Судья Панкова М.А. Дело № 66а-2897/2021
(номер дела в суде первой инстанции 3а-836/2021)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 12 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А.,
судей Красновой Н.П., Батялова В.А.,
при секретаре Защитниковой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению жилищно-строительного кооператива №189, товарищества собственников жилья "МИР-2", товарищества собственников жилья "МОНОЛИТ-2000", потребительского жилищно-строительного кооператива "ЕНИСЕЙ", товарищества собственников жилья №290, товарищества собственников жилья №205, товарищества собственников недвижимости "СОЮЗ", товарищества собственников жилья №91, общества с ограниченной ответственностью "ДОМ-СЕРВИС" к Думе городского округа Самара об оспаривании в части Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 8 августа 2019 года №444 по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива №189, товарищества собственников жилья "МИР-2", товарищества собственников жилья "МОНОЛИТ-2000", потребительского жилищно-строительного кооператива "ЕНИСЕЙ", товарищества собственников жилья №290, товарищества собственников жилья №205, товарищества собственников недвижимости "СОЮЗ", товарищества собственников жилья №91, общества с ограниченной ответственностью "ДОМ-СЕРВИС" на решение Самарского областного суда от 16 июня 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П., объяснения представителя административных истцов – ФИО1 представителя административного ответчика Думы городского округа Самара – ФИО2 представителя заинтересованного лица Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара – ФИО3., представителя заинтересованного лица главы городского округа Самары – ФИО4., представителя заинтересованного лица Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара – ФИО5., представителя заинтересованного лица Главы Самарского внутригородского района городского округа Самара – ФИО6 представителя заинтересованного лица Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара – ФИО7., представителя заинтересованного лица Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара–ФИО8., представителя заинтересованного лица Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара– ФИО9., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом утонений просили признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу часть 2, часть 4 пункты 6, 7 статьи 4 «Определение границ прилегающих территорий» Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 8 августа 2019 года №444, в обоснование заявленных требований указали, что в управлении административных истцов находятся многоквартирные дома, а у ООО «ДОМ-СЕРВИС» в собственности находится нежилое здание.
Оспариваемыми положениями нормативного правового акта нарушаются права, свободы и законные интересы административных истцов, так как на них возложены обязанность по содержанию территории, которая не принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в управляемых ими многоквартирных домах, а также не принадлежит собственникам нежилых зданий.
Полагают, что возложение указанных обязанностей возможно только по соглашению договаривающихся сторон. Обязанность физических и юридических лиц по решению за счет собственных средств вопросов местного значения неправомерна.
Считают, что оспариваемые положения Правил приняты с нарушениями норм законодательства, не соответствуют статье 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса РФ, статьям 7,16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иным нормам гражданского, жилищного и земельного законодательства.
Решением Самарского областного суда от 16 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления жилищно-строительного кооператива №189, товарищества собственников жилья "МИР-2", товарищества собственников жилья "МОНОЛИТ-2000", потребительского жилищно-строительного кооператива "ЕНИСЕЙ", товарищества собственников жилья №290, товарищества собственников жилья №205, товарищества собственников недвижимости "СОЮЗ", товарищества собственников жилья №91, общества с ограниченной ответственностью "ДОМ-СЕРВИС" к Думе городского округа Самара об оспаривании в части Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 8 августа 2019 года №444, отказано.
В апелляционной жалобе административными истцами ставится вопрос об отмене решения Самарского областного суда от 16 июня 2021 года, как незаконного и необоснованного, и вынесении нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Администрацией Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, администрацией Советского внутригородского района городского округа Самара, администрацией Кировского внутригородского района городского округа Самара, Думой городского округа Самара, администрацией Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара, администрацией городского округа Самара, прокуратурой Самарской области, администрацией Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, администрацией Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, главой Самарского внутригородского района городского округа Самара, Департаментом городского хозяйства и экологии представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов – ФИО10 участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней, просил отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Думы городского округа Самара – ФИО11., участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу полагала не подлежащей удовлетворению по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара – ФИО12 главы городского округа Самары – ФИО13 Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара – ФИО14., Главы Самарского внутригородского района городского округа Самара – ФИО18, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара – ФИО15 Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара–ФИО16., Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара– ФИО17Н., участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу полагали необоснованной и не подлежащей удовлетворению по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее по тексту- Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно пункту 11 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 23 Устава городского округа Самара, утверждение правил благоустройства территории городского округа Самара отнесено к исключительным полномочиям Думы городского округа Самара, являющейся в соответствии со ст.22 Устава городского округа Самара представительным органом муниципального образования - городской округ Самара с внутригородским делением.
8 августа 2019 года Думой городского округа Самара принято решение № 444, пунктом 1 которого утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, которые устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов благоустройства, внешнему виду фасадов зданий, сооружений, планируемых к строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, надлежащему содержанию территории городского округа Самара (далее - городской округ) и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - внутригородские районы) для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц и направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского округа.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий Думы городского округа Самара с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правого акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержание Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о несостоятельности доводов административных истцов о противоречии оспариваемых в части Правил благоустройства гражданскому, жилищному, земельному законодательству Российской Федерации, поскольку правоотношения в сфере благоустройства территорий урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласилась в силу следующего.
Обращаясь в суд с административным иском о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу часть 2, часть 4 пункты 6, 7 статьи 4 «Определение границ прилегающих территорий» Правил благоустройства (с учетом уточнения иска), административные истцы свои требования мотивировали тем, что в управлении административных истцов находятся многоквартирные дома, у ООО «ДОМ - СЕРВИС» в собственности находится нежилое здание. Оспариваемыми положениями нормативного правового акта нарушаются права, свободы и законные интересы административных истцов, так как на них возложена обязанность по содержанию территории, которая не принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в управляемых ими многоквартирных домах, а также не принадлежит собственникам нежилых зданий. Возложение данной обязанности, по мнению административных истцов, возможно только по соглашению договаривающихся сторон. Обязанность физических и юридических лиц по решению за счет собственных средств вопросов местного значения неправомерна.
Полагают, что оспариваемые положения Правил приняты с нарушениями норм законодательства, не соответствуют статье 71 Конституции РФ, статье 210 ГК РФ, статьям 7, 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и иным нормам гражданского, жилищного и земельного законодательства.
В части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населённых пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Статья 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ, введенная в действие с 29 декабря 2017 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ, определяет, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Из анализа приведенных выше норм следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Для достижения данной цели в правилах благоустройства территории устанавливаются требования к благоустройству и элементам благоустройства, а также комплекс соответствующих мероприятий, осуществляемый в том числе, и собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков.
Из приведенных норм федерального законодательства прямо следует, что муниципальное образование вправе установить порядок участия собственников и (или) иных законных владельцев земельных участков в содержании прилегающих территорий, а также порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, определять границы прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
На территории Самарской области принят и действует Закон Самарской области от 13.06.2018 года № 48-ГД «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» (далее по тексту- Закон Самарской области от 13.06.2018 года № 48-ГД), устанавливающий порядок определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства, который не должен быть нарушен при его закреплении в правилах благоустройства всех муниципальных образований Самарской области, который устанавливает основные принципы определения границ прилегающих территорий, основания определения границ прилегающих территорий и основные требования к определению этих границ, механизм определения границ территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам.
Согласно статье 5 Закона Самарской области от 13.06.2018 года № 48-ГД правилами благоустройства территории муниципального образования могут быть определены следующие способы установления границ прилегающей территории:
путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения до границы прилегающей территории с учетом особенностей, предусмотренных статье 6 данного закона;
-путем определения границ прилегающей территории соглашением об определении границ прилегающей территории, заключаемым между уполномоченным органом и собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом.
Согласно части 1 статьи 4 Правил благоустройства утвержденных решением Думы городского округа Самара от 8 августа 2019 года №444, в целях закрепления территории в городском округе для содержания и благоустройства границы прилегающих территорий устанавливаются:
путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения до границы прилегающей территории;
путем определения границ прилегающей территории соглашением об определении границ прилегающей территории, заключаемым между администрацией внутригородского района (уполномоченный орган) и собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом (далее - соглашение). В этом случае приложением к соглашению будет являться карта-схема прилегающей территории.
Не допускается одновременное применение указанных способов к одним и тем же зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Правил благоустройства границы прилегающей территории устанавливаются путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения, при отсутствии заключенного соглашения.
В силу части 3 статьи 4 Правил благоустройства границы территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, не имеющим ограждающих устройств, определяются по периметру от фактических границ указанных зданий, строений, сооружений.
Границы территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, имеющим ограждающие устройства, определяются по периметру от указанных устройств.
Границы территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, у которых определены технические или санитарно-защитные зоны, определяются в пределах указанных зон.
Границы территории, прилегающей к земельному участку, границы которого сформированы в соответствии с действующим законодательством определяются от границ такого земельного участка.
Границы территории, прилегающей к земельному участку, границы которого не сформированы в соответствии с действующим законодательством, определяются от фактических границ расположенных на таком земельном участке зданий, строений, сооружений.
Границы территории, прилегающей к земельному участку, занятому садоводческими, огородническими некоммерческими объединениями граждан, определяются от границ земельного участка такого объединения.
Согласно части 4 статьи 4 Правил благоустройства границы прилегающей территории определяются в периметре, образуемом путем отступа в метрах от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения:
для отдельно стоящих нестационарных объектов потребительского рынка (киосков, торговых остановочных комплексов, павильонов, автомоек и других), расположенных:
на территориях жилых зон, территориях общего пользования - 10 м от внешней границы объекта;
на территориях производственных зон -5 м;
на остановочных площадках городского пассажирского транспорта - 10 м;
на прочих территориях -5 м;
для сгруппированных на одной территории двух и более объектов потребительского рынка - 20 м;
для территорий розничных мини-рынков, рынков, ярмарок - 50 м;
для учреждений социальной сферы (школы, дошкольные учреждения, учреждения культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта и так далее) - 5 м;
для индивидуальных жилых домов - 10 м, а со стороны въезда (входа) - до автомобильной дороги, внутриквартального проезда;
для многоквартирных жилых домов (в случае если земельный участок сформирован в соответствии с положениями действующего законодательства, сведения о местоположении его границ внесены в Единый государственный реестр недвижимости) - 25 м от границ земельного участка;
для нежилых зданий:
не имеющих ограждений - 25 м от фактических границ нежилых зданий;
имеющих ограждение - 25 м от ограждения;
для автостоянок - 10 м от границы земельного участка;
для промышленных предприятий всех форм собственности -50 м;
для строительных площадок -15 м;
для отдельно стоящих тепловых, трансформаторных подстанций, зданий и сооружений инженерно-технического назначения, опор линий электропередачи, мачт, байпасов, расположенных на территориях общего пользования -5 м;
для гаражно-строительных кооперативов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ - 25 м;
для автозаправочных станций (далее - АЗС), автогазозаправочных станций (далее - АГЗС) - 50 м, включая подъезды к объектам;
для иных территорий:
железнодорожных путей общего пользования и промышленного железнодорожного транспорта - в пределах полосы отвода (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути);
обособленных трамвайных путей - по 0,7 м от крайнего рельса с каждой стороны пути вне зависимости от ширины междупутья;
контейнерных (бункерных) площадок -10м;
входов в подземные и надземные пешеходные переходы, в том числе наземные и подземные пешеходные переходы, совмещенные с входами на станции метрополитена -5м наземной части перехода или вестибюля;
наземных, надземных инженерных сетей и коммуникаций -5 м;
рекламных конструкций - 5 м от основания рекламной конструкции.
В силу части 5 статьи 4 Правил благоустройства определенные согласно пункту 4 настоящей статьи территории включают в себя тротуары, дворовые территории, зеленые насаждения, газоны и иные объекты благоустройства, но ограничиваются полосой отвода автомобильной дороги, внутриквартальным проездом, границей прилегающей территории другого юридического, физического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно части 6 статьи 4 Правил благоустройства в случае совпадения (наложения) границ территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам, границы прилегающих территорий устанавливаются на равном удалении от указанных объектов.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Правил благоустройства в целях заключения соглашения собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом подготавливается карта-схема на бумажном носителе в произвольной форме, которая должна содержать следующие сведения:
адрес здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого устанавливаются границы прилегающей территории (при его наличии), либо обозначение места расположения данных объектов с указанием наименования (наименований) и вида (видов) объекта (объектов) благоустройства;
сведения о собственнике и (или) ином законном владельце здания, строения, сооружения, земельного участка, а также уполномоченном лице: наименование (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя и физического лица), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес, контактные телефоны;
схематическое изображение границ здания, строения, сооружения, земельного участка;
схематическое изображение границ территории, прилегающей к зданию, строению, сооружению, земельному участку;
схематическое изображение, наименование (наименования) элементов благоустройства, попадающих в границы прилегающей территории.
Согласно части 8 статьи 4 Правил благоустройства карта-схема направляется собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом в уполномоченный орган для подготовки проекта соглашения.
В силу части 9 статьи 4 Правил благоустройства Администрации внутригородских районов с учетом имеющихся у них сведений о зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках, расположенных в муниципальном образовании, вправе самостоятельно направлять собственникам и (или) законным владельцам указанных объектов либо уполномоченным лицам проект соглашения с приложением к нему карты-схемы.
Согласно части 10 статьи 4 Правил благоустройства администрации внутригородских районов определяют порядок заключения соглашений и внесения в них изменений.
В соответствии с частью 11 статьи 4 Правил благоустройства содержание и благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве и не закрепленных за ними в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется администрациями внутригородских районов.
Согласно пункту 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Руководствуясь приведенными нормами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
При этом следует отметить, что оспариваемые административными истцами положения статьи 4 Правил благоустройства никакие обязанности для собственников помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, не порождают, а лишь содержат нормы, устанавливающие порядок определения границ прилегающих территорий.
В этой связи, позицию административных истцов о возложении на них статьей 4 Правил благоустройства не предусмотренной законодательством обязанности по содержанию прилегающей к многоквартирным домам и нежилым зданиям территории судебная коллегия находит несостоятельной.
При таких данных является обоснованным вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемых норм части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ, отсутствии в содержании Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара в оспариваемой части противоречий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и оснований для признания оспариваемых норм недействующими.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами административных истцов о противоречии оспариваемых в части Правил благоустройства гражданскому, жилищному, земельному законодательству Российской Федерации, поскольку правоотношения в сфере благоустройства территорий урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующей оценки в решении. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства.
Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива №189, товарищества собственников жилья "МИР-2", товарищества собственников жилья "МОНОЛИТ-2000", потребительского жилищно-строительного кооператива "ЕНИСЕЙ", товарищества собственников жилья №290, товарищества собственников жилья №205, товарищества собственников недвижимости "СОЮЗ", товарищества собственников жилья №91, общества с ограниченной ответственностью "ДОМ-СЕРВИС" – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи