельств каждого дела.

В данном случае, судом первой инстанции учтено, что оспариваемые нормативы были рассчитаны на восемь месяцев отопительного периода, в связи с чем, судом правомерно было отмечено, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца. Предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.

21 октября 2020 года принято Постановление Правительства Пермского края №804-П в соответствии с которым Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края переданы некоторые функции Министерства ЖКХ, в частности функции в сфере разработки и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 2 Постановления установлено, что Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края является, в частности, правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в сфере разработки и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

Следовательно, на момент принятия судебного постановления функция в сфере разработки и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг была передана правопреемнику - Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края. Именно на данный орган должна быть возложена обязанность по опубликованию решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в части указания органа государственной власти, который должен опубликовать сообщение о принятом решении. Абзац восемь резолютивной части решения должен быть изложен в следующей редакции: «В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края».

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Пермского краевого суда от 30 апреля 2021 года изменить, изложив абзац восемь резолютивной части решения в следующей редакции: «В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края

В остальной части решение Пермского краевого суда от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 1 октября 2021 года

Председательствующий

Судьи