Дело № 66а-307/2020 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
город Сочи |
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Рассказовой Г.В., Анфаловой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-206/2019 (УИД 05OS0000-01-2019-000225-51) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Единая клинико-диагностическая лаборатория» о признании не действующими отдельных положений дополнительного соглашения № 7 к Тарифному соглашению на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Дагестан на 2019 год, утвержденного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Дагестан от 31 августа 2019 г.,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Единая клинико-диагностическая лаборатория» на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 25 декабря 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., объяснения представителей Правительства Республики Дагестан Джалилова Н.Г., Абдуллаевой К.А., Министерства здравоохранения Республики Дагестан Керимхановой Д.С., Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан Атаева К.А., Гаджимурадова Т.Р., акционерного общества «Макс-М», акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Дибирова Р.М., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
25 декабря 2018 г. заключено Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Дагестан на 2019 год (далее – Тарифное соглашение на 2019 год).
В первоначальном виде документ опубликован 29 декабря 2018 г. в сети «Интернет» на официальных сайтах Министерства здравоохранения Республики Дагестан (http://minzdravrd.ru/normativnye_pravovye_akty) и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (http://fomsrd.ru/npa_oms/t-sogl/t-2019.php).
Решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Дагестан (далее также – Комиссия) от 31 августа 2019 г. (протокол № 8 от 31 августа 2019 г.) утверждено дополнительное соглашение № 7 к Тарифному соглашению на 2019 год (далее также - Дополнительное соглашение № 7), пунктом 15 которого приложение № 15 к Тарифному соглашению на 2019 год «Коды тарифов и тарифы на оказание диагностических услуг, применяемые при межучрежденческих взаиморасчетах на 2019 год» изложено в новой редакции согласно приложению № 17 к Дополнительному соглашению № 7.
Пунктом 20 Дополнительного соглашения № 7 предусмотрено, что отдельные пункты данного дополнительного соглашения, в том числе пункт 15 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 августа 2019 года.
Дополнительное соглашение № 7 к Тарифному соглашению на 2019 год опубликовано 3 сентября 2019 г. в сети «Интернет» на официальном сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (http://fomsrd.ru/npa_oms/t-sogl/t-2019.php).
Общество с ограниченной ответственностью «Единая клинико-диагностическая лаборатория» (далее также – ООО «ЕКДЛ», Общество), являющееся медицинской организацией, участвующей в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Дагестан в 2019 г., обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просило признать не действующим со дня принятия пункт 20 Дополнительного соглашения № 7 к Тарифному соглашению на 2019 год в части, предусматривающей вступление в силу пункта 15 данного дополнительного соглашения (приложение № 17) с 1 августа 2019 г., ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду придания измененным тарифам на оказание диагностических услуг обратной силы, и нарушение права Общества на получение средств за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, гарантированное пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 25 декабря 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Правительством Республики Дагестан, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, акционерным обществом «Макс-М», акционерным обществом «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» представлены возражения.
В судебном заседании апелляционной инстанции, состоявшемся 16 июля 2020 г. посредством организации видеоконференц-связи при содействии Кировского районного суда г. Томска, представитель административного истца Панов В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об основах охраны здоровья граждан разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Согласно части 2 статьи 30 названного Федерального закона тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 36 Закон об обязательном медицинском страховании).
Соответствующее Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования утверждено приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 г. № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (приложение № 1 к Правилам обязательного медицинского страхования) (далее также – Правила обязательного медицинского страхования), пунктом 4 которого к полномочиям комиссии в числе прочего отнесено рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленных Федеральным фондом в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона об обязательном медицинском страховании.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Комиссия образована и ее состав утвержден постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 мая 2012 г. № 194 «О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Дагестан».
Тарифное соглашение на 2019 год заключено 25 декабря 2018 г., вступило в силу с даты подписания, его действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января по 31 декабря 2019 г.
Пунктом 15 Дополнительного соглашения № 7 от 31 августа 2019 г. приложение № 15 к Тарифному соглашению на 2019 год «Коды тарифов и тарифы на оказание диагностических услуг, применяемые при межучрежденческих взаиморасчетах на 2019 год» изложено в новой редакции (приложение № 17), действие которой распространено на правоотношения, возникшие с 1 августа 2019 г. (пункт 20 Дополнительного соглашения № 7).
Разрешая административное дело, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое в части Дополнительное соглашение № 7 принято в установленном порядке уполномоченным органом в области обязательного медицинского страхования в соответствии с предоставленными полномочиями, с соблюдением предусмотренной процедуры и публикации.
Также суд обоснованно не установил противоречия Дополнительного соглашения № 7 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу статьи 3 Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» особыми видами нормативных правовых актов являются Федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о передаче осуществления полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Дагестан, иные нормативные правовые договоры и соглашения Республики Дагестан.
По общему правилу согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Возможность придания нормативному правовому акту Республики Дагестан обратной силы в случаях, когда он устраняет или смягчает ответственность за правонарушения либо когда в самом акте предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, предусмотрена статьей 73 вышеуказанного регионального закона. Этой же нормой закона установлено, что придание обратной силы не допускается, если акт предусматривает введение или ужесточение ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанной ответственности или влекли более мягкую ответственность.
Таким образом, содержащиеся в оспариваемом пункте 20 Дополнительного соглашения № 7 положения, предусматривающие распространение действия отдельных пунктов данного дополнительного соглашения, в том числе пункта 15 на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, соответствуют приведенным предписаниям регионального законодательства.
ООО «ЕКДЛ» является участником обязательного медицинского страхования, включено в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориального программы обязательного медицинского страхования Республики Дагестан в 2019 году.
Оказание административным истцом необходимой медицинской помощи застрахованным лицам в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Дагестан в 2019 году осуществляется на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных ООО «ЕКДЛ» с акционерным обществом «Медицинская акционерная страховая компания» и обществом с ограниченной ответственностью «ВТБ медицинское страхование» (на момент рассмотрения дела реорганизовано в форме присоединения к акционерному обществу «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»).
Нарушение своих прав оспариваемыми положениями Дополнительного соглашения № 7 Общество связывает с приданием обратной силы новой редакции приложения № 15 к Тарифному соглашению на 2019 год «Коды тарифов и тарифы на оказание диагностических услуг, применяемые при межучрежденческих взаиморасчетах на 2019 год» (приложение № 17), согласно которой произошло снижение размера тарифов на оказываемые административным истцом в рамках обязательного медицинского страхования диагностические услуги, и, в связи с этим, недополучением средств за уже оказанную медицинскую помощь.
При этом, правомерность снижения Дополнительным соглашением № 7 размера тарифов на оказание диагностических услуг административным истцом не оспаривается.
Разделом 3 Тарифного соглашения на 2019 год урегулированы вопросы, связанные с определением размера и структуры тарифов на оказание медицинской помощи в рамках реализации Территориального программы обязательного медицинского страхования Республики Дагестан в 2019 году, и предусмотрена возможность изменения тарифов в течение срока действия данного тарифного соглашения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона об обязательном медицинском страховании медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно пункту 121 Правил обязательного медицинского страхования, в соответствии с частью 6 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
Аналогичные условия оплаты медицинской помощи, оказанной Обществом, предусмотрены вышеуказанными договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенными с акционерным обществом «Медицинская акционерная страховая компания» и обществом с ограниченной ответственностью «ВТБ медицинское страхование». При этом из содержания указанных договоров следует, что страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованному лицу, на основании предъявленных Обществом счетов и реестров счетов до 20 числа каждого месяца включительно.
Судом установлено, что предъявленные административным истцом 6 сентября 2019 г. по утвержденным Дополнительным соглашением № 7 тарифам счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, оказанной им за период с 1 по 31 августа 2019 г., в филиал АО «Медицинская акционерная страховая компания» в г. Махачкале – на сумму 725761,06 рублей за 7155 проведенных исследований, и в представительство ООО «ВТБ медицинское страхование» - на сумму 438855,86 рублей за 4863 проведенных исследования, указанными страховыми медицинскими организациями оплачены в полном объеме.
Исходя из характера отношений, возникающих в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, при которых присутствует тарифное регулирование оплаты медицинской помощи, с учетом положения субъектов обязательного медицинского страхования, в частности, медицинских организаций, которые при информированности об оплате медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, по тарифам на оплату медицинской помощи и возможности их изменения, в том числе в сторону снижения, включаются в соответствующий реестр медицинских организаций по собственной инициативе, на основании направляемого ими в территориальный фонд уведомления о намерении осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, выйти из числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (статья 15 Закона об обязательном медицинском страховании), судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что произведенная Обществу оплата за оказанные медицинские услуги в августе 2019 г. по тарифам, установленным в предусмотренном законом порядке, обоснованность которых им не оспаривается, не может свидетельствовать о нарушении его прав и законных интересов.
Из представленных административным истцом в суд первой инстанции и дополнительно суду апелляционной инстанции доказательств обратного не следует.
Кроме того, принимая во внимание, что в силу статьи 3 Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» нормативные правовые договоры и соглашения Республики Дагестан являются особыми видами нормативных правовых актов, устанавливаемые Комиссией тарифы являются результатом соглашения, заключаемого входящими на паритетных началах в ее состав сторонами в форме Тарифного соглашения, судебная коллегия находит также обоснованным вывод суда об отсутствии противоречия оспариваемых положений Дополнительного соглашения № 7 нормам действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, ввиду возможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных норм федерального и регионального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в признании оспариваемого в части Дополнительного соглашения № 7 недействующим.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении суда. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 25 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Единая клинико-диагностическая лаборатория» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи