ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2994/2021 от 27.10.2021 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Буланков Р.В. Дело № 66а-2994/2021

номер дела в суде первой инстанции 3а-751/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего

Бушминой А.Е.,

судей

ФИО1, ФИО2

при секретаре

ФИО17,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 об оспаривании решения Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», о применении последствий незаконного решения, по апелляционной жалобе ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 на решение Пермского краевого суда от 28 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е., объяснения административных истцов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

решением Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26 ноября 2020 года без номера внесены изменения в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», в части вопросов касающихся досрочного прекращения полномочий председателя Думы Александровского муниципального округа.

Административные истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в Пермский краевой суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указали, что был нарушен порядок принятия соответствующих изменений в Положение о Думе Александровского муниципального округа Пермского края, а именно:

- в нарушение требований части 4 статьи 11 Регламента Думы Александровского муниципального округа Пермского края решение о проведении внеочередного заседания Думы по инициативе председателя Думы не принималось; письменного требования группы депутатов с повесткой внеочередного заседания «О внесении изменений в Положение о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» не направлялось;

- депутаты - административные истцы не были извещены о проведении внеочередного заседания Думы 26 ноября 2020 года в 9 часов 00 минут;

- нарушен порядок обсуждения, утверждения повестки дня заседания Думы (статьи 27-29 Регламента Думы Александровского муниципального округа Пермского края);

- внеочередное заседание Думы 26 ноября 2020 года в 9 часов 00 минут проведено не в зале заседаний, участие принимало 7 депутатов;

- оспариваемое решение не было принято квалифицированным большинством голосов;

- подписание и опубликование оспариваемого решения Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26 ноября 2020 года без номера не было произведено в установленном порядке.

Административные истцы просили суд признать незаконным и отменить решение Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края».

Решением Пермского краевого суда от 28 мая 2021 года отказано в удовлетворении требований ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании недействующим решения Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26 ноября 2020 года «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», о применении последствий незаконного решения.

В апелляционной жалобе административные истцы просили решение Пермского краевого суда от 28 мая 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

Дума Александровского муниципального округа Пермского края (далее также Дума), представила отзыв и дополнительный отзыв на апелляционную жалобу, в которых просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Прокуратура Пермского края представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А., полагал необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения административных истцов, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и дополнительного отзыва на апелляционную жалобу, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), которым предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 7).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава (часть 14 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает кроме прочего решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Статьей 1 Закона Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» муниципальное образование Александровский муниципальный округ Пермского края наделено статусом муниципального округа.

Решением Думы Александровского муниципального округа от 26 ноября 2019 года № 23 принят Устав Александровского муниципального округа Пермского края (далее – Устав), согласно которому муниципальное образование Александровский муниципальный округ Пермского края является муниципальным округом.

Положениями части 1 статьи 20 Устава установлено, что Дума Александровского муниципального округа Пермского края является представительным органом Александровского муниципального округа Пермского края, Дума входит в структуру органов местного самоуправления Александровского муниципального округа.

Частью 4 статьи 21 Устава предусмотрено, что Дума состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах, к полномочиям Думы относится, в том числе утверждение Регламента Думы (пункт 7 части 8 статьи 20 Устава), избрание председателя Думы (часть 1 статьи 22 Устава).

В силу статьи 22 Устава организацию деятельности Думы осуществляет председатель Думы, избираемый на первом заседании большинством голосов от установленной численности депутатов. Председатель Думы осуществляет свои полномочия на непостоянной основе (часть 1).

Председатель Думы осуществляет следующие полномочия:

1) руководит подготовкой заседаний и ведет заседания Думы в соответствии с его регламентом;

2) созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня;

3) подписывает протоколы заседаний и другие документы Думы;

4) издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы;

5) подписывает решения Думы (часть 2).

Председатель Думы издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы, подписывает решения Думы (часть 5 статьи 29 Устава).

Исходя из положений статьи 29 Устава Дума по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Пермского края, данным Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Александровского муниципального округа, а также решения по вопросам организации деятельности муниципального округа и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Пермского края, данным Уставом. Решения Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Александровского муниципального округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, если иное не установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (часть 3). Глава Александровского муниципального округа в пределах своих полномочий, установленных данным Уставом и решениями Думы, подписывает решения Думы (часть 4).

Решением Думы от 16 октября 2019 года № 8 принято Положение о Думе Александровского муниципального округа Пермского края (далее – Положение о Думе), согласно которому нормативные правовые акты Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Александровского муниципального округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов и подписываются главой муниципального округа и председателем Думы; остальные нормативные правовые акты принимаются простым большинством присутствующих на заседании депутатов, если принятие решения не требует квалифицированного большинства, что определяется правовыми актами или депутатами на данном заседании, и подписываются главой муниципального округа и председателем Думы (пункт 3.1 Положения о Думе)

Основной формой работы Думы является заседание, которое считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 % от числа избранных депутатов (часть 4.1 Положения о Думе).

Заседание Думы проводится, как правило, в специально отведенном помещении – в зале заседаний (актовом зале) по адресу: <...> (пункт 1 статьи 10 Регламента Думы).

Виды заседаний Думы и порядок их созыва установлен статьей 11 Регламента Думы, согласно которой заседания могут быть очередными и внеочередными, открытыми и закрытыми, выездными, а также рабочими (пункт 1). Решение о проведении внеочередного заседания Думы принимается по инициативе председателя Думы, главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа (далее – глава округа) или не менее одной трети депутатов Думы на основании письменного требования. Письменное требование должно быть оформлено в виде письма на имя председателя Думы, с проектом решения по вопросу (вопросам), выносимому (выносимым) на внеочередное заседание, кратким обоснованием необходимости созыва внеочередного заседания Думы (пункт 4). Внеочередное заседание проводится в срок не позднее 5 дней после вручения председателю или заместителю председателя Думы письменного уведомления с требованием о созыве внеочередного заседания (пункт 6). Внеочередное заседание проводится только с той повесткой дня, которая была указана в требовании о его созыве, за исключением случая, когда Дума примет решение о включении в повестку дня дополнительных вопросов. Такое решение принимается, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании (пункт 7).

В случае отсутствия необходимого кворума Дума путем открытого голосования переносит заседание и определяет дату повторного проведения заседания с данной повесткой дня (статья 19 Регламента).

Положениями части 13 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Статьей 44 Регламента Думы предусмотрено, что решения Думы, не являющиеся нормативными правовыми актами, подписываются председателем Думы в течение 10 дней (пункт 1). Нормативный правовой акт, принятый Думой, направляется главе округа для подписания и обнародования в течение 10 дней (пункт 2). Глава округа обязан в течение 10 дней с даты получения подписать и обнародовать решение Думы, если он не воспользовался правом на отклонение нормативного правового акта Думы. Если глава округа отклонил нормативный правовой акт, принятый Думой, указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. В этом случае нормативный правовой акт вновь рассматривается Думой (пункт 3). При повторном рассмотрении решения в ранее принятой редакции (отклоненной главой округа) указанный нормативный правовой акт считается одобренным в ранее принятой редакции, если за него проголосовало большинство не менее двух третей от установленной численности депутатов Думы. В этом случае решение подлежит подписанию главой округа в течение семи дней и обнародованию (пункт 5). В случае принятия решения в иной редакции оно направляется к главе округа как вновь принятое (пункт 6).

Из материалов дела следует, что 16 октября 2019 года состоялось первое заседание Думы, в котором принимали участие 15 избранных депутатов Думы. На данном заседании Думы принято ращение об избрании председателем Думы ФИО5 (т.3 л.д.120-125)

8 октября 2020 года депутат Думы по избирательному округу № 10 ФИО8 сложила полномочия депутата (т.3 л.д.126-141).

