Судья Фомина Н.Э. | Дело №66а-2985/2021 номер дела в суде первой инстанции 3а-271/2021 |
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | Бушминой А.Е., ФИО2, |
при секретаре | ФИО6 |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 12 августа 2021 года № 187/1017-6 «Об отказе ФИО3 в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутым политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по Чувашская Республика - Чувашия – Канашскому одномандатному избирательному округу №37» по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 26 августа 2021 года
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Чувашская Республика - Чувашия - Канашский одномандатный избирательный округ N 37 возложены на Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики (далее также – Избирательная комиссия).
Постановлением Избирательной комиссии от 12 августа 2021 года № 187/1017-6 ФИО3 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутым политической партией «Политическая партия «ЯБЛОКО» по Чувашская Республика – Чувашия – Канашскому одномандатному избирательному округу №37(далее также Постановление Избирательной комиссии от 12 августа 2021 года № 187/1017-6).
Административный истец ФИО3 обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что представил в Избирательную комиссию все необходимые документы. В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации он не указал сведения о судимости, вместе с тем, данные сведения были предоставлены им в порядке уточнения 11 августа 2021 года, в связи с чем полагает, что основания для отказа в регистрации кандидатом в депутаты надуманы.
Административный истец просил признать незаконным Постановление Избирательной комиссии от 12 августа 2021 года № 187/1017-6.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 26 августа 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии от 12 августа 2021 года № 187/1017-6 «Об отказе ФИО3 в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутым политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по Чувашская Республика - Чувашия - Канашскому одномандатному избирательному округу № 37».
В апелляционной жалобе административный истец ФИО3 просил решение Верховного Суда Чувашской Республики от 26 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Прокурор, участвовавший в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А., оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.
На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты, избирательные объединения, политические партии, их региональные отделения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Правоотношения по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации урегулированы также Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ).
Принцип равенства кандидатов установлен пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, частью 1 статьи 52 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, согласно которому все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данными Федеральными законами. Данный принцип равенства кандидатов направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации, при проведении выборов, предполагая в частности, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты по тем или иным округам осуществляется на одних и тех же условиях.
На основании пункта 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ, части 14 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ копии заверенного списка кандидатов по одномандатным избирательным округам (заверенные выписки из указанного списка), копии заявлений кандидатов, включенных в указанный список, о согласии баллотироваться в установленный законом срок направляются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствующие окружные избирательные комиссии.
Пунктом 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 данного Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 данного Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата. Аналогичные нормы содержатся в частях 4 и 5 статьи 43 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.
В силу пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, предусмотренном пунктом 2 данной статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Аналогичные нормы содержатся в пункте 1 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.
Порядок проверки Центральной избирательной комиссией Российской Федерации соблюдения требований Федерального закона при выдвижении политическими партиями кандидатов по одномандатным избирательным округам, порядок проверки окружной избирательной комиссией соблюдения требований Федерального закона при представлении документов кандидатами, выдвинутыми по одномандатным избирательным округам урегулирован статьями 48 и 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет достоверность сведений, представленных политическими партиями в соответствии с Федеральным законом; сведения о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных о себе кандидатами (в отношении кандидатов, включенных в списки кандидатов по одномандатным избирательным округам) направляет в окружные избирательные комиссии (пункт 2 части 5 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ).
Окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ при представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ)
Положениями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ, частью 7 статьи 48, частью 5 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ предусмотрена обязанность избирательных комиссий не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещать кандидата о выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия предусмотренных законом документов или несоблюдения требований закона к оформлению документов, а также право кандидатов не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вносить в них уточнения и дополнения в установленном порядке и сроки.
Представление избирательных документов в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу предусмотрено статьей 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, согласно которой для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы: 1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; 2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 данного Федерального закона (если такие изменения имеются); 3) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (часть 1). Все документы для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени (часть 4).
Частью 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, к числу которых относятся:
3) отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 данного Федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 данного Федерального закона;
5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии со статьями 41 и 43 данного Федерального закона, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона;
9) сокрытие кандидатом сведений об имевшейся или имеющейся судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 41 и пунктом 1 части 5 статьи 42 данного Федерального закона.
Аналогичные нормы предусмотрены подпунктами «в», «в.2», «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Из материалов дела следует, что политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Чувашская Республика - Чувашия - Канашскому одномандатному избирательному округу № 37 выдвинут ФИО3.
7 июля 2021 года ФИО3 дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Чувашская Республика - Чувашия - Канашскому одномандатному избирательному округу № 37 политической партии «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», о чем написал заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в котором, в нарушение пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 1 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ, не указал сведения о своей судимости, а также сведения о дате снятия или погашения судимости (л.д.22).
22 июля 2021 года ФИО3 представил в Избирательную комиссию документы для уведомления о выдвижении в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Чувашская Республика – Чувашия – Канашскому одномандатному избирательному округу № 37, а именно сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по установленной форме; сведения о принадлежащем кандидату и его супруге недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруги; сведения о своих расходах, а также о расходах своей супруги по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; копию трудовой книжки; копию паспорта (л.д.23-56).
29 июля 2021 года в Избирательную комиссию из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступила копия ответа федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», содержащего сведения о судимости кандидата в депутаты ФИО3, согласно которому ФИО3 ранее был судим: 26 апреля 1976 года Советским народным судом г. Горького по части 2 статьи 108, части 3 статьи 206, статье 40 Уголовного кодекса РСФСР; 15 июня 1981 года Арзамасским народным судом Горьковской области по части 2 статьи 206 Уголовного кодекса РСФСР; 20 июня 1990 года Шумерлинским районным судом Чувашской АССР по части 2 статьи 193, части 2 статьи 206, статье 40 Уголовного кодекса РСФСР (л.д.57-58).
ФИО3 в установленный срок до 18 часов 00 минут 4 августа 2021 года не представил в Избирательную комиссию документы, предусмотренные частью 1 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ для регистрации кандидата, а именно документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате (если такие изменения имеются); письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
6 августа 2021 года Избирательная комиссия письмом № 0118/1523 и посредством смс-информирования уведомила кандидата в депутаты ФИО3 о том, что им не представлены документы, подтверждающие открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; в заявлении о согласии баллотироваться не указаны сведения о судимости, а также указала, что вопрос об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Чувашская Республика - Чувашия - Канашскому одномандатному избирательному округу № 37 будет рассмотрен на заседании Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики 12 августа 2021 года в 15 часов 00 минут (л.д.60-61).
11 августа 2021 года кандидат ФИО3 в целях устранения выявленных недостатков дополнительно представил в Избирательную комиссию справку об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (л.д.68); сведения о реквизитах специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (л.д.65); уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами (л.д.64).
Кроме того, 11 августа 2021 года кандидат ФИО3 в целях устранения выявленных недостатков представил уточненное заявление о согласие баллотироваться в котором указал, что в ранее поданном заявлении о согласии баллотироваться он не указал о наличии погашенных судимостей; уточнил, что ранее у него были судимости согласно прилагаемой справке; указал, что считал, что согласно действующей Конституции Российской Федерации он юридически не судим; приложил копию справки о наличии судимости, выданную МВД по Чувашской Республике (л.д.65, 66).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 12 августа 2021 года № 187/1017-6 ФИО3, выдвинутому политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по Чувашская Республика - Чувашия - Канашскому одномандатному избирательному округу № 37» отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по основанию, предусмотренному статьей 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ, в связи с тем, что в уточненном заявлении о согласии баллотироваться от 11 августа 2021 года указано о том, что ранее у кандидата ФИО3 были судимости, согласно прилагаемой справке, однако само уточненное заявление не содержит конкретных сведений о судимостях ФИО3, в том числе о дате их снятия или погашения, а приложенная копия справки МВД по Чувашской Республике не содержит наименования статей Уголовного кодекса РСФСР и сведений о дате снятия или погашения судимостей, как это предусмотрено пунктом 1 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ, в связи с чем уточнение сведений об имевшихся у кандидата судимостях произведено с нарушением требований части 5 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ и не устраняет ранее выявленных оснований для отказа в регистрации (л.д.72-86).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу о том, что на день, предшествующий дню заседания Избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата ФИО3 (соответственно 10 августа 2021 года и 12 августа 2021 года), в Избирательной комиссии отсутствовали недостающие документы, а равно отсутствовали сведения об имеющихся у кандидата судимостях (кандидат скрыл сведения о судимостях), в связи с чем у Избирательной комиссии имелись предусмотренные статьей 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ основания для отказа в регистрации кандидата.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что предшествующим дню заседания комиссии, которое состоялось 12 августа 2021 года, является 11 августа 2021 года, когда административный истец представил все дополнения и уточнения, а не 10 августа 2021 года, когда по мнению суда первой инстанции в Избирательной комиссии отсутствовали недостающие документы, а равно отсутствовали сведения об имеющихся у кандидата судимостях, которые кандидат скрыл, в связи с чем, по мнению административного истца, отсутствовали основания для отказа ему в регистрации кандидатом в депутаты.
Указанные доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания в части исчисления срока, предшествующего дню заседания Избирательной комиссии, однако не могут повлечь отмену решения суда по следующим основаниям.
Положениями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ, частью 5 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ предусмотрено право кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, указанные в данных Федеральных законах, представленные в окружную избирательную комиссию, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями указанных Федеральных законах, в том числе к их оформлению.
Поскольку заседание Избирательной комиссии, на котором решался вопрос об отказе в регистрации кандидата в депутаты ФИО3, было назначено на 12 августа 2021 года, то исходя из положений пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ФИО3 в целях устранения выявленных недостатков был вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в Избирательную комиссию, не позднее 10 августа 2021 года.
Однако, как установлено судом и подтверждается материалами дела, кандидат в депутаты ФИО3 11 августа 2021 года представил в Избирательную комиссию недостающие документы – справку об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; сведения о реквизитах специального избирательного счета избирательного фонда кандидата; уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами; а также представил уточненное заявление о согласие баллотироваться.
Таким образом, на 11 августа 2021 года - день предшествующий заседанию Избирательной комиссии, на котором решался вопрос об отказе в регистрации кандидата в депутаты ФИО3, вышеуказанные справка, уведомление, уточненное заявление, предусмотренные пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ у Избирательной комиссии имелись, в связи с чем отсутствовали основания для отказа в регистрации по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ - отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 данного Федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 данного Федерального закона.
Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что на день, предшествующий дню заседания Избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата ФИО3 (соответственно 10 августа 2021 года и 12 августа 2021 года), в Избирательной комиссии отсутствовали вышеперечисленные недостающие документы, является неверным, а кроме того, такие основания для отказа в регистрации не указаны в Постановлении Избирательной комиссии от 12 августа 2021 года № 187/1017-6.
Вместе с тем, Постановлением Избирательной комиссии от 12 августа 2021 года № 187/1017-6 ФИО3, отказано в регистрации кандидатом в депутаты по основанию, предусмотренному статьей 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ, в связи с тем, что в уточненном заявлении о согласии баллотироваться от 11 августа 2021 года указано о том, что ранее у кандидата ФИО3 были судимости, согласно прилагаемой справке, однако само уточненное заявление не содержит конкретных сведений о судимостях ФИО3, в том числе о дате их снятия или погашения, а приложенная копия справки МВД по Чувашской Республике не содержит наименования статей Уголовного кодекса РСФСР и сведений о дате снятия или погашения судимостей, как это предусмотрено пунктом 1 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ, в связи с чем уточнение сведений об имевшихся у кандидата судимостях произведено с нарушением требований части 5 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ и не устраняет ранее выявленных оснований для отказа в регистрации.
Суд первой инстанции также согласился с такими основаниями для отказа в регистрации кандидата в депутаты ФИО3
В апелляционной жалобе административный истец указал, что ни у Избирательной комиссии, ни у суда первой инстанции не было претензий к содержанию представленных им уточнений относительно судимости, полагает, что он представил все сведения о судимости, а также представил справку о наличии судимости, выданную МВД по Чувашской Республике, чем устранил имеющиеся недостатки.
Судебная коллегия с такими доводами апелляционной жалобы согласиться не может, поскольку пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пунктом 1 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ предусмотрено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Подпунктом 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что сведения о судимости кандидата это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Частью 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что погашение или снятие судимости аннулирует лишь те правовые последствия, связанные с судимостью, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, указываются сведения о судимости кандидата, предусмотренные подпунктом 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ: сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, а кроме того в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пунктом 1 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ, если судимость снята или погашена, также указываются сведения о дате снятия или погашения судимости.
Представляя 11 августа 2021 года в целях устранения выявленных недостатков уточненное заявление о согласие баллотироваться, административный истец указал, что в ранее поданном заявлении о согласии баллотироваться он не указал о наличии погашенных судимостей; уточнил, что ранее у него были судимости согласно прилагаемой справке; указал, что считал, что согласно действующей Конституции Российской Федерации он юридически не судим; приложил копию справки о наличии судимости, выданную МВД по Чувашской Республике (л.д.65, 66).
Таким образом, в указанном уточненном заявлении о согласие баллотироваться кандидат ФИО3 не указал сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса РСФСР, на основании которых он был осужден, сведения о датах снятия или погашения судимостей, то есть не представил и скрыл сведения об имевшихся судимостях, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ, что является основанием для отказа в регистрации по основаниям, предусмотренным пунктами 5 и 9 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ.
Представленная 11 августа 2021 года административным истцом в Избирательную комиссию справка о наличии судимости, выданная ФИО3 МВД по Чувашской Республике не может заменить уточненное заявление о согласие баллотироваться, в котором должны указываться все необходимые сведения о судимости и о датах их снятия или погашения. Кроме того, в указанной справке о наличии судимости также отсутствуют все необходимые сведения, а именно отсутствуют наименования статей Уголовного кодекса РСФСР, на основании которых он был осужден и сведения о датах снятия или погашения судимостей.
При таких обстоятельствах, Избирательная комиссия обоснованно отказала ФИО3 в регистрации кандидатом в депутаты.
Кроме того, обращаясь в суд с административным иском о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии от 12 августа 2021 года № 187/1017-6 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, административный истец пропустил срок, установленный частью 4 статьи 240 КАС РФ.
Исчисление процессуальных сроков установлено статьей 92 КАС РФ, согласно которой процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные КАС РФ (часть 1). Процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным, в том числе главой 24 КАС РФ («Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») (часть 2). Течение процессуального срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало (часть 3).
Порядок окончания процессуального срока установлен статьей 93 КАС РФ, в часть 4 данной статьи Федеральным законом от 30 апреля 2021 года 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 115-ФЗ) внесены изменения, которые вступили в силу с 30 апреля 2021 года.
В соответствии с частью 4 статьи 93 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 115-ФЗ) процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, в том числе установленных статьей 240 КАС РФ.
Статьей 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, согласно которой административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения (часть 4). Сроки, указанные в частях 2 - 6 данной статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (часть 7). Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10).
В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств (часть 5 статьи 180 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец просил суд признать незаконным Постановление Избирательной комиссии от 12 августа 2021 года № 187/1017-6, то есть решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Согласно номеру почтового идентификатора на почтовом конверте (л.д.12) административное исковое заявление направлено административным истцом в Верховный Суд Чувашской Республики по почте 23 августа 2021 года в 19 часов 21 минуту.
Указанное почтовое отправление получено адресатом – Верховным Судом Чувашской Республики 25 августа 2021 года в 12 часов 23 минуты (по входящему штампу суда также 25 августа 2021 года), то есть по окончании процессуального срока, предусмотренного частью 4 статьи 240 КАС РФ, с учетом правил окончания процессуального срока, установленных частью 4 статьи 93 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 115-ФЗ).
В данном случае то обстоятельство, что административный истец направил административное исковое заявление в суд по почте 23 августа 2021 года - в последний день процессуального срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ, правового значения не имеет, поскольку исходя из положений части 4 статьи 93, части 4 статьи 240 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата могло быть направлено по почте, но при этом должно поступить в суд не позднее последнего дня срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ.
Таким образом, по делу достоверно установлено, что административный истец пропустил установленный частью 4 статьи 240 КАС РФ срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, который в силу части 7 статьи 240 КАС РФ не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска, что в силу положений части 5 статьи 180, части 10 статьи 240 КАС РФ является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований не имеется.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 26 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи