ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-2999/2021 от 13.09.2021 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Нуждин В.Н. Дело № 66а-2999/2021

(номер дела в суде первой инстанции 3а-686/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 13 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сорокина М.С.,

судей Бушминой А.Е., Мироновой Н.В.

при секретаре Защитниковой А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Павловского муниципального округа Нижегородской области, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва, об отмене регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 Базана Дмитрия Викторовича, выдвинутого избирательным объединением НИЖЕГОРОДСКОЕ Региональное Отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», по апелляционной жалобе Базана Дмитрия Викторовича на решение Нижегородского областного суда от 1 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С., объяснения Базана Д.В., представителя Территориальной избирательной комиссии Павловского муниципального округа Нижегородской области, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва, – Савельевой С.Н., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Куренкова Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 17 июня 2021 года №1832-VI «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 21 июня 2021 года № 201/2443-6 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Павловского муниципального округа Нижегородской области (далее – Окружная избирательная комиссия).

Решением Окружной избирательной комиссии от 26 июля 2021 года № 30 Базан Д.В., выдвинутый избирательным объединением НИЖЕГОРОДСКОЕ Региональное Отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.

Окружная избирательная комиссия обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения) просила отменить регистрацию кандидата в депутаты Базана Д.В. со ссылкой на то, что к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, им не была исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), пунктом 8 статьи 37 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» (далее – Закон Нижегородской области № 187-З), закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, что по результатам проверки сведений, содержащихся в представленных им документах для регистрации кандидатом, было выявлено наличие у него иностранных финансовых инструментов, а именно акций иностранных компаний Apple, eBay, Tesla, Alibaba, Alphabet, что в силу требований подпункта «и» части 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункта 9 части 7 статьи 91 Закона Нижегородской области № 187-З является основанием для отмены регистрации кандидата.

Решением Нижегородского областного суда от 1 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, отменена регистрация Базана Д.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.

В апелляционной жалобе Базан Д.В. ставит вопрос об отмене указанного решения как незаконного и необоснованного, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что на момент подачи документов для регистрации в качестве кандидата он не знал о наличии на брокерском счету, открытом на его имя, депозитарных расписок на незначительное количество акций иностранных компаний Apple, eBay, Tesla, Alibaba, Alphabet, что указанный счет был открыт в интересах третьего лица, доступа к указанному счету он фактически не имел, добросовестно заблуждался, предполагая, что данный счет давно переоформлен на иное лицо либо закрыт, что полученные им из налоговых органов сведения не содержали информации о наличии депозитарных расписок на акции, имеющихся на счету, открытом на его имя, что цели сокрытия указанной информации от Окружной избирательной комиссии он не имел. Обращает внимание на то, что о результатах проверки сведений, содержащихся в представленных им документах для регистрации в качестве кандидата, был уведомлен Окружной избирательной комиссией спустя 35 дней после их предоставления, лишь 15 августа 2021 года, в то время как указанные результаты имелись у Окружной избирательной комиссии 19 июля 2021 года, то есть до принятия решения о его регистрации, в связи с чем он был лишен возможности устранить указанные недостатки до окончания срока выдвижения кандидатов. Указывает, что после соответствующего уведомления Окружной избирательной комиссией он принял все возможные меры, направленные на устранение выявленных недостатков, – реализовал с брокерского счета все депозитарные расписки на акции иностранных компаний, а также предоставил 16 и 18 августа 2021 года в Окружную избирательную комиссию запрошенные объяснения и справки об отсутствии у него иностранных финансовых инструментов и наличии от их реализации денежной суммы в размере 38 154,01 долларов США.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Базан Д.В. просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Окружной избирательной комиссии – Савельева С.Н. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Куренкова Е.А., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом № 67-ФЗ, Законом Нижегородской области № 187-З.

При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (пункт 3.3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).

Регистрация кандидата при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт «и» части 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в статьях 37, 91 Закона Нижегородской области № 187-З.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) под иностранными финансовыми инструментами понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги – Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 12 июля 2021 года в Окружную избирательную комиссию Базаном Д.В. представлены документы, предусмотренные статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 37 Закона Нижегородской области № 187-З, необходимые для выдвижения кандидата.

В частности, Базаном Д.В. представлены документы, содержащие сведения о размере и об источниках доходов его как кандидата, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, в котором среди прочего в графе «Иное имущество»: «Ценные бумаги» (акции, иные ценные бумаги), «Иное участие в коммерческих организациях» – «наименование организации, ИНН, адрес, количество акций, номинальная стоимость одной акции (руб.), вид ценной бумаги, лицо, выпустившее ценную бумагу, количество ценных бумаг, общая стоимость (руб.), доля участия», информация не отражена, имеется отметка «нет». При этом в графе «Денежные средства и драгоценные металлы, находящееся на счетах (во вкладах) в банках» сведений о брокерских счетах не имеется.

21 июля 2021 года Базаном Д.В. в Окружную избирательную комиссию представлены документы, предусмотренные статьей 38 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 42 Закона Нижегородской области № 187-З, необходимые для регистрации кандидата.

В перечне документов, представленных для регистрации кандидата, имеется уведомление Базана Д.В. от 21 июля 2021 года о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Решением Окружной избирательной комиссии от 26 июля 2021 года № 30 Базан Д.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.

По результатам проверки достоверности сведений о счетах, вкладах в банках и ценных бумагах, представленных Базаном Д.В. в Окружную избирательную комиссию, которая была проведена с применением дистанционного механизма проверок с использованием информационных ресурсов Банка России и ГАС «Выборы», было установлено, что зарегистрированный кандидат Базан Д.В. имеет ценные бумаги (акции): Citibank N.A. – 20 штук, Apple Inc – 60 штук, eBay Inc – 6 штук, Tesla Inc – 27 штук, Alphabet Inc – 2 штуки (отчет о проверке сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах, принадлежащих кандидатам (их супругам и несовершеннолетним детям)).

16 августа 2021 года Базаном Д.В. в Окружную избирательную комиссию представлена объяснительная записка, в которой указывается на то, что Базан Д.В. осознает, что, добросовестно заблуждаясь, допустил нарушение положений статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, на момент 16 августа 2021 года на счету, открытом на его имя, ценные бумаги (акции), в том числе компаний Apple, eBay, Tesla, Alibaba, Alphabet отсутствуют, при этом на указанном счете имеются денежные средства от их реализации в сумме 38 154,01 долларов США.

Аналогичные объяснения представлены Базаном Д.В. в Окружную избирательную комиссию в объяснительной записке 18 августа 2021 года, с приложением к ней подтверждающей справки, выданной АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ» от 18 августа 2018 года № ФИН/СП/210818/90227728.

Проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие у зарегистрированного кандидата Базана Д.В. к моменту представления документов в Окружную избирательную комиссию, необходимых для регистрации кандидата, иностранных финансовых инструментов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Базаном Д.В. были допущены нарушения, являющиеся в силу требований подпункта «и» части 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункта 9 части 7 статьи 91 Закона Нижегородской области № 187-З, основанием для отмены его регистрации кандидатом, в связи с чем удовлетворил заявленные административным истцом требования.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.

Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне. Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года № 1742-О).

Материалами дела достоверно подтверждается и Базаном Д.В. не оспаривается, что к моменту предоставления им документов в Окружную избирательную комиссию, необходимых для регистрации кандидата, им не была исполнена предусмотренная законом обязанность осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, что на указанную дату в его владении и пользовании находились ценные бумаги (акции), являющиеся в силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ иностранными финансовыми инструментами, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги – Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги: Citibank N.A. (ISIN: BD0102CTBNK) – 20 штук; Apple Inc (ISIN: US0378331005) – 60 штук; eBay Inc (ISIN: US2786421030) – 6 штук; Tesla Inc (ISIN: US88160R1014) – 27 штук; Alphabet Inc (ISIN: US02079K1079) – 2 штуки.

Следовательно, вопреки позиции административного ответчика, которая повторяется в апелляционной жалобе, данные обстоятельства в силу требований подпункта «и» части 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункта 9 части 7 статьи 91 Закона Нижегородской области № 187-З являются самостоятельным и достаточным основанием для отмены регистрации кандидата, в связи с чем решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска об отмене регистрации кандидата Базана Д.В. следует признать законным и обоснованным.

Не свидетельствуют об обратном доводы апелляционной жалобы Базана Д.В. о том, что на момент подачи документов для регистрации в качестве кандидата он не знал о наличии на брокерском счету, открытом на его имя, депозитарных расписок на незначительное количество акций иностранных компаний Apple, eBay, Tesla, Alibaba, Alphabet, что указанный счет был открыт в интересах третьего лица, доступа к указанному счету он фактически не имел, добросовестно заблуждался, предполагая, что данный счет давно переоформлен на иное лицо либо закрыт, что полученные им из налоговых органов сведения не содержали информации о наличии депозитарных расписок на акции, имеющихся на счету, открытом на его имя, что цели сокрытия указанной информации от Окружной избирательной комиссии он не имел.

Данные доводы по существу вышеприведенных выводов суда не опровергают, поскольку не подтверждают факт исполнения кандидатом обязанности, предусмотренной пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 8 статьи 37 Закона Нижегородской области № 187-З, притом что ответственность за представление в избирательную комиссию надлежащего комплекта документов, необходимых для регистрации кандидата, включая уведомление о том, что он не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, а также за достоверность указанных сведений несет именно кандидат.

Не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы о том, что о результатах проверки сведений, содержащихся в представленных им документах для регистрации в качестве кандидата, был уведомлен Окружной избирательной комиссией спустя 35 дней после их предоставления, лишь 15 августа 2021 года, в то время как указанные результаты имелись у Окружной избирательной комиссии 19 июля 2021 года, то есть до принятия решения о его регистрации, в связи с чем он был лишен возможности устранить указанные недостатки до окончания срока выдвижения кандидатов.

Вопреки указанным доводам доступ к сведениям о наличии во владении у Базана Д.В. иностранных финансовых инструментов был получен Окружной избирательной комиссией не ранее 3 августа 2021 года (л.д. 31 т. 1), то есть уже после принятие решения о его регистрации кандидатом, что соответствует требованиям пункта 19 Регламента обмена информацией при переводе и использовании ГАС «Выборы» в режиме подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 21 июня 2021 года № 201/2451-6.

Судебная коллегия отклоняет как несостоятельные ссылки административного ответчика на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года № 6-П, поскольку не являющиеся очевидными для избирательной комиссии нарушения, допущенные Базаном Д.В., не могли быть выявлены иначе как по результатам проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных им для регистрации кандидата, в связи с чем положения части 6.1 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что после соответствующего уведомления Окружной избирательной комиссией Базан Д.В. принял все возможные меры, направленные на устранение выявленных недостатков, – реализовал с брокерского счета все депозитарные расписки на акции иностранных компаний, а также предоставил 16 и 18 августа 2021 года в Окружную избирательную комиссию запрошенные объяснения и справки об отсутствии у него иностранных финансовых инструментов и наличии от их реализации денежной суммы в размере 38 154,01 долларов США, не могут являться основанием для отмены решения суда и отказа в удовлетворении административного иска с учетом не выполнения им требований закона прекратить владение иностранными финансовыми инструментами на день представления документов, необходимых для регистрации кандидата (пункт 3.3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 8 статьи 37 Закона Нижегородской области № 187-З), и поданного им письменного уведомления об отсутствии таковых.

В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Нижегородского областного суда от 1 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Базана Дмитрия Викторовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 сентября 2021 года

Председательствующий

Судьи