ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-3044/20 от 02.07.2020 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-3044/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 2 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стоян Е.В.,

судей Васильевой Т.Г.,

ФИО1,

с участием прокурора Бобылевой О.А.,

при секретаре Казуровой В.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-45/2020 по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 12 марта 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Многоотраслевая издательско-производственная фирма «Посредник» к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г., представителя Правительства Москвы ФИО2, представителя административного истца ФИО3, заключение прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

закрытое акционерное общество (далее – ЗАО) «Многоотраслевая издательско-производственная фирма «Посредник» является собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Москва, <адрес>, на арендуемом земельном участке с кадастровым номером .

Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года №700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» №67, а также размещен 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Правительства Москвы утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» (приложение 1) (далее – Перечень).

Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года №789-ПП Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года. Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года №911-ПП Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года. Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года №1425-ПП Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года. Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года №1547-ПП Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года.

Под пунктами 4778, 4955, 5714, 6561 в Перечень в редакциях на 2017 – 2020 годы включено нежилое здание с кадастровым номером , принадлежащее административному истцу.

ЗАО «Многоотраслевая издательско-производственная фирма «Посредник» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим с 1 января 2017 года пункта 4778 Перечня на 2017 год, о признании недействующим с 1 января 2018 года пункта 4955 Перечня на 2018 год, о признании недействующим с 1 января 2019 года пункта 5714 Перечня на 2019 год, о признании недействующим с 1 января 2020 года пункта 6561 Перечня на 2020 год, указывая что принадлежащее ему нежилое здание не подлежало включению в Перечень, как не отвечающее признакам, которые определены в статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций», и положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Московского городского суда от 12 марта 2020 года административные исковые требования ЗАО «Многоотраслевая издательско-производственная фирма «Посредник» удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы просит решение отменить в части, в удовлетворении требований административного истца в части признания недействующим с 1 января 2020 года пункта 6561 Перечня на 2020 год отказать, так как вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, предусматривает возможность размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в связи с чем включение здания в Перечень на 2020 год законно.

В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор и представитель административного истца просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года «Устав города Москвы», пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года №65 «О Правительстве Москвы», суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы №700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также последующие изменяющие его акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня на 2019 год) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций», статьей 1.1. которого установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Пунктами 1 и 2 статьи 1.1. вышеуказанного Закона к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включенные в Перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 названного Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.

По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критерию.

Между тем, принадлежащее административному истцу здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Многоотраслевая издательско-производственная фирма «Посредник» является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0005003:1047, расположенного по адресу: <...>.

Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено здание площадью 569,9 кв.м, до 2019 года имел вид разрешенного использования «эксплуатация административного здания без права установки ограждения», по состоянию на 1 января 2020 года установлен вид разрешенного использования – «деловое управление», что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.98-107).

Вид разрешенного использования «деловое управление» не свидетельствует однозначно о возможности включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. № 363-ПП (в редакции действующей с 15 июня 2016 года) разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Согласно положениям данного постановления вид разрешенного использования земельного участка «деловое управление» (4.1), исходя из его описания, не предусматривает безусловного размещения на земельных участках офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Спорное здание нельзя отнести к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку из технической документации следует, что оно имеет площадь 569,9 кв.м, т.е. менее 1 000 кв.м, в нем располагаются помещения, имеющие названия «служебное», «коридор», «бойлерная», «кабинет», «холл», «гостиная», «зал конференций», «компьютерная» (л.д.37-51), что не позволяет признать его административно-деловым или торговым центром. Мероприятия по определению вида фактического использования здания в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года №257-ПП Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы не проводились.

Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка «деловое управление», ни техническая документация здания не свидетельствуют о законности включения указанного объекта недвижимости в Перечень на 2020 год, также как и на 2017-2019 годы, поскольку здание не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64. Доказательств законности включения здания в Перечни административным ответчиком не представлено.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

Решение Московского городского суда от 12 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи