Судья Суднева В.Н. Дело № 66а-3048/2021
(номер дела в суде первой инстанции
3а-969/2021)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 14 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С.,
судей Мироновой Н.В., Бушминой А.Е.
при секретаре ФИО6
с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Перми к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва ФИО1, выдвинутой избирательным объединением «Пермское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу № 5
по апелляционной жалобе Избирательной комиссии Пермского края на решение Пермского краевого суда от 10 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 17 июня 2021 года № 2134 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 3 июня 2021 года № 163/008-3 полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 5 по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Перми (далее – Окружная избирательная комиссия).
Решением Окружной избирательной комиссии от 28 июля 2021 года № 89/03 ФИО1, выдвинутая избирательным объединением «Пермское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.
Окружная избирательная комиссия обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просила отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва ФИО1, выдвинутой избирательным объединением «Пермское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» со ссылкой на то, что к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, ей не была исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), пунктом 2.3 статьи 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края» (далее Закон Пермского края от 11 мая 2011 № 766-ПК), закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, что по результатам проверки сведений, содержащихся в представленных ей (ФИО1) документах для регистрации кандидатом, было выявлено наличие у нее иностранных финансовых инструментов, а именно: FinEx Invesment Management LLP (1 шт.); FinEx Invesment Management LLP (130 шт.), что в силу требований подпункта «и» части 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, части 9 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 № 766-ПК является основанием для отмены регистрации кандидата.
Решением Пермского краевого суда от 10 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, отменена регистрация кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва ФИО1, выдвинутой избирательным объединением «Пермское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
В апелляционной жалобе Избирательная комиссия Пермского края просит решение Пермского краевого суда изменить в части содержания резолютивной части решения, полагая, что в резолютивной части решения отсутствуют: указание на удовлетворение административного требования административного истца «полностью»; указание на конкретное решение избирательной комиссии – решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Перми от 28 июля 2021 года № 89/03; указание о том, что кандидат ФИО1 выдвинута по одномандатному избирательному округу № 5, в связи с чем указанные обстоятельства могут привести к неправильному применению указанного решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Избирательная комиссия Пермского края не присутствовала, представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом № 67-ФЗ, Законом Пермского края от 11 мая 2011 № 766-ПК.
При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (пункт 3.3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).
Регистрация кандидата при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт «и» части 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в части 2.3 статьи 28, пункте 9 части 7 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 № 766-ПК.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) под иностранными финансовыми инструментами понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги – Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 9 июля 2021 года ФИО1 обратилась в Избирательную комиссию Пермского края с согласием баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 избирательному объединению «Пермское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
9 июля 2021 года ФИО1 представлены документы, предусмотренные статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 27 Закона Пермского края от 11 мая 2011 № 766-ПК, необходимые для выдвижения кандидата.
В частности, ФИО1 представлены документы, содержащие сведения о размере и об источниках доходов ее как кандидата, а также об имуществе, принадлежащем ей на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, в котором среди прочего в графе «Иное имущество»: «Ценные бумаги» (акции, иные ценные бумаги), «Иное участие в коммерческих организациях» – «наименование организации, ИНН, адрес, количество акций, номинальная стоимость одной акции (руб.), вид ценной бумаги, лицо, выпустившее ценную бумагу, количество ценных бумаг, общая стоимость (руб.), доля участия», информация не отражена, имеется отметка «0» (л.д.22а). При этом в графе «Денежные средства и драгоценные металлы, находящееся на счетах (во вкладах) в банках» сведений о брокерских счетах не имеется.
22 июля 2021 года ФИО1 в Окружную избирательную комиссию представлены документы, предусмотренные статьей 38 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 29 Закона Пермского края от 11 мая 2011 № 766-ПК, необходимые для регистрации кандидата.
В перечне документов, представленных для регистрации кандидата, имеется уведомление ФИО1 от 22 июля 2021 года о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами (л.д.55).
Решением Окружной избирательной комиссии от 28 июля 2021 года № 89/03 ФИО1 была зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 5.
По результатам проверки достоверности сведений о счетах, вкладах в банках и ценных бумагах, представленных ФИО1 в Окружную избирательную комиссию, которая была проведена с применением дистанционного механизма проверок с использованием информационных ресурсов Банка России, было установлено, что зарегистрированный кандидат ФИО1 владеет иностранными финансовыми инструментами, классифицированных в качестве ценных бумаг иностранного эмитента-облигациями: <данные изъяты> (130 шт.).
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В данном Федеральном законе понятие «иностранная структура без образования юридического лица» используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие «нерезидент» в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, указанные ценные бумаги, которыми владеет кандидат, имеют международный код ценной бумаги (ISIN), а указанная компания не является российским юридическим лицом, поскольку ее организационно-правовая форма, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
Подпунктами «б», «в» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что к нерезидентам относятся, в том числе: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
Проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие у зарегистрированного кандидата ФИО1 к моменту представления документов в Окружную избирательную комиссию, необходимых для регистрации кандидата, иностранных финансовых инструментов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1 были допущены нарушения, являющиеся в силу требований подпункта «и» части 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 9 части 7 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 № 766-ПК, основанием для отмены ее регистрации кандидатом, в связи с чем удовлетворил заявленные административным истцом требования.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне. Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года № 1742-О).
Материалами дела достоверно подтверждается и ФИО1 не оспаривается, что к моменту предоставления документов в Окружную избирательную комиссию, необходимых для регистрации кандидата, ей не была исполнена предусмотренная законом обязанность осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, что на указанную дату в ее владении и пользовании находились ценные бумаги (акции), являющиеся в силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ иностранными финансовыми инструментами, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги – Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги: ISIN: IE00BD3QFB18 эмитента FinEx Invesment Management LLP в количестве 1 шт.; ISIN: IE00BNC2D72B эмитента FinEx Invesment Management LLP в количестве 130 шт.
Следовательно, данные обстоятельства в силу требований подпункта «и» части 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 9 части 7 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 № 766-ПК являются самостоятельным и достаточным основанием для отмены регистрации кандидата, в связи с чем решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска об отмене регистрации кандидата ФИО1 следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица о том, что резолютивная часть решения суда не соответствует требованиям пунктов 1 и 2 части 6 статьи 180 КАС РФ, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку резолютивная часть решения содержит все предусмотренные частью 6 статьи 180 КАС РФ выводы и сведения, которые должны быть в ней указаны исходя из обстоятельств административного дела.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Пермского краевого суда от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 сентября 2021 года
Председательствующий
Судьи