Из материалов дела следует, что решением Александровского городского суда Пермского края от 23 октября 2020 года по административному делу № 2а-450/2020 о признании незаконными действий председателя Думы ФИО5 (т.1 л.д.130-142) установлено, что на заседании Думы 2 июля 2020 года депутатом ФИО9 внесено предложение о включении в повестку заседания дополнительного вопроса -проекта решения ФИО9 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», однако председатель Думы ФИО5 вопрос о включении в повестку этого проекта на голосование не поставила, поскольку вопросы требуют юридической проработки, пояснительные записки к проектам решений, вносимых ФИО9, не содержат убедительных причин для внесения этих вопросов без предварительного рассмотрения, проекты решений вернула ФИО9

16 июля 2020 года на имя председателя Думы в аппарат Думы внесен для включения в повестку дня ближайшего очередного заседания Думы 13 августа 2020 года с целью рассмотрения депутатами проект депутата ФИО9 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с сопроводительным письмом, пояснительной запиской, сравнительной таблицей.

3 августа 2020 года письмом № 160 председатель Думы ФИО5 возвратила проект решения депутата ФИО9 для доработки, в связи с тем, что в проекте решения отсутствуют обоснования необходимости принятия правового акта, ссылки на законы, в соответствии с которыми необходимо принять данное решение, характеристики целей и задач будущего решения.

11 августа 2020 года ФИО9 в аппарат Думы представил проект решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» с сопроводительным письмом, пояснительной запиской.

12 августа 2020 года в письме № 176 председателем Думы ФИО5 предложено ФИО9 привести проект решения в соответствие с нормами, указанными в ответе от 3 августа 2020 года.

13 августа 2020 года на очередном заседании Думы депутат ФИО9 повторно внес предложения о включении в повестку заседания Думы указанного проекта решения. Председатель Думы ФИО5 руководствуясь пунктом 5.4.16 Положения о Думе, не поставила указанное предложение на голосование.

Решением Александровского городского суда Пермского края от 23 октября 2020 года по административному делу № 2а-450/2020 признаны незаконными действия председателя Думы Александровского муниципального округа ФИО5, выразившиеся в отказе ставить на голосование для включения в повестку дня очередного заседания Думы 2 июля 2020 года и 13 августа 2020 года, в отказе включения в повестку дня очередного заседания Думы 13 августа 2020 года проекта решения, внесенного депутатом Думы ФИО9 «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края»; возложена обязанность на председателя Думы ФИО5 на ближайшем заседании Думы поставить на голосование вопрос о включении в повестку дня заседания Думы проекта указанного решения, внесенного ФИО9 для рассмотрения депутатами, и принятия ими решения о возможности включения в повестку дня заседания Думы (т.1 л.д.130-142).

22 сентября 2020 года на основании письменного требования пяти депутатов Думы, председателем Думы ФИО5 в соответствии с положениями пункта 4 статьи 11 Регламента Думы издано распоряжение от 22 сентября 2020 года № 30 «О созыве внеочередного заседания Думы Александровского муниципального округа (на 21 октября 2020 года в 10.00 часов)» (т.1 л.д.179, 180).

15 октября 2020 года председателем Думы ФИО5 принято постановление № 23 «О временном прекращении проведения заседаний Думы Александровского муниципального округа» (т.1 л.д.181), действие которого приостановлено определением судьи Александровского городского суда Пермского края от 20 октября 2020 года о применении мер предварительной защиты в рамках административного дела по административному исковому заявлению прокурора города Александровска об оспаривании названного постановления (т.1 л.д.182-183).

20 октября 2020 года, после принятия судьей Александровского городского суда Пермского края мер предварительной защиты, депутат Думы ФИО10 направила на электронную почту всех депутатов Думы и в аппарат Думы сообщение о том, что в связи с принятием Александровским городским судом Пермского края мер обеспечительных мер на постановление председателя Думы, внеочередное заседание Думы состоится 21 октября 2020 года в 10 часов 00 минут, к письму приложены пояснительная записка к проекту решения, проект повестки дня, проект решения (т.1 л.д.184).

Ввиду отсутствия кворума для принятия решения «Об избрании главы муниципального округа - главы администрации Александровского муниципального округа» заседания Думы переносились с 21 октября 2020 года на 22 октября 2020 года, с 22 октября 2020 года на 28 октября 2020 года, с 28 октября 2020 года на 12 ноября 2020 года (т.1 л.д.185-197).

На внеочередном заседании 12 ноября 2020 года ввиду отсутствия кворума для принятия решения «Об избрании главы муниципального округа - главы администрации Александровского муниципального округа» рассмотрение данного вопроса перенесено на внеочередное заседание Думы на 26 ноября 2020 года в 9 часов 00 минут; по предложению депутата ФИО9 в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Регламента Думы в повестку дня был включен дополнительный вопрос - о рассмотрении депутатами Думы проекта решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», данный проект решения (далее – решение Думы от 12 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе) принят на заседании Думы, за его принятие проголосовали 9 депутатов (т.3 л.д.172-173, т.1 л.д.198-199, 200-203).

Решение от 12 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе и пояснительная записка к нему поступили исполняющему полномочия главы муниципального округа - главы администрации Александровского муниципального округа 13 ноября 2020 года, который письмом от 20 ноября 2020 года на основании части 13 статьи 35, части 5 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункта 3 статьи 43, пунктов 3, 7, 10 статьи 44 Регламента Думы отклонил решение от 12 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе (т.1 л.д.200, т.3 л.д.169-175).

Суд первой инстанции пришел к выводу, что перенос внеочередного заседания Думы, ввиду отсутствия кворума для принятия решения по вопросу «О выборах на должность главы муниципального округа» с 21 октября 2020 года на 22 октября 2020 года, с 22 октября 2020 года на 28 октября 2020 года, с 28 октября 2020 года на 12 ноября 2020 года (т.1 л.д.198-203) путем оформления протоколами внеочередного заседания Думы соответствует положениям статьи 19, части 2 статьи 36 Регламента Думы, в том числе по порядку оформления процедурных вопросов.

Кроме того, протокол внеочередного заседания Думы от 12 ноября 2020 года со сведениями о переносе заседания на 26 ноября 2020 года в 9 часов 00 минут был направлен в адрес председателя Думы ФИО5 и заместителя председателя Думы ФИО7 путем почтового отправления (т.1 л.д.200-202).

Как правильно указал суд, указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о необоснованности доводов административных истцов об их ненадлежащем извещении о времени и месте проведения внеочередного заседания Думы 26 ноября 2020 года в 9 часов 00 минут.

26 ноября 2020 года в 9 часов 00 минут состоялось внеочередное заседание Думы, в котором принимали участие 9 депутатов из 14 депутатов.

В ходе внеочередного заседания Думы 26 ноября 2020 года по предложению депутата ФИО9 в соответствии с пунктом 7 статьи 11 Регламента Думы в повестку дня включен дополнительный вопрос - о рассмотрении депутатами Думы проекта решения «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края», имеющего иное содержание, чем ранее утвержденный решением Думы от 12 ноября 2020 года проект внесения изменений в Положение о Думе. За предложение о включение в повестку дня дополнительного вопроса проголосовало 9 депутатов, то есть более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании, в связи с чем суд пришел к выводу, что включение данного вопроса в повестку дня внеочередного заседания Думы соответствует положениям статей 11, 13, 27, 28, 29 Регламента Думы, в том числе и в части предоставления документов непосредственно на заседании Думы (т.1 л.д.204-206).

Указанные изменения Положения о Думе включают в себя следующие изменения:

- пункт 5.2. изложен в новой редакции, которая дополнительно устанавливает основания для досрочного прекращения полномочий председателя Думы;

- пункты 6.1, 6.5 и 6.3 изложены в новой редакции, которая уточняет порядок избрания, порядок начала и порядок прекращения и досрочного прекращения полномочий заместителя председателя Думы.

За принятие данного проекта решения Думы «О внесении изменений в решение Думы Александровского муниципального округа от 16 октября 2019 года № 8 «Об утверждении Положения о Думе Александровского муниципального округа Пермского края» (далее – решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе) на внеочередном заседании Думы проголосовали 9 депутатов, то есть все депутаты, присутствующие на заседании, что соответствует пункту 3.1 Положения о Думе, согласно которому нормативные правовые акты Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Александровского муниципального округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов и подписываются главой муниципального округа и председателем Думы; остальные нормативные правовые акты принимаются простым большинством присутствующих на заседании депутатов, если принятие решения не требует квалифицированного большинства, что определяется правовыми актами или депутатами на данном заседании, и подписываются главой муниципального округа и председателем Думы.

Результаты голосования и принятые на внеочередном заседании Думы от 26 ноября 2020 года решения были направлены в адрес председателя Думы ФИО5 для подписания (т.1 л.д.207-213), однако председателем Думы ФИО5 в нарушение статьи 44 Регламента Думы в течение 10 дней решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе председателем Думы не подписано.

21 декабря 2020 года состоялось заседание регламентного комитета Думы, по итогам которого принято решение о подготовке проекта решения о подписании решения Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе (т.1 л.д.214, 216-225).

22 декабря 2020 года в 15 часов 00 минут состоялось очередное заседание Думы, в котором принимали участие 9 депутатов из 14 депутатов.

По предложению депутата ФИО10 в повестку дня включен дополнительный вопрос о подписании решения Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе, за предложение о включение в повестку дня дополнительного вопроса проголосовало 9 депутатов. На очередном заседании Думы 22 декабря 2020 года принято решение о подписании решения Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе председательствовавшим на заседании Думы 26 ноября 2020 года депутатом ФИО9, за принятие такого решения проголосовали 9 депутатов (т.1 л.д.178, 220-225, т.2 л.д.1-19).

Решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе подписано председательствовавшим на заседании Думы депутатом ФИО9 и исполняющим обязанности главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа – ФИО11 (т.1 л.д.176-177).

После подписания решения Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе были приняты меры к его опубликованию в официальном печатном издании – газета «Боевой путь» и размещению на официальном сайте в сети Интернет, однако решение от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе не было опубликовано (т.3 л.д.118).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по устному распоряжению председателя Думы ФИО5 сотрудникам аппарата решению Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе не был присвоен номер, данное решение не было направлено на опубликование и не было размещено на официальном сайте органов местного самоуправления Александровского муниципального района Пермского края (т.2 л.д.30, 31).

25 декабря 2020 года состоялось заседание регламентного комитета Думы, по итогам которого принято решение в связи с отказом руководителя газеты «Боевой путь» опубликовать принятые решения Думы, с целью обеспечения населения Александровского муниципального района Пермского края возможности ознакомиться с содержанием решений Думы, опубликовать решения Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе в газете «Комсомольская правда – Пермь» (т.2 л.д.21-26).

Решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе опубликовано 29 декабря 2020 года в газете «Комсомольская правда – Пермь» № 149 (27222) на странице 9 (т.2 л.д.45), распространено через библиотечную сеть Александровского муниципального округа (т.2 л.д.40), а также направлено в различные органы и должностным лицам (т.2 л.д.34-44).

16 апреля 2021 года решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе размещено на официальном сайте органов местного самоуправления Александровского муниципального района Пермского края (т.3 л.д.177-179).

Решением Думы от 14 января 2021 года в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Думе (с учетом изменений, внесенных решением Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе) досрочно прекращены полномочия председателя Думы ФИО5 (т.3 л.д.127).

Решением Александровского городского суда Пермского края от 5 марта 2021 года по административному делу № 2а-154/2021, вступившим в законную силу 14 июля 2021 года, отказано в удовлетворении административного иска ФИО5 о признании незаконным решения Думы от 14 января 2021 года «О досрочном прекращении полномочий председателя Думы ФИО5» (т.3 л.д.101-109, 110-112).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает, кроме прочего, решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, то Дума Александровского муниципального округа Пермского края, являющаяся представительным органом Александровского муниципального округа Пермского края, который входит в структуру органов местного самоуправления, полномочна принимать решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, к такому виду решений относится и оспариваемое решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе в части вопросов касающихся досрочного прекращения полномочий председателя Думы.

Отклоняя доводы административных истцов о нарушении требований части 4 статьи 11 Регламента Думы, которой предусмотрено, что решение о проведении внеочередного заседания Думы принимается по инициативе председателя Думы на основании письменного требования группы депутатов, суд сослался на распоряжение Председателя Думы от 22 сентября 2020 года № 30 «О созыве внеочередного заседания Думы Александровского муниципального округа (на 21 октября 2020 года в 10.00 часов)», которое издано на основании письменного требования группы депутатов (т.1 л.д.179-180), что свидетельствует о том, что 21 октября 2020 года внеочередное заседание Думы созвано в соответствии с частью 4 статьи 11 Регламента Думы. Действие последующего постановления председателя Думы от 15 октября 2020 года № 23 «О временном прекращении проведения заседаний Думы Александровского муниципального округа» приостановлено определением судьи Александровского городского суда Пермского края от 20 октября 2020 года о применении мер предварительной защиты, в связи с чем суд пришел к выводу, что вопреки доводам административных истцов, отсутствуют основания полагать, что состоявшееся 21 октября 2020 года в 10 часов 00 минут внеочередное заседание Думы являлось не правомочным (т.1 л.д.181-185).

Судом сделан вывод, что перенос внеочередного заседания Думы, в виду отсутствия кворума для принятия решения по вопросу «о выборах на должность главы муниципального округа», с 21 октября 2020 года, с 22 октября 2020 года, с 28 октября 2020 года, с 12 ноября 2020 года на 26 ноября 2020 года (т.1 л.д.186-203) путем оформления указанных переносов протоколами внеочередного заседания Думы соответствует положениям статьи 19, части 2 статьи 36 Регламента Думы, в том числе по порядку оформления процедурных вопросов; протокол внеочередного заседания Думы от 12 ноября 2020 года со сведениями о переносе заседания на 26 ноября 2020 года в 9.00 часов направлен почтой в адрес председателя Думы ФИО5 и заместителя председателя Думы ФИО7 (т.1л.д. 200-202), что в совокупности свидетельствуют о необоснованности доводов административных истцов об их ненадлежащем извещении о времени и месте проведения внеочередного заседания Думы 26 ноября 2020 года в 9 часов 00 минут.

В части 7 статьи 11 Регламента Думы предусмотрена возможность включения в повестку дня внеочередного заседания Думы дополнительных вопросов, в связи с чем судом сделан вывод, что предложение в ходе внеочередного заседания Думы 26 ноября 2020 года депутата о включении в повестку дня дополнительного вопроса «О внесении изменений в Положение о Думе», за которое проголосовали все депутаты, присутствующие на заседании, и включение данного вопроса в повестку дня внеочередного заседания Думы соответствует положениям статей 13, 27, 28, 29 Регламента Думы, в том числе и в части предоставления документов непосредственно на заседании Думы

Также суд первой инстанции, отклоняя доводы административных истцов, указал, что проведение внеочередного заседания Думы 26 ноября 2020 года в 9 часов 00 минут не в зале заседаний не свидетельствует о наличии существенных процессуальных нарушений, которые бы могли повлиять на результат голосования, при этом доводы о проведении внеочередного заседания Думы депутатами в количестве 7 человек не подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами и опровергаются содержанием протокола внеочередного заседания Думы от 26 ноября 2020 года с указанием участников заседания в количестве 9 депутатов из 14 избранных (т.1 л.д.119).

Суд пришел к выводу, что решение о внесении изменений в Положение о Думе разрешает вопрос организации деятельности представительного органа муниципального образования, в связи с чем в соответствии с пунктом 3.1 Положения о Думе такое решение могло быть принято простым большинством присутствующих на заседании депутатов.

В связи с тем, что руководителем официального печатного издания было отказано в опубликовании принятого решения Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе, то суд признал публикацию оспариваемого решения в газете «Комсомольская правда - Пермь» и распространение решения через библиотечную сеть Александровского муниципального округа допустимыми, в данном случае, средствами опубликования и обнародования решения Думы от 26 ноября 2020 года, поскольку цель официального опубликования (обеспечение возможности ознакомиться с содержанием нормативного правового акта) достигнута при обстоятельствах объективной невозможности опубликования решения в официальном печатном издании.

Поскольку судом первой инстанции установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то суд в удовлетворении административного искового заявления отказал.

Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемое решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе принято Думой в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам опубликования и введения в действие.

Содержание оспариваемого решения Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе является определенным и неоднозначного толкования не вызывает, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

В апелляционной жалобе административные истцы указали, что суд не учел, что Дума является юридическим лицом, а председатель Думы является выборным должностным лицом, наделенным исполнительно-распорядительными обязанностями: подписание финансовых документов, прием и увольнение работников аппарата Думы и другое, в связи с чем в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в Уставе должны быть указаны порядок и основания прекращения полномочий должностных лиц органов местного самоуправления, в том числе председателя Думы, однако в Уставе процедура отставки председателя Думы отсутствует, поэтому решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе не соответствует указанному Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и Уставу; председатель Думы ФИО5 законно отказалась подписывать проект решения, поскольку оно противоречит пункту7 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Судебная коллегия с такими доводами апелляционной жалобы согласиться не может по следующим основаниям.

В силу пунктов 7 и 8 части 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в уставе должны быть определены, в том числе основания и порядок прекращения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и процедура досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления. Вместе с тем аналогичные нормы в отношении должностных лиц местного самоуправления, не являющихся выборными должностными лицами, в уставе могут не указываться.

В абзацах 16 и 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ дано определение должностного лица местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; а также дано определение выборного должностного лица местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, применительно к рассматриваемому делу, выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо, избираемое представительным органом муниципального образования из своего состава, наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В то время как должностное лицо местного самоуправления это выборное лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Понятие вопросов местного значения определено абзацем 12 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которому вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

С учетом того, что на основании части 1 статьи 34, части 14 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и статьи 20 Устава должность председателя Думы (в отличии от самого представительного органа – Думы Александровского муниципального округа) в структуру органов местного самоуправления Александровского муниципального округа не входит, а в силу статьи 22, части 5 статьи 29 Устава председатель Думы на непостоянной основе осуществляет лишь организацию деятельности Думы (руководит подготовкой заседаний и ведет заседания Думы в соответствии с его регламентом; созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня; подписывает протоколы заседаний и другие документы Думы; издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы; подписывает решения Думы; издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы, подписывает решения Думы), то председатель Думы не наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, соответственно председатель Думы не является выборным должностным лицом Александровского муниципального округа и в Уставе в отношении председателя Думы могут не указываться основания и порядок прекращения полномочий, а также основания и процедура досрочного прекращения полномочий, что не исключает указание таких оснований, порядка и процедуры в Положении о Думе.

Поскольку федеральным законодательством и Уставом основания досрочного прекращения полномочий председателя представительного органа местного самоуправления не урегулированы, то избрание председателя Думы, так и досрочное прекращение его полномочий относится к внутренним, организационным вопросам деятельности самого представительного органа местного самоуправления.

Исходя из части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования принимает, в том числе решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Дума Александровского муниципального округа Пермского края полномочна принимать решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, в том числе вправе была принять решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе в части вопросов досрочного прекращения полномочий председателя Думы.

При таких обстоятельствах отсутствие в Уставе положений об основаниях, порядке и процедуре прекращения и досрочного прекращения полномочий председателя Думы не влекут удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку федеральным законодательством не предусмотрено, что данные вопросы должны быть определены исключительно уставом муниципального образования, а кроме того оспариваемое решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе федеральному законодательству, уставу муниципального образования, нормативным актам представительного органа муниципального образования, иным муниципальным правовым актам не противоречит и прав административных истцов не нарушает, процедура его принятия не нарушена.

Доводы административных истцов о том, что решение Думы от 12 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе было отклонено главой округа, в связи с чем не могло быть принято повторно, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку решение Думы от 12 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе (т.3 л.д.172-173) и решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе (т.1 л.д.176-177), имеют различное содержание, то есть решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе принято в иной редакции, в связи с чем на основании части 6 статьи 44 Регламента Думы, решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе подлежало направлению главе округа для подписания и обнародования как вновь принятое.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о допустимости опубликования оспариваемого решения Думы в газете «Комсомольская правда – Пермь», что является нарушением статьи 33 Устава, которым предусмотрено опубликование нормативно-правовых актов в газете «Боевой путь», судебная коллегия полагает необоснованными по следующим основаниям.

Статьей 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Статьей 33 Устава установлено, что муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), подлежат опубликованию в периодическом печатном издании – общественно-политической газете «Боевой путь». Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание – Официальный сайт органа местного самоуправления «Александровский муниципальный район Пермского края» (www.aleksraion.ru) (часть 3). Муниципальные правовые акты могут быть распространены через библиотечную сеть, по телевидению и радио, переданы по каналам связи, опубликованы в печатных изданиях, не являющихся официальным источником опубликования, размещены в магазинах, клубах, зданиях органов местного самоуправления, иных общественных местах или доведены до всеобщего сведения другими общедоступными способами (часть 4).

Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования, что закреплено в части 3 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляющего основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, свободу поиска, получения, передачи и распространения информации (пункты 1 и 3 статьи 4).

Муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, относятся к информации о деятельности органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ).

Перечень способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ, не является исчерпывающим и предусматривает, в том числе, такие способы доступа к информации как обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации, размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет», размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах, ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает наряду с опубликованием в средствах массовой информации возможность доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления путем размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Обнародование информации о деятельности органов местного самоуправления в средствах массовой информации как один из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» средством массовой информации, в частности, является сетевое издание, под которым понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным законом.

При этом согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.

Пунктом 31 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Как указано выше, по устному распоряжению председателя Думы ФИО5 сотрудникам аппарата решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе не было направлено на опубликование и не было размещено на официальном сайте органов местного самоуправления Александровского муниципального района Пермского края (т.2 л.д.31), в связи с чем после подписания решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе были приняты меры к его опубликованию в официальном печатном издании – газета «Боевой путь» и размещению на официальном сайте в сети Интернет, а именно 22 декабря ФИО9 и ФИО11 направили решение от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе и.о. главного редактора газеты «Боевой путь» (т.2 л.д.20), однако согласно ответу главного редактора МБУ «Редакция газеты «Боевой путь», поступившее 23 декабря 2020 года в письменном и электронном виде решение от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе не было опубликовано по причине того, что данное решение не направлено по официальной электронной почте администрации Александровского муниципального района (как это делалось ранее), а также в связи с устным указанием главы района ФИО12 и действующего на тот момент председателя Думы ФИО5 (т.3 л.д.118).

25 декабря 2020 года состоялось заседание регламентного комитета Думы, по итогам которого принято решение в связи с отказом руководителя газеты «Боевой путь» опубликовать принятые решения Думы, с целью обеспечения населения Александровского муниципального района Пермского края возможности ознакомиться с содержанием решений Думы, опубликовать решения Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе в газете «Комсомольская правда – Пермь» (т.2 л.д.21-26).

Решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе опубликовано 29 декабря 2020 года в газете «Комсомольская правда – Пермь» № 149 (27222) на странице 9 (т.2 л.д.45), распространено через библиотечную сеть Александровского муниципального округа (т.2 л.д.40), а также направлено в различные органы и должностным лицам (т.2 л.д.34-44).

16 апреля 2021 года решение Думы от 26 ноября 2020 года о внесении изменений в Положение о Думе размещено на официальном сайте органов местного самоуправления Александровского муниципального района Пермского края (т.3 л.д.177-179).

Таким образом, с учетом обстоятельств дела порядок опубликования оспариваемого решения не может быть признан нарушенным, поскольку Думой была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием правового акта населению Александровского муниципального района Пермского края.

Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административными истцами в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пермского краевого суда от 28 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 ноября 2021 г.

Председательствующий

Судьи