Судья: Орлова И.Н. | Дело № 66а-2888/2021 (номер дела в суде первой инстанции 3а-260/2021) |
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего | ФИО1, |
Судей | Мироновой Н.В., ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Яковлевой Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Чувашского республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 8 августа 2021 года № 185/1008-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутого политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ по единому избирательному округу» по апелляционной жалобе Чувашского Республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 19 августа 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В., объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
В суд с административным исковым заявлением обратилось Чувашское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – политическая партия КПРФ) об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 8 августа 2021 года № 185/1008-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутого политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ по единому избирательному округу».
В обоснование требований, изложенных в административном исковом заявлении, политическая партия КПРФ указала, что оспариваемым постановлением Центральной избирательной комиссии № 185/1008-6 от 8 августа 2021 года был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутый политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (далее – политическая партия КПКР) по единому избирательному округу в количестве 62 человек.
Административный истец считает, что названное постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку представленный в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики список членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва от 1 июля 2021 года, в нарушение пункта 3.9. Устава Политической партии КПКР и части 6 пункта 2 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9 «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» (далее – Закон Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9), заверен подписью Председателя Центрального комитета ФИО4, то есть не уполномоченным лицом, не относящемся к постоянно действующему органу политической партии, как это предусмотрено частью 6 пункта 2 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года и пунктом 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В связи с изложенным, административный истец полагает, что политической партией КПКР в порядке выдвижения представлен неполный пакет документов в соответствии с избирательным законодательством, обязательного наименования в перечне - заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Кроме того, административный истец полагает, что подпись ФИО4, которой заверен Список членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выполнена от имени последнего иным лицом, а самому ФИО4 не принадлежит. В подтверждение данного довода, изложенного в административном исковом заявлении, было проведено почерковедческое исследование специалистом в области почерковедения, имеющего стаж работы 24 года, ФИО5, в соответствии с которым, как утверждает административный истец, рукописная подпись на 4 листе Списка членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выполнена другим лицом, отличным от лица, выполнившего подписи на остальных листах и фрагментах представленных документов.
Административный истец полагает, что у Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики имелись основания для отказа в регистрации списка кандидатов, в связи с предоставлением неполного пакета документов.
В связи с изложенным, административный истец просит суд: признать незаконным и отменить постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 8 августа 2021 года № 185/1008-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутого политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ по единому избирательному округу»
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 19 августа 2021 года административное исковое заявление Чувашского республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Верховного Суда Чувашской Республики от 19 августа 2021 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, политическая партия КПРФ указала, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильного применение норм материального права, а также в силу того, что изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку перечень документов, предоставляемых избирательными объединениями в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики, в соответствии с пунктом 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и пунктом 2 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9 содержит список обязательных приложений к списку кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу. Согласно подпункту пункта 2 статьи 31 названного закона в числе документов должен быть предоставлен официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
В соответствии с пунктом 3.9 Устава Политической партии КПКР, высшим руководящим органом Партии является Съезд Партии. Постоянно действующим руководящим органом Партии является Центральный Комитет. Представленный в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики список членов Политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва от 1 июля 2021 года, в нарушение пункта 3.9. Устава и части 6 пункта 2 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9, заверен подписью Председателя Центрального комитета ФИО4, не являющегося руководящим органом Партии.
Выводы суда первой инстанции о том, что руководитель исполнительного органа партии ФИО4 при отсутствии решения Съезда Партии, Центрального комитета или его Политбюро вправе заверить оспариваемый документ ошибочно и не соответствует положениям Устава Политической партии КПКР. Полномочия лица, заверившего списки кандидатов, должны быть подтверждены, либо делегированы на Съезде Политической партии КПКР, так как именно этим органом осуществлялось выдвижение кандидатов. Согласно выписке из протокола VI (VIII) Съезда Политической партии КПКР вопрос об утверждении списка членов политической партии КПКР, включенных в выдвинутый список кандидатов по единому избирательному округу в повестке отсутствует. Требования к оформлению документов партии на выдвижение и регистрацию на выборы регионального и федерального уровня регламентированы нормами законов. Таким образом, Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики обязана была проверить полномочия лица, подписавшего один из основных документов, требуемых при выдвижении списка кандидатов избирательного объединения на выборах, а также сам факт утверждения указанного списка кандидатов органом, которым осуществлялось официальное выдвижение. Таким образом, список членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва не был утвержден Съездом, на котором происходило выдвижение, а также подписан ненадлежащим лицом, не имеющим на это полномочий.
Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в ходе выборного периода привлекает независимых специалистов-почерковедов для проверки подписей в подписных листах избирателей. Привлечение одного из них или нескольких при наличии обоснованного сомнения в принадлежности спорной подписи, могло быть оперативно установлено
Заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции не дана оценка исследованию независимого специалиста подписи, выполненной от имени ФИО4; в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы и допросе специалиста проводившего исследование было отказано.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление нарушает принцип равенства кандидатов, установленный статье 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
На апелляционную жалобу прокуратурой Чувашской Республики, Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики предъявлены возражения, в которых содержится требование об отказе в удовлетворении требований, изложенных в апелляционной жалобе, и оставлении в силе решения Верховного Суда Чувашской Республики.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Чувашского республиканского отделения политической партии КПРФ, действующая на основании доверенности ФИО6 требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, дала пояснения по ее существу, просила решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, действующий на основании доверенности ФИО7, с требованиями, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, считает решение законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо Чувашское республиканское отделение политической партии КПКР в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовало, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению Чувашского республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 8 августа 2021 года № 85/1008-6 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутый политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ по единому избирательному округу в количестве 62 человек.
Основанием для принятия постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 8 августа 2021 года № 85/1008-6 послужило соответствие порядка выдвижения политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по единому избирательному округу, порядка сбора подписей и оформления листов поддержки, достоверность подписей избирателей и оформления подписных листов, документы, представленные для регистрации списка кандидатов (кроме двух кандидатов) в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва выдвинутого политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ по единому избирательному округу, требованиям статей 31-35 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики».
Разрешая административное исковое заявление Чувашского республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» суд первой инстанции установил, что высшим руководящим органом политической партии КПКР является Съезд Партии, постоянно действующим коллегиальным руководящим органом Партии является Центральный комитет, иными центральными руководящими органами Партии являются Политическое Бюро Центрального Комитета Партии и Секретариат Центрального Комитета Партии. Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что политической партией КПКР был нарушен порядок предоставления списка членов политической партии КПКР, так как в нарушение подпункта 6 пункта 2 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9, список членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутый политической партией КПКР, заверен Председателем Центрального Комитета ФИО4, не постоянно действующим руководящим органом политической партии КПКР, при отсутствии решения Съезда Партии, Центрального Комитета о наделении данным полномочием Председателя Центрального Комитета Партии ФИО4
Между тем, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, а также то, что в уведомлении Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 3 августа 2021 года, направленной в адрес политической партии КПКР, на необходимость исправления указанного недостатка ссылок нет, а сам недостаток очевидным не является, применив пункт 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 8 августа 2021 года № 185\1008-6.
В соответствии с выводами суда первой инстанции отмену постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 8 августа 2021 года № 185\1008-6 не влекут доводы административного искового заявления о том, что подпись от имени Председателя Центрального комитета политической партии КПКР ФИО4, которой заверен список членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутый политической партией КПКР, выполнена от его имени иным лицом, поскольку действующее избирательное законодательство, изложенное в примененных судом первой инстанции нормах, а именно: пункте 14.2 статьи 35, пункте 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не содержит требования, предъявляемого к избирательной комиссии, о проверке, представляемых избирательным объединением подписей на документах, в частности в названном списке.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что регистрация списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутого политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ по единому избирательному округу, произведена без нарушений требований действующего законодательства.
Рассматривая данное административное дело, судебная коллеги я приходит к следующему.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.
На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты, избирательные объединения, политические партии, их региональные отделения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ
Подпунктом «к» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9 определен порядок организации и проведения выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в Государственный Совет Чувашской Республики.
Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 17 июня 2021 года № 1398 назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями установлен статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ:
выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений <данные изъяты> голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий (пункт 2);
список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии (пункт 14).
Согласно части 1 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9, список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики.
В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого кандидата, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, если у кандидата имелась или имеется судимость, - сведения о судимости кандидата, а также по желанию кандидата его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно части 2 названной статьи, одновременно со списком кандидатов, указанным в части 1, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы:
1) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения;
3) решение (решения) съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов;
4) список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений, установленных статьей 30 настоящего Закона;
5) оформленные в установленном настоящим Законом порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
6) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии;
7) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17 июля 2021 года Политическая партия КПКР представила в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики следующие документы:
- список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу;
- нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения;
- решение съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов;
- список уполномоченных представителей избирательного объединения;
- доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
- список членов Политической партии, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии, а также иные документы.
19 июля 2021 года Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики принято постановление № 176/928-6 «О списке кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутом политической партией КПКР по единому избирательному округу», которым заверен список кандидатов по единому избирательному округу в количестве 68 человек.
После заверения списка кандидатов по единому избирательному округу, политической партией КПКР был открыт специальный избирательный счет, и оплачено изготовление подписных листов.
30 июля 2021 года политическая партия КПКР представила в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики следующие документы для регистрации: сведения об изменениях, происшедших в списке кандидатов после его заверения; сведения об изменениях в данных о каждом кандидате из списка кандидатов, представленных ранее; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, с нотариально удостоверенными сведениями об этих лицах и их подписями; документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов; уведомление каждого кандидата из списка кандидатов о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; первый финансовый отчет избирательного объединения.
3 августа 2021 года уполномоченным представителем политической партии КПКР получен перечень недостатков, выявленных в результате проверки документов, представленных для регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутого политической партией КПКР, в котором отсутствуют указания на нарушение порядка предоставления документов, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9 «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики».
5 августа 2021 года рабочей группой Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики была проведена проверка представленных политической партией КПКР подписных листов.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ: количество подписей избирателей, проставленных с использованием ЕПГУ: 2302, проверено подписей 5065, количество недействительных подписей 226, количество достоверных подписей 4 839. Количество недостоверных и недействительных подписей избирателей составляет 4,46 % от общего количества подписей, отобранных для проверки, что явилось достаточным для регистрации.
Как следует из материалов дела, административный истец просит признать незаконным и отменить Постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики № 185\1008-6 от 8 августа 2021 года «О регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.
Основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, изложены в статье 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Так, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Среди оснований к отказу в регистрации списка кандидатов, изложенному законодателем в подпунктах «б», «б.1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ указано, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов), в случае наличия на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).
Из приведенных норм права, изложенных в пункте 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также пункте 1 статьи 31, подпункте 6 пункта 2 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9, следует, что одновременно со списком кандидатов, выдвинутым избирательным объединением по единому избирательному округу, в избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Таким образом, список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, являющимися членами политической партии, которая их выдвинула, подлежит официальному заверению постоянно действующим руководящим органом политической партии.
Пунктом 3.9 Устава политической партии КПКР, утвержденным Постановлением I (III) Съезда от 22 апреля 2012 года (с изм. и доп. Постановлением Второго этапа V(VII) Съезда от 23 августа 2020 года предусмотрено, что высшим руководящим органом Партии является Съезд Партии. Постоянно действующим коллегиальным руководящим органом Партии является Центральный Комитет. Иными центральными руководящими органами Партии являются Политическое Бюро Центрального Комитета Партии и Секретариат Центрального Комитета Партии.
Из положений пункта 7.2 Устава следует, что Съезд Партии вправе рассмотреть и принять решение по любому вопросу деятельности Партии. Также указанным пунктом предусмотрены полномочия, относящиеся к исключительной компетенции Съезда Партии.
Постоянно действующим коллегиальным руководящим органом Партии является Центральный комитет Партии, который вправе решать любые вопросы деятельности Партии, не отнесенные настоящим Уставом к исключительной компетенции Съезда Партии и не урегулированные решениями Съезда Партии (п.8.1, 8.2 Устава); перечень полномочий Центрального комитета содержится в п.8.3 Устава.
В пункте 8.9 Устава указано, что Политбюро Центрального комитета возглавляет Председатель Центрального комитета, избираемый Центральным комитетом на срок своих полномочий и являющийся единоличным исполнительным органом Партии; полномочия которого также перечислены в указанном пункте в том числе Председатель Центрального комитета партии имеет право решать иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Съезда партии.
Приказом политической партии КПКР от 24 декабря 2017 года на должность Председателя Центрального комитета, назначен ФИО4
Анализируя приведенные положения Устава политической партии КПКР, судебная коллегия приходит к выводу, что председатель Центрального комитета политической партии КПКР не отнесен к постоянно действующему руководящему органу политической партии. Устав к руководящим органам политической партии КПКР относит: Съезд партии (высший руководящий орган), который правомочен принять решение по любому вопросу деятельности партии, к постоянно действующему коллегиальному руководящему органу Партии Устав относит Центральный Комитет.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что список членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутый политической партией КПКР (на 4 листах) заверен подписью Председателя Центрального Комитета политической партии КПКР ФИО4, не являющимся руководящим органом Партии.
Между тем, суд первой инстанции при разрешении данного спора применил положения пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии законных оснований для отмены решения о регистрации списка кандидатов, в связи с наличием обстоятельств, изложенных в названной норме, которые позволяют суду отказать в иске об отмене решения о регистрации списка кандидатов, даже при наличии среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов документов, не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона.
Так, пункт 6.1 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года указывает, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов).
Давая толкование приведенной норме материального права, судебная коллегия приходит к выводу, что избирательная комиссия при установлении очевидных нарушений избирательного законодательства при предоставлении документов кандидатом, избирательным объединением, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), должна известить об этих нарушениях кандидата, избирательное объединение; в случае, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях, решение избирательной комиссии о регистраций списка кандидатов (кандидата) не может быть отменено судом.
Судебная коллегия полагает, что нарушения, связанные с заверением подписью Председателя Центрального Комитета политической партии КПКР ФИО4, не относящегося к постоянно действующему руководящему органу Партии, списка членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутый политической партии КПКР (на 4 листах) нельзя квалифицировать в качестве очевидного нарушения, по следующим основаниям.
В части 2 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9 указан перечень документов, представляемых со списком кандидатов, который является исчерпывающим, и в нем не содержится указаний на предоставление Устава избирательного объединения из содержания которого у Избирательной комиссии имелась бы возможность установить компетенцию и полномочия постоянно действующего руководящего органа политической партии. Из представленных в избирательную комиссию документов, перечисленных в подпунктах 1-7 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9, установить (либо опровергнуть) наличие полномочий у лица, заверившего список граждан, включенных в список кандидатов, выдвинутых политической партией КПКР по единому избирательному округу, и являющихся членами данной политической партии, невозможно.
В связи с этим, в перечне недостатков, выявленных в результате проверки документов, представленных политической партией КПКР, Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики ссылки на указанный недостаток не имеется.
Между тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что вывод суда первой инстанции о том, что отсутствует решение руководящего органа политической партии КПКР, в том числе Съезда Партии, которым Председатель Центрального Комитета политической партии КПКР ФИО4 наделен полномочиями по заверению списка членов партии, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутого данной политической партией, является неверным, однако, данное обстоятельство не может повлечь отмену принятого решения.
В материалы дела представлена выписка из протокола III этапа Внеочередного VI (VIII) Съезда политической партии КПКР от 1 июля 2021 года (л.д. 180-188 т.1) в пункте 3 резолютивной части протокола, содержится решение Съезда политической партии КПКР, в соответствии с которым, Съезд партии поручает заверение списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по единому избирательному округу, являющихся членами политической партии КПКР, Председателю Центрального Комитета политической партии КПКР ФИО4 (л.д. 182 т. 1).
В соответствии с пунктом 7.2 Устава политической партии КПКР Съезд партии, который является высшим руководящим органом партии, вправе рассмотреть и принять решение по любому вопросу деятельности партии.
Таким образом, высший руководящий орган партии уполномочил Председателя Центрального Комитета политической партии КПКР ФИО4 на заверение списка членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики.
Следовательно, Председатель Центрального Комитета политической партии КПКР ФИО4 имел право на заверение списка членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутый политической партией КПКР на основании решения высшего руководящего органа политической партии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на Внеочередном VI (VIII) Съезде политической партии КПКР от 1 июля 2021 года не рассматривался вопрос об утверждении списка граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии, и как следствие Съезд партии решения об утверждении указанного списка не принимал, судебной коллегией во внимание не принимается.
В пункте 2 статьи 31 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года №9, в статье 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ среди документов, при выдвижении списка кандидатов избирательного объединения, предоставляемых одновременно с указанным списком, отсутствует документ, необходимый к предъявлению, подтверждающий наличие утвержденного решением Съезда партии списка граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Доводы апелляционной жалобы политической партии КПРФ, о том, что Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики обязана была проверить подлинность подписи лица, подписавшего один из основных документов, требуемых при выдвижении списка кандидатов избирательного объединения на выборах, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
В подтверждение своего довода о том, что подпись от имени Председателя Центрального комитета политической партии КПКР ФИО4, заверяющая список членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутый Политической партией КПКР, выполнена от его имени иным лицом, административный истец представил заключение специалиста № 51\2021 от 17 августа 2021 года, выполненное Автономной некоммерческой организацией «Бюро научных экспертиз».
В соответствии с названным заключением специалиста, рукописная подпись, исполненная от имени ФИО4 в списке членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутый политической партией КПКР от 1 июля 2021 года (на 4-х листах) и рукописные подписи, исполненные от имени ФИО4 в уведомлении в избирательную комиссию Чувашской Республики от 1 июля 2021 года (на 1-м листе), в выписке из протокола III этапа Внеочередного VI (VIII) Съезда Политической партии КПКР от 1 июля 2021 года (на 8-ми листах), в трех фрагментах документов общей строкой Достоверность и полноту настоящих сведений подтверждаю» от 1 июля 2021 года, выполнены разными лицами.
Рукописные подписи, исполненные от имени ФИО4 в уведомлении в избирательную комиссию Чувашской Республики от 1 июля 2021 года (на 1-м листе), в выписке из протокола III этапа Внеочередного VI (VIII) Cъезда Политической партии КПКР от 1 июля 2021 года (на 8-ми листах), в трех фрагментах документов общей строкой «Достоверность и полноту настоящих сведений подтверждаю» от 1 июля 2021 года выполнены одним и тем же лицом.
Анализируя указанное письменное доказательство, судебная коллегия приходит к выводу, что в нем отсутствуют сведения о факте исполненная подписи от имени ФИО4 в списке членов политической партии КПКР, включенных в список кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва, выдвинутый политической партией КПКР от 1 июля 2021 года (на 4-х листах) не самим ФИО4, а иным лицом.
Кроме этого, положениями пункта 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 данной статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.
Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 данной статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», данным Федеральным законом.
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.3 статьи 31, пункте 1 статьи 35 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9.
Исходя из положений действующего законодательства, как федерального так и регионального, судебная коллегия приходит к выводу, что избирательное законодательство не содержит требований, предъявляемых к избирательной комиссии, о проверке представляемых избирательным объединением подписей на документах, в том числе не предъявляет требования о проверки подписи лица, заверившего список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
Следовательно, у Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики не было оснований, предусмотренных пунктом 25 статья 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ для отказа в регистрации списка кандидатов.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе политической партии КПРФ, сводятся к переоценке материалов дела и установленных обстоятельств, были предметом судебного разбирательства, нашли отражение в решении суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой нельзя не согласиться, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 19 августа 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Чувашского Республиканского отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено- 2 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи